РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В культурном образовании любого народа лучшими примерами могут служить многие аспекты истории, поверья, рассказы, ремесла, которые прошли проверку временем, отшлифованы талантом многих поколений. Поэтому на любом уровне обучения ремеслу обращение к традициям, к прошлому является важнейшим рычагом влияния на нравственность, на духовное развитие ребенка, подростка, определяет уровень и богатство «загадочного русского характера». С историей, ее бытом, ее вещами, с народным промыслом, с рукотворными изделиями наши предки передали нам то лучшее, что они, имея в душе, в жизни, вложили в свой труд. Народное художественное достояние влияет на формирование художественного вкуса детей и подростков. Изучение и практическое применение основ художественного ремесла способствует эстетическому воспитанию подрастающего поколения, пробуждает в них интерес и любовь к народному искусству, развивает их творческие способности, фантазию, а также смекалку и трудолюбие. В наше время технологического процесса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремеслами. В любой цивилизованной стране мира (раз уж речь идет о времени технологического прогресса) государство заботится, оберегает традиции своего народа. Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности. Одной небольшой частью такого культурного наследия является плетение из бересты. Это один из видов декоративно-прикладного искусства. Этот вид древнего искусства был популярен в крестьянском быту. В технике плетения изготовлялось большое количество разнообразных изделий. Самыми распространенными из них были короба, корзины разных форм и размеров, заплечные кошели, туеса для хранения продуктов, лапти и другое. Береста-это чудо материал. Умельцы нашли в бересте сочетание многих качеств :пластичность, малый вес, простота в эксплуатации. Береста защищала от сырости и гниения дома, ею покрывали крыши, обшивали лодки, делали рыбацкие принадлежности. В нашей современной жизни постепенно стало забываться это ремесло. В Центре внешкольной работы создано объединение «Основы плетения из бересты», где занимаются школьники п. Березник. Цель данной программы - возрождение, сохранение и развитие берестяного промысла в Виноградовском районе. Задачи данной программы: · возрождение духовности через приобщение детей и подростков к традициям народного искусства и национальной культуре; · создание условий для развития личностно-значимых качеств школьника: самостоятельности, трудолюбия, умения преодолевать трудности; · воспитание у обучающихся чувства уважения к людям труда и мастерам, ремесленникам, бережно сохраняющим и передающим свои знания и умения из поколения в поколение; · развитие художественно-творческих способностей и эстетического восприятия изделий народных промыслов. изделий из бересты; · ознакомление детей и родителей с приемами правильного сбора сырья. Данная программа рассчитана на 2 года обучения. В первый год обучения в группе занимаются 12-15 человек, занятия проходят 1или 2 раза в неделю по 1 или 2 часа. Во второй год обучения численность группы может быть меньше (10-12 человек). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Индивидуальные занятия могут проводиться с одаренными и с особо желающими детьми согласно Уставу МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» 1 раз в неделю длительностью 1 час. Количество учебных часов и объем приобретаемых умений и навыков уточняются и конкретизируются в практической деятельности для каждой конкретной группы в зависимости от степени усвоения учебного материала, качества овладения навыками плетения, интересов и запросов детей и семьи. Количество часов может добавляться или сокращаться за счет другого содержания в зависимости от задач, которые корректирует педагог в течение года. Программа рассчитана на обучение школьников с 8 лет. Обучение идет индивидуально с каждым учеником с учетом его способностей и возможностей. Поскольку в объединении занимаются дети разного возраста, то младшие школьники видят работы более высокого уровня исполнения старших. Они уже знают, к чему должны стремиться и чего могут достичь, прилежно трудясь. На занятиях всегда присутствует взаимопомощь. Она важна и необходима- складывается коллектив, занятый увлекательным и нужным делом. Здесь заложен принцип народной педагогики: «от старшего-к младшему», «от учителя - к ученику». В целях упрощения освоения приемов плетения на первом году обучения предполагается использовать бумагу (типографская бумага бумвенил или ватман) как заменитель бересты. Поэтому работу с детьми по данной программе можно начинать с любого времени года без заготовленной бересты. Если береста летом заготовлена - замечательно, но рекомендуется знакомить детей с плетением из бересты, начиная работать с заменителем природного материала. Данный подход обеспечит более быстрое освоение работать сразу несколькими пальчиками с переплетением лент. Различная расцветка сторон бумаги помогает лучше освоить плетение, в отличие от бересты, где зачастую лицевая и обратная стороны ленты очень близки по цвету. И еще один плюс работы с бумагой-за один и тот же промежуток времени можно освоить большее количество изделий, поскольку при работе с берестой 50% времени уходит на ее обработку.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Результаты учебной работы можно видеть в мастерстве, качестве выполненных изделий, их ассортименте и художественном решении. Он обозначен в учебно-тематическом плане. Результат образовательного процесса при решении комплекса разных задач обучения и воспитания трудно оценить. Он может быть невидимым, проявляться не сразу и не вдруг, в делах и поступках детей, их личностных качествах, взаимоотношениях и т.д. Организуя образовательный процесс, педагог должен предполагать, какой результат деятельности обучающихся он хочет получить, так как работать, не думая об этом, работать вслепую. На основе опыта в процессе реализации данной программы результат в работе с обучающимися складывается из: 1 год обучения: - интереса к плетению из бересты; - знаний и умений выполнять понравившуюся работу самостоятельно из литературы, со словесного описания; - желания плести, радовать близких людей подарками, сделанными своими руками; - приобретения необходимых для плетения личностных качеств: усидчивость, аккуратность, настойчивость и т.д. - желание детей видеть друг друга, стремление помогать, радоваться общению, успехам других; - желание вновь прийти в объединение на следующий год для совершенствования в технике плетения. 2 год обучения: - грамотного владения техникой плетения; - творчества, создания своих художественных вариантов в выполнении и оформлении изделий; - качества работы, достижения цели в изготовлении коллективной работы; - желания и готовности передавать свои знания; - заинтересованности родителей в занятиях ребенка, понимания и поддержке его.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема № 1 Знакомство с детьми. Рассказ о Центре внешкольной работы и мастерских. Показ экспонатов. Рассказ о берестяном ремесле. Планы и задачи на год. Требования к обучающимся. Материалы, инструменты, оборудование, применяемые при плетении. Инструктаж по технике безопасности. Работа по выбору обучающихся из курса «Забавное плетение» Тема № 2 Работа с линейкой, карандашом, ножницами. Подготовка бумажных полосок к плетению: разметка, разлиновка, нарезка. Тема № 3 Раскрой берестяного листа на лычки нужной ширины: разметка, разлиновка, нарезка, очищение от грязи и мха, снятие тонкого верхнего слоя, расслоение полосок и обработка их маслом. Тема № 4 Обучение плетению шахматного полотна-первоосновы, закреплению углов, определению донышка, плетению стенок, оформлению края изделия (прямой или одиночные зубчики) на бумажных полосках. Плетение изделия вторым слоем. Тема № 5 Обучение плетения декора на выполненных бумажных работах: вертушки, цветочки, орнамент. Тема № 6 Плетение изделий с квадратным дном – солонка, подстаканник, карандашница, ваза, конфетница. Тема № 7 Самостоятельное выполнение плетенных сувениров друзьям, родственникам, знакомым к праздникам. Тема № 8 Обучение плетению изделий с прямоугольным дном различных по длине и ширине. Обучение оформлению края изделия двойными и тройными углами. Тема № 9 Плетение изделий с прямоугольным дном - овальная солонка, кошелек, футляры для очков и для мобильного телефона. Тема № 10 Правила и приемы заготовки бересты. Время и место заготовки бересты. Техника безопасности при заготовке. Обработка бересты. Условия хранения. Тема № 11 С целью знакомства с русскими традициями и обрядами в течение учебного года проводятся русские народные праздники. Тема № 12 Посещение выставок, проходящих в течение года в районном музее, районной библиотеке, КДЦ и Центре внешкольной работы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема № 1 Встреча с коллективом. Обмен впечатлениями о работе летом. Демонстрация педагогом и детьми изделий. План на учебный год. Требования к обучающимся. Техника безопасности. Плетение изделия из курса 1 года обучения на выбор ученика. Тема № 2 История заселения Севера новгородцами. Уклад их жизни. Вещи, предметы и кухонная утварь, которая изготавливалась из бересты. Традиции, обычаи, ритуалы. Русский народный праздник «Семик». Тема № 3 Знакомство с книгами по плетению Ф.Ф.Трапезников «Плетение ивового прута и бересты», В.Н.Бурчевский «Ремесло за плечами не виснет» и другими. Плетение изделий по образцам и описанию из этих книг. Тема № 4 Плетение украшений: бусы плоские, объемные-трех и четырехгранные, браслеты ,обручи, обереги. Тема № 5 Подготовка бумажных полосок необходимой ширины с использованием карандаша, линейки и ножниц: разметка, разлиновка, нарезка. Тема № 6 Обучение плетению на основе традиционной корзинки. Секреты мастерства-перевесло, ножки, крышечки. Тема № 7 Украшение изделий декором: вертушки, цветочки, чешуйки, различный орнамент. Тема № 8 Подготовка бересты к плетению. Раскрой берестяного листа на лычки: разметка необходимой ширины, разлиновка, нарезка, очищение нарезанных лычек от грязи и мха, снятие верхнего слоя, расслаивание и обработка растительным маслом. Тема № 9 Плетение берестяных изделий с квадратным дном: корзинка, шкатулка, солонки на ножках. Тема № 10 Обучение плетению изделий с плечиками и горлышком. Секрет мастерства: убавка количества используемых лент, завершение горлышка. Тема № 11 Плетение изделий с плечиками и горлышком: бутылочка-горлатка, сахарница, мячик, погремушка. Тема № 12 Обучение плетению лаптей. Секрет мастерства: плетение носка, взъема, подошвы, пятки. Тема № 13 Плетение берестяных сувенирных лаптей: лапоток-брелок, лапоток-игольница, лапоть-карман для расчесок. Тема №14 Участие обучающихся со своими работами в ярмарках выставках фестивалях конкурсах в рамках объединения, Центра внешкольной работы, районного и областного масштаба. Подготовка практических работ к отчетной выставке, которая проводится в рамках районной Семеновской ярмарки. Тема № 15 Правила и приемы заготовки бересты. Время и место заготовки бересты. Техника безопасности при заготовке. Обработка и хранение бересты. Тема № 16С целью знакомства с русскими традициями и обрядами в течение года проводятся русские народные праздник
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (474)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |