Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цели и задачи психологического консультирования



2016-01-02 5469 Обсуждений (0)
Цели и задачи психологического консультирования 0.00 из 5.00 0 оценок




Галустова О.В.

Психологическое консультирование: Конспект лекций. —

М.: Приор-издат, 2005. — 240 с.

ISBN 5-9512-0333-3

Настоящим изданием мы продолжаем серию "Конспект лекций. В по­мощь студенту", в которую входят лучшие конспекты лекций по дисцип­линам, изучаемым в гуманитарных вузах.

Материал приведен в соответствие с учебной программой курса "Психологическоеконсультирование".

Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредо­точить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенно­стях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы.

Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фун­даментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Редактор: А.В. Якушев Корректор: С. Г. Рыкова Верстка: И.А. Палагта

ООО "Приор-издат"

г. Москва, Малый Татарский пер., д. 5, стр. 1

Издание осуществлено совместно с ЗАО "Книга сервис"

http://www.xlibris.ra, e-mail: [email protected]

Оптовая торговля. (095) 964-42-00, 964-49-00

http://www.knigotorg.ru, e-mail: [email protected]

Подписано в печать 03.12.2004. Заказ 1A4S Тираж 3000.

Отпечатано в Подольской типографии филиале ОАО "ЧПК"

142110, г. Подольск, ул. Кирова, 15.

ISBN 5-9512-0333-3 © О.В. Галустова

©Приор '

Вопрос 1. Предмет, цели, задачи

Понятие психологического консультирования

Формы и цели психологического консультирования

Содержание психологического консультирования

Основные теоретические направления психологического изучения личности

Цели и задачи психологического консультирования

1. Психологическое консультирование — это область практической психологии, в которой посредством различных процедур решаются проблемы психически здорового человека, связанные с такими сферами жизни, как его профессиональная деятельность, семья, брак, межличностное общение, совершенствование личности, профессиональная помощь психолога клиенту в поиске решения проблемной ситуации.

Понятие психологического консультирования зародилось в 1940—1950-е гг. в гуманистическом направлении в психотерапии, основателем которого является Карл Роджерс. Главной предпосылкой возникновения психологического консультирования как отдельного направления в психологической работе была все более нарастающая социальная потребность в оказании психологической помощи психологически здоровым людям, не имеющим клинических нарушений, но испытывающих трудности в повседневной жизни.

2. Психологическое консультирование осуществляется в форме индивидуального или группового взаимодействия профессионального консультанта с клиентом в позиции "личность — личность".

Цель этого взаимодействия — помощь клиенту в понимании и осознании им себя, происходящих с ним изменений, умении делать. выбор, ставить цели, а также в разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Психологическое консультирование — это непосредственная работа с людьми через особым образом построенную беседу, и главная цель этой работы — оказание помощи в решении большого спектра

психологических проблем, основными из которых являются труд­ности личностного и межличностного характера.

3. Понятие психологического консультирования содержит в себе следующие основные положения:

• помощь клиенту в выборе и действиях по собственному усмотрению;

• возможность обучения новому, более адаптивному и адекватному типу поведения;

• влияние на развитие личности клиента;

• развитиеу клиента ответственности и способности принимать адекватные ситуациям решения, а также создание благоприятных условий для возникновения у клиента этих качеств

личности;

• ориентация на положения клиент-центрированной терапии, соз­дателем которой является американский психотерапевт Карл Роджерс. Главные из них.

безусловная ценность каждой личности и безусловное ее уважение;

. способность личности быть ответственной за себя;

• право каждой личности на свои собственные ценности и принятие своих собственных решений.

4. В психологическом консультировании на сегодняшний день существует множество направлений, каждое из которых определяет свои собственные цели и задачи в работе с клиентом, основывая их на своих теоретических постулатах. Выделяются следующие теоретические направления в изучении личности:

психоаналитическое, цели которого:

перевод в сознание, того материала, который посредством различных защитных механизмов был вытеснен в область бессознательного;

• воспроизведение раннего детского опыта и анализ вытесненных конфликтов и переживаний;

· реконструкция базисной личности;

· адлерианское, выдвигающее следующие цели:

· определение и трансформация жизненных целей клиента

· формирование социально значимых целей;

· коррекция мотивационной сферы, устранение болезненного чувства неполноценности и чувства превосходства через формирование у клиента чувства равенства с окружающими людьми;

бихевиоральное (терапия поведения), ставящее такие цели, как: . исправление неадекватного поведения;

формирование эффективных паттернов через научение;

рационально-эмоциональная терапия А. Эллиса, выдвигающая следующие иели:

· нивелирование неадекватного жизненного подхода клиента, направленного на саморазрушение, и формирование рационального и более толерантного подхода;

· обучение клиента применению научного метода в решении по­вседневных жизненных проблем поведенческого и эмоционального характера;

клиент-центрированная терапия К. Роджерса, имеющая следующие иели:

• создание в пространстве консультирования такого благоприятного климата, в котором клиент будет способен на исследование себя, своей личности, а также тех проблем и внутренних конфликтов, которые препятствуют его личностному росту;

• развитие у клиента умения быть открытым для нового опыта;

. развитие таких позитивных качеств личности клиента, способствующих его личностному росту, как чувство уверенности в себе и спонтанность;

экзистенциальная терапия ставит следующие цели консультирования:

• помощь в осознании клиентом своих возможностей и своей свободы;

• изучение и устранение тех личностных факторов, которые могут стать помехой для клиента на пути к осознанию и использованию им своей свободы;

• выработка у клиента чувства собственной ответственности за происходящие в его жизни события и за его жизнь в целом.

5. Задачи в психологическом консультировании:

эмоциональная поддержка со стороны терапевта и искреннее внимание к переживаниях клиента;

расширение сознания и повышение психологической компетентности;

изменение отношения клиента к своей проблеме от ощущения ее тупиковости к нахождению адекватного решения и его осуществления;

повышение стрессовой и кризисной толерантности клиента, развитие навыков преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями; •

развитие гибкости в поведении и установках клиента, обеспечивающих его надежную социальную адаптацию в обществе и возможность испытывать удовлетворенность собой и своей жизнью независимо от накладываемых социальных ограничений;

развитие реалистичности и лабильности мировоззрения;

повышение чувства ответственности клиента за свою жизнь;

• развитие у клиента умения самостоятельно и адекватно принимать жизненно важные решения, совершать самостоятельные поступки, уметь анализировать свои внутриличностные конфликты, установки, стереотипы и паттерны поведения, оценивать черты и качества своей личности;

• развитие умения творчески осваивать действительность;

развитие межличностных и коммуникативных способностей клиента, обучение более гибкому и адаптивному построению межличностных отношений.

Вопрос 2.Принципы психологического консультирования

1. Классификация принципов

2. Безоценочность и доброжелательность

3.Ориентация на систему ценностей клиента

4. Осторожность с советами

5. Анонимность

6. Разграничение личных и профессиональных сторон в работе

7. Активная позиция клиента

1. Основные приниипы психологического консультирования:

• безоценочность и доброжелательность;

• ориентация на систему ценностей клиента;

• осторожность с советами;

• анонимность;

• разграничение личных и профессиональных сторон в работе;

• активная позиция клиента.

2. Безоценочность консультанта по отношению к своему клиенту означает такое поведение консультанта, которое обеспечило бы у клиента ощущение принятия его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами. В частности, консультант не должен демонстрировать осуждение или свое личное отноше­ние к тому или иному аспекту поведения клиента, некоторым чертам его личности, особенностям характера, взглядам, цен­ностям и установкам. Остается открытым вопрос отношения консультанта к асоциальным поступкам его клиента (грабеж, нанесение телесных повреждений другому лицу, суицид, упот­ребление наркотиков и т. п.), которые тот намеревается со­вершить. В данном случае консультант, во-первых, должен сле­довать этическим нормам консультирования и, во-вторых, должен помнить о том, что ему необходимо не оценивать, а об­суждать такого рода поступки с клиентом, анализируя меха­низмы и скрытые причины таких намерений.

Доброжелательность консультанта по отношению к клиенту также обеспечивает необходимый терапевтический климат и означает не только элементарное следование общепринятым нор­мам поведения (отсутствие у консультанта скрытой агрессии по отношению к клиенту, хамства и т. п.), но и использование консультантом спеииальных профессиональных навыков:

• умения слушать и слышать своего клиента и понимать его проблемы;

• оказывать ему необходимую эмоциональную и психологиче­скую поддержку.

3. Ориентация на систему ценностей клиента означает опору на систему жизненных ценностей и норм клиента и некритичное отношение консультанта к ней, что во многом обеспечивает эффективность психологического воздействия. Консультант не должен привносить в консультативное поле и навязать клиен­ту свою собственную систему ценностей, а также не должен подвергать сомнению ценностные ориентации клиента. Воздей­ствие и коррекция системы норм и ценностей клиента возмож­ны только втом случае, если сам клиент осознает их ненадеж­ность и неадекватность и стремится к их изменению, а также если у клиента не сформированы жизненные идеалы и нормы. И даже в этом случае консультант не вправе навязывать клиен­ту свои установки, а должен лишь помочь найти именно те идеалы, которые близки самому клиенту.

4. Принцип осторожности с советами консультанту необходимо соблюдать, так как в противном случае, давая клиенту совет по тому или иному решению его проблемы (а часто сам клиент ожидает получить от консультанта совет), консультант полно­стью берет на себя ответственность за исход проблемы и не формирует у клиента чувства ответственности за свою жизнь и поступки, что противоречит целям консультирования и сильно вредит клиенту, оставляя его в зависимой и инфантиль­ной позиции и не расширяя границ его опыта и умений. К тому же в случае неудачи клиента в выполнении данного консуль­тантом совета последний рискует быть отвергнутым как про­фессионал, так как его совет "не помог" клиенту. Консультант должен уметь отслеживать свои внутренние мотивации на же­лание дать клиенту совет и обязательно прорабатывать их.

5. Анонимность и конфиденциальность означает, что информация, полученная консультантом от клиента во время сессий (сеан­сов психологического консультирования), не должна разгла­шаться им без ведома и разрешения самого клиента. Консуль­тант не должен сообщать ни частным, ни государственным и общественным лицам ничего из того, что может как-то повре­дить данному конкретному клиенту. К такого рода информации могут быть отнесены, например:

персональные данные клиента;

• его адрес;

диагнозы, поставленные другими специалистами или самим кон­сультантом;

специфика проблем и жалоб этого клиента;

• его личностные особенности и т. п.

Исключением из этого правила являются ситуации, когда кли­ент намерен совершить или уже совершил какие-либо проти­воправные поступки, и эти ситуации четко прописаны в зако­нодательстве. На основании этого консультант должен заранее, то есть перед началом совместной работы, проговорить с кли­ентом все свои полномочия и обязанности с юридической и мо­ральной точек зрения и определить меру ответственности ка­ждого из участников консультационного процесса.

6. Разграничение личных и профессиональных сторон в простран­стве консультирования означает, что консультант не должен использовать клиента и работу с его проблематикой в целях удовлетворения своих личных потребностей, проработки своих проблем и внутриличностных конфликтов, а также на протя­жении всей консультативной работы вступать с клиентом в

какие-либо иные, кроме терапевтических, отношения (друже­ские, сексуальные и т. п.). Также консультанту не рекомендует­ся консультировать своих родственников, друзей и знакомых, так как в противном случае существует опасность быть необъ­ективным в понимании проблемы "клиента", из-за того что у консультанта может быть свой взгляд на существующую про­блему, то есть он уже не может сохранить некритичную пози­цию по отношению к клиенту.

7. Принцип активности позиции клиентабазируется на подходе к психологическому консультированию как к взаимодействию кон­сультанта и клиента в позициях "личность — личность". Это оз­начает, что в процессе консультирования психолог должен стимулировать клиента к тому, чтобы он проявлял активную по­зицию в их взаимодействии, а не молча слушал все, что говорит ему консультант. Активность клиента в данном случае означает:

заинтересованность в беседе;

• желание понять и проанализировать полученную информацию;

постоянную рефлексию своих чувств, эмоционального и физи­ческого состояния;

стремление клиента к осознанию своих внутриличностных про­блем и конфликтов и т. п.

Поощрение активной позиции клиента в пространстве консуль­тирования имеет следующие терапевтические основания:

• помогает консультанту в процессе сессии лучше понять и про­чувствовать проблему клиента;

• создает для консультанта обратную связь от клиента относи­тельно своих интервенций, интерпретаций и правильности предпринимаемых им действий вообще;

· способствует формированию у клиента активной жизненной пози­ции, а также способности лучше понимать и осознавать себя.

Вопрос 3.Соотношение психологического консультирования и психотерапии

1. Понятие психотерапии

2. Сходства психотерапии и психологического консультирования

3. Различия психотерапии и психологического консультирования

4.Тенденции развития и соотношение психотерапии и психологического консультирования

5.Критерии применения медицинской модели психотерапии

1. В русскоязычной литературе психотерапияопределяется как:

система лечебного воздействия на психику;

• и через психику — на организм больного.

Психотерапия как метод лечения традиционно входит в ком­петенцию медицины, но при этом, имея в качестве методов воз­действия не только медикаментозные, но и психологические средства, находится на стыке нескольких областей знания, меди­цины, психологии, педагогики, социологии, философии и др. В настоящее время международное понимание термина "психоте­рапия" вышло за рамки медицины и существенно расширилось, включив в себя различные психологические, медицинские, ан­тропологические, социальные и экономические аспекты и ус­тановки и тем самым увеличив сферу своего применения. На основании этого существуют различные определения понятия психотерапии, которые одновременно являются и составляю­щими целостного определения этой области знания. Выделя­ются следующие определения:

• метод лечения, оказывающий влияние на соматическую и психо­логическую деятельность человеческого организма;

• метод воздействия на формирование процесса научения;

• метод социального контроля;

• оказание профессиональной помощи пациенту по решению возникающих у него затруднений психического характера.

2. Между психотерапией и психологическим консультированием существуют сходства. Выделяются следующие характеристики, объединяющие психологическое консультирование и психотерапию:

• наличие единой цели — формирование здоровой личности;

тесное взаимодействие между консультантом (психотерапевтом) и клиентом (пациентом);

беседа как главный способ взаимодействия;

• использование одних и тех же профессиональных навыков (уме­ния слушать, эмпатии, принятия и т. п.); схожих процедур и техник работы;

однотипность профессиональных требований, предъявляемых к психологу-консультанту и психотерапевту.

3. В большинстве стран, несмотря на отсутствие четких границ между психотерапией и психологическим консультированием, эти две области разделяются как самостоятельные и каждая имеет свой предмет и свою сферу применения. Выделяются следующие отличительные характеристики психологического консультирования и психотерапии.

психологическое консультирование:

• ориентация на психически здоровую личность;

• решение повседневных проблем клинически здоровых людей;

• воздействие на сознание клиента (без затрагивания глубинных слоев психики);

• отсутствие медикаментозного воздействия;

• краткосрочность (обычно не более 15 встреч);

психотерапия:

ориентация на личность с глубокими психическими наруше­ниями;

• постановка диагноза, учет симптоматики;

• решение неосознаваемых и глобальных проблем пациента (ост­рые внутриличностные конфликты, социальная дезадаптация, психические травмы, психосоматические заболевания);

• воздействие на глубинные бессознательные слои психики;

• использование медикаментозных средств;

• длительный характер (иногда лечение продолжается годы).

4. Современное представление о соотношении психотерапии и пси­хологического консультирования:

• психотерапия и психологическое консультирование представ­ляют собой две крайние области одного пространства профес­сиональной деятельности:

в области психологического консультирования лежат проблемы ситуативные, при решении которых не затрагиваются глубин­ные слои психики, и работа психолога носит поддерживающе-образовательный характер;

• в области психотерапии прорабатываются неврозы и другие серьезные эмоциональные проблемы и специалист ориентиру­ется на более направленно поддерживающую, глубинную и ак­центированную на бессознательное работу;

между этими противоположными полюсами может осуществ­ляться деятельность как консультационного, так и психотера­певтического характера, то есть работа психолога может состо­ять из нескольких этапов, каждый из которых будет направлен на проработку более глубинных слоев психики и развитие лично­сти в целом;

наиболее часто встречающаяся форма профессиональной дея­тельности практикующего психологана современном этапе — это работа в области, находящейся между психотерапией и психологическим консультированием.

5. Иногда в процессе консультирования психолог сталкивается с психическими нарушениями клиентов, требующими медицинского вмешательства. Работа психологав этом случае сводится к двум вариантам:

· к работе со здоровыми частями личности клиента без затраги­вания глубинных слоев психики. Это, в первую очередь, зави­сит от характера жалобы клиента и от понимания психологом истинных причин проблемы;

в случае понимания психологом того, что истинные причины про­блемы клиента лежат именно в существующем психическом на­рушении, психолог должен определить это нарушение (но не ста­вить диагноз) и направить данного человека под наблюдение со­ответствующих специалистов, так как психолог не имеет права работать с такого рода заболеваниями и они являются компе­тенцией медиков.

Существует ряд критериев, помогающих определить наличие у клиента какого-либо психического нарушения:

характер и тяжесть симптомов клиента, которые могут быть относительно выраженными и не мешать процессу психологи­ческого консультирования, но могут иметь и неконтролируемые тотальные проявления;

продолжительность и устойчивость симптомов. Когда одно и то же патологическое поведение или симптом повторяются по­стоянно и не могут быть объяснены на основе имеющихся у психолога данных о клиенте, в этом случае высока вероятность наличия какой-либо патологии, а это не входит в компетенцию психолога;

характер предрасполагающего и провоцирующего жизненного опы­та. Если в анамнезе клиента психолог обнаруживает патогенные, стрессовые ситуации, события, оказавшие серьезное влияние на психику клиента, необходимо обратить на это внимание и оценить, насколько эти ситуации соответствуют компетенции психолога. Так, развод клиента в прошлом может оказать сильное эмоциональное влияние на него и обострить характер эмоцио­нального выражения, но при этом не сформируются патологи­ческие реакции, требующие вмешательства других специали­стов. В то же время изнасилование или иное сильное патогенное событие могут кардинально изменить некоторые структуры личности, и в этом случае будет необходимо вмешательство специалистов соответствующего профиля;

стабильность в прошлом и функционирование систем защиты -позволяют определить, насколько человек в состоянии контро­лировать свои эмоции, поведение.

Административная политика организации, в которой работает консультант, может регламентировать применение психологиче­ского консультирования в случаях наличия у клиентов психиче­ских патологий различной глубины и этиологии.

Вопрос 4.

1. Методологические основы психологического консультирования

2. Механизмы психологического консультирования

3. Осознание

4. Спонтанность

5. Переживание

6. Коммуникация

1. Методологические основы психологического консультирования пред­ставляют собой те теоретические основания и программы, кото­рые обеспечивают консультанту теоретическую и практическую опору в процессе консультирования.

В понятие методологических основ психологического консульти­рован Ия входят:

механизмы, обеспечивающие достижение целей психологического консультирования;

теоретические принципы в определении сущности и природы личности.

2. Механизмы психологического консультирования определяются как продуктивные процессы, обеспечивающие достижение целей консультирования. Выделяются 4 основных механизма, каждый из которых является основополагающим в различных психологиче­ских подходах.

• осознание;

• спонтанность проявлений;

• переживание;

• коммуникация.

3. Осознание определяется как достижение клиентом глубокого понимания самого себя и своей психической жизни, а именно ее интрапсихического уровня:

• ранее неосознаваемых конфликтов и переживаний;

• особенностей мотивации и паттернов поведения;

• эмоционального реагирования;

• взаимоотношений с самим собой и окружающими.

Осознание как механизм обеспечивает становление у клиента адекватного (конгруэнтного) понимания "образа Я" за счет выведения в область сознания тех элементов, которые ранее клиентом не осознавались.

Заслуга выделения осознания в качестве продуктивного механизма терапии принадлежит 3. Фрейду — основателю психодинамического направления в психотерапии, который впервые подчеркнул его терапевтическое значение и использовал осознание в качестве одного из сильнейших терапевтических механизмов.

Процесс осознания клиентом своих подавленных и вытесненных чувств, событий, конфликтов и т. п. имеет ряд характерных особенностей, которые используют практически все психологи­ческие направления, но в каждом из них эти особенности мо­гут описываться и толковаться по-своему. Выделяются следующие характерные черты процесса осознания:

инсайт, который означает внезапное, до этого момента не существующее в сознании клиента понимание им.

причин проблемы;

. особенностей ситуации;

. своих внутренних конфликтов;

• природы своего поведения;

• скрытых мотивов;

• ролей, которые он играет, итого, какую функцию эти роли выполняют в его жизни, мешая или помогая нормально функционировать;

катарсис, определяемый как эмоциональное потрясение, переживаемое клиентом, сопровождающееся аффективной разрядкой и возникающее в результате полученного им инсайта;

· сопротивление, препятствующее осознанию и, следовательно, изменениям личности клиента, продуцируемое самим клиен­том и не осознаваемое им. Подведение консультантом клиента к осознанию своего сопротивления является одним из факторов успешности психотерапевтической и консультативной работы.

4. Спонтанность означает умение быть свободным от стереотипов в поведении и мыслях и действовать творчески, каждый раз опираясь на себя и ситуацию и сбрасывая привычные роли, то есть спонтанность означает внутреннюю свободу человека. Термин был введен Я, Морено — основателем психодрамы — одного из подходов в групповой психотерапии, цель которого — создание для пациента всех необходимых условий, обеспечивающих спонтанное выражение чувств, связанных с наиболее важными для него проблемами.

Спонтанность как механизм психологического консультирования состоит в том, чтобы побудить человека:

сбросить свои повседневные роли;

• избавиться от стереотипов;

• стать раскованным и творческим.

Обучение клиента спонтанности как способу существования и функционирования является также целью психотерапевтической работы.

5. Переживание рассматривается в психологическом консульти­ровании как принятие клиентом чего-либо не только и нестолько через интеллект, сколько через эмоциональную сферу, в результате чего то, что переживает клиент (эмоция, проблема, осознание какой-либо своей части и т. п.), становится частью его самого, его внутренней феноменологии.

Внутренняя феноменология это все то. что вмешает в себя человек:

весь опыт;

• все сферы его личности;

• паттерны (образцы) поведения;

• эмоции;

• чувства;

• телесная оболочка;

• внешнее окружение, которое присутствует в нем в вице образов. Переживание непосредственно связано с механизмом осознания и не может происходить неосознанно. Переживание — это высшая степень осознания и принятия. Переживание является тотальным процессом, то есть захватывает ум, чувства, вообра­жение, телесные реакции человека. Термин "переживание" был выделен в 60-е гг. психологами гуманистического направления в психотерапии — К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом.

6. Коммуникация определяется как способ построения терапевти­ческих диалогов между клиентом и консультантом, то есть ка­ким образом происходит общение — через метафору, образы, символы, обсуждение ситуации, представлений клиента ит. п.). Коммуникация может осуществляться как на вербальном, так и на невербальном уровнях общения.

вербальный способ коммуникации включает всебя беседу, кото­рая служит основным способом осуществления консультатив­ного процесса;

невербальный способ коммуникации представляет собой внесло-весное общение, в процессе которого консультантом и клиен­том используются внеречевые знаковые системы:

. мимика;

. жесты;

. голос;

. интонация;

. взгляд и т. п.

Вопрос 5.

Теория личности

как методологическая основа

психологического консультирования

1.Теория личности как методологическая основа консультирования

2. Функции теории личности

3. Правила использования теории личности

4. Тенденции развития. Эклектическое консультирование

1. Теория личности в психологическом консультировании и пси­хотерапии — теоретическая основа для работы консультанта (психотерапевта) с проблемой клиента.

2. Теория личности как методологическая основа консультирования выполняет следующие функции:

обобщение всей накопленной информации в русле данного подхо­да в работе, что обеспечивает консультанта максимальным ко­личеством информации по соответствующей проблематике и помогает обобщить опыт его индивидуальной работы с раз­личными клиентами;

разъяснение сложных, глубинных явлений человеческой психики на основе выработанных теоретических конструктов, что позволя­ет консультанту лучше понять проблему клиента и выстроить адекватную гипотезу;

прогнозирование последствий поведения личности на основе по­лученных наблюдений и данных исследований, что позволяет консультанту в большей или меньшей степени предвидеть ре­зультаты процесса консультирования;

поиск и сбор новой информации об особенностях человеческой личности в рамках заданной теории, что позволяет консультанту расширить область знаний и применения конкретной теории личности, а также разработанных в ее русле практических ме­тодов и техник.

3. Использование той или иной теории личности в практике пси­хологического консультирования имеет следующие ограничения и правила:

• работа консультанта (психотерапевта) не может быть успешной без опоры на то или иное теоретическое представление о причи­нах возникшей у клиента проблемы, его глубинных конфлик­тов, проблем в межличностных отношениях и т. п.;

• консультант (психотерапевт) не должен слепо придерживаться объяснительных принципов только одной теоретической концеп­ции личности, так как ни одна, даже самая обширная, теория не в состоянии объяснить все феномены человеческой личности. Консультант должен вырабатывать гибкость мышления и про­фессионального поведения;

• консультант, строя свою работу на той или иной теоретиче­ской основе и используя определенные теоретические конст­рукты для объяснения и понимания личности и проблем клиента в целом, в то же время должен опираться на принцип уникаль­ности каждой личности. Это означает, что в работе с каждым конкретным клиентом должны использоваться те методы и техники, которые подходят именно для этого клиента, а также могут быть хороши на одной стадии и не работать на другой, даже если выбранная техника не будет в должной мере соот­ветствовать теории, на которую опирается консультант. Примером такого стиля работы может служить использование консуль­тантом (психотерапевтом), ориентированным на психодинами­ческое направление, метода самораскрытия, который не свой­ствен данному подходу, но может быть использован для кон­кретного клиента и именно с ним этот метод будет наиболее конгруэнтным (подходящим);

ориентация на ту или иную теоретическую основу должна соот­ветствовать личности самого консультанта (психотерапевта) и индивидуальному стилю его работы. Важно, чтобы консуль­тант, используя определенную теорию, чувствовал себя в про­цессе консультирования и психотерапии уверенно и комфортно.

4. Современные тенденции в использовании теории личности в психотерапии и консультировании подразумевают эклектич­ность. Это означает, что высокопрофессиональный консультант и психотерапевт умеет интегрировать в своей работе с каждым конкретным клиентом различные теоретические позна­ния и обобщать их в свою собственную объяснительную систему.

Эклектическое консультирование и психотерапия означают интеграцию лучших сторон различных теоретических школ и не столько механическое использование методик различных на­правлений, сколько, прежде всего, выработку на основе прак­тических наблюдений гибкой, работоспособной и последова­тельной позиции.

Вопрос 6.Теории личности в различных школах и направлениях

1. Исторические основы современных теорий личности

2. Терапия поведения (бихевиоризм)

3. Рационально - эмотивная терапия

4. Психоаналитическое направление

5. Юнгианское направление

6. Адлерианское направление

7. Гуманистическое направление

8. Экзистенциальное направление

9. Гештальт-терапия

1. Исторически психологическое консультирование возникло из пси­хотерапии, в русле которой и развивались основные теории личности. Большинство теорий личности, существующих в пси­хотерапии на современном этапе, возникли из двух направлений:

психоаналитического, где главный упор делается:

• на эмоциональную сферу как предмет изучения;

• понимание эмоциональных, глубинных основ поведения чело­века;

поиск решения проблемы клиента через рациональный анализ глу­бинных причин;

· бихевиорального, ориентированного:

• на поведение как предмет исследования, без затрагивания глу­бинных слоев психики человека;

переобучение клиента более адаптивным техникам и способам взаимодействия с самим собой и окружающей средой;

поощрение, наказание и информацию как методы формирования правиль



2016-01-02 5469 Обсуждений (0)
Цели и задачи психологического консультирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цели и задачи психологического консультирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5469)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)