По подготовке к практическому занятию
Для подготовки к практическому занятию предлагается самостоя-тельно решить следующие задачи. Решение задач следует начинать с внимательного изучения описываемых обстоятельств. Эти обстоятель-ства следует считать установленными и доказанными. В случае недос-татка некоторых сведений об обстоятельствах дела необходимо рассматривать несколько вариантов развития решения задачи: допуская наличие предполагаемых обстоятельств или их отсутствие. При изучении обстоятельств необходимо выделить их юридически значимые признаки и найти для их квалификации подходящие составы преступ-лений. Необходимо установить значение признаков, используемых в процессе квалификации, на основе доктринального и судебного толко-вания. При юридической оценке следует учитывать положения теории уголовного права, содержащиеся в источниках, приведённых в списке рекомендуемой литературы по соответствующей теме. На практическом занятии обсуждаются задачи, решённые обучаемыми заранее. В процессе занятия во время ответов на вопросы следует показать умение толкования признаков используемых составов преступлений, а также умение применения этих признаков для оценки фактических обстоятельств. Задачи и задания Задача 1 Мотин, работник совхоза, будучи в состоянии опьянения, самовольно оставил работу, без разрешения взял закреплённую за ним лошадь и уехал по личным делам в другую деревню. В этот день он на работе не появлялся и лишь утром следующего дня приехал в нетрезвом состоянии. В связи с этим бригадир отделения совхоза Сёмин по указанию управляющего отделением отстранил Мотина от работы. Продолжая пьянствовать, Мотин в этот же день взял из дома охотничье ружье 16 калибра, зарядил его патронами с крупной дробью, пришёл на ферму и, увидев Сёмина и двух рабочих фермы, стоявших рядом, произвёл в него выстрел из близкого расстояния. От полученного проникающего огнестрельного ранения брюшной полости Сёмин скон-чался в ту же ночь в больнице. Дайте уголовно-правовой анализ содеянного. Задача 2 Сыроватина, Барановский и Алферов решили ограбить преста-релую Леонович, которая по имеющимся у них сведениям располагала крупной денежной суммой. С этой целью все трое прибыли в д. Кревню. Дождавшись темноты, они подошли к дому Леонович. Алферов и Барановский, разбив стекла окна, проникли в дом. Сыроватина же в соответствии с заранее разработанным планом осталась на улице для наблюдения за окружающей обстановкой. В доме Барановский и Алфе-ров, избив Леонович, потребовали выдать деньги. Получив отказ, они долго истязали её с использованием утюга, а затем набросив на шею электрический шнур, повесили её. Забрав из дома бутыли с самогоном, преступники скрылись. Дайте уголовно-правовую оценку действиям виновных лиц. Задача 3 В своей квартире Белякова на почве личных неприязненных отношений в процессе ссоры с мужем нанесла ему удары кухонным ножом в грудь, отчего тот умер на месте происшествия. В ходе следствия было установлено, что после рождения ребёнка Беляков часто приходил домой в нетрезвом состоянии, устраивал ссоры и избивал жену, в связи с чем, ей приходилось уходить с ребёнком из дома. Последнее время муж избивал её систематически под предлогом ревности. Защищаясь, жене приходилось брать в руки нож, после чего Беляков прекращал свои действия. В день убийства муж в нетрезвом состоянии пришёл к ней на работу и требовал деньги, которые она якобы взяла. Затем дома, выра-жаясь нецензурно, бросил в неё флакон духов. Она сказала, что деньги не брала, но Беляков ударил её по лицу и вышел из кухни. Вернувшись, он нанёс ей сильные удары в лицо и грудь, после чего ему было нанесено смертельное ранение. Дайте юридическую оценку совершённому деянию. Задание 1 Анализируя Правила судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью, охарактеризуйте критерии разграничения видов вреда здоровью. По результатам работы заполните следующую таблицу:
Задача 4 Сизов долгое время находился в дружеских отношениях с Журавлёвой. Вернувшись из длительной командировки, он пригласил к себе Журавлёву и предложил ей выйти за него замуж. После распития бутылки шампанского Журавлева призналась Сизову, что она изменила ему, о чём очень сожалеет и попросила прощения. Сизов пришёл в ярость и заявил о нежелании больше видеть Журавлёву. В ответ на это Журавлёва, схватив со стола нож, нанесла Сизову удар в плечо. Вытащив нож, Сизов отбросил его и руками задушил Журавлёву. Дайте уголовно-правовую оценку действиям виновных лиц. Задача 5 Мосолов долгое время ухаживал за Желудковой и, обещая жениться, добивался вступления с ней в половую связь. Однако после вступления в половую связь с Желудковой Мосолов стал избегать с ней дальнейшего общения, а при случайных встречах оскорблял её при посторонних. Не выдержав унижения, Желудкова повесилась. Дайте уголовно-правовую оценку действиям Мосолова. Задача 6 Бобров, находясь в нетрезвом состоянии, на улице у незнакомых ему Воронова, Галкина и Скляренко попросил закурить. Воронов ответил, что у него нет сигарет и дал недокуренную сигарету. После этого Бобров отвёл Воронова в сторону, взяв при этом за руку, а Воронов ударил его в лицо. В ответ Бобров нанёс Воронову удар кулаком в голову, отчего тот упал на спину, затылком ударился об асфальт и потерял сознание. На следующий день Воронов был доставлен в больницу, где через две недели скончался. В ходе расследования дополнительно было установлено, что в результате нанесённого Бобровым удара потерпевшему причинены разрыв барабанной перепонки левого уха, трещина затылочной кости и ушиб головного мозга с кровоизлиянием в мягкие ткани затылочной области головы, повлекшие смерть. Дайте уголовно-правовую оценку действиям Боброва. Задача 7 Ярцев из хулиганских побуждений бросил камень в проходившего мимо него Степанова и выбил ему правых глаз. Следователь квалифицировал действия Ярцева по ч. 1 ст. 111 УК РФ в связи с тем, что у Степанова наступило неизгладимое обезобра-живание лица. На суде адвокат Ярцева указал, что действия подсудимого должны быть квалифицированы по ч. 1 ст. 118 УК РФ, так как Ярцев даже не предвидел возможности причинения им тяжких последствий Степанову. Прокурор настаивал на квалификации действий Ярцева по ст. 30, ч. 1 cт. 105 УК РФ как покушение на убийство, так как Ярцев вполне осознанно кинул тяжёлый камень в голову Степанову, и смерть послед-него не наступила по чистой случайности. Какая из предположенных квалификаций является правильной? Задача 8 Сушкина на восьмом месяце беременности попросила свою под-ругу Иванову вызвать у неё преждевременные роды. Иванова нанесла сильный удар Сушкиной в нижнюю часть живота, отчего у последней начались схватки и через два часа родился мёртвый ребенок. Труп ребёнка Сушкина выбросила в мусорный контейнер, стоящий во дворе. Дайте уголовно-правовую оценку действиям Сушкиной и Ивановой. Задача 9 Громов вечером находился в пивном баре. Там же были знакомые ему Канторов, Михеев, Сырцов и Дымов. У Михеева пропала норковая шапка, и в её хищении заподозрили компанию Громова. Канторов предложил Громову выйти на улицу, на что последний согласился, предварительно захватив с собой кухонный нож. Вслед за ним вышли Сырцов и Михеев. Канторов и Громов зашли за угол дома, где Канторов в процессе ссоры ударил Громова по лицу, а тот имеющимся ножомКанторова в живот. Канторов закричал, что у Громова нож. На его крик подбежал Сырцов, которому Громов также нанёс удар ножом в область поясницы. По заключению судебно-медицинской экспертизы Канторову причинено проникающее ранение живота с повреждением сигмовидной кишки, Сырцову –– колото-резаное ранение правой поясничной области с повреждением правой почки. Действия Громова были квалифицированы по ст. 114 УК РФ как причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необхо-димой обороны. Является ли верной данная квалификация? Задача 10 В течение месяца после рождения дочери Камаев издевался над женой, заявлял, что это не его родная дочь. Требовал избавиться любы-ми способами от ребёнка, предлагал не кормить его. Доведённая до отчаяния Камаева попросила свою сестру Умарову выбросить ребёнка в реку. Умарова утопила ребёнка. Квалифицируйте действия виновных лиц. Вопросы и задания для самопроверки 1. В словаре по уголовному праву запишите основные положения, характеризующие следующие термины: 1.1. Убийство — это … 1.2. Вред здоровью — это … 1.3. Медицинскими критериями вреда здоровью являются … 1.4. Экономическими критериями вреда здоровью являются … 1.5. Эстетический критерий вреда здоровью состоит в …
2. Назовите виды преступлений против жизни и здоровья? 3. Что понимается под убийством? 4. Какие составы преступления содержатся в ст. 108 УК РФ? 5. Что понимается под причинением вреда здоровью? 6. Назовите критерии, используемые для разграничения категорий вреда здоровью. 7. В чём состоит значение признака «стойкая утрата трудоспособ-ности», и каким образом она измеряется? 8. В чём состоит значение признака «продолжительность расстройства здоровья», и каким образом она измеряется? 9. Что такое неизгладимое обезображивание лица? 10. Какие критерии характерны для вреда здоровью средней тяжести? 11. Что следует понимать под истязанием? 12. Какие действия образуют объективную сторону ст. 123 УК РФ «Незаконное производство аборта»? Тестовые задания для самоподготовки
Ключ к тестовым заданиям:
Тема 19 «Преступления против свободы, чести
Семинарское занятие Цель занятия — закрепить полученные знания о круге преступных деяний против свободы, чести и достоинства личности, системати-зировать знания о судебной практике применения составов преступ-лений данной группы. Учебные вопросы 1. Общая характеристика преступлений против свободы, чести и достоинства личности. 2. Характеристика составов похищения человека и незаконного лишения свободы (ст. 126 и 127 УК РФ) 3. Характеристика состава торговли людьми (ст. 1271 УК РФ). 4. Характеристика состава клеветы (ст. 1281 УК РФ).
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2394)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |