Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль эмоций и чувств в познавательной деятельности



2016-01-02 1813 Обсуждений (0)
Роль эмоций и чувств в познавательной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие эмоций.

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат. emoveo –возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, т.е. то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.). «Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.» (1)

Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека. Эмоции имеются и у животных, но человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний.

Немецкий философ И.Кант делил эмоции на стенические, повышающие жизнедеятельность организма, и астенические – ослабляющие её. Стенический страх заставляет человека бежать от опасности быстрее лани, а астенический страх приводит людей и животных в состояние оцепенения (что тоже имеет биологический смысл: не выделаться из фона, казаться неживым).

Эмоции делят также на положительные и отрицательные, т.е. приятные и неприятные. Наиболее древними являются переживания удовольствия и удовольствия (так называемый эмоциональный тон ощущений). Которые направляют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия. У животных в головном мозге имеются центры удовольствия и неудовольствия, возбуждение которых и дает соответствующие переживания.

1) Немов Р.С. Психология. М. Гуман. издат. центр ВЛАДОС. Т. 1.,2010, с.436

В экспериментах в мозг крысы вживляли электрод, с помощью которого раздражали нервный центр удовольствия. Затем крысу научили самораздражать этот центр, для чего она должна была нажимать лапкой на рычаг, замыкая таким образом электрическую цепь. Испытываемое при этом крысой ощущение удовольствия приводило к тому, что она нажимала на рычаг до двух раз подряд. Сходные явления наблюдались в клинике нервных болезней, когда по медицинским показаниям больным людям на длительное время вживляли в мозг электроды, стимулируя через них нервные клетки. Возбуждение участка мозга, вызывающее чувство удовольствия, приводило к тому, что после сеанса больной холил за врачом и просил: «Доктор, пораздражайте меня еще». 1)

Более сложными являются другие положительные (радость, восторг) и отрицательные (гнев, горе, страх) эмоции. Иногда выделяют смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха в «комнате ужасов».

В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызвать у них разные эмоции. Например, опасность у одних вызывает страх, а у других – радостное, приподнятое настроение. Влияние опыта, установок восприятия проявляется, например, у парашютистов в том, что прыжок с парашютной вышки переживается ими сильнее, чем прыжок с самолета. Объясняется это тем, что близость земли в первом случае делает восприятие высоты более конкретным.

Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности и причины их появления.

Настроение – это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует

______

1). Дружинин В.Н.. Психология. СПб: Питер.2009,с.129

у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе.

Собственно эмоции – это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т.п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.

Аффект – быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия (внимание фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект). При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Про такого человека говорят, что он не помнит себя, находился в беспамятстве. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном. Частое проявление аффекта в нормальной обстановке свидетельствует либо о невоспитанности человека. Либо об имеющемся у него нервно-психическом заболевании.

«Эмоции – это особый класс психических явлений, выражающих в форме непосредственного переживания значимость для субъекта внешних и внутренних событий и регулирующих в соответствии с ними деятельность и поведение». 1)

К.Изард выделяет 10 базовых эмоций:

1) Интерес - интеллектуальная эмоция, чувство вовлеченности, повышающее способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации, стимулирующее и упорядочивающее его активность;

2) Радость – эмоция, характеризующая переживание психологического комфорта и благополучия, позитивного отношения к миру и самому себе;

3) Удивление – эмоция, вызванная резкими изменениями стимуляции и подготавливающая человека к эффективному взаимодействию с новыми и

______

1). 12. Общая психология: учебник/ Ванштейн Л.А., Поликарпов В.А., Фурманов И.А.- Мн.: Соврем школа .2009,с.327.

внезапными событиями;

 

4)Печаль- переживание утраты (временной/постоянной, реальной/

воображаемой, физической/психологической) объекта, удовлетворения потребности, вызывающее замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни человека.

5) Гнев- эмоция, вызванная состоянием дискомфорта, ограничения или фрустации, характеризующаяся мобилизацией энергии, высоким уровнем мышечного напряжения, самоуверенностью и порождающая готовность к нападению или другим формам активности;

6)Отвращение- эмоциональная реакция отвержения, отстранения от физически или психически вредных объектов;

7)Презрение – чувство превосходства, ценности и значимости собственной личности по сравнению с личностью другого человека (обесценивание и деперсонизация объекта презрения), повышающее вероятность совершения «хладнокровной агрессии»;

8)Страх - эмоция, характеризующая чувство незащищенности, неуверенности в собственной безопасности в ситуации угрозы физическому и (или) психическому «Я» с выраженной тенденцией к бегству;

9)Стыд – переживание собственной неадекватности, некомпетентности и неуверенности в ситуации социального взаимодействия, своего несоответствия требованиям ситуации или ожиданиям окружающих, как способствующее соблюдению групповых норм, так и оказывающее разрушительное воздействие на саму возможность общения, порождаю отчужденность, стремление находиться в одиночестве, избегать окружающих;

10)Вина- переживание, возникающее в ситуации нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуждением или раскаянием.

 



2016-01-02 1813 Обсуждений (0)
Роль эмоций и чувств в познавательной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль эмоций и чувств в познавательной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1813)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)