Виды распространителей в простом предложении. Понятие второстепенных членов предложения. Присловные и детерминирующие второстепенные члены предложения
распространители предложения. Словоформы, распространяющие предикативное ядро предложения. Термин введен и используется исследователями, критикующими теорию второстепенных членов за ее научную уязвимость (чрезмерная логическая их интерпретация, нередкая недифференцированность и противоречивость в их классификации, не всегда основанной на грамматических принципах, возможная в связи с этим искусственная схематизация предложения и т. д.). Распространители не обязательные. Словоформы с атрибутивной, объектной или обстоятельственной функцией, наличие которых в предложении не обусловлено лексико-грамматическими свойствами слов, образующих предикативно-ядро. Ср.; Студенты занимаются.— Прилежные студенты занимаются.—Студенты занимаются историей.—Студенты занимаются в читальном зале. Распространители обязательные. Словоформы (чаще всего с объектной функцией), наличие которых в предложении предопределено лексико-грамматическими свойствами предиката. Па-пример: Дети забросили мяч. Мы любовались закатом. Шофер нарушил правила дорожного движения. Ср. также распространители с обстоятельственным значением: Партизаны находились поблизости. Пуля прошла навылет. Для полноты информативности иногда обязательны распространители с определительным значением: Декабрьские дни самые короткие (ср.: Дни в декабре самые короткие). Очевидна семантическая функция распространителей в предложениях тождества: 1975 год — завершающий год девятой пятилетки. Традиционные учения о второстепенных членах предложения – 2 направления: 1. по значению (логическое) 2. по виду синтаксической связи (формальное) Начало логического направления – труды Востокова и Греча. Они выделяли дополнение и определение, обстоятельство включали в определение,( т.е использовали семантический критерий.) Буслаев (середина XIX века) ввел понятие обстоятельства и 2 принципа классификации второстепенных членов § по типу подчинения § по значению (семантический) Потебня наметил формальную классификацию – по типу подчинения. Пешковский в последних изданиях «Русского синтаксиса в научном освещении» говорит членах предложения управляемых, согласуемых и примыкающих, отказывается от понятий дополнения, определения и обстоятельства. В школьную программу они были возвращены в 1938 году. В практике современной школы традиционная классификация – второстепенные члены предложения рассматриваются как логическо-грамматические разряды. В конкретных словосочетаниях грамматическое значение связано с лексическим значением. говорить с человеком – дополнение различное значение, хотя однотипные говорить с волнением – обстоятельство грамматические конструкции При вычленении второстепенных членов важно учитывать характер их вхождения в предложение – входят они в словосочетании (красивые розы – нет присловной зависимости) или относятся ко всему предложению в целом – детерминант (По вечерам доктор оставался один – детерминативное обстоятельство). В русской грамматике 80 традиционно второстепенные члены предложения распределяются по группам распространяющих членов предложения (Шведова) § члены с присловной зависимостью § детерминанты Все присловные связи характеризуются только в разделе словосочетания. Остаются только неприсловные связи, которые отражены в структурной схеме: студенты пишут диктант в аудитории – детерминант. N1VfN2loc. Золотова – у нее второстепенный член предложения может стать подлежащим – ему весело – так как она считает, что не существует односоставных предложений. Понятие детерминанта. Вопрос о детерминантах в современной лингвистике. Функции детерминантов в предложении. Белошапк. Д.- ситуативный (неконститутивн. непредикативн.)определитель. Относится ко всему комплексу «предикат+конст. и неконст чл.,зависящие непоср.от него» У окна отец читает газету. Учение Шведовой: сущ. чл.П.,связ с его предик.центром,к-рые1)не обусл.его грам.формой или ЛЗ,2)не непоср.отн.к нему,а опр.его вместе со всеми отн. к нему чл.П Такие чл.П могут входить в состав П, построенных по разн. структурам. Сегодня идет дождь.-Сегодня потеплело.-Сегодня ему уезжать. Приложение-второст.чл.П,к-рый закл.в себе второе наименование предмета,обозначенного опр.сущ., выступает только в аппозитивн.сл.с. Подчин.чл. в этих сл.с.-приложение-не только называет тот же предмет, обозначенный гл.сл.,но и поясн. это слово.Связь прилож-я с согл.словом- аппозиция(Лекант) В шк.грамматике прилож-е отн. к разновид-ти опр-я.Но знач-е прилож-я трудно подвести под понятие признака,т.к. они обладают КЗ предметности,они более самост-ны,автономны. В аппозитивн.сл.с. нар.сущ.+нар.сущ. – приложение то,к-рое имеет кач.-оценочн.знач-е,или тон. к опр. как вид к роду:бродяга-ветер,трава-осока. Личн. имена людей игр.роль определяемых.Др. собств. имена(города,реки) выр.уточнения: Кот Мурзик сидел на крыльце.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1104)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |