У/ психоаналитическое направление
. сохранение консультантом личной анонимности; . уменьшение у клиента сопротивления реакциям переноса; . интерпретация консультантом получаемого от клиента материала; . обучение клиента способности видеть четкую связь между нынешним поведением ипрошлыми травмирующими событиями; • адлерианское направление: • разделение ответственности между клиентом и консультантом; . равноценность позиций; • взаимное доверие друг другу; • терапия поведения: • позиция консультанта "сверху", директивность; . обучение эффективному поведению; . практическая апробация новых форм поведения клиентом; . отношения рабочего, делового характера с минимальным задействованием личных аспектов взаимоотношений; • рационально-эмотивная терапия: • ролевые позиции "учитель — ученик"; . личные отношения участников консультативного процесса не рассматриваются как терапевтический фактор изменений; • побуждение клиента к рациональному осмыслению и пониманию своих проблем; • изменение поведения основывается на рациональных факторах; • клиент-центрированная терапия: • важнейший терапевтический фактор изменений; • ведущие проявления: искренность, эмпатия, теплота и поддержка; • принятие клиентом этих качеств и формирование умения к их выражению в повседневной жизни, в отношениях с другими людьми; • экзистенциальная терапия: • понимание реальности клиента, нахождение с клиентом в тесном аутентичном контакте; • раскрытие уникальности клиента через контакт с консультантом; • консультативный контакт — ценнейший фактор терапевтических изменений; • позиции "личность — личность" в ситуации "здесь и теперь"; • взаимные изменения и консультанта и клиента в процессе консультативного контакта. 3. Качество консультативного контакта зависит от двух важных факторов: »/ навыков консультанта в поддержании общения (вербальных и невербальных); • терапевтического климата. Существует два канала общения: • вербальный (с помощью слов); • невербальный (жесты, мимика, психологическое поле). Оба канала активно задействованы на всех этапах психологического консультирования. Перед психологом-консультантом встает задача поддержания контакта на обоих уровнях общения, он должен уметь осуществлять как вербальный контакт с клиентом, так и невербальный. Для поддержания непрерывного консультативного контакта психолог-консультант должен обладать определенными навыками работы. Выделяются две группы навыков поддержания консультативного контакта: • невербальные; • вербальные. Вопрос 16.Вербальный и невербальный контакт 1.Понятие невербального контакта 2.Правила невербального поведения консультанта 3.Понятие вербального контакта 4.Понятие активного слушания 1. Консультант, используя невербальные каналы общения,решает следующие задачи: • поддержание консультационного контакта с клиентом; • понимание, анализ и поиск причин проблем клиента через наблюдение за его невербальными проявлениями и эмпатию, когда консультант начинает осознанно или неосознанно перенимать невербалику клиента: принимать ту же позу, использовать те же жесты, голос и т. п. и таким образом "вживаться" в мир клиента; • контроль своих невербальных проявлений; • скрытое воздействие на клиента через невербальную систему знаков, целью которого является "ведение" клиента и помощь ему в осознании каких-либо фактов, отреагировании эмоций, чувств. Видами невербальных каналов общения являются: • контакт глаз; • мимика, выражение лица; • позы и жесты тела; • голос; • пространство и время; • пауза. Контакт глаз консультанта и клиента не должен быть постоянным и навязчивым. Существуют следующие особенности использования контакта глаз: • длительность контакта не должна быть постоянной, оптимальное время — 2/3 общего времени общения консультанта с клиентом; • оптимальное положение консультанта и клиента по отношению друг кдругу — под углом чуть наискосок; • консультант должен обращать внимание и анализировать следующую спеиифику проявлений клиента при контакте глаз: • пристальное внимание клиента ккаким-либо объектам в помещении; • постоянное смотрение вниз, в пол, в сторону, но не на консультанта; • вызывающий, пристальный и тому подобный взгляд клиента, направленный на консультанта; • "бегающий", беспокойный, суетливый взгляд; • отвод глаз от консультанта при каждом визуальном контакте с его стороны; • глаза, прикрытые рукой. Мимика, выражение лица является одним из главных источников получения информации о клиенте, а также важнейшим каналом передачи информации от консультанта к клиенту. Консультант должен уметь использовать мимику для решения следующих задач: • поддержки клиента через демонстрацию в выражении лица определенных чувств и эмоций; • чтения внутреннего состояния, эмоций и т. п. по выражению лица клиента; • распознания маскировки одних чувств другими. Позы и жесты тела могут быть очень информативными как для консультанта, так и для клиента. Консультант, "читая" и анализируя невербальные проявления тела клиента, в свою очередь также посылает ему сигналы относительно своего эмоционального состояния, мыслей, желаний и т. п. Существуют следующие проявления тела, на которые консультант должен обращать внимание: • руки и жесты, которые чаще всего носят символический характер и могут являться маркерами проблемы или какого-либо состояния, которое при этом может не осознаваться клиентом; • манипулирование своим телом (может свидетельствовать о наличии у клиента тревоги, невыраженных, подавленных переживаний и т. п. и чаще всего осуществляется на неосознанном уровне), такие его проявления, как: . покусывание ногтей, пальцев и т. п.; • хруст суставами; • монотонное покачивание; • постукивание ногой, пальцами рук; • "командные сигналы" клиента, когда какой-либо жест или поза имеет символическое послание для консультанта: • подмигивание; • указывание пальцем; • кивание головой; . пожимание плечами и т. п.; • прикосновение, которое может иметь как дружеский, так и сексуальный характер, а также может означать желание получить поддержку через тактильный контакт. Также консультант должен обратить внимание на то, как клиент относится к тактильным контактам, и проанализировать это. Существует множество человеческих движений, каждое из которых может нести для консультанта определенную информацию о клиенте. Выделяются следующие виды движений тела: • невербальные "слова", то есть жесты и позы, заменяющие слова, например помахивание рукой, которое может означать прощание; • усиливающие знаки, то есть жесты и позы, целью которых является усиление, подчеркивание значения того или иного слова, а также попытка более точно передать его смысл; • регуляторы, цель которых — дополнение вербального послания, например кивание головой; • адаптеры, осуществляемые клиентом на неосознанном уровне и которые, как правило, отражают какие-то чувства, эмоции, которые клиент не до конца осознает, например неосознанное испытывание клиентом чувства тревоги может быть выражено в его позе. Голос, являясь важнейшим инструментом человеческого взаимодействия, содержит в себе ряд характеристик, которые служат информаторами: • тон голоса, с помощью которого консультант и клиент могут передавать друг другу различные эмоции, настроения, а также помогающий понять актуальные состояния; • темп речи, также часто свидетельствующий об актуальном состоянии клиента, а также о его характерологических особенностях и паттернах поведения, например слишком быстрый темп может говорить о внутреннем беспокойстве клиента или р такой черте характера, как суетность, привычка к постоянной спешке, нервозности как ситуативному или привычному паттерну поведения; • громкость голоса, информирующая об актуальном состоянии и чертах личности, а также передающая определенное настроение и атмосферу консультативного пространства win специфику и важность проблемы для клиента. Например, тихий голос как типичный для конкретного клиента может быть показателем неуверенности в себе, и в то же время понижение голоса во время разговора о какой-либо проблеме, ситуации и т. п. может показывать отношение клиента к этой ситуации, например, когда речь идет об интимных для клиента темах; • произношение, его четкость, так же как и другие параметры голоса, является маркером отношения клиента к проблеме и проявлений его личности. Например, постоянное невнятное произношение может говорить о низкой осознанности себя, своих границ и т. п., а невнятность, нечеткость отдельных фраз — о нежелании клиента осознавать какие-то аспекты проблемы, эмоциональном замешательстве. Консультант, используя свой голос как инструмент поддержания контакта и голос клиента как источник информации, решает следующие задачи: • получение информации о скрытых, неосознаваемых проблемах клиента, об истинных причинах его состояния и т. п.; • поддержание контакта с клиентом, выражение эмпатии, принятия и т. п.; • воздействие на клиента, коррекция через голос: "присоединение" к клиенту через голосовую модальность, то есть подстройка своего голоса под голос клиента, и дальнейшее постепенное изменение параметров своего голоса; • подталкивание клиента к осознанию своих состояний, эмоций, мотивов и т- п. через обращение внимания консультанта на окраску голоса клиента. Пространство и время имеют следующие параметры, используемые для анализа в психологическом консультировании: • дистанция, которая может являться: • желанием углубить отношения, когда собеседник сокращает физическое расстояние; • демонстрацией актуального отношения к собеседнику — принятия в случае маленькой дистанции и отгороженности, закрытости в случае большой; • желанием нарушить личные границы собеседника (при постоянном приближении одного и удалении другого); • формированием общего безопасного климата консультирования при оптимальном расстоянии собеседников; • предметы обстановки и оборудование, которые могут нести клиенту информацию о консультанте и его личности и способствовать или не способствовать формированию доверия и безопасности в консультативном пространстве; • одежда, общий стиль, несущие огромный пласт информации как о личности клиента, так и о личности консультанта и помогающие им лучше понять друг друга. 2. Существуют следующие правила невербального поведения консультанта: • удобство физической обстановки в пространстве психологического консультирования, когда консультант и клиент визуально доступны друг другу; • открытая поза консультанта, когда руки и ноги не скрещены, указывающая на его готовность к принятию клиента; • физическая близость консультанта по отношению к клиенту, когда консультант время от времени наклоняется ближе к клиенту, с тем чтобы показать заинтересованность в том, о чем идет речь, и в самом клиенте; • поддержание консультантом контакта глаз, подчеркивая таким образом свою заинтересованность в клиенте, но избегая как пристального смотрения на клиента, так и блуждающего в стороне взгляда; (/ расслабленность, отсутствие напряжения у консультанта, которое часто наблюдается у клиента, и, демонстрируя свое спокойствие и эмпатию через невербальные каналы, консультант может помочь расслабиться и клиенту. 3. Вербальный контакт между клиентом и консультантом, основанный на использовании ими речи, имеет большое значение не только для поддержания консультативного контакта, но и для всего процесса консультирования. Использование консультантом речи в пространстве консультирования имеет следующие функции: %/ установление и поддержание доверительных отношений с клиентом в начале консультирования; • снятие напряжения на любой стадии процесса консультирования; • оказание поддержки, когда клиент чем-то сильно расстроен или плачет; • подталкивание клиента к самораскрытию, осознанию себя, истинных причин проблемы, то есть к внутреннему развитию; • ведение процесса консультирования в нужном направлении, когда необходимо перебить, остановить клиента и т. п.; • помощь клиенту в формулировании мыслей. Существуют следующие виды средств поддержания вербального контакта: • прямые высказывания, к которым относятся: • похвала ("Вы молодец, что приняли такое решение"); • подбадривание ("Я думаю, у нас получится с этим разобраться"); • выражение поддержки ("Я понимаю ваше состояние"); ^ косвенные высказывания, к которым относятся: • использование имени клиента, способствующее более искреннему и теплому контакту между консультантом и клиентом; • Ага-реакция, то есть использование междометий "Ага", "Угу", "Конечно" для демонстрации заинтересованности, выражения согласия и одобрения; • использование языка клиента, то есть консультант должен говорить с каждым конкретным клиентом на свойственном только ему одному языке, это означает употребление консультантом тех слов, понятий и определений, которые использует в своей речи клиент; • слушание клиента, которое может быть: • пассивным, когда консультант молча слушает клиента, демонстрируя при этом свою заинтересованность невербальными способами; • активным. 4. Активное слушание — одна из главных техник, которые консультант использует не только на этапе установления доверия и поддержания контакта с клиентом, но и в течение всего процесса консультирования. Активное слушание определяется как процесс внимательного слушания клиента, при котором консультант демонстрирует клиенту свою заинтересованность в нем, принятие, искренность и при котором задействованы интуиция, отражение и эмпатия, а также когнитивная сфера консультанта. Умение слушать — важнейшее профессиональное умение консультанта и психотерапевта. Консультант должен обращать внимание на следующие аспекты активного слушания: • для демонстрации принятия, заинтересованности и эмпатии клиенту консультант использует реплики типа "Ага-реакции похвалы и т. п.; • пристальное внимание к любым деталям в речи, рассказе клиента; • наблюдательность, чтобы услышанное от клиента порождало ассоциативный поток у консультанта и через ассоциации продвигало его к пониманию проблемы клиента; • безоценочность и отсутствие осуждения и желания поставить диагноз — ключ к истинному пониманию клиента; • использование разного рода вопросов для развития истории клиента; • использование паузы как возможности дать клиенту осмыслить то, что он сказал, прочувствовать это, прожить. Вопрос 17.Терапевтический климат 1. Определение и значение терапевтического климата 2.Физические компоненты терапевтического климата 3.Эмоциональные компоненты терапевтического климата 4.Атмосфера доверия 5.Искренность 6.Эмпатия 7. Безусловное уважение 1. Терапевтический климат определяется как важный фактор поддержания консультативного контакта между клиентом и консультантом, и его основой является создание особого рода обстановкив пространстве психологического консультирования. Терапевтический климат имеет следующие компоненты: • физические, к которым относятся: . внешняя обстановка консультирования; . структурирование консультативного пространства; . структурирование времени консультирования; • эмоциональные, включающие в себя: . создание атмосферы доверия (раппорт); • искренность; . эмпатию; . безусловное уважение клиента. 2. Физические компоненты терапевтического климата обеспечивают физическую и организационную стороны процесса консультирования и помогают достичь относительно четкой его структурированност и: • требования к внешней обстановке консультирования: • звуконепроницаемый стены кабинета, что создает ощущение спокойствия; • спокойные тона и уютная обстановка кабинета; . мягкий свет, не падающий на клиента и не бьющий ему в глаза; • наличие нескольких удобных стульев, кресел для работы с несколькими участниками консультирования (родители, супруг и т. п.), кушетки или мягкого ковра или матраса для проведения релаксационных занятий; • неперегруженность интерьера деталями; • отсутствие слишком личных вещей или предметов, отражающих убеждения консультанта; • доброжелательность вспомогательного персонала (например, регистратора); • требования к структурированию консультативного пространства: • знакомство с клиентом обязательно должен начинать первым консультант, встретив клиента на полпути и представившись; • необходимо предоставить возможность клиенту определить самому место, где он будет сидеть. Выбор места консультанта зависит о того, какое место занял клиент и от его потребностей: беспокойному клиенту будет удобнее, если между ним и консультантом будет стоять стол; • дистанция между консультантом и клиентом может меняться в зависимости от ситуации консультирования, потребностей его участников, терапевтического климата, при этом должно сохраняться личное пространство каждого из участников; • физическое прикосновение имеет характер очень близкого, интимного контакта и возможно только в том случае, если у клиента в этом есть потребность. Неэротический физический контакт — ценный терапевтический фактор при условии его адекватного и правильного использования; · требования к структурированию времени консультирования: • правильный выбор длительности беседы во многом определяет! эффективность консультативного контакта; • обязательное наличие часов в кабинете; • структурирование времени, отведенного на каждый этап беседы; • своевременность действий консультанта: каждая реплика, техника или интервенция консультанта для адекватного восприятия и принятия ее клиентом должна осуществляться в подходящее для этого время. Например, на начальных этапах консультирования нельзя вступать с клиентом в конфронтацию; • типичное время одной консультации — 50—60 минут со взрослым человеком и 30 минут с ребенком; • обязательное обсуждение с клиентом временных аспектов как всего консультирования, так и каждой отдельной сессии, расстановка временных акцентов обсуждения той или иной проблемы в зависимости от желания и потребности в этом клиента; • консультант обязан следить за временем и сообщать клиенту об этом. 3. Эмоциональные компоненты терапевтического климата являются ядром консультативного контакта и обеспечивают наибольший терапевтический эффект в консультировании. Эмоциональные компоненты терапевтического климата основаны на качествах личности консультанта, которые одновременно должны быть его профессиональными навыками. Важнейшие! эмоииональные компоненты терапевтического климата: • доверие; • искренность; • эмпатия; • безусловное уважение клиента. 4. Доверие — важнейший компонент, обеспечивающий глубину и эффективность терапевтического контакта. Высокий уровень доверия клиента к консультанту способствует раскрытию клиента и обсуждению им значимых проблем, помогает делиться страхами, чувствами, которые таятся в глубине души клиента. Существуют следующие условия создания атмосферы доверия в консультативном контакте: • искренний интерес консультанта к клиенту как к человеку, а не восприятие клиента как объект исследования; • полное внимание к клиенту во время консультирования, не предполагающее отвлечения консультанта на посторонние Дела или других людей, не имеющих отношения к данному клиенту; • предоставление клиенту возможности "выговориться" без оценивания, осуждения, поучения и советов; • корректность в получении информации, отсутствие излишнего любопытства и желания получить информацию о клиенте, не связанную с теми проблемами, с которыми обратился клиент; • соблюдение профессиональной тайны и принципа конфиденциальности; • естественность и дружелюбие по отношению к клиенту. 4. Искренность как компонент терапевтического климата предполагает такое поведение консультанта, при котором у клиента не возникает ощущения вторжения или угрозы его внутреннему миру, а присутствует ощущение поддержки. Существуют следующие характеристики искренности как компонента терапевтического контакта: • конгруэнтность, то есть консультант должен просто оставаться самим собой и не демонстрировать фасады; •соответствие высказываний консультанта испытываемым им чувствам и эмоциям, а также невербальному поведению; • спонтанность; • соблюдение границ искренности и откровенности в общении с клиентом: нельзя обсуждать личные проблемы с клиентом. 5. Эмпатия как компонент терапевтического климата понимается как идентификация консультанта с клиентом,делающая возможным понимание ими друг друга. Эмпатия имеет следующие характерные особенности: • это таинственный, не всегда объяснимый процесс слияния двух личностей, при котором обе они — и консультант, и клиент — претерпевают внутренние изменения; · чуткая реакция консультанта на переживания клиента и восприятие этих переживаний как своих собственных, • безоценочность консультанта по отношению к клиенту и его переживаниям во многом обеспечивает появление эмпатии вконсультативном климате; • точная идентификация консультантом чувств клиента — злобы, страха, тревоги, враждебности, растерянности, радости, эйфории и т. д. — ключ к эмпатии и одновременно к лучшему пониманию клиентом самого себя; • наличие эмпатии помогает консультанту в понимании причин определенного поведения клиента — скрытности, сопротивления, страха быть неуслышанным и т. п.; • сохранение консультантом своей личности и некоторой отстраненности в процессе эмпатийного сопереживания клиенту, от-'' сутствие тотальности его переживаний — обязательное условие для позитивных изменений клиента; • эмпатия предполагает не только эмоциональную чувствительность, но и когнитивное осмысление, то есть умение анализировать чувства и состояния клиента и искать события, вызвавшие их. Способы, которые может использовать консультант для пере живания и демонстраиии эмпатии клиенту: • паузы, молчание; • отражение чувств клиента, когда консультант идентифицирует определенное чувство клиента и говорит ему об этом ("Мне кажется, что сейчас вы испытываете..."); • интерпретация, которая адекватна ситуации и своевременна; • метафора, сказка, притча и т. п.; • самораскрытие консультанта; • отражение невербальных проявлений в поведении клиента и под стройка под них. 6. Безусловное уважение клиента понимается как безоценочное и безусловное принятие клиента как личности со всеми ее особенностями и ценностями. Этот компонент терапевтическогоклимата имеет следующие характерные черты: • терпимость ко всему, в том числе негативным проявлениям личности клиента; • отказ консультанта от установок личного характера, предостережений клиента от выбора, который не нравится консультанту по личным причинам или из-за соображений "заботы" клиенте, отсутствие "гиперопеки" со стороны консультанта; · "скрытая" забота о клиенте не как о человеке, не несущем за себя никакой ответственности, а как о полноценной личности, которая сама делает выбор; • самоуважение консультанта и соблюдение им этических норм консультирования; • в ситуациях, когда консультант по личным причинам не может принять то или иное поведение клиента, он должен, соблюдая профессиональную этику, передать клиента другому специалисту; • возможны ситуации, в которых консультант может не одобрять поведения клиента, и в таком случае необходим анализ консультантом и клиентом скрытых причин такого поведения. Вопрос 18.Процесс психологического консультирования 1.Понятие процесса психологического консультирования 2.Планирование процесса психологического консультирования 3.Первая встреча с клиентом 4.Продолжительность психологического консультирования 1. Процесс психологического консультирования понимается как постоянные, непрекращающиеся изменения личности клиента и консультанта (терапевта). Процесс психологического консультирования, независимо от его общей длительности, имеет следующие составляющие: • временную протяженность, под которой понимается общая продолжительность консультирования, иее планирование осуществляется психологом на начальном этапе; • оценивание проблем клиента, которое тесно связано с временным аспектом консультирования, так как оценка глубины предстоящей работы помогает спланировать общую продолжительность процесса консультирования, а также наметить канву предстоящего терапевтического взаимодействия; • терапевтические отношения консультанта и клиента, осуществляемые на протяжении всего процесса консультирования и включающие в себя весь спектр взаимодействий между участниками консультирования; • оценивание результатов психологического консультирования, основанное на анализе изменений, произошедших с клиентом впроцессе психологического консультирования. Общая структура консультирования включает в себя начало, середину и конец процесса, и консультант должен знать, как вести себя в этом пространстве, на что ставить акцент в каждом из этапов, с помощью каких средств увеличивать или уменьшать интенсивность и повышать продуктивность этого процесса. 2. Планирование процесса психологического консультирования это! сложный механизм, в котором и консультанту и клиенту предстоит совместная активная работа, предполагающая их общее творчество и узнавание друг друга. Планирование процесса психологического консультирования включает в себя: • анализ первой встречи с клиентом; • сбор психологического анамнеза; • оценку проблем клиента, вероятность осуществления или отказа от консультирования. 3. Первая встреча с клиентом представляет собой важнейшийэтап терапевтического процесса, так как на этой стадии консультант и клиент должны принять ряд важных решений: • установление целей психологического консультирования; • заключение динамического контракта; • выявление и анализ ожиданий от предстоящей терапии; • осуществление консультирования или отказ от него. Для консультанта первая встреча представляет собой кладезь информации о клиенте и в то же время ставит перед консультантом следующие важнейшие задачи: • снятие страха и тревожности клиента; • создание ощущения безопасности для клиента с первых минут знакомства. Несколько общих фраз, представление друг другу могут помочь снизить первичную тревожность клиента; · внимание и анализ поведения клиента в первые минуты, как клиент входит в кабинет, что говорит и т. п.; • активность консультанта во время первой встречи помогает клиенту адаптироваться к ситуации консультирования, часто вызывающей тревогу, консультанту принадлежит право первого вопроса, подталкивающего клиента к началу рассказа о своей проблеме; · соблюдение консультантом баланса между активностью и предоставлением клиенту самому проявить активность, то есть консультант не должен спрашивать слишком много, чтобы не приглушить инициативу клиента; · выяснение мотивации клиента на работу, обеспечивающей целесообразность дальнейшего взаимодействия; • поддержка клиента, предоставление возможности "выговориться" и отреагировать, выразить свои чувства; • предоставление необходимой клиенту информаиии о консультировании: . в чем заключается суть процесса консультирования; . как проходит консультирование, какие процедуры существуют; . в чем заключается разница между болезнью и проблемой; • от чего зависит успешность процесса консультирования; . в чем заключаются задачи консультанта и клиента; • объяснение того, что консультирование — это совместное действие двух людей; • подчеркивание общей ответственности за результат консультирования и активности клиента, выступающего как равная личность, а не как пациент в этом процессе; • внимательное выслушивание клиента и определение круга проблем и основных трудностей, с которыми придется работать, выявление связей между разрозненными, на первый взгляд, фактами из рассказа клиента; • демонстрация консультантом безусловного уважения и безоценочности по отношению к поведению и проблемам клиента; • подведение клиента к принятию ответственности за те проблемы, которые у него существуют, и признанию его личного авторства этих проблем. 4. Если консультантом совместно с клиентом в ходе начального подготовительного этапа было принято решение об осуществлении психологического консультирования, перед консультантом встает задача планирования продолжительности процесса психологического консультирования. Существуют следующие факторы, влияющие на продолжительность психологического консультирования: • главнейший фактор — характер и глубина проблемы клиента; • мотивация и потребности клиента, то есть ориентация на то, что нужно самому клиенту — долговременная терапия с проработкой глубинных слоев личности или решение краткосрочных задач без кардинальной перестройки личности; •ресурсность клиента, то есть наличие у клиента необходимых внутренних сил и ресурсов (помимо его личной готовности) для того, чтобы решать задачи более глубинного характера, а также его актуальное состояние, способствующее или препятствующее долгосрочной терапии; • теоретическая ориентация консультанта: психоанализ — длительные регулярные встречи, рационально-эмотивная терапия и терапия поведения — короткий цикл встреч (до 3-4). Вопрос 19.Психологический анамнез в консультировании 1.Понятие психологического анамнеза 2.Способы сбора психологического анамнеза Психологический анамнез в психологическом консультировании понимается как получение максимального количества информации о клиенте и его проблемах. Сбор психологического анамнеза для начального этапа понимания проблем клиента начинает осуществляться уже с первой встречи, а в некоторых случаях для этого отводятся специальные сессии в рамках процесса консультирования. Сбор анамнеза осуществляется в процессе всего консультирования и помогает консультанту создавать "потрет" личности клиента в динамике изменений, каждый раз добавляя все новые и новые штрихи. Выделяют три блока информации о клиенте: демографическая информация: возраст; пол; семейное положение; профессия; образование; актуальные проблемы и нарушения: время возникновения нарушений; события, которые повлияли на возникновение нарушений; события, ставшие следствием нарушений; попытки клиента (если имелись) самостоятельно справиться со своими проблемами, результаты этих попыток; случаи обращения клиента к другим специалистам (если имелись); . событие, причина, непосредственно подтолкнувшие клиента обратиться к консультанту; . семейный анамнез (алкоголизм, наркомания, психические нарушения у родителей, родственников); • психосоциальный анамнез (значимые личностные отношения): . особенности пренатального периода (процесс протекания беременности у матери) — окружающая обстановка (доброжелательная, конфликтная), нагрузки, отношения с отцом ребенка; употребление алкоголя, курение, попытки аборта данного плода (если имели место), общее состояние здоровья в этот период; . особенности родов (имелись ли осложнения); . младший школьный возраст - динамика развития, учеба, отношения со сверстниками; . отрочество и юность — отношения со сверстниками обоих полов, период полового созревания, учеба, значимые события; . взрослый период - степень реализованности клиента, отношения на работе, в семье, значимые события, жизненная позиция, планы на будущее. 2. Выделяются следующие способы сбора психологического анамнеза: • беседа с клиентом; • наблюдение за поведением клиента, особенностями реагирования, невербальными проявлениями; • изучение отчетов, мнений других специалистов, если клиент пришел на консультацию по направлению; • психодиагностика, в которую, в зависимости от запроса клиента и локуса жалобы, могут входить следующие методики: • тесты способностей, интеллекта, познавательной сферы; • личностные тесты, выявляющие особенности различных сфер личности клиента: эмоционально-волевую, мотивационную, характерологические и темпераментные особенности и т. п., самооценку, уровень социального интереса и т. п.; • ситуативные тесты, выявляющие актуальное состояние клиента на момент тестирования; • проективные методики: рисунки, сны, сочинения и т. п., позволяющие оценить и понять личность как ситуативно, так и в целом. Вопрос 20.Оценка проблем клиента 1.Понятие оценки проблем клиента 2.Критерии принятия решения о консультировании 3.Причины отказа от проведения консультирования 1. В конце первого этапа процесса консультирования консультант должен решить, будет ли осуществляться консультир
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1002)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |