Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Антропоцентризм и гуманизм



2015-12-13 453 Обсуждений (0)
Антропоцентризм и гуманизм 0.00 из 5.00 0 оценок




Философия эпохи Возрождения

ВОЗРОЖДЕНИЕ(Ренессанс: 14-16вв) - эпоха бурного развития европейской культуры от средневековья до Нового времени.

1. Факторы, способствующие становлению и развитию эпохи Возрождения:

1.Освобождение от религиозного диктата и контроля во всех областях культурной и общественной жизни: экономике, политике, науке, искусстве, философии. Христианство начинает рассматриваться в качестве этической нормы.

2.Реформация: религиозная реформа Лютера, направленная на возвращение церкви к первоначальным принципам Христианства, изложенным в Писании.

устранение искажений, которые были в Римской католической церкви в сфере теологии, политики, имущественных вопросов, индульгенции, инквизиции.

 

3. Возрождение античной культуры и античного восприятия мира, отразившееся в живописи, скульптуре, литературе, архитектуре.

4. Возвращение и переосмысление философского наследия античности. Освобождение его от влияния церковной догматики и от одностороннего использования в качестве придатка к теологии.

С самого начала Возрождения гуманисты искали оригинальные греческие и латинские тексты, переписывали их (а с распространением книгопечатания в XV — XVI вв. — печатали), изучали, сравнивали, подвергали филологической критике.

 

5. Появление изобретений и открытий, повлиявших на развитие цивилизации: в первую очередь: компаса, пороха, книгопечатания (Томмазо Кампанелла утверждает, что в XVI в. вышло больше книг, чем их вышло за предыдущие 5000 лет), телескопа (Галилео Галилей).

Создание телескопа позволило сделать ряд астрономических открытий (горы на Луне, спутники Юпитера, пятна на солнце…), которые подтверждали гелиоцентрическую систему Коперника, разрушали средневековые представления о космосе и утверждали единство земных и небесных явлений.

6. Возрождаение интереса к научным знаниям. Интенсивно развиваются астрономия, механика, география, геометрия. Появление гелиоцентрической системы Коперника, законов механики Галилео Галилея (относительности движения, инерции, закона свободного падения тел).

Коперник разрушает геоцентрический принцип построения космоса, отвергая вместе с ним и представление о его конечности. Он считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; показывая, что размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.

 

Философско-мировоззренческие аспекты Возрождения:

 

Антропоцентризм и гуманизм

В эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Человек становится венцом эволюции природы, центром мироздания. Он уже не ждёт милости от Бога, без которой, в силу своей греховности, как полагали в Средние века, он не мог обрести полноценного существования. Теперь он сам, в силу своей активности, творчества, развития познавательных и деятельных возможностей, становится творцом своего земного бытия, способным постичь и обратить себе во благо все богатство окружающего мира. Поэтому фигура художника-творца является символом Ренессанса.

Примером пафоса возрождения могут служить взгляды Джордано Бруно, который отвергая пассивность и религиозной аскетизм, видит главную ценность человека в его земных целях и его деятельности, которая должна быть возвышенной, устремленной к бесконечности, частью которой является он сам. Человек должен познавать вселенную и в соответствии с этим реализовать самого себя.

Человек начинает искать точку опоры не в Боге и не в космосе, частью которого он является, а в самом себе: в своём освобождённом духе, своей углубившейся душе и «возрождённом» и «оправданном» теле. Происходит реабилитация человеческой телесности и реабилитация материальности вообще.

 

Фактически в антропоцентризме находят отражения те качества человека, которые отражены в Писании, но не находили своего развития в средние века. Это подобие человека Богу, сотворение его вершиной и венцом природы, статус властелина природы, совершенство человеческого тела и его реабилитация от греховности.

3. Натурфилософский пантеизм. (Николай Кузанский, Джордано Бруно)

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы, возрождаются натурфилософские представления. Но видение природы отличается от античного, его главной особенностью является пантеизм (с гр. «всебожие»).

Христианский Бог в пантеизме утрачивает свой надмировой характер; он как бы сливается с природой. Поэтому природа наполняется божественным началом, а Бог проявляет себя через природные процессы.

В силу этого природа приобретает черты, которые ей ранее не были свойственны. Приходит понимание, что если материальный мир способен вместить в себя Бога со всем Его совершенством, значит, материя не может быть низшей несовершенной частью бытия, а является, активной творческой силой, исполняющей все замыслы Божественного Ума.

Бог в пантеизме — источник, завершение и само существование Вселенной. Он присутствует во всём мире, в каждой отдельной вещи и в самой мельчайшей частичке бытия. Поэтому весь мир и каждая его частица отражают в себе природу Бога. Это понимание способствует возрождению античного атомизма, но уже в новом представлении об атоме: «Весь мир и всякая его частица состоит из мощи, мудрости и любви» (Т.Кампанелла).

Николай Кузанский провозглашает принцип совпадения абсолютного максимума и абсолютного минимума. «Бог есть и всеобщее, и мельчайшее в этом всеобщем.» Для него совпадение мира с бесконечностью Бога, означает бесконечность самого мира, что разрушает картину античного космоса, большого, но ограниченного в своих пределах. А в условиях бесконечности исчезает отношение «центр – периферия». Каждая точка бесконечной вселенной может назвать себя центром. Поэтому в этой картине мира получается, что «центр — везде, а пределы - нигде».

Джордано Бруно.Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос, в котором могут существовать бесконечное количество миров. Природа, согласно Бруно, есть «Бог в вещах». Бруно, таким образом, передает самой природе то, что в Средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс, а также начала жизни и движения, которые в античности приписывались либо идеям (Платон), либо форме (Аристотель)

 



2015-12-13 453 Обсуждений (0)
Антропоцентризм и гуманизм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Антропоцентризм и гуманизм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (453)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)