Философия Нового времени
Эпоха Нового времени — период исторического развития западной Европы в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением индустриального общества, бурным развитием науки и техники, формированием рационалистического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. 1. Рационализм как центральное представление в мировоззрении Нового времени; его проявление в различных сферах общественно-гуманитарной мысли. Основной чертой новоевропейского мировоззренияявляется рационализм -понимание главенства разума в познании мира, в жизни и природе человека. Утверждение рационалистического мировоззрения связано: - с бурным развитием науки, которая постепенно занимает лидирующее положение среди других форм духовной деятельности человека. - сформированиемрационально-механистической картины мира, которая составляла основу естествознания и философии вплоть до начала XIX в. - с пониманием разума как как наиболее важного и существенного качества человека.«Я мыслю, следовательно, существую» Р.Декарт. - с уверенностью большинства философов в гармоничном и совершенном устройстве бытия, в разумности существующего миропорядка. - с утверждением безграничных возможностей человеческого разума в познании и преобразовании мира. «Знание – сила» Ф.Бэкон. - сверой в возможности рационального устройства общественной жизни, при котором порядок, побеждает стихию и хаос социального развития.Пониманиехарактераразвития общества и происхождения государства, понимание социальных и политических законов, открывало возможности для рационального переустройства общественной жизни. 2. Развитие представлений о субстанциональной основе мира в философии Нового времени (Р.Декарт; Б.Спиноза, Г.Лейбниц): Восновуонтологии (учения о бытии) Нового временибыло заложено три основных положения: Деизм - учение, согласно которому бог, создав мир, больше не вмешивается в природные процессы. Поэтому миропорядок с одной стороны, воплощает в себе мудрость божественного разума, с другой, уже не зависит от него. Рационализм утверждаетстатус мышленияв качественеобходимой основы бытия. Это положение опирается на то, что мир устроен разумно и закономерно, поэтому во всех его проявлениях должно присутствовать разумное начало. Механицизм, рассматривавший протяжённость и движение, в качестве важнейших атрибутов природы и материи (это основывалось на том, что любой материальный объект не может не обладать свойствами протяжённости, то есть размерами и положением в пространстве). Рене Декарт.Считал, что бог сотворив мир, заложил в его основу два рода субстанций — духовнуюи материальную. Такое двойственное положение называется дуализмом. Главным атрибутом духовной субстанции является мышление; материальной - протяжение. Остальные свойствасубстанций вытекают изглавных и называются модусами.Воображение, чувство, желание — модусы мышления.Положение и движение — модусы протяжения. Духовная субстанция наполнена представлениями о мире или идеями. Эти идеи могут присутствовать в мышлении человека, так как наше сознание – часть духовной субстанции. Их не нужно добывать извне, они даны нам от рождения и так и называются «врождёнными».
Материальную субстанцию Декарт отождествляет с природой и её проявлениями. Считает, что все в природе подчиняется механическим законам, связывающим пространство и движение.
Бенедикт Спиноза.В отличие от Декарта придерживается монизма, представления о том, что в основемиралежит однасубстанция, соединившая в себеи духовное и материальное начала. Единая субстанция по его мнению обладала двумя свойствами: протяженностью и мышлением. Так как из этой субстанции возникло всё в мире, то качеством мышлениядолжен обладатьне только человек, но и все проявления природы.Это было возможно в пантеистической картине мира, согласно которой Бог являлся безличным, растворённым в природе началом. Порождённые субстанцией вещи и явления мира Спиноза назвал модусами, которые зависят от внешних условий возникновения вещей (как например, вода, в зависимости от температурных условий, может быть газом, жидкостью или льдом).
Готфрид Лейбниц.В основе миравидел множество самостоятельно существующих субстанций, которые, с одной стороны, подобно атому являются материальными и неделимыми, а с другой стороны обладают свойствами души: мышлением, восприятием, стремлением. Таким образом монады, как их назвал Лейбниц, являются материально-духовными первокирпичиками бытия, из которых слагается всё многообразие сущего. Все в мире оказывается живым и одушевленным, но отличающимся по степени развития своего сознания. Низшую ступень мира занимают минералы, высшую – Бог. Монады могут воспринимать себя и другие монады,но не могут влиять друг на друга. Тем не менее они живут по единой программе, которую заложил Бог при создании мира. Это положение Лейбниц назвал «предустановленной гармонией».
.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (409)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |