· Взаимосвязь строения с функциями органов и систем органов – родство человека с животными
· Правила здорового образа жизни, личной и общественной гигиены, профилактики отравления ядовитыми продуктами, растениями, грибами, газообразными веществами
Раздел программы
| дата
| №
Урока
п\п
| Тема урока
| Тип урока
| Основные понятия
| Формы контроля,
Лабораторные,
практические работы
| Домашнее
задание
|
Введение
|
|
| Биосоциальная природа человека и науки, изучающей его
| вводный
| Анатомия, физиология, психология, гигиена
| Запись понятий в тетрадь, фронтальный опрос
|
Понятий
|
|
|
| Становление наук о человеке
| Изучение нового материала
| Гераклит, гиппократ, рафаэль, уильям гаврей, лиу пастер, илья мечниковфронтальный опрос заполение таблицы
| Заполнение таблицы фронтальный опрос
|
|
Происхождение человека
|
|
| Систематическое положение человека
| комбинированный
| Таксоны, рудименты, атавизмы
| Заполнение таблицы фронтальный опрос
|
|
|
|
| Историческое прошлое людей
| Изучение нового материала
| Австралопитек, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы
| Индивидуальный опрос заполнение таблицы
|
Таблицы
|
|
|
| Расы человека
| комбинированный
| Расы: монголоидная, европеоидная, негроидная, австралоидная
| Таблицы
|
|
Строение и функции организма
|
|
| Общий обзор организма человека
| Изучение нового материала
| Уровни организации, структура, органы, системы органов, эндокринная система, гормоны, нервные импульсы
|
|
|
|
|
| Клеточное строение организма
| изучение нового материала
| Клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, гены, хромосомы, ДНК, РНК, ядрышко, органоиды, рибосомы, эндоплазматическая сеть, митохондрии, лизосомы, центриоли
| Фронтальный опрос
|
Заполнение таблицы
|
|
|
| Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная
ЛАБ.РАБ.№1 – 10МИН
| Урок практикум
| Ткани: эпителиальная, мышечная , соединительная
| Лабораторная работа, зарисовки, заполнение таблицы
|
|
|
|
| Нервная ткань: рефлекторная регуляция
ЛАБ.РАБ.№2 – 10 МИН
| Изучение нового материала
| Нервная ткань, аксон, дендрит, тело нейрона, нейроглия, нервное волокно, синапс
| Самостоятельная работа с текстом, индивидуальный опрос
| 8,9
|
Опорно – двигательная система
|
|
| Значение опорно-двигательной системы., ее состав. Строение костей
ЛАБ.РАБ.№3 – 10 МИН
| Урок-практикум
| Скелет, мыщца, надкостница, компактное, губчатое вещество, красный и желтый костный мозг, костные пластинки. Типы костей: трубчатые, губчатые, плоские
| Лабораторная работа
|
|
|
|
| Скелет человека. Осевой скелет
| Урок-практикум
| Осевой скелет, добавочный скелет, мозговой и лицевой отделы черепа, позвонок, межпозвоночный диск, отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый
| Лабораторная работа, индивидуальный опрос
|
|
|
|
| Скелеты поясов и свободный конечностей. Соединение костей
| комбинированный
| Плечевой пояс, тазовый пояс, кости ноги: бедро, голень, спота, кости руки: плечо, предплечье, кисть, соединение костей: подвижное, полуподвижное, неподвижное
| Фронтальная беседа при изучении нового материала
|
Повторить 8
|
|
|
| Строение мышц
ЛАБ.РАБ.№4- 20 МИН
| Урок практикум
| Строение мышцы: головка, брюшко, хвост, мышцы антогонисты, мышцы синергисты, мышечные пучки, фасции, мышечное волокно
| Практическая работа, самостоятельная работа с текстом
|
Повторить 9
|
|
|
| Работа скелетный мышц и их регуляция
ЛАБ.РАБ.№5-15 МИН
| комбинированный
| Двигательная единица, исполнительный нейрон, тренировочный эффект, динамическая и статическая работа, биологическое окисление
| Лабораторная работа фронтальная беседа при изучении нового материала
|
Повторить 11,12
|
|
|
| Осанка. Предупреждение плоскостопия
ЛАБ.РАБ.№6 – 10 МИН
| комбинированный
| Осанка, остеохондроз, корригирующая гимнастика, сутулость, боковое искривление (сколиоз), плоскостопие
| Фронтальная беседа и индивидуальный опрос, лабораторная работа
|
Повторить 10-12
|
|
|
| Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов
| комбинированный
| Ушиб, перелом (закрытый, открытый), синяк, шина, растяжение связок, вывих
| Индивидуальная и фронтальный опрос
|
Повторить 3-4
|
|
|
| Клеточное строение и опорно-двигательная система
| Обобщающий урок по теме
|
| Тестирование, письменная проверочная работа
|
|
Внутренняя среда организма
|
|
| Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма
| Изучение нового материала
| Кровь, тканевая жидкость, лимфа, лимфатический сосуд, лимфатический узел, лимфоцит, тимус (вилочковая железа), фагоцит, фагоцитоз, макрофаги, антигены, антитела, фибрин, фибриноген
| Зарисовки втетрадь, заполнение таблицы
|
|
|
|
| Борьба организма с инфекциями. Иммунитет
| комбинированный
| Иммунитет, антигены, антитела, иммунная система, воспаление
| Самостоятельная работа с текстом
|
Сообщения
|
|
|
| Иммунология на службе здоровья
| комбинированный
| Иммунология, лечебные сыворотки, предупредительные прививки, антитела, иммунитет: врожденный, приобретенный, видовой, пассивный, активный, аллергия
| Заполнение таблицы, схемы
|
|
Кровеносная и лимфатическая система
|
|
| Транспортные системы организма
| Изучение нового материала
| Артерии, аорта, кровеносные капилляры, вены, лимфатические капилляры, лимфатические узлы и сосуды, кармановидные клапаны
| Фронтальный опрос
|
|
|
|
| Круги кровообращения
ЛАБ.РАБ.№7 – 15 МИН
| Урок-практикум
| Предсердия и желудочки сердца, аорта, артерии, вены, легочные артерии, альвеолы, легочные вены, артериальная и венозная кровь, венечные артерии
| Лабораторная работа
|
|
|
|
| Строение и работа сердца
| Изучение нового материала
| Околосердечная сумка, створчатые клапаны, полулунные клапаны, сердечный цикл, адреналин
| Индивидуальный опрос, заполнение таблицы
|
|
|
|
| Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения
ЛАБ.РАБ.№8 – 10 МИН
| комбинированный
| Артериальное давление крови, пульс, гипертония, гипотония, некроз, инсульт, инфаркт, тонометр, фонендоскоп
| Лабораторная работа, самостоятельная работа с текстом, индивидуальный опрос
|
Срисовать рисунок 53 и сделать надписи
|
|
|
| Гигиена сердечнососудистой системы
ЛАБ.РАБ.№9 – 10 МИН
| Изучение нового материала
| Ударный объем сердца, гангрена, спазм сосудов, стенокардия, инфаркт, электрокардиограмма, функциональная проба
| Лабораторная работа
|
Понятия, сообщения о кровотечениях
|
|
|
| Первая помощь при кровотечении
| Изучение нового материала
| Внутреннее и внешнее кровотечение, гематома (синяк), капиллярное, венозное, артериальное кровотечение, антисептик, жгут, закрутка, струп, зернистая соединительная ткань
| Индивидуальный и фронтальный опрос
|
|
Дыхательная система
|
|
| Значение дыхания. Органы дыхательной системы
ЛАБ.РАБ.№10-7 МИН
| Изучение нового материала
| Носовая полость, носоглотка, гортань, глотка, трахея, главные бронха, легкие, легочная плевра, альвеолы, голосовые связки
| Индивидуальный и фронтальный опрос
|
|
|
|
| Легкие
| комбинированный
| диффузия
| Индивидуальный опрос
|
|
|
|
| Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания
ЛАБ.РАБ.№11 – 10 МИН
| комбинированный
| Легочная и пристеночная плевра, плевральная полость, диафрагма, дыхательный центр, рефлекторная и гуморальная регуляция, никотин, смог
| Лабораторная работа
|
Обсл.дыхания стр. 147-148
|
|
|
| Болезни и травмы органов дыхания
| Урок практикум
| Флюорография, туберкулез, палочка Коха, рак легкого, клиническая смерть, биологическая смерть, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца
| Лабораторная работа
|
|
|
|
| Обобщающий урок по темам «Дыхание и кровообращение»
| Обобщающий урок
|
| Тесты, письменная проверочная работа
| 26-29
|
Пищеварительная система
|
|
| Питание и пищеварение
| Изучение нового материала
| Пластичес4кий и энергетический обмен, пищеварение, перистальтика, кишечника, рацион, аминокислоты, глицерин, жирные кислоты
| Самостоятельная работа с текстом
|
|
|
|
| Пищеварение в ротовой полости
ЛАБ.РАБ№12 – 15 МИН
| комбинированный
| Ротовая полость, рецепторы вкуса, слюнные железы, зубы: корень, шейка, коронка, зубная эмаль, дентин, зубная пульта, резцы, клыки
| Демонстрационный опыт
|
|
|
|
| Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока
ЛАБ.РАБ.№13 – 10 МИН
| Урок практикум
| Пищевод, желудок, пепсин, сфинктер, двенадцатиперстная кишка, поджелудочная железа, пепсин, трипепсин, печень, желчь
| Лабораторная работа индивидуальный опрос
