Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Углубление социально-политического кризиса



2015-12-13 528 Обсуждений (0)
Углубление социально-политического кризиса 0.00 из 5.00 0 оценок




В 1914 г. все слои общества поддержали правительство. Политические партии, в том числе либералы, выступили за войну до победного конца и проголосовали в Думе за предоставление военных кредитов. Воздержались лишь трудовики и социал-демократы. В 1915 г. политическая ситуация изменилась. Поражения русской армии вызвали недовольство правительством. Возобновилось рабочее забастовочное движение (600 тыс. стачечников). Начались крестьянские волнения, хотя их число было невелико (177). Кадеты, октябристы и умеренные правые обвинили правительство в военных поражениях. Земства и города потребовали созыва Думы. Николай II пошел на некоторые уступки, созвав в июле Думу и уволив ряд министров. В августе в Думе впервые образовалось оппозиционное большинство - Прогрессивный блок , объединявший либералов и умеренных правых, возглавленный умеренным В.В. Шульгиным и кадетом П.Н. Милюковым. Коалиция потребовала формирования правительства "общественного доверия", т.е. из политических деятелей, рекомендованных блоком, проведения политических реформ. В 1916 г. антиправительственные настроения усилились. Начались выступления в армии. Развернулись массовые рабочие забастовки (1 млн. стачечников), многие из которых выдвигали политические и антивоенные лозунги (30 % забастовщиков). В октябре произошел резкий подъем стачечного движения, в декабре активность пролетариата, агитируемого не только левыми, но и либералами. Серьезно возросло число крестьянских выступлений (294). Думский Прогрессивный блок, поддержанный Земгором, в ноябре 1916г. выдвинул более радикальное требование создания "ответственного министерства" подотчетного парламенту. Прогрессисты, вышедшие из Блока, предлагали обратиться с воззванием к народу и армии. Николай II не желал уступить требованию общества, лишь перетасовывая состав правительства, что Пуришкевич назвал "министерской чехардой". Крайне правые попытались поднять авторитет монарха, убрав влиявшего на царя Григория Распутина - символ разложения самодержавия. 16 декабря он был убит группой великосветских заговорщиков, вслед за чем последовали репрессии. В результате столкновение режима и широких слоев общества стало неизбежным.

№55 Внешняя политика России в начале ХХ в.

1. Задачи российской внешней политики.В конце XIX-начале ХХ в. сложилась новая система международных отношений. Стратегические внешнеполитические задачи России разделялись на две группы. В Европе планировалось предотвратить военно-политическую гегемонию Германии, прекратить экспансию Австро-Венгрии и Германии на Балканах и установить контроль над средиземноморскими проливами. В Азии важно было остановить расширение влияния Англии в Персии и Китае, противостоять японскому продвижению на континент, прежде всего в Корее, а затем установить российское господство в Персии, Северном Китае и на тихоокеанском побережье Азии. Главными конкурентами России являлись Германия, Австро-Венгрия и Япония. Соперниками России на Балканах являлись Германия и Австро-Венгрия. С Австро-Венгрией, переживавшей кризисные явления, в 1897г. Россия заключила соглашение о сохранении существующего положения на Балканах, а в 1903 г Мюрцштегское соглашение, направленное на предотвращение обострения балканской ситуации. Основная борьба с Германией развернулась в соседних регионах. России удалось добиться соглашения с Турцией о российском преимущественном праве на строительство железных дорог на южном побережье Черного моря. Наибольшее значение в российской внешней политике с конца XIX в. приобретало дальневосточное направление. Экономическая экспансия стала основной формой участия России в борьбе за Дальний Восток. Вдохновителем мирного "захвата" территорий стал министр финансов С.Ю. Витте, предложивший в 1892 г. начать продвижение в Северный Китай со строительства Транссибирской железной дороги (1891-1903 гг.) и активизации торгово-финансовой деятельности. Россия действовала экономическими методами, поддерживала Китай в его попытках противостоять нажиму Японии. Отношения с Японией развивались иным путем. Николай II избрал путь обострения отношений с Японией. В 1896 г. был подписан "оборонительный" антияпонский договор с Китаем. В1897 г. русская эскадра заняла Порт-Артур на Ляодуне, а в 1898г. Россия добилась аренды всего полуострова на 25 лет с правом строительства железной дороги. В 1903 г. Япония выдвигала все более жесткие требования к России в отношении Кореи и Манчжурии. 31 декабря 1903 г. Япония предъявила ультиматум о признании ее исключительного права на Корею и Манчжурию.

2. Русско-японская война 1904-1905 гг.

Японское командование планировало, уничтожив русский флот в результате внезапного нападения, высадиться в Корее и на Ляодуне, быстрым штурмом взять крепость и двинуться в Манчжурию и Уссурийский край. Целью являлся захват КВЖД. В ночь на 27 января Япония напала на Тихоокеанскую эскадру в рейде Порт-Артура. Ошибки предвоенного периода начал исправлять новый командующий эскадрой С.О. Макаров, развернувший работы по укреплению обороны. После гибели вице-адмирала Макарова Япония доминировала на море. Сражения на суше продемонстрировали слабость российского военного командования. В результате противоречий между главнокомандующим дальневосточными силами Е.И. Алексеевым и командующим сухопутных войск А.Н. Куропаткиным российские войска не смогли остановить наступление японцев на юг полуострова и на север - в Манчжурию. Был взят порт Даолянь и разгромлен шедший на помощь Порт-Артуру Сибирский корпус под Вафангоу.
После безрезультатных боев началась окопная война - "Шахэйское сидение". С июля по 20 декабря 1904 г. длилась оборона Порт-Артура. С падением Порт-Артура осадная армия японцев была переброшена на Манчжурский фронт. Исход войны фактически определился. Новое наступление русских было упреждено японцами в феврале под Мукденом (февраль 1905 г.). Последним этапом войны явилось Цусимское сражение (14-15 мая 1905 г.), итогом которого стало полное поражение русской эскадры. 23 августа 1905 г. был подписан Портсмутский мирный договор, по условиям которого Корея признавалась сферой влияния Японии (которая также получала в аренду Квантунский полуостров с Порт-Артуром и половину Сахалина). Военные потери России составили свыше 400 тыс. чел., из них 50тыс. убитыми. Япония потеряла убитыми 86 тыс. человек. Социально - политические последствия поражения в этой войне оказались наиболее тяжелыми и приблизили революцию.

3. Внешняя политика России в 1906 - 1914 гг.

Главной целью российской внешней политики в изменившейся международной обстановке и новой внутриполитической ситуации являлось скорейшее выведение России из внешнеполитического кризиса и стабилизация ее международного положения. За основу активного лавирования и равновесия в Европе принималось укрепление русско-французского союза. Задачей балканской политики Россия считала взаимодействие с Австро-Венгрией для сохранения существовавшего положения и баланса сил в регионе. В августе 1907 г. было подписано соглашение с Англией по разграничению сферы влияния в Центральной Азии, где Россия оказалась от претензий на Афганистан, и в Персии. В обмен на уступки Россия получила обещание Англии поддержать ее позицию в отношении вопроса о проливах. Переговоры с Германией, проводившиеся в рамках политики лавирования, были менее успешными в связи с возросшими противоречиями, а также из-за очевидного сближения России с Англией. В итоге в Европе сложились два военно-политических блока, противостоявших друг другу: "Союз держав оси" (Четверной союз Германии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии) и "Антанта" ("Согласие"), объединившая Англию, Францию и их союзников. Вступление России в союз превратило ее в "Тройственное согласие". На Балканах Россия потерпела неудачу. Ситуация здесь обострялась в связи с нараставшей активностью Австро-Венгрии и ослаблением Турции. К 1914 г. Германия превратилась в доминирующую военную державу балканского региона, поставив под контроль армию Османской империи. Стремление России к овладению черноморскими проливами теперь блокировалось не только Англией, но и германо-турецким военным союзом. Балканский полуостров превратился в наиболее опасный очаг напряженности в Европе.

№56 Русская культура в начале ХХ в.
1. Развитие образования

Социальное развитие, вызванное экономическими процессами на рубеже двух веков, сопровождалось быстрым ростом городов, распространением городской культуры и образования. В конце XIX-начале XX в. уровень грамотности вырос с 21 % в 1897 г. до 31% в 1917 г. В абсолютных цифрах число грамотных увеличилось в 2 раза (со 26,5 млн. до 53 млн. чел). Возросли темпы роста начального образования. В начале века ежегодно создавалось 5-6 тыс. новых школ. Увеличилась численность гимназий и реальных училищ, выпускники которых снова могли поступать в технические вузы без экзамена. Возникла сеть высших начальных училищ, дававших возможность поступить в среднюю школу. Развивалась система профессиональных - горных, речных, железнодорожных, фабричных (в 1913 г. - св. 4 тыс.) и коммерческих училищ (в 1913 г. - св. 250). Совершенствовалась высшая школа, в которой после 1905 г. была восстановлена автономия, выборность ректоров и деканов и т.д. Возникали новые социальные группы, связанные с развитием мирового хозяйства. Национальная идея способствовала усилению националистических настроений, и, в то же время, привела к повышению влияния на культуру национальных традиций и народной культуры. Существовало две точки зрения на развитие культуры на рубеже веков. Если быстрое и прогрессивное развитие науки, техники и образования в начале ХХ в. не отрицается никем, то в отношение искусства и гуманитарных наук существуют два мнения. Точка зрения современных ученых связана концепции, сформулированной русским философом Н.А. Бердяевым, писавшим о ренессансе (возрождении) российской культуры в начале ХХ в. Раньше была распространена другая точка зрения, сформулированная российскими социалистами того времени и принятая в советской науке: русское искусство начала ХХ в. переживало не ренессанс, а декаданс (упадок). Это мнение основывалось на выводе о кризисе буржуазного общества и буржуазной культуры в эпоху империализма.

2. Развитие науки

В связи с возросшими нуждами промышленности и армии быстро развивались естественные и технические науки. Значительных успехов добились основатель аэродинамики Е.Н. Жуковский; математик С.А. Чаплыгин; сделавший важнейшие открытия в области физики П.Н. Лебедев; геохимик и биохимик В.И. Вернадский; физиолог И.П. Павлов; иммунолог И.И. Мечников; родоначальник космонавтики К.Э. Циолковский и др. Гуманитарные науки традиционно играли большую роль и определяли характер среднего и высшего образования. Так, в философии того периода отчетливо проявились две тенденции. Под воздействием революционных идей в работах социал-демократов Г.В. Плеханова, В.И. Ульянова (Ленина), А.А. Богданова развивался философский материализм. Одновременно наблюдался расцвет религиозно-философского направления в творчестве Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.С. Соловьева и др. Историческая наука развивалась в трудах В.И. Ключевского, С.Ф. Платонова, П.Н. Милюкова, Н.П. М.Н. Покровского и др. Получили значительные развитие также экономическая наука и социология (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, М.М. Ковалевский, П. Сорокин).

3. Литература и искусство

В конце XIX- начале XX в. в российской прозе продолжался расцвет основного литературного направления второй половины прошлого века - критического реализма. Новые значительные произведения создал Л.Н. Толстой. Социальные и социально-психологические проблемы нашли глубокое отражение в творчестве А.П. Чехова, В.Г. Короленко, А.И. Куприна и др. Стремление искусства к преобразованию действительности художественными средствами дало начало русскому символизму. Его теоретиком в середине 1890-х гг. выступил В.Я. Брюсов. Другое модернистское направление - акмеизм явился реакцией на символизм. Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М. Цветаева, создавшие новую лирическую поэзию обратились к миру человеческих чувств. Апологетика субъективизма, отрицание традиционной культуры, активизм выразились в деятельности сторонников "искусства будущего" - футуристов (В. Хлебников, Д. Бурлюк, И. Северянин, В.В. Маяковский).

4. Живопись, архитектура, музыка

В российской живописи и графике, с одной стороны, сохранялись традиции академической школы, продолжало действовать Товарищество передвижных выставок, с другой стороны, возникли новые тенденции на основе обращения художников к историческим сюжетам. Художественное мифотворчество и попытки выразить в живописи национальную идею продолжил М.В. Нестеров. Сочетание условного с реальным развивали КА. Коровин, основатель русского или декоративного импрессионизма, и В.А. Серов, проделавший путь от академизма к модерну. В конце 1890-х гг. модерн в российском изобразительном искусстве открыто о себе заявил. В 1898 г. было создано общество художников "Мир искусства" (А.Н. Бенуа, К. Сомов, Н.К. Рерих и др.), провозгласившее автономию искусства, главенство для творчества проблемы красоты. Появление в 1910 г. общества "Бубновый валет" (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк), а затем - "Ослиный хвост" (МФ. Ларионов, Н.С. Гончарова, Д. Бурлюк) знаменовало собой переход к российскому авангарду. Одновременно развивался экспрессионизм. Теоретик абстрактного искусства В.В. Кандинский; основатель "супрематизма К. Малевич; создатель "аналитической живописи" П.Н. Филонов; "бытовой символист" М.З. Шагал, каждый по своему утверждали господство творчества над формами, создавая в своих работах новые миры. В 90-х гг. XIX в. в архитектуре оформился в качестве ведущего новый стиль "модерн". Его особенностью стала подчеркнутая функциональность построек, отрицалась симметрия. Широко применялись новые строительные материалы: железобетон, сталь, стекло. Родоначальником русского модерна стал Ф.О. Шехтель. В том же стиле строили Л.Н. Кекушев, В.Ф. Валькотт. Одновременно с модерном из псевдорусского стиля возник неорусский , использовавший некоторые достижения модерна и ставший затем одним из его вариантов. Развивался неоклассицизм как в сочетании с модерном (Р.Р. Клейн, Ф.И. Лидваль), так и в чистом виде (И.А. Фомин, И.В. Жолтовский). В развитии скульптуры неоклассический стиль в работах Р.Р. Баха, С.М. Волнухина. В музыке проявились те же тенденции. Развивали традиции Чайковского и "Могучей кучки" Римский-Корсаков и А.К. Глазунов. Совершенствовал классические музыкальные принципы композитор-новатор и блестящий пианист С.В. Рахманинов. Одновременно искали новые формы И. Ф. Стравинский, А. Н. Скрябин, в творчестве которых ощутимы явления музыкального символизма, импрессионизма и экспрессионизма. На рубеже веков старые традиции продолжали Малый, Александринский театры. Но в конце XIX в. искусство драмы также вступило на путь обновления. В 1898 г. К.С. Станиславский, создатель новой системы актерской работы, и В.И. Немирович-Данченко основали с помощью С.Т. Морозова Московский Художественный театр, ставший центром новаторских экспериментов. Свой вклад внесли также режиссеры В. Мейерхольд и В. Вахтангов. Наряду с развитием классического балета в творчестве хореографа М. Петипа, в России возник новый балет. В академических и новаторских спектаклях танцевали А. Павлова, В. Нижинский и целая плеяда танцоров, приобретших мировую известность. В России массовой формой искусства становится кинематограф (Я. Протазанов, играли актеры И. Мозжухин, В. Холодная и др.). Таким образом, в России произошла так же, как и в Европе, произошла трансформация искусства от отражения действительности к ее изменению, а затем к созданию новой художественной реальности. При этом развитие российского национального самосознания проявилось в появлении оригинальных философских и общественных концепций, использовавших идею своеобразия российской цивилизации, и обращенных к национально-историческим традициям, народному творчеству, фольклору.

№57 Россия в Первой мировой войне. (28 июля 1914 — 11 ноября 1918)



2015-12-13 528 Обсуждений (0)
Углубление социально-политического кризиса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Углубление социально-политического кризиса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (528)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)