Альтернативные системы ………………………………………...
| Рис.231–233
|
Анализ ресурсов функций ………………………………………..
| Рис.18, 19
|
Антифункция ……………………………………………………...
| Рис.12
|
Бисистемы …………………………………………………………
| Рис.235 и 236
|
Дополнительные функции ………………………………………..
| Рис.20 и 21
|
Генетический анализ ……………………………………………...
| Рис.17
|
Геометрические эффекты
|
|
– спирали ………………………………………………………...
| Рис.211, 212
|
– цепи …………………………………………………………….
| Рис.213
|
– щеточные конструкции ……………………………………….
| Рис.214
|
Задачи:
|
|
– на изменение:
|
|
– повышение управляемости системы ……………………...
| Рис.39
|
– синтез новой системы ……………………………………...
| Рис.38
|
– устранение недостатков в системе ………………………..
| Рис.40
|
– на измерение (обнаружение) …………………………………
| Рис.41
|
Задействование имеющихся ресурсов ……………………………
| Рис.208 – 210
|
Задействование ресурсов ………………………………………….
| Рис.195 – 200
|
Законы:
|
|
– построения и функционирования систем:
|
|
– минимальной работоспособности ………………………...
| Рис.183
|
– полноты частей системы …………………………………..
| Рис.182
|
– проводимости потоков:
|
|
– информационной ………………………………………..
| Рис.185
|
– энергетической …………………………………………..
| Рис.184
|
– согласования ритмики работы частей системы ………….
| Рис.186
|
Развития систем:
|
|
– вытеснения человека из технической системы …………..
| Рис.188
|
– логистического (S–образного) развития ………………….
| Рис.215 – 220
|
– неравномерного развития частей системы ……………….
| Рис.187
|
– перехода на микроуровень ………………………………...
| Рис.242 – 245
|
– повышения:
|
|
– степени идеальности системы ……………………….…
| Рис.189 – 192
|
– динамичности и управляемости систем …………….…
| Рис.246 – 249
|
– согласования–рассогласования ……………………………
| Рис.221 – 230
|
– по параметрам ……………………………………………
| Рис.225
|
– принудительное ………………………………………….
| Рис.228
|
– по структуре ……………………………………………..
| Рис.223
|
– по форме ……………………………………………….…
| Рис.224
|
Запрет негативной формулировки функции ……………………..
| Рис.16
|
Идеальность ………………………………………………………..
| Рис.193
|
Идеальный конечный результат ………………………………….
| Рис.194
|
Иерархический анализ …………………………………………….
| Рис.9
|
Инверсные системы ……………………………………………….
| Рис.234
|
Информационный фонд …………………………………………...
| Рис.250 – 252
|
Многоэкранное мышление ………………………………………..
| Рис.8
|
Надсистема …………………………………………………………
| Рис.231–239
|
Неалгоритмические методы решения задач:
|
|
– аналогия …………………………………………………….….
| Рис.32 –34
|
– мозговой штурм ……………………………………………….
| Рис.30
|
– проб и ошибок …………………………………………………
| Рис.28 и 29
|
– результативность неалгоритмических методов ………….….
| Рис.31
|
Обострение противоречия …………………………………………
| Рис.51 – 54
|
Ограничения по ресурсам при решении задач …………………..
| Рис.205 – 207
|
Однородные системы ……………………………………………...
| Рис.235 – 237
|
Оперативное время ………………………………………………...
| Рис. 44 и 45
|
Оперативные время и зона ………………………………………..
| Рис.46
|
Переход:
|
|
–в надсистему:
|
|
– объединением:
|
|
– альтернативных систем …………………………………
| Рис.231 – 233
|
– инверсных систем …………………………………….…
| Рис.234
|
– однородных (однофункциональных) систем: …….…..
| Рис.235, 236
|
– со сдвинутыми характеристиками ……………………..
| Рис.237
|
– к другому принципу действия …………………………….
| Рис.215 – 220
|
–от задачи, как она дана к задаче, как она понята ……………
| Рис.6
|
Полисистемы …………………………………………………….…
| Рис.238 и 239
|
Приемы разрешения противоречий:
|
|
– антивеса ………………………………………………………..
| Рис.63 – 66
|
– асимметрии …………………………………………………….
| Рис.67 – 70
|
– вынесения ……………………………………………………...
| Рис.71 – 74
|
– «дешевой недолговечности взамен дорогой долговечности»
| Рис.75 – 78
|
– дробления ………………………………………………………
| Рис.79 – 82
|
– замены (механической) схемы ………………………………..
| Рис.83 – 86
|
– заранее подложенной подушки ………………………………
| Рис.87 – 90
|
– динамичности ………………………………………………….
| Рис.91 – 93
|
– изменения:
|
|
– окраски……………………………………………………….
| Рис.94
|
– физико–химических параметров ………………………….
| Рис.95 – 98
|
– использования:
|
|
– (механических) колебаний …………………………………
| Рис.99, 100
|
– пневмо– и гидроконструкций ……………………………..
| Рис.101 – 103
|
– тонких оболочек и пленок ………………………………....
| Рис.104
|
– копирования ……………………………………………………
| Рис.105 – 107
|
– «матрешки» …………………………………………………….
| Рис.108 – 111
|
– местного качества ………………………………………….….
| Рис.112 – 115
|
– «наоборот» ………………………………………………….….
| Рис.116 – 119
|
– непрерывности полезного действия ………………………….
| Рис.120 – 123
|
– «обратить вред в пользу» ……………………………………..
| Рис.124 –126
|
– обратной связи …………………………………………………
| Рис.127 – 130
|
– объединения ……………………………………………………
| Рис.131 – 134
|
– однородности …………………………………………………..
| Рис.135
|
– отброса и регенерации частей ………………………………...
| Рис.136 – 138
|
– перехода в другое измерение …………………………………
| Рис.139 – 142
|
– периодического действия ……………………………………..
| Рис.143, 144
|
– посредника ……………………………………………………..
| Рис.145 – 148
|
– предварительного исполнения ………………………………..
| Рис.149 – 152
|
– применения: ……………………………………………………
|
|
– инертной среды ……………………………………………..
| Рис.153, 154
|
– пористых материалов ……………………………………....
| Рис.155
|
– сильных окислителей ……………………………………....
| Рис.156
|
– проскока ………………………………………………………..
| Рис.157 – 159
|
– самообслуживания …………………………………………….
| Рис.160 – 163
|
– сфероидальности ………………………………………………
| Рис.164 – 167
|
– универсальности ……………………………………………….
| Рис.168 – 171
|
– частичного или избыточного действия ………………………
| Рис.172 – 175
|
– фазовых переходов ……………………………………………
| Рис.176 – 179
|
– эквипотенциальности ………………………………………....
| Рис.180, 181
|
Принцип действия ………………………………………………....
| Рис.215 – 220
|
Причинно–следственная сеть и ключевые нежелательные эффекты ..
| Рис.5
|
Противоречие ………………………………………………………
| Рис.47 – 50
|
Разрешение противоречий:
|
|
– разделением противоположных свойств:
|
|
– в пространстве ……………………………………………..
| Рис.55, 56
|
– во времени ………………………………………………….
| Рис.57, 58
|
– удовлетворением путем изменения свойств системы ……...
| Рис.59, 60
|
– обходом за счет системных переходов ………………………
| Рис.61, 62
|
Расширение функциональных возможностей систем …………..
| Рис.20 и 21
|
Реальная производственная ситуация ("путанка") ………………
| Рис.4
|
Результативность неалгоритмических методов ……………….…
| Рис.31
|
Ресурсы:
|
|
– вещественные ………………………………………………….
| Рис.195
|
– временные ……………………………………………………..
| Рис.198
|
– информационные ……………………………………………...
| Рис.197
|
– пространственные ……………………………………………..
| Рис.198
|
– системные ……………………………………………………..
| Рис.200
|
– функциональные ………………………………………………
| Рис.199
|
– энергетические (полевые) …………………………………….
| Рис.196
|
Сверхэффект ……………………………………………………….
| Рис.24 – 27
|
Связи в системах …………………………………………………..
| Рис.11
|
Системное мышление ……………………………………………...
| Рис.7
|
Системный эффект …………………………………………………
| Рис.240 и 241
|
Содержание ………………………………………………………...
| Рис.10
|
Способы задействования ресурсов ……………………………….
| Рис.201 – 204
|
Стандарты на решение задач ……………………………………...
| Рис.36
|
Структура …………………………………………………………..
| Рис.11
|
Структурный анализ …………………………………………….…
| Рис.10, 11
|
Технология решения задач с компьютерной поддержкой ………
| Рис.37
|
Форма …………………………………………………………….…
| Рис.10
|
Формулирование функций ………………………………………..
| Рис.13 – 15
|
Функционально–идеальное моделирование (свертывание) систем ….
| Рис.22 и 23
|
Функционально–стоимостной анализ …………………………….
| Рис.10 – 27
|
Функция ………………………………………………………….....
| Рис.12
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная доктрина образования в Российской Федерации (проект) [ htth://COURIER.com.ru/bubl/concept. htm ].
2. Урсул А.Д. На пути к опережающему образованию// Энергия: экономика, техника, экология. – 1998. – № 12. – С.57–62.
3. Викентьев И.Л. Психофизиологические основы обучения ТРИЗ// Журнал ТРИЗ. – 1991. – № 2.2. – С.18–23.
4. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж, 1977.– 304 с.
5. Наумов Л.Б. Легко ли стать врачом? – Ташкент: Медицина, 1983.– 464 с.
6. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука.– М.: Сов.радио, 1979.– 176 с.
7. Поиск новых идей: от озарения к технологии / Г.С Альтшуллер., Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, В.И. Филатов. – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989. – 381 с.
8. Справочник по функционально–стоимостному анализу/ Под ред. М.Г.Карпунина, Б.И.Майданчика. – М.: Финансы и статистика, 1988. – 431 с.
9. Основные положения методики проведения функционально–стоимостного анализа: Методические рекомендации.– М.: Информ–ФСА, 1991. – 40 с.
10. Маслова Н.В. Ноосферное образование: Биоадекватные учебники (Главы из монографии «Ноосферное образование»). – М.: Институт Холодинамики, 1998. – 25 с.
11. Пиаже Ж. Избранные психологические труды.– М.: 1994 с.55–237.
12. Матюгин И.Ю, Чакаберия Е.И. Зрительная память. – М.: Эйдос, 1992.–78 с.
13. Мичи Д., Джонстон.Р. Компьютер – творец / Пер с англ.; Предисл. Д.А.Поспелова. – М.: Мир, 1987.– 255 с.
14. Шевырев А.В. Технология творческого решения проблем (эвристический подход) или книга для тех, кто хочет думать своей головой. Кн.1. Мышление и проблема. Психология творчества. – Белгорород: Крестьянское дело, 1995.– 210 с.
15. Божович Е.Д. Нетрадиционные способы оценки качества знаний. – М.: 1995.– 112 с.
16. Лихолетов В.В. Использование карикатуры и пословиц для контроля знаний студентов// Методика вузовского преподавания: Тезисы 3–й межвуз. науч.–метод.конф. – Челябинск: ЧГПУ, 1999, С.124–126.
17. Примеры педагогических тестов: Приложение к методике тестирования/ Под ред. В.М.Коровина. – Челябинск: ЧГТУ, 1992.– 55 с.
18. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй/ Пер. с итал. Ю.А.Добровольской. – М.: Прогресс, 1978.– 213 с.
19. Флореску Р.С. Приемы фантазирования в изобразительном искусстве// Журнал ТРИЗ. – 1992. – № 3.2. – С.69–77.
20. Без слов.– М.: Советский художник, 1976.– Вып.1. – 40 с.
21. Громов Е.С. Палитра чувств: О трагическом и комическом. – М.: Просвещение, 1990.– 191 с.
22. Ефимов Б. Школьникам о карикатуре и карикатуристах.– М.: Просвещение, 1978.– 186 с.
23. Калитина Н.Н. Политическая карикатура Франции 30–х годов Х1Х века.– Л.: Изд–во Ленингр. ун–та, 1955.– 205 с.
24. Алексеев В.М. Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях.– М.: Наука, 1966.– 230 с.
25. Стернин Г.Ю. Очерки русской сатирической графики.– М.: Искусство, 1964.– 218 с.
26. Иванов Е.П. Русский народный лубок.– М.: Изогиз, 1937.– 318 с.
27. Ровинский Д.А. Русские народные картинки.– СПб.: Изд–во Р.Голике, 1900.– 268 с.
28. Матюгин И.Ю, Чакаберия Е.И. Как запоминать иностранные слова.– М.: Эйдос, 1992.–127 с.
29. Злочевский С.Е. Психологические вопросы восприятия текстовой и графической информации.– Киев: ДНТП Общества "Знание" УССР, 1967.– 38 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………………….………
|
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОСОБИЯ ……………………………………………………………..…….
|
|
КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ КАРИКАТУРЫ КАК СИСТЕМЫ ……………………………………………………………..……
|
|
ИЛЛЮСТРАЦИЯ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ТРИЗ И ФСА КАРИКАТУРОЙ ………………………………………………………...…..
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ ФАМИЛИЙ ХУДОЖНИКОВ – АВТОРОВ – КАРИКАТУР
|
|
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПОНЯТИЙ, ПРИЕМОВ И ЗАКОНОВ, ПРОИЛЛЮСТРИРОВАННЫХ В ПОСОБИИ ……….…………..…….….
|
|
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………….……...
|
|