|
|
|
|
| Функции тонкого и толстого кишечника. Барьерная роль печени. Аппендикс
| комбинированный
| Воронка, воротная вена, печень, желчь, аппендикс, перитонит
| Индивидуальный и фронтальный опрос
|
|
|
|
| Регуляция пищеварения
| Изучение нового материала
| Фистула, безусловные рефлексы, условные рефлексы, мнимое кормление
| Индивидуальный опрос
|
|
|
|
| Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций
| обобщающий
| Ботулизм, анаэробы, сальмонеллез, диарея, дизентерия
| Тесты, индивидуальный опрос
|
|
Обмен веществ и энергии
|
|
| Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых организмов
| Изучение нового материала
| Этапы обмена веществ и энергии: подготовительный, основной, заключительный
| Индивидуальный опрос заполнение таблицы
| 36, 30
Сообщение витамины
|
|
|
| витамины
| комбинированный
| Авитаминоз, гиповитаминоз, водорастворимые и жирорастворимые витамины
| Сообщения, заполнения таблицы
|
|
|
|
| Энергозатраты человека и пищевой рацион
ЛАБ.РАБ.№14 – 20 МИН
| комбинированный
| Пищевые продукты, калорийность, норма питания, режим питания
| Индивидуальный опрос
|
Лабораторная работа
|
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение
|
|
| Кожа – наружный покровный орган
| Изучение нового материала
| Эпидермис, кожа, потные железы, сальные железа
| Индивидуальный опрос
|
|
|
|
| Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви
Лаб.раб.№15 – 15 мин
| комбинированный
| Болезни кожи: чесотка, лишай, ожоги химические и термические
| Индивидуальный опрос
|
|
|
|
| Терморегуляция организма. Закаливание
| Изучение нового материала
| Терморегуляция, теплообмен, теплообразователь, теплоотдача, тепловой удар, солнечный удар. Закаливание
| Индивидуальный опрос
|
|
|
|
| выделение
| комбинированный
| Органы мочевыделения, почки, мочеточники, мочевой пузырь, корковое вещество, мозговое вещество почки, почечные пирамиды, почечная лоханка, нефрон, первичная моча, мочекаменная болезнь
| Индивидуальный опрос
|
Основные положения главы
|
|
|
| Обобщающий урок по теме «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение»
| обобщающий
|
| Доклады учащихся, тестовые задания
|
|
Нервная система
|
|
| Значение нервной системы
| Изучение нового материала
| Потребности, активность, опознание, передние и объектов, субъективное отражение
| Заполнить схему, самостоятельная работа с текстом
|
|
|
|
| Строение нервной системы. Спинной мозг
| комбинированный
| Ядра мозга, нервное волокно, передние и задние борозды спинного мозга, позвоночный канал, спинномозговая жидкость, белое вещество, нисходящие и восходящие пути. шок
| Индивидуальный опрос, самостоятельная работа с текстом и рисунками
|
Ответить на вопросы
|
|
|
| Строение головного мозга
Лаб.раб.№16 – 10мин
| комбинированный
| Задний мозг, продолговатый мозг, мозжечок, мост, средний мозг, промежуточный мозг, большие полушария, желудочки мозга
| Индивидуальный опрос, лабораторная работа
|
Выучить понятия
|
|
|
| Функции переднего мозга
| Изучение нового материала
| Передний и промежуточный мозг, таламус, гипотоламус, полушария мозга, борозды, доли, извилины, чувствительный и моторные зоны, временные связи
| Индивидуальный опрос, самостоятельная работа с рисунками и текстом
|
|
|
|
| Соматическая и автономная отделы нервной системы
ЛАБ.РАБ.№17 – 10 МИН
| Изучение нового материала
| Соматический и автономный (вегетативный)отделы нервной системы, симпатическая подсистема, парасимпатическая подсистема, блуждающий нерв, вегетативные узлы
| Индивидуальный опрос, работа с текстоми рисунками
|
|
|
|
| Обобщающий урок по теме «нервная система»
| обобщающий
|
| Тестовые задания
|
|
Анализатора. Органы чувств
|
|
| анализаторы
| Изучение нового материала
| Орган чувств, анализатор, модальность, рецепторы, нервные пути, галлюцинации
| Индивидуальный опрос, тесты, заполнение таблицы
|
Таблицы
|
|
|
| Зрительный анализатор
ЛАБ.РАБ.№18 – 7 МИН
| Урок практикум
| Глазное яблоко, глазницы, глазные мышцы, слезные железы и канал, оболочка глаза: белочная, роговица, радужная , зрачок, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка, палочки, колбочки, желтое и слепое пятно, бинокулярное зрение
| Лабораторная работа
|
Разобрать рисунки, подготовить сообщение
|
|
|
| Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней
| комбинированный
| Глазная инфекция, конъюктивит, близорукость, дальнозоркость, преломляющая способность глаза, диоптрия, бельмо
| Сообщения учащихся о гигиене зрения
|
Подготовить сообщения
|
|
|
| Слуховой анализатор
ЛАБ.РАБ. №19 – 10 МИН
| комбинированный
| Наружнее ухо, среднее ухо, внутреннее ухо, перепонка, костный лабиринт, тугоухость
| Индивидуальный опрос, сообщения учащихся
|
Подготовить сообщение
|
|
|
| Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса
| Урок практикум
| Вестибулярный аппарат, мешочки, полукружные канальца, кожная чувствительность, вкусовые сосочки, вкусовые рецепторы, вибрационная чувствительность
| Индивидуальный опрос, лабораторные опыты
|
Повторить главу
|
|
|
| Обобщающий урок по теме «Анализаторы»
| обобщающий
| Урок-игра «Звездный час»
|
|
|
Высшая нервная деятельность
|
|
| Вклад отечественных ученых в разработку учений о высшей нервной деятельности
| Изучение нового материала
| Высшая нервная деятельность, безусловные и условные рефлексы, временная связь, внешнее и внутренне торможение
| Индивидуальный опрос
|
Привести примеры безусловных и условных рефлексов
|
|
|
| Врожденные и приобретенные программы поведения
ЛАБ.РАБ.№20-15 МИН
| комбинированный
| Врожденные программы поведения, инстинкты, рассудочная деятельность, динамический стереотип, положительные и отрицательные эмоции, навыки, привычки
| Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, заполнение таблицы
|
|
|
|
| Сон и сновидения
| комбинированный
| Биологические ритмы, сон, бодрствование, медленный сон, быстрый сон, сновидения
| Индивидуальный опрос, фронтальный опрос
| 55 составить схему быстрого и тихого сна
|
|
|
| Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы
ЛАБ.РАБ.№21-15МИН
| Изучение нового материала
| Базовые и вторичные потребности, сознание, интуиция, речь, познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, наблюдение
| Фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная работа с текстом
|
|
|
|
| Воля, эмоции, внимание
| Изучение нового материала
| Волевое действие: борьба мотивов, выбор цели, способа действия, оценка результатов, внушаемость, негативизма, эмоциональное состояние, аффект, стресс, рассеянность
| Индивидуальный опрос, заполнение таблицы
|
|
|
|
| Обобщающий урок по теме «Высшая нервная деятельность»
| обобщающий
|
| Тестовые задания
|
|
Эндокринная система
|
|
| Роль эндокринной системы
| Изучение нового материала
| Эндокринная система, железы внутренней секреции, эпифиз, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа, половые железы, нейрогармоны
| Индивидуальный опрос, заполнение таблицы, тесты
|
|
|
|
| Функции внутренней секреции
| Комбинированный
| Гипофиз, гормон роста, акромегалия, базедова болезнь, микседема, кретинизм, поджелудочная железа
| Фронтальный и индивидуальный опрос
|
|
|
|
| Обобщающий урок по теме «Эндокринная система»
| обобщающий
|
| Доклады учащихся
|
|
Индивидуальное развитие организма
|
|
| Жизненные циклы. Размножение
| Изучение нового материала
| Виды размножения, половые хромосомы, оплодотворение, маточная труба, репродуктивное деление, гены, яичники, семенники
| Индивидуальный опрос, самостоятельная работа с текстом
|
|
|
|
| Развитие зародыша и плода. Беременность и роды
| комбинированный
| Биогенетический закон, онтогенез, филогенез
| Письменный опрос
|
|
|
|
| Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем
| комбинированный
| Наследственные болезни (гемофилия), врожденные болезни, венерические болезни, сифилис, СПИД, гепатит В,С
| Письменный опрос
|
|
|
|
| Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Склонности, способности
ЛАБ.РАБ.№22 – 20 МИН
| Изучение нового материала
| Ребенок новорожденный и грудной, индивид и личность, темперамент и характер, экстраверты и интроверты
| Индивидуальный опрос
| 63, заполнить тест
|
|
|
| Обобщающий урок по теме «Индивидуальное развитие организма»
| обобщающий
|
| Тестовые задания на определение темперамента, склонностей и т.п.
|
|
|
|
| Обобщающий урок за курс 8 класса
| Обобщающий урок
|
|
|
|