Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Становление капитализма в России



2015-12-13 1107 Обсуждений (0)
Становление капитализма в России 0.00 из 5.00 0 оценок




В становлении российского капитализма характерно сочетание двух направлений — модернизации и консерватизма, которые сменяли друг друга в более быстрой последовательности, чем ранее. Российский капитализм проходил свое становление под экономическим и технологическим воздействием западноевропейского центра развивающейся мировой капиталистической системы. Новая модернизация российского общества требовала коренных социальных перемен — исторически необходимым стал переход к новой формации — капитализму. В отличие от европейских государств Россия переходила к капитализму после короткого периода позднего феодализма (около 100 лет) под влиянием внешнеполитических условий и обострения положения в деревне. Российский феодализм сохранил крепостное право, сельскую общину, имел значительную государственную («казенную») промышленность. Россия не стала колониальной державой и не выработала форм колониальной эксплуатации, российское общество имело устойчивую сословную структуру, господствующее положение в ней дворянства и мощный государственный аппарат феодального самодержавия. В этих условиях внутри российского феодализма не получили развития раннекапиталистические отношения, как на Западе. Эти исторические условия определили форму перехода в новую формацию — не революционным путем («снизу»), а правительственными реформами, «сверху», при этом державные интересы превалировали над социально-экономическими.

Сохраняющаяся феодальная структура при этом стремилась приспособить новые социально-экономические отношения, перенимаемые у Запада, к интересам отживающего феодального класса. Идет процесс причудливого сочетания модернизации с консерватизмом, что усиливало противоречия, замедляло социально-экономическое развитие, а следовательно, ослабляло внешнеполитические позиции. Привносимые «сверху» капиталистические отношения с активным участием западного капитала насаждали западноевропейские формы капиталистической экономики и общественной жизни, подчиняли развитие страны интересам западноевропейского центра.

Переход к капитализму, модернизация общественных отношений и экономики осуществлялись под руководством императора Александра II (1855–1881) комплексом правительственных реформ в период 1861–1874 гг. Вступив на престол после скоропостижной смерти Николая I в обстановке общественного кризиса, он осознал необходимость коренных социальных реформ и создал для их проведения административно-политические условия. Первой и главной из них была «крестьянская реформа» — отмена крепостного права. «Манифест» 1861 г. об освобождении крестьян от личной зависимости помещику положил начало развитию новых социально-экономических отношений и стал важным событием в жизни российского общества. Однако ограниченный характер реформы, ее приспособление к интересам помещиков сохраняли многие элементы феодальных отношений, сельскую общину, еще больше подчиненную интересам государства. Крестьянство было обложено непомерными выкупными платежами за землю и оказалось обезземеленным в пользу помещиков. Такие условия тормозили развитие сельского хозяйства, сдерживали рост свободной рабочей силы, рост национального капитала, а в целом — замедляли темпы экономического развития страны и усиливали социальные противоречия.

Вместе с тем правительственные круги трезво оценили необходимость модернизации всех общественных отношений и пытались разрешить назревшие общественные проблемы комплексом либеральных реформ. В 1863 г. проведена реформа высшего образования с отменой сословных и национальных ограничений; в 1864 г. — земская реформа, вводившая местное самоуправление от всех слоев населения; в 1865 г. — реформа печати с отменой цензуры для книг и ее ослаблением для периодических изданий. Наиболее прогрессивной стала судебная реформа, вводившая независимость судей, суд присяжных и гласность заседаний. Круг реформ замыкался серией прогрессивных военных реформ, вводивших воинскую обязанность и кадровую армию на принципах призыва на службу в ограниченные сроки. Первый этап буржуазных реформ внес существенные сдвиги в жизни общества, но когда правящая бюрократия и поместное дворянство столкнулись с необходимостью поступиться властью и перестроить свою жизнь в новых условиях, реализация реформ стала тормозиться, а затем и свертываться. Жизненно важные проблемы оставались неразрешенными, противоречия накапливались, социальное напряжение нарастало.

 

№52 Культура России во второй половине XIX века.

Образование

Характерной чертой этого времени становится широкое участие демократической общественности в развитие просвещения (организация школ,борьба против сословно-крепостнической системы образования и т.д).

1. В это время активно развивалось женское образование.На рубеже 60-70 годов 19 века создали высшие женские курсы,среди которых большую роль играли женские курсы в Петербурге.

2. В начале 80 годов доступной для широкой публики стала картинная галерея Третьякова,начало собирания которой было положено им в 1856 году.

3. Усиление контроля за начальной школой, вводились должности инспекторов и директора.

4. Ограничивалась деятельность земств в области народного образования,из за стремления окончательно превратить начальные училища в сословную школу.



2015-12-13 1107 Обсуждений (0)
Становление капитализма в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Становление капитализма в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1107)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)