Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


У/ психоаналитическое направление



2016-01-02 1002 Обсуждений (0)
У/ психоаналитическое направление 0.00 из 5.00 0 оценок




. сохранение консультантом личной анонимности;

. уменьшение у клиента сопротивления реакциям переноса;

. интерпретация консультантом получаемого от клиента мате­риала;

. обучение клиента способности видеть четкую связь между ны­нешним поведением ипрошлыми травмирующими событиями;

адлерианское направление:

разделение ответственности между клиентом и консультантом; . равноценность позиций;

взаимное доверие друг другу;

терапия поведения:

позиция консультанта "сверху", директивность;

. обучение эффективному поведению;

. практическая апробация новых форм поведения клиентом;

. отношения рабочего, делового характера с минимальным задей­ствованием личных аспектов взаимоотношений;

рационально-эмотивная терапия:

• ролевые позиции "учитель — ученик";

. личные отношения участников консультативного процесса не рассматриваются как терапевтический фактор изменений;

побуждение клиента к рациональному осмыслению и пониманию своих проблем;

• изменение поведения основывается на рациональных факторах;

клиент-центрированная терапия:

• важнейший терапевтический фактор изменений;

• ведущие проявления: искренность, эмпатия, теплота и поддержка;

• принятие клиентом этих качеств и формирование умения к их выражению в повседневной жизни, в отношениях с другими людьми;

экзистенциальная терапия:

понимание реальности клиента, нахождение с клиентом в тес­ном аутентичном контакте;

раскрытие уникальности клиента через контакт с консуль­тантом;

• консультативный контакт — ценнейший фактор терапевтиче­ских изменений;

• позиции "личность — личность" в ситуации "здесь и теперь";

взаимные изменения и консультанта и клиента в процессе кон­сультативного контакта.

3. Качество консультативного контакта зависит от двух важных

факторов: »/ навыков консультанта в поддержании общения (вербальных и

невербальных);

терапевтического климата. Существует два канала общения:

вербальный (с помощью слов);

невербальный (жесты, мимика, психологическое поле).

Оба канала активно задействованы на всех этапах психологи­ческого консультирования. Перед психологом-консультантом встает задача поддержания контакта на обоих уровнях общения, он должен уметь осуществлять как вербальный контакт с кли­ентом, так и невербальный. Для поддержания непрерывного консультативного контакта психолог-консультант должен об­ладать определенными навыками работы. Выделяются две груп­пы навыков поддержания консультативного контакта:

• невербальные;

• вербальные.

Вопрос 16.Вербальный и невербальный контакт

1.Понятие невербального контакта

2.Правила невербального поведения консультанта

3.Понятие вербального контакта

4.Понятие активного слушания

1. Консультант, используя невербальные каналы общения,решает следующие задачи:

поддержание консультационного контакта с клиентом;

понимание, анализ и поиск причин проблем клиента через наблю­дение за его невербальными проявлениями и эмпатию, когда консультант начинает осознанно или неосознанно перенимать невербалику клиента: принимать ту же позу, использовать те же жесты, голос и т. п. и таким образом "вживаться" в мир клиента;

контроль своих невербальных проявлений;

скрытое воздействие на клиента через невербальную систему знаков, целью которого является "ведение" клиента и помощь ему в осознании каких-либо фактов, отреагировании эмоций, чувств.

Видами невербальных каналов общения являются:

• контакт глаз;

• мимика, выражение лица;

• позы и жесты тела;

• голос;

• пространство и время;

• пауза.

Контакт глаз консультанта и клиента не должен быть посто­янным и навязчивым. Существуют следующие особенности ис­пользования контакта глаз:

длительность контакта не должна быть постоянной, опти­мальное время — 2/3 общего времени общения консультанта с клиентом;

оптимальное положение консультанта и клиента по отношению друг кдругу — под углом чуть наискосок;

• консультант должен обращать внимание и анализировать сле­дующую спеиифику проявлений клиента при контакте глаз:

• пристальное внимание клиента ккаким-либо объектам в поме­щении;

• постоянное смотрение вниз, в пол, в сторону, но не на кон­сультанта;

вызывающий, пристальный и тому подобный взгляд клиента, на­правленный на консультанта;

"бегающий", беспокойный, суетливый взгляд;

• отвод глаз от консультанта при каждом визуальном контакте с его стороны;

• глаза, прикрытые рукой.

Мимика, выражение лица является одним из главных источни­ков получения информации о клиенте, а также важнейшим каналом передачи информации от консультанта к клиенту. Консультант должен уметь использовать мимику для решения следующих задач:

поддержки клиента через демонстрацию в выражении лица оп­ределенных чувств и эмоций;

чтения внутреннего состояния, эмоций и т. п. по выражению лица клиента;

распознания маскировки одних чувств другими.

Позы и жесты тела могут быть очень информативными как для консультанта, так и для клиента. Консультант, "читая" и

анализируя невербальные проявления тела клиента, в свою очередь также посылает ему сигналы относительно своего эмо­ционального состояния, мыслей, желаний и т. п. Существуют следующие проявления тела, на которые консультант должен об­ращать внимание:

руки и жесты, которые чаще всего носят символический харак­тер и могут являться маркерами проблемы или какого-либо со­стояния, которое при этом может не осознаваться клиентом;

манипулирование своим телом (может свидетельствовать о нали­чии у клиента тревоги, невыраженных, подавленных переживаний и т. п. и чаще всего осуществляется на неосознанном уровне), такие его проявления, как:

. покусывание ногтей, пальцев и т. п.;

• хруст суставами;

• монотонное покачивание;

• постукивание ногой, пальцами рук;

"командные сигналы" клиента, когда какой-либо жест или поза имеет символическое послание для консультанта:

• подмигивание;

• указывание пальцем;

• кивание головой;

. пожимание плечами и т. п.;

прикосновение, которое может иметь как дружеский, так и сек­суальный характер, а также может означать желание получить поддержку через тактильный контакт. Также консультант дол­жен обратить внимание на то, как клиент относится к так­тильным контактам, и проанализировать это.

Существует множество человеческих движений, каждое из ко­торых может нести для консультанта определенную информацию о клиенте. Выделяются следующие виды движений тела:

невербальные "слова", то есть жесты и позы, заменяющие слова, например помахивание рукой, которое может означать про­щание;

усиливающие знаки, то есть жесты и позы, целью которых явля­ется усиление, подчеркивание значения того или иного слова, а также попытка более точно передать его смысл;

регуляторы, цель которых — дополнение вербального послания, например кивание головой;

адаптеры, осуществляемые клиентом на неосознанном уровне и которые, как правило, отражают какие-то чувства, эмоции, которые клиент не до конца осознает, например неосознанное испытывание клиентом чувства тревоги может быть выражено в его позе.

Голос, являясь важнейшим инструментом человеческого взаи­модействия, содержит в себе ряд характеристик, которые слу­жат информаторами:

тон голоса, с помощью которого консультант и клиент могут передавать друг другу различные эмоции, настроения, а также помогающий понять актуальные состояния;

темп речи, также часто свидетельствующий об актуальном со­стоянии клиента, а также о его характерологических особенно­стях и паттернах поведения, например слишком быстрый темп может говорить о внутреннем беспокойстве клиента или р та­кой черте характера, как суетность, привычка к постоянной спешке, нервозности как ситуативному или привычному пат­терну поведения;

громкость голоса, информирующая об актуальном состоянии и чертах личности, а также передающая определенное настроение и атмосферу консультативного пространства win специфику и важность проблемы для клиента. Например, тихий голос как типичный для конкретного клиента может быть показателем неуверенности в себе, и в то же время понижение голоса во время разговора о какой-либо проблеме, ситуации и т. п. мо­жет показывать отношение клиента к этой ситуации, напри­мер, когда речь идет об интимных для клиента темах;

произношение, его четкость, так же как и другие параметры го­лоса, является маркером отношения клиента к проблеме и прояв­лений его личности. Например, постоянное невнятное произно­шение может говорить о низкой осознанности себя, своих границ и т. п., а невнятность, нечеткость отдельных фраз — о нежела­нии клиента осознавать какие-то аспекты проблемы, эмоцио­нальном замешательстве.

