МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕЗАДАПТИРОВАННОГО ПОДРОСТКА И ЕГО БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ
Фамилия, имя Год рождения, класс, школа
1. Здоровье: хорошее (5), удовлетворительное (4), слабое (3), патологии (2), хронические болезни (1). 2. Учеба: отличная (5), хорошая (4), средняя (3), слабая (2), неудовлетворительная (1). 3. Поведение в школе: примерное (5), хорошее (4), удовлетворительное (3), неудовлетворительное (2), состоит на учете в ИДН (1). 4. Общественная активность: организатор коллективных дел (5), активный участник коллективных дел (4), пассивный участник коллективных цел (3), не участвует в общественной жизни (2), бойкотирует коллективные мероприятия (1). 5. Отношение к учебе: учится охотно (5), избирательное (4), равнодушное (3), учится неохотно (2), учится крайне неохотно (1). 6. Состав семьи: мать и отец (5), мать и отчим (4), одна мать (3), мачеха и отец (2), нет родителей (1). 7. Количество детей в семье: 8. Образование родителей: высшее у обоих (5), высшее у одного (4), среднее у обоих (3), среднее у одного из родителей (2), родители не имеют среднего образования (1). 9. Степень выраженности аморальных проявлений в семье: 5 — семья ведет здоровый образ жизни; 4 — один из родителей склонен к выпивке, скандалам; 3 — у родителей эпизодические запои, семейные скандалы; 2 — частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей; 1 — повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей, необходимость лишения родительских прав и изъятия детей. 10. Степень выраженности девиантных, стяжательских взглядов, убеждений в семье: 5 — семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей; 4 — духовные потребности недооцениваются; 3 — для семьи характерна духовная, идейная индифферентность; 2 — преобладают стяжательские настроения; 1 — в семье не осуждаются нетрудовые доходы, допускаются любые средства достижения корыстных целей. 11. Характер эмоциональных отношений в семье: 5 — атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки; 4 — отношения ровные, но без эмоциональной близости; 3 — эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность; 2 — эмоционально холодные, отчужденные отношения; 1 — напряженно-конфликтные отношения. 12. Характеристика внешкольного общения со сверстниками: 5 — на основе общих полезных интересов, совместных занятий в кружках, секциях, на основе увлечения спортом, коллекционированием и т.п.; 4 — досуговые группы с совместными формами отдыха и общения; 3 — общение на основе пустого времяпрепровождения; 2 — девиантные группы, выпивки, сквернословие, хулиганство, наркотики; 1 — криминогенные группы, состоящие на учете в ИДИ. Показатели социального развития подростка 13. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений: 1 — профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду; 2 — планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности; 3 — планы неопределенные, иногда нереальные; 4 — планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии; 5 — профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляется подготовка к будущей профессии. 14. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности: 1 — отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия; 2 — к урокам готовится нерегулярно, под контролем взрослых; 3 — отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, а ради оценок; 4 — отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется избирательно, не ко всем предметам; 5 — отношение увлеченное, сознательное, добросовестное. 15. Уровень развития полезных интересов, знаний, навыков, умений (спортивные, трудовые, технические, художественные и др.): 1 — индифферентность интересов, преобладание пустого времяпрепровождения; 2 — интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера; 3 — интересы и полезные занятия не получили самостоятельного, углубленного развития, формируются больше под чужим влиянием; 4 — интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в полезных знаниях, навыках, умениях; 5 — глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе по закреплению полезных знаний, навыков, умений. 16. Отношение к педагогическим воздействиям: 1 — резкая, грубая форма неприятия любого педагогического воздействия, замечаний, порицаний; 2 — неприятие педагогического воздействия в форме пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства; 3 — избирательное отношение к педагогическому воздействию в зависимости от характера взаимоотношений с учителями; 4 — к замечаниям учителей склонен прислушиваться, наказания и поощрения воспринимает правильно; 5 — чутко реагирует на замечания учителей, болезненно переживает порицания» старается не повторять осуждаемых действий, поступков. 17. Коллективные проявления, способность считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни: 1 — бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, к общественному мнению в классе; 2 — к общественному осуждению относится равнодушно; 3 — внешне конформное поведение, но не живет интересами коллектива; 4 — с большей частью класса сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением; 5 — развитое чувство справедливости, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи. 18. Способность критически, с позиции норм морали и права оценивать поступки окружающих друзей, сверстников, одноклассников: 1 — открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к циничным антиобщественным поступкам; 2 — в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих; 3 — равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали, права, «нейтральность» ценностно-нормативных представлений; 4 — способен различать «плохое» и «хорошее», осуждать и одобрять это; 5 — активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними. 19. Самокритичность, наличие навыков самоанализа: 1 — не способен к самоанализу и самокритике; 2 — самоанализ может иногда проявиться под влиянием осуждения окружающих; 3 — самоанализ отсутствует либо слабо выражено критическое отношение к себе; 4 — самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных усилиях по самовоспитанию; 5 — самоанализ и самокритичность являются основой программы самовоспитания и самосовершенствования. 20. Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатии: 1 — проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, к животным; 2 — способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других, слабо развита способность сопереживания; 3 — черствость, невнимательность по отношению к одноклассникам, товарищам, родителям; 4 — эмпатия, сопереживание по отношению к близким, родным, товарищам выражаются в сочувствии, в стремлении помочь; 5 — высокоразвитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать чужой боли, чужой радости, чуткое реагирование на состояние других людей. 21. Волевые качества. Степень восприимчивости к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении: 1 — использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях; 2 — слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения; 3 — стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудностей, принятия решений, сопротивления среде и т.д.; 4 — хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего характера; 5 — сильные волевые начала, проявляющиеся не только на уровне саморегуляции собственного поведения, но и в коллективе, в способности направлять коллективные и общественно ценные действия. 22. Внешняя культура поведения. Внешний вид, культура речи, поведения: 1 — неряшливость, запущенность одежды, прически, отсутствие культурных навыков общественного поведения; 2 — безвкусица внешнего вида, бравирование псевдомодной одеждой, прической, вульгарность манер, кич; 3 — безразличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения; 4 — аккуратный, подтянутый внешний вид, высокая культура поведения; 5 — эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса, проявляющееся в одежде, поведении, манера держаться. 23. Отношение к алкоголю, наркотикам: 1 — злоупотребление алкоголем, либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ; 2 — эпизодическое употребление алкоголя либо наркотиков или токсических веществ; 3 — нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который приносит алкоголь, наркотики и токсические вещества; 4 — осознанный отказ от употребления спиртного, наркотиков, связанный с пониманием социальной опасности и вреда для здоровья; 5 — активная позиция в борьбе с алкоголизацией и наркотизацией. 24. Отношение к курению: 1 — закрепившаяся привычка к курению; 2 — эпизодическое курение; 3 — воздержание от курения благодаря запретам родителей, учителей; 4 — осознанный, самостоятельный отказ от курения; 5 — активное неприятие курения как в отношении себя, так и своих товарищей. 25. Отношение к нецензурным выражениям: 1 — сквернословие, употребление нецензурных выражений в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых; 2 — привычное сквернословие в кругу сверстников; 3 — эпизодическое сквернословие «по случаю»; 4 — осуждение сквернословия, избегание нецензурных выражений; 5 — активное стремление к очищению речи, языка от сквернословия. Приложение 3 МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭГОЦЕНТРИЗМА У ПОДРОСТКОВ
В данной методике используется прием незаконченных предложений. Результаты диагностики определяются преобладанием в окончаниях предложений личных, притяжательных и собственных местоимений.
Приложение 4
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (851)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |