Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие методологии научного познания в философии Нового времени(рационализм, сенсуализм, эмпиризм)



2015-12-13 965 Обсуждений (0)
Развитие методологии научного познания в философии Нового времени(рационализм, сенсуализм, эмпиризм) 0.00 из 5.00 0 оценок




Философы Нового времени считали, что в разумно устроенном мире нет ничего, что было бы недоступно человеческому разуму, надо лишь найти верный метод познания. Развитие методологии развивается в трёх основных философских направлениях: в рационализме, сенсуализме и эмпиризме.

3. Развитие методологии научного познания в философии Нового времени на основе рационализма (Р.Декарт)

Рационализмв познании- это философская концепция, считающая разум основой познания и критерием истины. Эти взгляды разделяли: Р. Декарт, Н. Мальбранш, Б. Спиноза, Г. Лейбниц

Рационалистический метод познания получает наибольшее развитие в философии Рене Декарта (1596-1650), французского философа и математика.

В процессе познания мира Декарт выделяет три вида идей: врожденные (изначально содержатся в сознании), приобретенные (приходят извне) и сотворенные (сконструированные самим человеком).К врожденным Декарт относит идеи, которые очевидны и не вызывают сомнения: идею Бога, идею природы, некоторые положения математики и логики («две величины, равные третьей, равны также между собой», «из ничего – ничего не возникает»).

Врожденные идеи рассматривались Декартом в качестве основы научного и философского познания.

Декарт разработал методику познания, в которую входили четыре основных правила:

Первое правило: Во всём сомневаться. За основу познания брать только те истины, которые представляются разуму предельно ясными, очевидными, не требующими доказательств(например аксиомы: сумма расстояний двух сторон треугольника больше третьей).Таким образом у Декартакритерием истиныявляется очевидность.

Второе правило - правило анализа: разделять сложные проблемы на простые.

Третье правило - правило дедукции: располагать свои мысли в порядке, начиная с простейших, абстрактных, и доходить до наиболее сложных, конкретных(например пытаясь изучить конкретного человека необходимо начать с того, что он является прежде всего просто человеком, то есть обладает набором общечеловеческих качеств. А затем, в процессе его изучения, уточнить и конкретизировать как проявляются эти качества в данном индивиде. Например все люди обладают мышлением, но у данного человека наиболее развито абстрактное мышление; все обладают памятью, но у данного – фотографическая память).

Четвертое правило - правило полноты и последовательности выводов: в процессе мышления не пропускать никаких логических ступеней, делать все выводы, которые только можно получить.

Согласно Декарту, главным средством познания природыдолжна статьматематика. При этомв само в понятие природы Декарт вкладывал лишь те её свойства, которые были подвластныматематическим методам анализа: протяжение, форму и движение.

 

4. Сенсуализм и его взгляды на соотношение чувственного и рационального компонентов в процессе человеческого познания (Джон Локк)

Сенсуализм: философская концепция, которая основой познания и критерием истины считает чувства. Главный принцип сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».

Джон Локк (1632-1704). Главная его работа - «Опыт о человеческом разумении».

Дж. Локк, выступая против теории «врождённых идей» Декарта, считал, что сознание человека от рождения - «чистая доска», которая наполняется содержанием через процессы ощущения. Различные ощущения Дж. Локк называет идеями. Идеи - это всё то, что воспринимается душою человека внутри или вовне себя. Ум способен только комбинировать поступающие от ощущений идеи, но не производить их. Развитие познания заключается в движение от простых идей к сложным, когда разум на основе сопоставления нескольких простых идей получает более сложные.К сложным идеям Локк относил: модусы, субстанции, отношения.

Локк доверяет чувствам, но понимает, что они могут быть субъективны. Поэтому разделяет все качества, воспринимаемые чувствами на первичные и вторичные. Первичные качества – объективны, они принадлежат самим вещам и описывают пространственно-временные характеристики объектоввосприятия (форма, положение, расстояние). Вторичные качества - субъективны, в них отражена природа самого воспринимающего человека. Это цвет, вкус, запах и т. д. Вторичные качества являются производными от первичных.

Познание истинно лишь тогда, когда идеи в нас сообразны с действительностью. Когда соединение или разъединение идей внутри нас аналогично отношению обозначаемых ими вещейв реальном мире.

5. Ф. Бэкон как основоположник эмпиризма. Развитие им индуктивного метода как основы экспериментального естествознания. Представление Ф.Бэкона об «идолах» познания.

Эмпиризм: философская концепция, котораяосновым средством познания и критерием истины считает опыт или эксперемент. (Ф.Бэкон, Т.Гоббс)

Родоначальником эмпиризма является Фрэнсис Бэкон (1561-1626),основная его работа в данном направлении - «Новый Органон»

Бэкон считал, что «врождённых идей», на которые опирался Декарт, не существует. Все идеи имеют своё начало в восприятии. Но чувства, в силу своей пассивной созерцательности, ограничены в процессе познания. Они лишь доводят до нас то, что открывает им природа. Для того, чтобы изучать природуболее активно нужноискусственно воздействовать на неё, вмешиваться в её процессы, расчленять, уплотнять и т.д.,извлекая при этом необходимую нам информацию. Подобное воздействие происходит в процессе опытаили эксперимента.

Кроме того,Бэкон полагал, что чувства несут нам искажённую информацию. Поэтому необходима помощь разума для анализа и обобщения чувственных данных. Бэкон называл путь познания, соединявший опыт и рациональный анализ, путём «пчелы», который отличался от метода «муравья» (сенсуализм) и метода «паука» (рационализм).

Эмпиризм опирается наиндуктивный метод познания, в которомсначала изучаются частные свойства многих предметов одной группы, затем эти знания обобщаются и на их основе делаются выводы об общих свойствах данной группы.

Проблема данного метода: индукция никогда не бывает полной, так как невозможно (за редким исключением) рассмотреть все предметы какого-либо класса. В силу того, что их либо нет рядом, либо их уже нет (они в прошлом), либо ещё нет (в будущем).

Поэтому Бэкон разрабатывает методику использования неполной индукции. Когда общие свойства какого-либо класса явлений выводятся из рассмотрения неполного их количества. Это может происходить следующим образом: Например, когда учёный, изучающий какую либо группу (например лебедей) сталкивается с отклонением от общих свойств группы (чёрный лебедь), он может изучить, с какими особенностями природы представителей данной группы это отклонение связано, и тем самым углубить представления о природе данной группы в целом.

Бэкон считал, что развитию науки мешают различные заблуждения человеческого ума, т. е. искаженные образы действительности. Он называет их «идолами » (или «призраками»), разделяя на следующие группы:
Идолы рода –присущи всем людям и возникают из-за несовершенства наших органов чувств и ограниченности ума
Идолы пещеры –заблуждения отдельного человека, которые образуются благодаря его индивидуальным особенностям, в том числе приобретаемым в процессе воспитания и обучения.

– Идолы рынка (площади) – эти ошибки и заблуждения, усваиваемые в процессе общения.

– Идолы театра – эти предрассудки основаны на слепой вере в авторитет, благодаря которому вещи рассматриваются не такими, каковы они в действительности, а под углом зрения этих авторитетов.

6. Учения об обществе и государстве в Новое время

Томас ГОББС (1588-1679) - английский государственный деятель и философ. Работа: "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского"

Взгляды на природу общества и государства: В естественном (догосударственном) состоянии своей истории люди рождаются равными и свободными, имеющими право на всё. Они живут в гармонии с природой и в мире друг с другом, на что подталкивает их инстинкт самосохранения. Но со временем, в силу возрастания рождаемости, жизненных благ начинает не хватать, и естественное состояние постепенно перерастаетв войну всех против всех.

Чтобы достигнуть мира и получить защиту люди объединяются в государство. Это происходит путём принятия ими общественного договора, по которому люди передают часть своих естественных прав государству в лице правителя, добровольно ограничивая свою свободу. Так на смену естественному состоянию приходит гражданское.

Власть правителя по Гоббсу должна быть полной, абсолютной и не ограниченной ничем кроме Божественной воли и естественного закона (это в наибольшей степени соответствовало абсолютной монархии). Гоббс считал, что делить власть означает ослаблять и разрушать её. А слабая власть не способна защитить людей.

Государство — это, согласно Гоббсу, «механическое чудовище» (Левиафан), обладающее необычайной и страшной силой: оно может защитить интересы человека, но при этом и подавляет его.

Джон Локк.Его называют «отцом» западного либерализма. Термин "либерализм" используется для характеристики политико-экономических теорий, которые трактуют свободу человека как основную общественную ценность, а реализацию им личных интересов, как один из источников развития всего общества.

Локк является сторонником разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную. Естественное состояние он понимал, как свободу и равенство людей, живущих своим трудом. Но для закрепления права собственности необходимо было принятие законов, которое помогает избежать конфликтов в обществе. Это возможно только при наличии государства, которое и создаётся людьми путём принятия общественного договора.

Бенедикт Спиноза, В отличие от Гоббса, был сторонником демократии. Основной ценностью демократического общества считал свободу. Но «свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Что устанавливает между ними границу? Закон. А кто обеспечивает и гарантирует его соблюдение? - Государство. Именно таким образом можно обосновать появление и необходимость в государственном устройстве.

 

 



2015-12-13 965 Обсуждений (0)
Развитие методологии научного познания в философии Нового времени(рационализм, сенсуализм, эмпиризм) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие методологии научного познания в философии Нового времени(рационализм, сенсуализм, эмпиризм)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (965)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)