Место социологии в системе общественных наук
В настоящее время социология занимает особое место в системе общественных наук. Это обусловлено рядом следующих причин: Во-первых, социология - это наука об обществе, которая изучает законы его функционирования и развития. В отличие от истории, изучающей то, что повторить нельзя и нельзя экспериментально проверить, социология в основном изучает повторяющиеся циклы деятельности общества. Во-вторых, социология выступает в качестве теории и методологии для всех общественных и гуманитарных наук, благодаря обшей теоретической социологии, которая является одним из трех уровней социологии. В-третьих, социология разрабатывает технику и методику изучения человека и его деятельности, методы социального измерения и т.п., которые необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками для получения наиболее достоверной информации об интересующем их социальном явлении или процессе. В-четвертых, в настоящее время проводится целая система исследований на стыке социологии с другими науками, которые получили название социальных исследований (социально-экономические, социально-демографические, социально-политические и др.). Интересен пример, данный П.А. Сорокиным при определении понятия социологии, что если имеется “n” разных объектов изучения, то их будет изучать “n” частных наук, к которым присоединится “n+1” наука - социология, которая будет изучать то общее, что присуще всем этим объектам. Социология имеет большое значение для других наук, так как она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, а также помогает им уяснить законы и закономерности взаимодействия его различных структур. Можно сравнить положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам (и общественным наукам), как положение общей биологии по отношению к физиологии, анатомии, морфологии и другим специальным биологическим отраслям знания; химии - по отношению к органической химии, неорганической химии и т.п. Анархизм М.Бакунина Обоснование своей анархической доктрины М.А. Бакунин начал с критики метафизической философии. Он заявил, что она ведет себя по отношению к частным наукам "авторитарно" и "аристократично". На смену метафизике, по его мнению, должна прийти рациональная "демократическая" наука - "позитивная философия", которая, отказавшись от абстрактных рассуждений и абсолютных истин, будет исследовать реальный мир, подвергать его "действительному анализу", "самой строгой критике" и подтверждать свои выводы посредством опыта. Образец и первый набросок новой рациональной науки русский анархист видел в позитивизме О. Конта.
С точки зрения М.А. Бакунина, позитивная философия - это рациональная и универсальная наука, которая изучает существующие факты реальной действительности, выводит законы, единые для физического, животного и человеческого миров. Позитивистская философия также согласовывает в единую систему и координирует все науки. Систему своей рациональной философии М.А. Бакунин, как и О. Конт, представил в виде следующей иерархической лестницы наук: математика - механика - астрономия - физика - химия - геология - биология - физиология - психология - социология.
М.А. Бакунин объявил социологию вершиной иерархии рациональной науки, "последней ступенью и увенчанием позитивной философии". Он определил ее как науку, которая изучает всю историю человечества в развитии человеческого существа, "коллективного и индивидуального, в политической, экономической, социальной, религиозной, артистической и научной жизни". Поэтому в его понимании социология - это "наука об общих законах, управляющих всем развитием человеческого общества". Она выводит свои законы из фактов и событий прошлого и настоящего. При этом как синтезирующая паука социология обязана учитывать при анализе социальных явлений и процессов самые отдаленные причины, вплоть до движения планет и звезд Вселенной. Обращаясь к прошлому и настоящему, социология, по мнению теоретика анархизма, не способна прогнозировать "формы будущей общественной жизни". 87.социальная структура современного казахстанаСистема социальной стратификации, которая сформировалась в современном Казахстане, примерно такая же, как и во многих странах, где сложились рыночные отношения, классово-стратовая. В социальную стратификацию современного казахстанского общества, по мнению профессора М.С. Аженова, можно включить тот слой населения, который связан с идеологией и практикой рыночных отношений. Эти социально-профессиональные группы очень близки друг к другу по экономическим признакам, по своей профессиональной деятельности. Стратификацию современного казахстанского общества можно и нужно проводить по критериям дохода, власти, статуса, должности, образования. При делении общества на различные классы по этим признакам не имеют особого значения критерии национальности, возраста и другие особенности конкретного индивида, социальной группы. К высшему классу относится слой населения, стоящий у власти, определяющие политику государства и играющие решающую роль в экономическом развитии общества. В класс «новых богатых» входят крупные бизнесмены, руководители крупных фирм, корпораций, банков, акционерных обществ и т. д. В класс богатых входят также руководители крупных предприятий. Некоторые из них входят в иностранные компании. Эти люди имеют большие доходы и могут войти в богатый высший класс. В высшем классе находятся высокопоставленные чиновники государственных органов, которые наделены властью, связанной с экономикой, финансами, правовыми полномочиями и т. д. В основном это те, кто связан с выдачей кредитов бизнесменам, предпринимателям и другим деловым людям. В богатый класс могут войти мафиозные, преступные группы, которые нажили огромные богатства в результате различных махинации, отмывания «грязных» денег, в результате грабежей, взяток или по «рэкету», вымогательству, многими другими криминальными путями. Итак, богатый класс в нашем обществе появился двумя путями. Один путь - честный, более или менее право вой, это результат деловитости, предприимчивости, знания законов финансово-экономического развития. Другой путь криминальный, это обогащение в результате коррупции, взяток, грабежа, различных банковских, финансовых махинаций. В средний класс в нынешнем постсоветском Казахстане, входят: специалисты (инженеры, врачи, учителя, госслужащие) разных форм собственности, часть бизнесменов и предпринимателей, хорошо оплачиваемые квалифицированные рабочие, крестьяне, фермеры, некоторые интеллектуалы и другие. В среднем классе есть все слои и категории населения, которым доход, материальный заработок во всех его видах, дает возможность жить более или менее обеспеченно. В современном Казахстане бедный класс пока еще велик по численности. Но реформы, которые проходят в стране под руководством президента Н.Назарбаева, особенно экономические, в последние годы существенно повысили материальное благосостояние казахстанского народа и, следовательно, снизили удельный вес и численность бедной части населения республики. Из экономического кризиса Казахстан выходит более или менее успешно. 88.телевидение в системе средств массовой коммуникации Телеви́дение (греч. τήλε — далеко и лат. video — вижу; от новолатинского televisio — дальновидение) —передача движущегося изображения и звука на расстояние. 1. Явление. Передача на расстояние и приём на экран средствами радиоэлектроники изображений движущихся и неподвижных объектов и звукового сопровождения. 2. Область науки и техники, связанная с такой передачей и приёмом. 3. Учреждения, осуществляющие такие вещательные передачи. Собственно специфика телевидения Первое – способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства (в зоне действия передатчика). Мы называем эту способность вездесущностью телевидения. Второе – способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком. Мы называем это свойство экранностью телевидения. Благодаря экранности телевизионные образы воспринимаются непосредственно-чувственно, а потому доступны самой широкой аудитории. Третье – способность сообщить в звукозрительной форме о действии, событии, по словам Эйзенштейна, «в неповторимый момент самого свершения его». Одновременность действия, события и отображения его на экране – уникальное качество телевидения. Оно обнаруживается только в процессе прямой («живой») передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, без опосредования предварительной фиксацией, т. е. в настоящем времени. Мы называем способность к созданию и распространению нефиксированных сообщений непосредственностью телевидения. Непосредственность неразрывно связана с симультанностью телепередачи (т. е. одновременностью наблюдения и показа, трансляции); это две стороны одного феномена. Он проявляется в реальных программах не постоянно, однако имеет весьма существенное значение для психологии зрительского восприятия, так как обусловливает особую достоверность телевизионного зрелища – ТВ документализирует событие, придает ему свойства факта. Показали – значит правда. Основа информационных войн. В структуре ТВ можно выделить следующие основные элементы:
Следует отметить, что информационные программы составляют основу вещания любого телеканала. По структуре информационной программы, ее месту в сетке вещания телеканала, характеру информации можно судить о телевизионном канале в целом, его ангажированности тем или иным органом власти или олигархом, определить его идеологическую направленность.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (843)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |