Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Упражнение 161. Прийти по речевому вызову



2015-12-15 407 Обсуждений (0)
Упражнение 161. Прийти по речевому вызову 0.00 из 5.00 0 оценок




Раздел 6. Познавательная деятельность

 

Под категорией "познавательная деятельность" мы понимаем две связанные друг с другом родственные области:

1. Понимание сигнального и символического значения речевых единиц коммуникации.

2. Познавательные процессы сочетания и формирования категорий и последовательностей, которые необходимы для переработки информации.

 

Понимание речи облегчает названные познавательные процессы, и все же владение речью не является предпосылкой для проведения всех упражнений этой главы.

 

В одном разделе мы собрали упражнения по стимулированию понимания речи и познавательных процессов, описанных в пункте 2, потому что эти функции у многих детей, страдающих аутизмом, развиты неравномерно. Некоторые дети овладевают познавательными навыками намного быстрее, чем пониманием речи - у других детей это совсем наоборот. Так как оба типа информационной переработки имеют существенное значение для адаптации во внешней среде, мы считаем полезным следовать по пути, предпочитаемому ребенком, и не проводить формальных различий между пониманием речи и познавательной деятельностью.

 

Примеры упражнений этого раздела выбраны исходя из точки зрения, что они применимы для многих детей. Все же они ни в коем случае не должны рассматриваться как обширная программа стимулирования.

 

Среди примеров упражнений по структуре понимания речи имеются предложения, показывающие, как можно привести детей к пониманию например, таких требований, как "садись!", "иди сюда!" или "остановись!" и "продолжай!". Hа более высоком уровне развития речи даются названия предметов и членов семьи, а также понимание предложений, состоящих из двух слов и предлогов.

 

Примеры упражнений для познавательной деятельности содержат задания следующего вида: сочетание одинаковых предметов, сочетание предмета и рисунка, сочетание рисунков или предметов той же функции, различие пригодных и непригодных веществ, систематизирование рисунков по родовым понятиям, составление рисунков к историям (рассказам). Хотя познавательные функции этого вида приобретаются легче, если ребенок знает, соответствующие речевые названия, все же они могут усваиваться также и без знания слов.

Упражнение 159. Реагировать на свое собственное имя

Познавательная деятельность: понимание речи, 0-1 год

Восприятие: слуховое, 0-1 год

Учебная цель:узнавать собственное имя

Задание: смотреть на то лицо, которое зовет ребенка по имени

Материал: отсутствует

 

Несколько раз в день называйте имя Филиппа громким, но спокойным голосом. Если он посмотрит на Вас, то дайте ему небольшое вознаграждение. Если он не реагирует, то переместитесь в его поле зрения и повторите его имя. Начинайте с того, что подходите близко к нему и пару минут повторяйте его имя. Всегда хвалите его, если он повернет к Вам голову, хотя и не встретится с Вами взглядом. Если он начинает реагировать, то постепенно увеличивайте расстояние между ним и собой, когда Вы называете его имя. Эту реакцию можете тренировать, используя любую возможность, например, выполняя с Филиппом другое упражнение, или просто играя с ним.

Упражнение 160. Показать на желаемый предмет

Познавательная деятельность: понимание речи, 0-1 год

Восприятие: слуховое, 0-1 год

Учебная цель: сообщать о потребностях неречевым способом

Задание: без помощи показать на желаемыйпредмет илипротянуть за ним руку

Материал: сладости или любимая игрушка

 

Покажите Марку одну из его любимых игрушек или что-то сладкое и положите это перед ним на стол. Не разрешайте ее брать, пока Вы ему не поможете, указав на нее или протянув к ней руку. Если Марк посмотрит туда, то покажите сами на нее. Возьмите его руку и покажите также на нее, прежде чем ему разрешить взять ее. Повторяйте это как можно чаще. Если Марк уже несколько привык к этому действию (даже если Вы ему еще должны помогать), то используйте каждую возможность в течение дня для того, чтобы приучить его к показыванию. Постепенно уменьшайте свою помощь, если Марк замечает, что он может продемонстрировать свои желания соответствующими жестами. Если Марк начинает самостоятельно показывать, то дайте ему на выбор два предмета и заставьте его показать на тот, который он хотел бы иметь. Не забывайте похвалить Марка, если Вы заметите, что он спонтанно показывает на то, что хотел бы иметь. Очевидно, сначала он продемонстрирует свое желание, протягивая только руку за желанным предметом. Постепенно научите его показывать указательным пальцем, беря его и помогая ему направлять его в правильное положение.

Упражнение 161. Прийти по речевому вызову

Познавательная деятельность: понимание речи, 0-1 год

Учебная цель: понимание речевых вызовов

Задание: прийти по речевому вызову

Материал: отсутствует

 

Для этого упражнения используются два лица ("учитель" и "помощник"). Оба должны держать наготове какое-то небольшое вознаграждение. "Учитель" и его "помощник" должны сидеть напротив друг друга (на расстоянии приблизительно 1,5 - 2 м). Светлана должна стоять рядом с "помощником". "Учитель" говорит: "Иди сюда!" - и протягивает ей вознаграждение. Очевидно, "помощник" Светланы сначала должен сделать маленький толчок, чтобы привести ее в движение. Если она пойдет к "учителю", то получит награду. Затем "учитель" повернет ее так, чтобы она увидела "помощника". Затем "помощник" протягивает ей награду и процесс повторяется. Каждый раз делайте 4-5 переходов. Постепенно отказывайтесь от маленького толчка и следите, двинется ли она сама по речевому вызову. Если она уходит еще до вызова, то удерживайте ее, пока она не услышит вызов. Если она во время этого упражнения приходит на вызов, то начинайте постепенно следующим образом переносить понимание слова на другие ситуации:

а) несколько раз в течение дня попросите ее подойти. Привлеките ее внимание, прежде чем дать ей поручение;

б) позовите ее, если она на Вас как раз не смотрит;

в) позовите ее также, когда Вы стоите именно за ней так, чтобы она вынуждена была повернуться, чтобы подойти.

 

Всегда продвигайтесь не спеша. Следите, чтобы она действительно усваивала предыдущее упражнение, прежде чем Вы перейдете к следующему заданию.




2015-12-15 407 Обсуждений (0)
Упражнение 161. Прийти по речевому вызову 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Упражнение 161. Прийти по речевому вызову

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)