Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Наука и образование как социальный институт



2015-12-13 6256 Обсуждений (0)
Наука и образование как социальный институт 2.26 из 5.00 19 оценок




Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Наука (как и система образования) является центральным социальным институтом во всех современных обществах. Во все большей степени само существование современного общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и само представление о мире.

Предпосылки развития науки:

  • Формирование речи;
  • Развитие счёта;
  • Возникновение искусства;
  • Формирование письменности;
  • Формирование мировоззрения (миф);
  • Возникновение философии.

Обычно выделяют следующие периоды возникновения и развития науки:

  • Преднаука — зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, грамоты, нумерологии.
  • Античная наука — формирование первых научных теорий (атомизм) и составление первых научных трактатов в эпоху Античности: астрономия Птолемея, ботаникаТеофраста, геометрия Евклида, физика Аристотеля, а также появление первых протонаучных сообществ в лице Академии.
  • Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии Джабира (знаменитый арабский алхимик, врач, фармацевт, математик и астроном.)
  • Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле в трудах Галилея, Ньютона, Линнея.
  • Неклассическая (постклассическая) наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, теория Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта.

Историю возникновения образования можно разделить на этапы. Этап первобытно-общинной стадии развития. Общая организация охоты и распределение добычи, управление бытовыми нуждами и общей системе передачи знаний от поколения к поколению. Этап рабовладельческой стадии. При возникновении рабовладельческого строя, как утверждают ученые, происходит разрыв между физическим трудом и интеллектуальной деятельностью. Результатом этого является появление выделенных из общества узлов и центров хранения, переработки и передачи знаний - школ и философских общин. Сюда светская наука не включает религиозные центры, хотя прекрасно известно, что именно религия с самого начала фигурировала во всех до единого известных источниках письменности как основная тема их содержания. Этап феодального строя. Монополияна интеллектуальное образование досталась духовенству, и само образование приняло тем самым преимущественно богословский характер. Эпоха Возрождения. Система образования наконец-таки «отодвинулась от Церкви», что привело к постепенной утере онтологического (Онтология-учение о сущем, о бытии, раздел философии) смысла обучения. Эпоха Просвещения. Здесь образование продолжило свою трансформацию, все более удаляясь от религии и философии. Оно становится все более практически ориентированным, все больше меняет свои задачи с небесных на земные, обучает человека жить более «головой» - умом, чем «сердцем» - совестью. Основной задачей образования становятся «воспитание свободной личности. В эту же эпоху в России появился человек, разработавший, наконец, цельную дидактическую систему - Константин Дмитриевич Ушинский, который сумел свести, воедино, требования общества и глубинной потребности души человека в Боге.

Социальные функции науки:

· Мировоззренческая (сюда входит познание мира).

· Управленческая (зная законы развития мира мы можем управлять собственной деятельностью для получения тех или иных результатов)

· Культурологическая (наука способна формировать не только отношение человека к природе но, на основе новых знаний о самом человеке, отношения между людьми в обществе)

· Функции науки как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития.

Социальные функции образования:

1. Воспитание (выработка культурных и моральных ценностей).

2. Обучение как процесс передачи знаний, умений и навыков.

3. Подготовка квалифицированных специалистов.

4. Приобщение к продуктам культуры и технологиям.

5. Социализация (привитие образцов поведения, социальных норм и ценностей).

Особенности функционирования науки на современном этапе развития.Одной из важнейших составляющих культуры общества является наука. Наука — высшая форма познания, получения объективных и системно организованных и обосно­ванных знаний о природе, обществе и мышлении. Она доводит до совершенства такие функции культуры, как познавательная, практическая и методологическая.

Особенности функционирования образования на современном этапе развития. Новые подходы к реформированию образования, отвечающие перспективным тенденциям мирового развития, определяются перемещением источников и движущих сил социально-экономического прогресса из материальной в интеллектуальную сферу. Под воздействием этого фундаментального сдвига меняются роль и структура образования: оно становится не производным, а определяющим фактором экономического роста, оно уже не столько удовлетворяет общественные потребности, сколько формирует будущие общественные возможности.



2015-12-13 6256 Обсуждений (0)
Наука и образование как социальный институт 2.26 из 5.00 19 оценок









Обсуждение в статье: Наука и образование как социальный институт

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)