Консультант, используя свой голос как инструмент поддержания контакта и голос клиента как источник информации, решает следующие задачи:

получение информации о скрытых, неосознаваемых проблемах клиента, об истинных причинах его состояния и т. п.;

поддержание контакта с клиентом, выражение эмпатии, при­нятия и т. п.;

воздействие на клиента, коррекция через голос: "присоединение" к клиенту через голосовую модальность, то есть подстройка своего голоса под голос клиента, и дальнейшее постепенное измене­ние параметров своего голоса;

подталкивание клиента к осознанию своих состояний, эмоций, мотивов и т- п. через обращение внимания консультанта на окраску голоса клиента.

Пространство и время имеют следующие параметры, исполь­зуемые для анализа в психологическом консультировании:

дистанция, которая может являться:

желанием углубить отношения, когда собеседник сокращает физическое расстояние;

демонстрацией актуального отношения к собеседнику — приня­тия в случае маленькой дистанции и отгороженности, закрыто­сти в случае большой;

желанием нарушить личные границы собеседника (при постоян­ном приближении одного и удалении другого);

формированием общего безопасного климата консультирования при оптимальном расстоянии собеседников;

предметы обстановки и оборудование, которые могут нести клиенту информацию о консультанте и его личности и способ­ствовать или не способствовать формированию доверия и безо­пасности в консультативном пространстве;

одежда, общий стиль, несущие огромный пласт информации как о личности клиента, так и о личности консультанта и помо­гающие им лучше понять друг друга.

2. Существуют следующие правила невербального поведения кон­сультанта:

удобство физической обстановки в пространстве психологиче­ского консультирования, когда консультант и клиент визуально доступны друг другу;

открытая поза консультанта, когда руки и ноги не скрещены, указывающая на его готовность к принятию клиента;

физическая близость консультанта по отношению к клиенту, когда консультант время от времени наклоняется ближе к кли­енту, с тем чтобы показать заинтересованность в том, о чем идет речь, и в самом клиенте;

поддержание консультантом контакта глаз, подчеркивая таким образом свою заинтересованность в клиенте, но избегая как пристального смотрения на клиента, так и блуждающего в сто­роне взгляда; (/ расслабленность, отсутствие напряжения у консультанта, кото­рое часто наблюдается у клиента, и, демонстрируя свое спокой­ствие и эмпатию через невербальные каналы, консультант может помочь расслабиться и клиенту.

3. Вербальный контакт между клиентом и консультантом, основан­ный на использовании ими речи, имеет большое значение не только для поддержания консультативного контакта, но и для всего процесса консультирования. Использование консультантом речи в пространстве консультирования имеет следующие функции:

%/ установление и поддержание доверительных отношений с кли­ентом в начале консультирования;

снятие напряжения на любой стадии процесса консультирования;

оказание поддержки, когда клиент чем-то сильно расстроен или плачет;

подталкивание клиента к самораскрытию, осознанию себя, ис­тинных причин проблемы, то есть к внутреннему развитию;

ведение процесса консультирования в нужном направлении, ко­гда необходимо перебить, остановить клиента и т. п.;

помощь клиенту в формулировании мыслей.

Существуют следующие виды средств поддержания вербального контакта:

прямые высказывания, к которым относятся:

• похвала ("Вы молодец, что приняли такое решение");

подбадривание ("Я думаю, у нас получится с этим разобраться");

выражение поддержки ("Я понимаю ваше состояние"); ^ косвенные высказывания, к которым относятся:

использование имени клиента, способствующее более искренне­му и теплому контакту между консультантом и клиентом;

Ага-реакция, то есть использование междометий "Ага", "Угу", "Конечно" для демонстрации заинтересованности, выражения согласия и одобрения;

использование языка клиента, то есть консультант должен гово­рить с каждым конкретным клиентом на свойственном только ему одному языке, это означает употребление консультантом тех слов, понятий и определений, которые использует в своей речи клиент;

слушание клиента, которое может быть:

• пассивным, когда консультант молча слушает клиента, демон­стрируя при этом свою заинтересованность невербальными способами;

активным.

4. Активное слушание — одна из главных техник, которые консуль­тант использует не только на этапе установления доверия и поддержания контакта с клиентом, но и в течение всего процесса консультирования.

Активное слушание определяется как процесс внимательного слушания клиента, при котором консультант демонстрирует клиенту свою заинтересованность в нем, принятие, искрен­ность и при котором задействованы интуиция, отражение и эмпатия, а также когнитивная сфера консультанта. Умение слушать — важнейшее профессиональное умение консультанта и психотерапевта. Консультант должен обращать внимание на следующие аспекты активного слушания:

для демонстрации принятия, заинтересованности и эмпатии клиенту консультант использует реплики типа "Ага-реакции похвалы и т. п.;

• пристальное внимание к любым деталям в речи, рассказе клиента;

наблюдательность, чтобы услышанное от клиента порождало ассоциативный поток у консультанта и через ассоциации продвигало его к пониманию проблемы клиента;

безоценочность и отсутствие осуждения и желания поставить диагноз — ключ к истинному пониманию клиента;

• использование разного рода вопросов для развития истории клиента;

использование паузы как возможности дать клиенту осмыслить то, что он сказал, прочувствовать это, прожить.

Вопрос 17.Терапевтический климат

1. Определение и значение терапевтического климата

2.Физические компоненты терапевтического климата

3.Эмоциональные компоненты терапевтического климата

4.Атмосфера доверия

5.Искренность

6.Эмпатия

7. Безусловное уважение

1. Терапевтический климат определяется как важный фактор под­держания консультативного контакта между клиентом и консультантом, и его основой является создание особого рода обста­новкив пространстве психологического консультирования. Те­рапевтический климат имеет следующие компоненты:

физические, к которым относятся:

. внешняя обстановка консультирования;

. структурирование консультативного пространства;

. структурирование времени консультирования;

эмоциональные, включающие в себя:

. создание атмосферы доверия (раппорт);

искренность;

. эмпатию;

. безусловное уважение клиента.

2. Физические компоненты терапевтического климата обеспечи­вают физическую и организационную стороны процесса консуль­тирования и помогают достичь относительно четкой его структурированност и:

требования к внешней обстановке консультирования:

звуконепроницаемый стены кабинета, что создает ощущение спокойствия;

спокойные тона и уютная обстановка кабинета;

. мягкий свет, не падающий на клиента и не бьющий ему в глаза;

наличие нескольких удобных стульев, кресел для работы с не­сколькими участниками консультирования (родители, супруг и т. п.), кушетки или мягкого ковра или матраса для проведения релаксационных занятий;

неперегруженность интерьера деталями;

отсутствие слишком личных вещей или предметов, отражающих убеждения консультанта;

доброжелательность вспомогательного персонала (например, регистратора);

требования к структурированию консультативного пространства:

знакомство с клиентом обязательно должен начинать первым консультант, встретив клиента на полпути и представившись;

• необходимо предоставить возможность клиенту определить са­мому место, где он будет сидеть. Выбор места консультанта зависит о того, какое место занял клиент и от его потребно­стей: беспокойному клиенту будет удобнее, если между ним и консультантом будет стоять стол;

• дистанция между консультантом и клиентом может меняться в зависимости от ситуации консультирования, потребностей его участников, терапевтического климата, при этом должно со­храняться личное пространство каждого из участников;

физическое прикосновение имеет характер очень близкого, ин­тимного контакта и возможно только в том случае, если у кли­ента в этом есть потребность. Неэротический физический контакт — ценный терапевтический фактор при условии его адекватного и правильного использования;

· требования к структурированию времени консультирования:

правильный выбор длительности беседы во многом определяет! эффективность консультативного контакта;

• обязательное наличие часов в кабинете;

структурирование времени, отведенного на каждый этап беседы;

своевременность действий консультанта: каждая реплика, техника или интервенция консультанта для адекватного восприятия и принятия ее клиентом должна осуществляться в подходящее для этого время. Например, на начальных этапах кон­сультирования нельзя вступать с клиентом в конфронтацию;

• типичное время одной консультации — 50—60 минут со взрослым человеком и 30 минут с ребенком;

• обязательное обсуждение с клиентом временных аспектов как всего консультирования, так и каждой отдельной сессии, рас­становка временных акцентов обсуждения той или иной проблемы в зависимости от желания и потребности в этом клиента;

• консультант обязан следить за временем и сообщать клиенту об этом.

3. Эмоциональные компоненты терапевтического климата явля­ются ядром консультативного контакта и обеспечивают наибольший терапевтический эффект в консультировании. Эмо­циональные компоненты терапевтического климата основаны на качествах личности консультанта, которые одновременно должны быть его профессиональными навыками. Важнейшие! эмоииональные компоненты терапевтического климата:

• доверие;

• искренность;

• эмпатия;

• безусловное уважение клиента.

4. Доверие — важнейший компонент, обеспечивающий глубину и эффективность терапевтического контакта. Высокий уровень доверия клиента к консультанту способствует раскрытию клиента и обсуждению им значимых проблем, помогает делиться страхами, чувствами, которые таятся в глубине души клиента. Существуют следующие условия создания атмосферы доверия в консультативном контакте:

искренний интерес консультанта к клиенту как к человеку, а не восприятие клиента как объект исследования;

полное внимание к клиенту во время консультирования, не предполагающее отвлечения консультанта на посторонние Дела или других людей, не имеющих отношения к данному клиенту;

предоставление клиенту возможности "выговориться" без оце­нивания, осуждения, поучения и советов;

корректность в получении информации, отсутствие излишнего любопытства и желания получить информацию о клиенте, не связанную с теми проблемами, с которыми обратился клиент;

соблюдение профессиональной тайны и принципа конфиденци­альности;

естественность и дружелюбие по отношению к клиенту.

4. Искренность как компонент терапевтического климата предпо­лагает такое поведение консультанта, при котором у клиента не возникает ощущения вторжения или угрозы его внутреннему миру, а присутствует ощущение поддержки. Существуют сле­дующие характеристики искренности как компонента терапев­тического контакта:

конгруэнтность, то есть консультант должен просто оставаться самим собой и не демонстрировать фасады;

соответствие высказываний консультанта испытываемым им чувствам и эмоциям, а также невербальному поведению;

спонтанность;

соблюдение границ искренности и откровенности в общении с клиентом: нельзя обсуждать личные проблемы с клиентом.

5. Эмпатия как компонент терапевтического климата понимается как идентификация консультанта с клиентом,делающая воз­можным понимание ими друг друга. Эмпатия имеет следующие характерные особенности:

это таинственный, не всегда объяснимый процесс слияния двух личностей, при котором обе они — и консультант, и клиент — претерпевают внутренние изменения;

· чуткая реакция консультанта на переживания клиента и вос­приятие этих переживаний как своих собственных,

безоценочность консультанта по отношению к клиенту и его переживаниям во многом обеспечивает появление эмпатии вконсультативном климате;

точная идентификация консультантом чувств клиента — злобы, страха, тревоги, враждебности, растерянности, радости, эйфо­рии и т. д. — ключ к эмпатии и одновременно к лучшему пони­манию клиентом самого себя;

• наличие эмпатии помогает консультанту в понимании причин определенного поведения клиента — скрытности, сопротивления, страха быть неуслышанным и т. п.;

сохранение консультантом своей личности и некоторой отстра­ненности в процессе эмпатийного сопереживания клиенту, от-'' сутствие тотальности его переживаний — обязательное условие для позитивных изменений клиента;

эмпатия предполагает не только эмоциональную чувствитель­ность, но и когнитивное осмысление, то есть умение анализировать чувства и состояния клиента и искать события, вызвавшие их.

Способы, которые может использовать консультант для пере живания и демонстраиии эмпатии клиенту:

паузы, молчание;

отражение чувств клиента, когда консультант идентифицирует определенное чувство клиента и говорит ему об этом ("Мне кажется, что сейчас вы испытываете...");

интерпретация, которая адекватна ситуации и своевременна;

метафора, сказка, притча и т. п.;

самораскрытие консультанта;

отражение невербальных проявлений в поведении клиента и под стройка под них.

6. Безусловное уважение клиента понимается как безоценочное и безусловное принятие клиента как личности со всеми ее особенностями и ценностями. Этот компонент терапевтическогоклимата имеет следующие характерные черты:

терпимость ко всему, в том числе негативным проявлениям личности клиента;

отказ консультанта от установок личного характера, предос­тережений клиента от выбора, который не нравится консультанту по личным причинам или из-за соображений "заботы" клиенте, отсутствие "гиперопеки" со стороны консультанта;

· "скрытая" забота о клиенте не как о человеке, не несущем за себя никакой ответственности, а как о полноценной личности, которая сама делает выбор;

самоуважение консультанта и соблюдение им этических норм консультирования;

• в ситуациях, когда консультант по личным причинам не мо­жет принять то или иное поведение клиента, он должен, со­блюдая профессиональную этику, передать клиента другому специалисту;

• возможны ситуации, в которых консультант может не одоб­рять поведения клиента, и в таком случае необходим анализ консультантом и клиентом скрытых причин такого поведения.

Вопрос 18.Процесс психологического консультирования

1.Понятие процесса психологического консультирования

2.Планирование процесса психологического консультирования

3.Первая встреча с клиентом

4.Продолжительность психологического консультирования

1. Процесс психологического консультирования понимается как по­стоянные, непрекращающиеся изменения личности клиента и консультанта (терапевта). Процесс психологического консуль­тирования, независимо от его общей длительности, имеет сле­дующие составляющие:

временную протяженность, под которой понимается общая продолжительность консультирования, иее планирование осу­ществляется психологом на начальном этапе;

оценивание проблем клиента, которое тесно связано с временным аспектом консультирования, так как оценка глубины пред­стоящей работы помогает спланировать общую продолжитель­ность процесса консультирования, а также наметить канву пред­стоящего терапевтического взаимодействия;

терапевтические отношения консультанта и клиента, осущест­вляемые на протяжении всего процесса консультирования и включающие в себя весь спектр взаимодействий между участни­ками консультирования;

оценивание результатов психологического консультирования, основанное на анализе изменений, произошедших с клиентом впроцессе психологического консультирования.

Общая структура консультирования включает в себя начало, середину и конец процесса, и консультант должен знать, как вести себя в этом пространстве, на что ставить акцент в каждом из этапов, с помощью каких средств увеличивать или уменьшать интенсивность и повышать продуктивность этого процесса.

2. Планирование процесса психологического консультирования это! сложный механизм, в котором и консультанту и клиенту предстоит совместная активная работа, предполагающая их общее творчество и узнавание друг друга. Планирование процесса психологического консультирования включает в себя:

• анализ первой встречи с клиентом;

• сбор психологического анамнеза;

• оценку проблем клиента, вероятность осуществления или отказа от консультирования.

3. Первая встреча с клиентом представляет собой важнейшийэтап терапевтического процесса, так как на этой стадии консультант и клиент должны принять ряд важных решений:

• установление целей психологического консультирования;

• заключение динамического контракта;

• выявление и анализ ожиданий от предстоящей терапии;

• осуществление консультирования или отказ от него.

Для консультанта первая встреча представляет собой кладезь информации о клиенте и в то же время ставит перед консультантом следующие важнейшие задачи:

снятие страха и тревожности клиента;

создание ощущения безопасности для клиента с первых минут знакомства. Несколько общих фраз, представление друг другу могут помочь снизить первичную тревожность клиента;

· внимание и анализ поведения клиента в первые минуты, как клиент входит в кабинет, что говорит и т. п.;

активность консультанта во время первой встречи помогает клиенту адаптироваться к ситуации консультирования, часто вызывающей тревогу, консультанту принадлежит право первого вопроса, подталкивающего клиента к началу рассказа о своей проблеме;

· соблюдение консультантом баланса между активностью и пре­доставлением клиенту самому проявить активность, то есть консультант не должен спрашивать слишком много, чтобы не приглушить инициативу клиента;

· выяснение мотивации клиента на работу, обеспечивающей це­лесообразность дальнейшего взаимодействия;

поддержка клиента, предоставление возможности "выговорить­ся" и отреагировать, выразить свои чувства;

предоставление необходимой клиенту информаиии о консультиро­вании:

. в чем заключается суть процесса консультирования;

. как проходит консультирование, какие процедуры существуют;

. в чем заключается разница между болезнью и проблемой;

от чего зависит успешность процесса консультирования;

. в чем заключаются задачи консультанта и клиента;

• объяснение того, что консультирование это совместное дей­ствие двух людей;

• подчеркивание общей ответственности за результат консульти­рования и активности клиента, выступающего как равная личность, а не как пациент в этом процессе;

внимательное выслушивание клиента и определение круга про­блем и основных трудностей, с которыми придется работать, выявление связей между разрозненными, на первый взгляд, фактами из рассказа клиента;

демонстрация консультантом безусловного уважения и безоценочности по отношению к поведению и проблемам клиента;

подведение клиента к принятию ответственности за те пробле­мы, которые у него существуют, и признанию его личного ав­торства этих проблем.

4. Если консультантом совместно с клиентом в ходе начального подготовительного этапа было принято решение об осуществ­лении психологического консультирования, перед консультан­том встает задача планирования продолжительности процесса психологического консультирования. Существуют следующие фак­торы, влияющие на продолжительность психологического кон­сультирования:

• главнейший фактор — характер и глубина проблемы клиента;

мотивация и потребности клиента, то есть ориентация на то, что нужно самому клиенту — долговременная терапия с проработкой глубинных слоев личности или решение краткосрочных задач без кардинальной перестройки личности;

ресурсность клиента, то есть наличие у клиента необходимых внутренних сил и ресурсов (помимо его личной готовности) для того, чтобы решать задачи более глубинного характера, а также его актуальное состояние, способствующее или препятствую­щее долгосрочной терапии;

теоретическая ориентация консультанта: психоанализ — дли­тельные регулярные встречи, рационально-эмотивная терапия и терапия поведения — короткий цикл встреч (до 3-4).

Вопрос 19.Психологический анамнез в консультировании

1.Понятие психологического анамнеза

2.Способы сбора психологического анамнеза

Психологический анамнез в психологическом консультировании понимается как получение максимального количества информации о клиенте и его проблемах. Сбор психологического анамнеза для начального этапа понимания проблем клиента начинает осуществляться уже с первой встречи, а в некоторых случаях для этого отводятся специальные сессии в рамках процесса кон­сультирования. Сбор анамнеза осуществляется в процессе всего консультирования и помогает консультанту создавать "потрет" личности клиента в динамике изменений, каждый раз добавляя все новые и новые штрихи.

Выделяют три блока информации о клиенте:

демографическая информация:

возраст;

пол;

семейное положение;

профессия;

образование;

актуальные проблемы и нарушения:

время возникновения нарушений;

события, которые повлияли на возникновение нарушений;

события, ставшие следствием нарушений;

попытки клиента (если имелись) самостоятельно справиться со

своими проблемами, результаты этих попыток;

случаи обращения клиента к другим специалистам (если имелись);

. событие, причина, непосредственно подтолкнувшие клиента обратиться к консультанту;

. семейный анамнез (алкоголизм, наркомания, психические на­рушения у родителей, родственников);

психосоциальный анамнез (значимые личностные отношения):

. особенности пренатального периода (процесс протекания бе­ременности у матери) — окружающая обстановка (доброжела­тельная, конфликтная), нагрузки, отношения с отцом ребенка; употребление алкоголя, курение, попытки аборта данного пло­да (если имели место), общее состояние здоровья в этот период;

. особенности родов (имелись ли осложнения);

. младший школьный возраст - динамика развития, учеба, от­ношения со сверстниками;

. отрочество и юность — отношения со сверстниками обоих по­лов, период полового созревания, учеба, значимые события;

. взрослый период - степень реализованности клиента, отноше­ния на работе, в семье, значимые события, жизненная пози­ция, планы на будущее.

2. Выделяются следующие способы сбора психологического анамнеза:

беседа с клиентом;

наблюдение за поведением клиента, особенностями реагирова­ния, невербальными проявлениями;

изучение отчетов, мнений других специалистов, если клиент пришел на консультацию по направлению;

психодиагностика, в которую, в зависимости от запроса клиен­та и локуса жалобы, могут входить следующие методики:

тесты способностей, интеллекта, познавательной сферы;

личностные тесты, выявляющие особенности различных сфер личности клиента: эмоционально-волевую, мотивационную, характерологические и темпераментные особенности и т. п., самооценку, уровень социального интереса и т. п.;

ситуативные тесты, выявляющие актуальное состояние кли­ента на момент тестирования;

проективные методики: рисунки, сны, сочинения и т. п., по­зволяющие оценить и понять личность как ситуативно, так и в целом.

Вопрос 20.Оценка проблем клиента

1.Понятие оценки проблем клиента

2.Критерии принятия решения о консультировании

3.Причины отказа от проведения консультирования

1. В конце первого этапа процесса консультирования консуль­тант должен решить, будет ли осуществляться консультир

2016-01-02 1002 Обсуждений (0)
У/ психоаналитическое направление 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: У/ психоаналитическое направление

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1002)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)