Понятие словосочетания. Вопрос о статусе словосочетания в современном русском языке
Синтаксис современного русского языка: предмет и задачи курса. Основные синтаксические понятия. Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающей законы организации связной речи, способы соединения слов в речи, т.е. коммуникации. Существуют разные уровни синтаксиса (Валгина): § синтаксис словосочетания – проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами § синтаксис предложения – определяет языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка, изучает единицы коммуникативного плана с точки зрения их строения, грамматических свойств и типов § синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи – изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения Существуют разные подходы к изучению предложения 1. семантический – изучает содержание (что передается) 2. структурный – изучает форму (как передается) 3. коммуникативный – назначение (для чего передается)
Основные единицы синтаксиса: 1. предложение (простое, сложное) Понимание синтаксической единицы изменилось в истории синтаксиса: ü начало 19 века – Востоков: закон соединения слов => 2. словосочетание ü с середины 19 века – на первом плане в трудах логической школы грамматика (Буслаев) – интерес к предложению. Оно рассматривалось и определялось как суждение, выраженное словами ü 40е гг. 19 века – начало 20 века – в трудах формалистов (Фортунатов, Пешковский, Петерсон - синтаксис является учением о словосочетании. Для Петерсона словосочетание – это всякое соединение слов, в том числе и простое предложение любого объёма; сложные предложения – это соединения словосочетаний. Пешковский предлагал вообще отказаться от теории предложения – его он выводит из словосочетания. ü Для Шахматова словосочетание – часть предложения. Выдвинул тезис о существовании двух синтаксических единиц – словосочетания и предложения. ü Русский синтаксис в научном освещении: грамматика 1954 г. – теоретическое введение написал Виноградов. Развивая идеи Шахматова предложил 2 самостоятельные синтаксические единицы – словосочетание с номинативной функцией (т.е. той же функцией что и у слова) и предложение с коммуникативной функцией. ü Н.Ю Шведова (В грамматиках 70 и 80) - продолжает линию последовательного различения словосочетания и предложения. Вопрос о соотношении словосочетания и предложения. Словосочетанию предшествует слово в определенной форме – словоформа, следовательно: 3. синтаксическая форма слов Г.А. Золотова «Синтаксический словарь» – минимальная семантико- синтаксическая единица русского языка – синтаксема, не равная 1 ед. форм слова. Я подарил ему (объект – адресат ) книгу. Золотова считает, что это разные единицы, т.к. у них разное значение, то есть Ему (субъект) не спится.- минимальная синтаксическая единица должна нести и определенное семантическое значение. Синтаксема может входить в словосочетание, если она выполняет присловную функцию: Не буди только память во мне про волнистую рожь при луне. Непосредственно в предложении: Идет лекция. 4. сложное синтаксическое целое – единица большая, чем предложение (в 30е гг. 20 века). Оно отличается от понятия абзац, т.е. они далеко не всецело совпадают. ССЦ имеет свои формальные показатели единства: притяжательные местоимения, указательные местоимения, вводные слова, синонимические конструкции. Понятие словосочетания. Вопрос о статусе словосочетания в современном русском языке. Широкое и узкое понимание словосочетания. Широкое понимание – словосочетание – соединение двух и более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. Узкое понимание – (Виноградов) «словосочетание – сложное именование. Оно несёт ту же функцию, что и слово». Ученики Виноградова преобразовали это определение: «Словосочетание - объединении двух или нескольких знаменательных слов образуемое на основе подчинительной связи» Не являются словосочетаниями: - отношения между подлежащим и сказуемым (предикативные отношения). - ряд однородных членов (сочинительная связь) - предложно-падежные формы существительных - сочетания обособленных второстепенных членов и слов, к которым относятся эти второстепенные члены (причастные и деепричастные обороты) - полупредикативные словосочетания (объединения слов, только внешне напоминающие словосочетания – «дверь открывается водителем») Словосочетания: Типы С по СТЕПЕНИ СПАЯННОСТИ КОМПОНЕНТОВ: 1.синтаксически свободные, т.е. такие, которые легко разлагаются на составляющие их части: контрольная работа, работать круглосуточно… 2. синт.несвободные, т.е. такие, которые образуют неразложимое синт.единство (в предложении выступают в роли единого ЧП): два дома, несколько студентов, мало времени… ПО СТРУКТУРЕ 1.Валгина – если словосочетание состоит из значимых двух слов – то оно наз. простым. Простое С может быть и недвусловным, если распространение главного слова производится путём цельного синтаксического или фразеологического сочетания, а также посредством аналитической грамматической формы: юноша 18-ти лет (ср. 18-тилетний юноша), девочка со светлыми волосами (ср. Светловолосая девочка), самая сложная задача (ср. Сложнейшая задача). Такие С являются простыми, а в синт-ом отношении примыкают к сложным; 2.С сложные, представляющие собой распространение слова целым словосочетанием или словосочетания словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространяется словосочетанием домашнее задание); новый ежемесячный журнал (новый распространяет е/ж). Часто в сложных С зависимые слова определяют главное слово с разных сторон: провести месяц в деревне (провести месяц – провести в деревне). ПО ГЛАВНОМУ СЛОВУ 1.Глагольные С: 1)с именем сущ. – беспредложные: читать газету, сообщить родным, положить на стол, беседовать с друзьями, вспоминать о прошлом; 2)с инфинитивом: просить помочь, предложить вернуться; 3)с наречием:говорить вполголоса, находиться впереди; 4)с деепричастием:рассказывать смеясь,идти не оглядываясь… 2.Именные С: 1)субстантивные (сущ. В роли главного слова) А. С сущ. – беспредложные: тезисы доклада, письмо сестре, рисунок тушью; предложные: платье из бархата, прогулка по лесу, журнал с приложением; Б.с прил.: светлое помещение, лежачий камень; местоименным прилагательным: наша страна; порядковым числительным6 второй этаж; причастием: опубликовать повесть… В.с наречием: глаза навыкате, спуск вниз; Г. С инфинитивом: желание учиться, умение работать. 2) адъективные (прил в роли главного слова): А. С сущ. – беспредложные: достойный похвалы, знакомый публике, довольный успехами; предложные: свободный от занятий, способный к музыке, готовый на подвиг, ласковый с детьми… Б. С наречием: весьма желательный, широко известный; В. С инфинитивом готовый помочь, достойный получать 3)с с именем числительным в роли главного слова: три комнаты, оба студента; 4) с с местоимением в роли главного слова: кто-то из присутствующих, нечто необычное; Наречные 1) с наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно; 2)с именем сущ.: налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1414)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |