Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственные проекты программы



2015-12-13 3184 Обсуждений (0)
Государственные проекты программы 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственные проекты разрабатываются по инициативе органов государства, эффект от их реализации имеет большой мультипликационный эффект. На практики государственные проекты осуществляются посредством государственных программ, имеющих целевой характер.

Современная мировая практика показывает, что государственные программы разрабатываются и реализуются исключительно на основе так называемого программно-проектного подхода. Это позволяет аккумулировать ресурсы в целях достижения стратегических задач в сфере социально-экономической политики. Именно на таких принципах осуществляется управление государственными программами в странах Западной Европы, Северной Америки (США, Канада), Японии и др.

В Российской Федерации в последние годы также уделяется существенное внимание дальнейшему исследованию теоретических и практических вопросов реализации государственных программ на основе программно-проектного подхода. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах» особое внимание обращается на то, что государственные программы представляют особый инструмент, позволяющий обеспечить взаимодействие между стратегическим и бюджетным планированием. Ставится задача в 2015 году закончить переход к программно-целевым методам стратегического и бюджетного планирования (Бюджетное послание Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах. URL: http://www.kremlin.ru/acts/18332). Важнейшим инструментом повышения эффективности бюджетных расходов и должен стать программно-целевой метод, позволяющий увязывать цели, мероприятия, расходы и сроки в единый взаимообусловленный комплекс.

Метод бюджетного планирования на основе программно-целевого подхода определяет принципиально новый подход к управлению государственными программами. Бюджетный процесс все больше отходит от «управления ресурсами» (затратами) и концентрируется на «управлении результатами», что предполагает формирование бюджета с учетом целей и конечных результатов. Такой подход позволяет наиболее эффективно расходовать бюджетные ресурсы, осуществлять постоянный мониторинг и контроль над достижением намеченных целей, соответствием фактических и плановых показателей.

Надо отметить, что внедрение проектно-целевого подхода требует кардинальных изменений в системе органов государственного управления. Прежде всего, это касается новых требований к уровню профессиональных компетенций управленцев. Реформы, реализуемые ныне в административно-управленческой сфере, предполагают установление четких функций и конкретизацию системы управления. С этой точки зрения, реформирование административно-управленческой сферы, несомненно, ориентировано на создание предпосылок для использования принципов проектного, программно-целевого управления. Это в свою очередь требует дополнительной переподготовки управленческих кадров, формирования у них системного мышления, ориентации на конечные результаты в условиях определенных параметров.

Государственная программа - документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной политики, направленные на достижение стратегических приоритетов. Государственные программы связанны с конкретными управленческими решениями в той или иной сфере экономики. Как правило, такие программы имеют высокую трудоемкость и стоимость, длительные сроки реализации.

В Российской Федерации разработаны и приняты определенные законодательные акты, регламентирующие процессы разработки и реализации государственных программ:

  • Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ.
  • Распоряжение Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. N 1950-р «Перечень государственных программ Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 02 августа 2010 N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации";
  • Распоряжение Правительства РФ от 11 сентября 2014 г. N 1794-р «О дополнении перечня государственных программ Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 года № 1507 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (в т.ч. Постановления Правительства РФ от 2 августа 2010 г. №588)».
  • Приказ Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 № 690 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».
  • Письмо Минэкономразвития России от 15 июля 2014 г. № 16458-НП/Д22и «Методические рекомендации по подготовке и представлению ответственными исполнителями государственных программ Российской Федерации предварительных и уточненных предложений по внесению изменений в государственные программы Российской Федерации в соответствии с распределением бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2015-2017 годы».
  • Проект Приказа Минэкономразвития России «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».

Как следует из приведенного выше перечня нормативно-правовых документов, за последнее время в России проведен большой объем работ в области методологии управления государственными программами.

Государственная программа включает комплекс различного рода мероприятий (научно-исследовательских, производственных, организационных и др.), которые имеют общие задачи, ресурсы, сроки реализации и нацелены на эффективное решение конкретной стратегической цели. При этом каждое из них ориентировано на собственную цель, которая в свою очередь представляет подцель стратегической задачи.

Государственные программы, имея целевой характер, включают подпрограммы и множество взаимосвязанных проектов, объединенных общими задачами, ресурсами, сроками выполнения. Подпрограммы включают ведомственные целевые программы и иные основные мероприятия, которые представляют эффективный инструмент достижения стратегических целей в долгосрочной перспективе в области социально-экономической политики.

В процессе разработки государственных программ большое значение отводится их информационному и методическому обеспечению. Под информационным обеспечением имеется в виду формирование, анализ и обобщение данных, посредством которых можно получить представление о ресурсном потенциале программы. Методическое обеспечение включает совокупность различного рода прогнозов и оценок. Оно требует также определения порядка расчета показателей и возможностей их сопоставимости (в случае использования количественных показателей), срока реализации программы, расчетов показателей в определенной последовательности.

Государственные программы, разработанные на основе программно-целевого подхода, в своей основе имеют высокую результативность, которая определяется влиянием следующих факторов:

  • точное определение функций всех участников программы и их «зон ответственности» на различных уровнях как в рамках одного ведомства, так и в межведомственных отношениях;
  • координация деятельности исполнителей на основе определенной организационной формы, общей системы управления;
  • определение общей конечной цели для всех мероприятий и процессов, реализуемых в рамках программы, общего конечного результата, полученного посредством объединения действий всех участников;
  • наличие в программе системы количественных и качественных индикаторов;
  • возможность учета промежуточных результатов, представляющих собой этапы достижения конечной цели;
  • определение оптимального механизма реализации программы;
  • формирование гибкой системы управления, соответствующей специфике программы, максимально приближенной к исполнителям;
  • возможность мониторинга и постоянного контроля реализации программы на каждом этапе.

Государственная программа имеет паспорт, включающий несколько разделов, которые отражают основные сведения о процессе ее выполнения.

Государственные программы можно подразделить на федеральные (межстрановые), региональные, отраслевые, объектные и иные виды. По функциональному назначению различают социальные, технические, чрезвычайные и иные виды государственных программ. Кроме того, государственные программы можно дифференцировать следующим образом:

  • программы, включающие участие множества министерств, ведомств, организаций;
  • ведомственные программы с ограниченным количеством основных участников;
  • программы, основанные на приоритетной роли местных органов управления, и предполагающие участие организаций федерального уровня.

В настоящее время в России реализуются государственные программы, направленные на обеспечение устойчивого экономического роста на инновационной основе. На осуществление этих программ из федерального бюджета выделяются существенные средства, структура которых представлена на рисунке 1.


Рисунок 1. Структура финансирования государственных программ в Российской Федерации (млрд. рублей) (Госпрограммы. URL: http://programs.gov.ru/Portal/analytics/structureFin?year=2014)

Вместе с тем, несмотря на преимущества программно-целевого метода его внедрение в практику государственного регулирования российской экономики несколько сдерживается в результате негативного влияния совокупности факторов:

  • недостаточный уровень теоретических и методологических исследований в области проектно-целевого управления;
  • недостатки существующей законодательной и нормативной базы;
  • отсутствие эффективных организационно-правовых и финансовых механизмов;
  • наличие негативного опыта реализации государственных программ;
  • возникновение противоречий при выполнении государственных программ между оперативными и программными элементами системы управления;
  • недостаточное взаимодействие между программами разных уровней.

Заключение. Обобщая результаты анализа специфики проектного управления можно сделать следующие выводы:

  • Проектное управление функционирует на основе механизма, нацеленного на получение запланированных результатов в условиях ограниченных ресурсов. Посредством механизма проектного управления можно реализовать стратегические социально-экономические цели в условиях постоянно происходящих изменений. Особую значимость проектное управление приобретает в период нестабильных и кризисных ситуаций. Управление проектами в России осуществляется на основе национальных стандартов в области проектного управления, которые требуют дальнейшего совершенствования.
  • Существует множество классификаций проектов и программ, основанных на различных критериях. Идентификация проекта необходима в целях оптимизации проектной деятельности, выявления потенциальных рисков и минимизации их последствий.
  • Государственные программы наиболее эффективно реализуются на основе программно-проектного подхода, внедрение которого требует кардинальных изменений в системе органов государственного и муниципального управления.

Список литературы

  1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах. URL: http://www.kremlin.ru/acts/18332.
  2. Госпрограммы: [портал государственных программ Российской Федерации]. URL: http://programs.gov.ru/Portal/analytics/structureFin?year=2014.
  3. Юрьева Т.В. Кризисный менеджмент и проектный подход //Эффективное антикризисное управление. 2013. № 5(80). С.74-79.
  4. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (Pmbok Guide). Fifth Edition: Library of PMI Global Standards. URL.: http://www.pmi.org/en/PMBOK-Guide-and-Standards/Standards-Library-of-PMI-Global-Standards.aspx.

References

  1. Budget Message of the President of the Russian Federation dated 13 June 2013 On fiscal policy in 2014 - 2016 [Bjudzhetnoe poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 13 ijunja 2013 O bjudzhetnoj politike v 2014 - 2016 godah]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/18332.
  2. State Program. Portal of State Programs of the Russian Federation [Gosprogrammy. Portal gosudarstvennyh programm Rossijskoj Federacii]. URL: http://programs.gov.ru/Portal/analytics/structureFin?year=2014.
  3. Jur'eva T.V. Crisis management and project approach [Krizisnyj menedzhment i proektnyj podhod]. Effective crisis management. Number 5 (80), 2013. pp.74-79.
  4. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (Pmbok Guide). Fifth Edition. Library of PMI Global Standards. URL.: http://www.pmi.org/en/PMBOK-Guide-and-Standards/Standards-Library-of-PMI-Global-Standards.aspx.

 



2015-12-13 3184 Обсуждений (0)
Государственные проекты программы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственные проекты программы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)