Государственные проекты программы
Государственные проекты разрабатываются по инициативе органов государства, эффект от их реализации имеет большой мультипликационный эффект. На практики государственные проекты осуществляются посредством государственных программ, имеющих целевой характер. Современная мировая практика показывает, что государственные программы разрабатываются и реализуются исключительно на основе так называемого программно-проектного подхода. Это позволяет аккумулировать ресурсы в целях достижения стратегических задач в сфере социально-экономической политики. Именно на таких принципах осуществляется управление государственными программами в странах Западной Европы, Северной Америки (США, Канада), Японии и др. В Российской Федерации в последние годы также уделяется существенное внимание дальнейшему исследованию теоретических и практических вопросов реализации государственных программ на основе программно-проектного подхода. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах» особое внимание обращается на то, что государственные программы представляют особый инструмент, позволяющий обеспечить взаимодействие между стратегическим и бюджетным планированием. Ставится задача в 2015 году закончить переход к программно-целевым методам стратегического и бюджетного планирования (Бюджетное послание Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах. URL: http://www.kremlin.ru/acts/18332). Важнейшим инструментом повышения эффективности бюджетных расходов и должен стать программно-целевой метод, позволяющий увязывать цели, мероприятия, расходы и сроки в единый взаимообусловленный комплекс. Метод бюджетного планирования на основе программно-целевого подхода определяет принципиально новый подход к управлению государственными программами. Бюджетный процесс все больше отходит от «управления ресурсами» (затратами) и концентрируется на «управлении результатами», что предполагает формирование бюджета с учетом целей и конечных результатов. Такой подход позволяет наиболее эффективно расходовать бюджетные ресурсы, осуществлять постоянный мониторинг и контроль над достижением намеченных целей, соответствием фактических и плановых показателей. Надо отметить, что внедрение проектно-целевого подхода требует кардинальных изменений в системе органов государственного управления. Прежде всего, это касается новых требований к уровню профессиональных компетенций управленцев. Реформы, реализуемые ныне в административно-управленческой сфере, предполагают установление четких функций и конкретизацию системы управления. С этой точки зрения, реформирование административно-управленческой сферы, несомненно, ориентировано на создание предпосылок для использования принципов проектного, программно-целевого управления. Это в свою очередь требует дополнительной переподготовки управленческих кадров, формирования у них системного мышления, ориентации на конечные результаты в условиях определенных параметров. Государственная программа - документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной политики, направленные на достижение стратегических приоритетов. Государственные программы связанны с конкретными управленческими решениями в той или иной сфере экономики. Как правило, такие программы имеют высокую трудоемкость и стоимость, длительные сроки реализации. В Российской Федерации разработаны и приняты определенные законодательные акты, регламентирующие процессы разработки и реализации государственных программ:
Как следует из приведенного выше перечня нормативно-правовых документов, за последнее время в России проведен большой объем работ в области методологии управления государственными программами. Государственная программа включает комплекс различного рода мероприятий (научно-исследовательских, производственных, организационных и др.), которые имеют общие задачи, ресурсы, сроки реализации и нацелены на эффективное решение конкретной стратегической цели. При этом каждое из них ориентировано на собственную цель, которая в свою очередь представляет подцель стратегической задачи. Государственные программы, имея целевой характер, включают подпрограммы и множество взаимосвязанных проектов, объединенных общими задачами, ресурсами, сроками выполнения. Подпрограммы включают ведомственные целевые программы и иные основные мероприятия, которые представляют эффективный инструмент достижения стратегических целей в долгосрочной перспективе в области социально-экономической политики. В процессе разработки государственных программ большое значение отводится их информационному и методическому обеспечению. Под информационным обеспечением имеется в виду формирование, анализ и обобщение данных, посредством которых можно получить представление о ресурсном потенциале программы. Методическое обеспечение включает совокупность различного рода прогнозов и оценок. Оно требует также определения порядка расчета показателей и возможностей их сопоставимости (в случае использования количественных показателей), срока реализации программы, расчетов показателей в определенной последовательности. Государственные программы, разработанные на основе программно-целевого подхода, в своей основе имеют высокую результативность, которая определяется влиянием следующих факторов:
Государственная программа имеет паспорт, включающий несколько разделов, которые отражают основные сведения о процессе ее выполнения. Государственные программы можно подразделить на федеральные (межстрановые), региональные, отраслевые, объектные и иные виды. По функциональному назначению различают социальные, технические, чрезвычайные и иные виды государственных программ. Кроме того, государственные программы можно дифференцировать следующим образом:
В настоящее время в России реализуются государственные программы, направленные на обеспечение устойчивого экономического роста на инновационной основе. На осуществление этих программ из федерального бюджета выделяются существенные средства, структура которых представлена на рисунке 1. Вместе с тем, несмотря на преимущества программно-целевого метода его внедрение в практику государственного регулирования российской экономики несколько сдерживается в результате негативного влияния совокупности факторов:
Заключение. Обобщая результаты анализа специфики проектного управления можно сделать следующие выводы:
Список литературы
References
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3184)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |