Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Биологические ритмы и работоспособность



2016-01-02 987 Обсуждений (0)
Биологические ритмы и работоспособность 0.00 из 5.00 0 оценок




Биологические ритмы — регулярное, периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний или событий. В той или иной мере биоритмы присущи всем живым организмам. Они характеризуются периодом, амплитудой, фазой, средним уровнем, профилем и делятся на экзогенные (вызванные воздействием окружающей среды) и эндогенные (обусловленные процессами в самой живой системе). Существуют биоритмы клеток, органа, организма, сообщества. По выполняемой функции биологические ритмы делят на физиологические — рабочие циклы, связанные с деятельностью отдельных систем (дыхание, сердцебиение) и экологические, или адаптивные, служащие для приспособления организма к периодичности окружающей среды (например, зима — лето). Период (частота) физиологического ритма может изменяться в широких пределах в зависимости от степени функциональной нагрузки (от 60 удар/мин сердца в покое до 180—200 удар/мин при выполнении работы); период экологических ритмов сравнительно постоянен, закреплен генетически (т.е. связан с наследственностью), в естественных условиях захвачен циклами окружающей среды, выполняет функцию «биологических часов».

Известным примером действия биологических часов служат «совы» и «жаворонки». Замечено, что в течение дня работоспособность меняется, ночь же нам природа предоставила для отдыха. Установлено, что период активности, когда уровень физиологических функций высок, это время с 10 до 12 и с 16 до 18 часов. К 14 часам и в вечернее время работоспособность снижается. Между тем не все люди подчиняются такой закономерности: одни успешнее справляются с работой с утра и в первой половине дня (их называют жаворонками), другие — вечером и даже ночью (их называют совами).

В современных условиях приобрели значимость социальные ритмы, в плену которых мы находимся постоянно: начало и конец рабочего дня, укорочение отдыха и сна, несвоевременный прием пищи, ночные бдения. Социальные ритмы оказывают все возрастающее давление на ритмы биологические, ставят их в зависимость, не считаясь с естественными потребностями организма. Студенты отличаются большей социальной активностью и высоким эмоциональным тонусом, и, видимо, не случайно им присуща гипертоническая болезнь более, чем их сверстникам из других социальных групп.

Итак, ритмы жизни обусловлены физиологическими процессами в организме, природными и социальными факторами: сменой времен года, суток, состоянием солнечной активности и космического излучения, вращением Луны вокруг Земли (и расположением и влиянием планет друг на друга), сменой сна и бодрствования, трудовых процессов и отдыха, двигательной активности и пассивного отдыха. Все органы и функциональные системы организма имеют собственные ритмы, измеряемые в секундах, часах, неделях, месяцах и годах. Взаимодействуя друг с другом, биоритмы отдельных органов и систем образуют упорядоченную систему ритмических процессов, которая и организует деятельность целостного организма во времени.

Знание и рациональное использование биологических ритмов может существенно помочь в процессе подготовки и в выступлениях на соревнованиях. Если вы обратите внимание на календарь соревнований, то увидите, что наиболее интенсивная часть программы приходится на утренние (с 10 до 12) и вечерние (с 15 до 19) часы, т.е. на то время суток, которое ближе всего к естественным подъемам работоспособности. Многие исследователи считают, что основную нагрузку спортсмены должны получать во второй половине дня. Учитывая биоритмы, можно добиваться более высоких результатов меньшей физиологической ценой. Профессиональные спортсмены тренируются по нескольку раз в день, особенно в предсоревновательный период, и многие из них показывают хорошие результаты благодаря тому, что они подготовлены к любому времени соревнований.

Наука о биологических ритмах имеет огромное практическое значение и для медицины. Появились новые понятия: хрономедицина, хронодиагностика, хронотерапия, хронопрофилактика, хронопатология, хронофармакология и др. Эти понятия связаны с использованием фактора времени, биоритмов в практике лечения больных. Ведь физиологические показатели одного и того же человека, полученные утром, в полдень или глубокой ночью, существенно отличаются, их можно трактовать с различных позиций. Стоматологи, например, знают, что чувствительность зубов к болевым раздражителям максимальна к 18 часам и минимальна вскоре после полуночи, поэтому все наиболее болезненные процедуры они стремятся выполнить утром.

Использовать фактор времени целесообразно во многих областях деятельности человека. Если режим рабочего дня, учебных занятий, питания, отдыха, занятий физическими упражнениями составлен без учета биологических ритмов, то это может привести не только к снижению умственной или физической работоспособности, но и к развитию какого-либо заболевания.

 

Контрольные вопросы.

1. Что такое «адаптация»?

2. Какие этапы адаптационной реакции выделяют ученые?

3. Уровни поддержания гомеостаза.

4. Значение стресса в развитии адаптации.

5. Адаптационная реакция при физической тренировке.

6. Объяснить понятие «суперкомпенсация».

7. Адаптивные типы, их различия.

8. Влияние биоритмов на работоспособность.


Рекомендуемая литература

 

1. Актуальные проблемы социальной экологии. Часть II. Эколого-экономические проблемы природопользования. Тезисы докладов конференции 10-12 октября 1989.г.

2. Анатомия, физиология, психология человека. Иллюстрированный краткий словарь / Под ред. А.С. Батуева. - СПб.: Издательство «Лань», 1998. - 256 с, ил.

3. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская Валеология / Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 248 с.

4. Бобров Р.В. Все о национальных парках. – М.: Мол. гвардия, 1987. - 222[2]. с., ил. – (Эврика).

5. Виру А.А., Юримяэ Т.А., Смирнова Т.А. Аэробные упражнения. — М.: ФиС, 1988.

6. Владышевский Д.В. Экология человека. Параметры качества жизни / Учеб. пособие. Отв. ред. Л.В. Хазова: КГТУ. Красноярск, 1994. 200 с.

7. Воложин А.И., Субботин Ю.К., Чикин С.Я. Путь к здоровью.- М.: Знание, 1990.- 160 с.

8. Герасимов И.П. Экологические проблемы в прошлой, настоящей и будущей географии мира.- М.: Наука, 1985.- 247с.

9. Демографический ежегодник Красноярского края, Красноярск. 2007.

10. Демографический ежегодник России. М.: Росстат, 2002, 2007;

11. Дружинин И.П. Жизнеемкость и экология. Хабаровск, 1990. -22 с.

12.Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни \ Предисл. В.Н. Мошков. - М.: RETORIKA-A: Флинта, 1999.- 560 с: ил

13.Дубровский В.И. Реабилитация в спорте.- М.: Физкультура и спорт, 1991. - 208 с, ил.

14. Ковалев Н.К. Плавание для студентов специального учебного отде­ления. — М.: Изд-во МГУ, 1995.

15. Купер К.Новая аэробика. — М.: ФиС, 1976. Физическая культура студентов. — М.: Гардарики, 1999.

16. Лебедева А.Н., Лаврик О.Л. Природоохранное законодательство развитых стран: Аналит. обзор / РАН. Сиб. Отд-ние. ГПНТБ. В 3-х ч. Ч.3. Экологическая политика. – Новосибирск, 1993.- 256 с. – В надзаг : Сер. «Экология». Вып. 28.

17. Лечебная физическая культура: Справочник. — М.: Медицина, 1988.

18. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Том 1-3: Пер. с англ. / Под ред. Ягодина Г.А. – 1996.

19. Моисеев Н.И. Экология человечества глазами математика: (Человек, природа и будущее цивилизации). – М.: Мол. гвардия, 1988.- 254[2]. с., ил. – (Эврика).

20. Московченко О.Н. Практикум по основам валеологии: Учебное пособие. Красноярск: КГТУ, 1999. 228 с.

21.Никитюк Б.А., Гладышева А.А. Анатомия и спортивная морфология (практикум): Учеб. пособие для ин-тов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 176 с., ил.

22. Подоляк Н.М. Физическая культура для студентов коммерческих вузов: учеб. пособие / Н.М. Подоляк, Н.В. Мезенцева, А.С. Третьяков.- Красноярск: СИБУП, 2008.

23.Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 128с. ил.

24. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «академия», 2000. – 208 с.

25. Сохина Э.Н. Зархина Е.С. Человеческий фактор и задачи интеграции природопользования (анализ опыта): Препринт / Институт водных и экологических проблем. Владивосток: ДВНЦ АН СССР. 1987. -48 с.

26.Спортивна медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ./Под ред. В.Л. Карпмана. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 304 с, ил.

27. Сулейманов И.И., Михалев В.И., Шнайдер В.Х., Сёмина А.Б., Пуусепп И.П. Общее физкультурное образование: Учебник. Т1. – Омск: СибГАФК, 1998.

28. Телль Л.З. Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3 т. – М.: ООО «Издательство АСТ»; «Астрель», 2001.

29. Тонкова-Ямпольская Р.В. и др. Основы медицинских знаний: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях». Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т. Я. Черток, И.Н. Алферова; Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской.- М.: Просвещение, 1981. – 319 с., ил.

30.Физиология человека / 4-е изд. Под общей редакцией профессора, д.м.н. Н.В. Зимкина - М.: изд-во «Физкультура и спорт». 1970. -534 с: ил.

31.Физиология человека: Учеб. пособие по факультатив. курсу для учащихся IX - X Кл. / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов, В.С.Миронов, И.Н. Шепило. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 1982.-160 с, ил.

32. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 1999.

33. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 224 с., ил.

34.Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/А. Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. -М.: Просвещение, 1990. - 319 с: ил.

 


Оглавление

 

Тематический план…………………………………………………………………………
Лекция 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ.
1.1. Физическая культура и спорт как социальные феномены………………
  1.1.1.Физическая культура — часть общечеловеческой культуры…
  1.1.2.Спорт — явление культурной жизни………………………………….
  1.1.3.Компоненты физической культуры……………………………………
1.2. Физическая культура в структуре профессионального образования
  1.2.1. Физическая культура студента…………………………………....
  1.2.2. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования…………………………………………………………    
  1.2.3. Профессиональная направленность физического воспитания……………………………………………………………………  
  1.2.4. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта...
1.3. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении…….....
  1.3.1. Гуманитарная значимость физической культуры………………
  1.3.2. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре………………………………………………………..  
  1.3.3. Основы организации физического воспитания в вузе………
Контрольные вопросы……………………………………………………………...
ЛЕКЦИЯ 2. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА.
2.1. Немного о недавнем прошлом……………………………………………
2.2. Последние два десятилетия……………………………………………….
  2.2.1. Динамика численности населения………………………………...
  2.2.2. Половозрастной состав……………………………………………..
  2.2.3. Изменение рождаемости……………………………………………
  2.2.4. Смертность, специфические причины……………………………
2.3. Продолжительность жизни…………………………………………………
2.4. Динамика естественного движения………………………………………
2.5. Официальный демографический прогноз для Красноярского края...
Контрольные вопросы……………………………………………………………...
ЛЕКЦИЯ 3. ЗДОРОВЬЕ КАК КОМПЛЕКСНАЯ КАТЕГОРИЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ЦЕННОСТЬ.
3.1. Анкета «Как вы себя чувствуете?»………………………………………..
3.2. Понятие « здоровье»………………………………………………………..
3.3. Компоненты здоровья……………………………………………………….
3.4. Характеристика болезни……………………………………………………
3.5. «Третье состояние»…………………………………………………………
  3.5.1. Группы риска «третьего состояния»………………………………
  3.5.2. Основные проявления «третьего состояния»…………………..
  3.5.3. Факторы риска………………………………………………………..
3.6. Организм как саморегулирующаяся система…………………………..
  3.6.1. Структура организма…………………………………………………
3.7. Гомеостаз и регуляция функций в организме…………………………..
3.8. Основные факторы, определяющие здоровье человека……………..
  3.8.1. Наследственность и ее влияние на здоровье…………………..
  3.8.2. Влияние окружающей среды на здоровье……………………….
  3.8.3. Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья, его самооценка………………………………...  
3.9. Что такое здоровый образ жизни?........................................................
Контрольные вопросы……………………………………………………………..
ЛЕКЦИЯ 4. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА.
4.1. Рост численности населения планеты…………………………………..
4.2. Ресурсы окружающей среды и ее деградация………………………….
4.3. Ядерная война – последняя деградация окружающей среды……….
4.4. Источники и типы загрязнения окружающей среды…………………...
  4.4.1. Загрязнение воздуха…………………………………………………
  4.4.2. Влияние загрязнение воздуха на здоровье человека…………..
  4.4.3. Загрязнение воды……………………………………………………..
  4.4.4. Влияние загрязнения воды на здоровье человека……………..
  4.4.5. Загрязнение почвы……………………………………………………
  4.4.6. Транспортные источники загрязнения…………………………….
  4.4.7. Влияние радиации на организм человека………………………..
4.5. Факторы повышенной опасности: их типы и воздействие……………
Контрольные вопросы……………………………………………………………...
ЛЕКЦИЯ 5. КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
5.1. Что такое здоровый образ жизни?........................................................
5.2. Структура здорового образа жизни………………………………………
  5.2.1. Оптимальный двигательный режим………………………………
  5.2.2. Тренировка иммунитета и закаливание………………………….
  5.2.3. Рациональное питание……………………………………………...
  5.2.4. Психофизиологическая регуляция………………………………..
  5.2.5. Культура межличностного общения………………………………
  5.2.6. Культура сексуального поведения………………………………..
  5.2.7. Рациональный режим жизни……………………………………….
  5.2.8. Организация сна……………………………………………………..
  5.2.9. Профилактика вредных привычек………………………………...
  5.2.10. Самообразование и самосовершенствование………………..
5.3. Эффективность здорового образа жизни……………………………….
Контрольные вопросы……………………………………………………………..
ЛЕКЦИЯ 6. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС.
6.1. Что такое стресс?...................................................................................
6.2. Основные положения Селье о стрессе………………………………….
6.3. Физиологические основы стресса………………………………………..
6.4. Психологические основы стресса………………………………………...
6.5. Классификация стрессоров………………………………………………..
6.6. Функциональные нарушения (болезни адаптации)……………………
6.7. Способы борьбы со стрессом……………………………………………..
  6.7.1. Релаксация……………………………………………………………
  6.7.2. Релаксационные упражнения……………………………………...
  6.7.3. Концентрация…………………………………………………………
  6.7.4. Ауторегуляция дыхания…………………………………………….
  6.7.5. Первая помощь при остром стрессе……………………………..
Контрольные вопросы……………………………………………………………..
ЛЕКЦИЯ 7. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ. ГОМЕОСТАЗ.
7.1. Механизмы адаптации……………………………………………………..
7.2. Срочный и долговременный этапы адаптации…………………………
7.3. Гомеостаз……………………………………………………………………..
7.4. Роль стрессовой реакции в механизме развития адаптации………..
7.5. Общие неспецифические адаптационные реакции по Гаркави с соавторами…………………………………………………………………..  
7.6. Резервы организма при развитии различных адаптационных реакций……………………………………………………………………….  
7.7. Физическая тренировка…………………………………………………….
  7.7.1. Адаптация к физическим нагрузкам………………………………
7.8. Адаптивные типы……………………………………………………………
7.9. Биологические ритмы и работоспособность……………………………
Контрольные вопросы……………………………………………………………..
Рекомендуемая литература………………………………………………………
       

 


 

Технический редактор: Н.А. Щепина

 

 

Подписано в печать   Сдано в производство  
Формат 60х84 1/16   Бумага типографская.  
Печать офсетная. Усл. печ. л. 13,75    
Изд. № Тираж 100 экз. Заказ №  

 

Редакционно - издательский отдел СИБУП.

 

 


[1] Показатель включает данные по Республике Хакасии

[2] Данные о погодовой динамике численности населения за 1990-2002 гг. приведены с учетом пересчетов от итогов переписи населения 2002 г.

[3] Данные о погодовой динамике численности населения за 1990-2002 гг. приведены с учетом пересчетов от итогов переписи населения 2002 г.

[4] Источник: Социальный атлас российских регионов http://atlas.socpol.ru/maps/1_2_40map.gif

[5] Можно было бы и не использовать данные Росстата в Москве, но именно от них ведется расчет перспективной динамики населения России и ее регионов.

[6] Предположительная численность населения Красноярского края до 2025 года. Статистический бюллетень. Красноярскстат, февраль 2008 г.

[7] Источник: Расчеты на основе данных Росстата.

[8] Суммарный коэффициент рождаемости показывает, сколько в среднем детей родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (15-49 лет) при сохранении в каждом возрасте уровня рождаемости того года, для которого вычислены возрастные коэффициенты. Его величина не зависит от возрастного состава населения и характеризует средний уровень рождаемости в данный календарный период.

[9] Для сравнения: в Германии в 2004 г. средний возраст матери при рождении ребенка составлял 29,3, во Франции - 29,6, в Швеции - 30,4, в Ирландии - 31 год

[10]Чистый коэффициент воспроизводства (нетто-коэффициент воспроизводства) женского населения вычисляется как сумма произведений возрастных коэффициентов рождаемости на соответствующие числа живущих женщин из таблиц смертности за этот же период, умноженная на долю девочек среди родившихся в те годы (или год), для которых вычислен коэффициент. Он показывает, сколько в среднем девочек, рожденных одной женщиной на протяжении всей ее жизни, дожило бы до возраста матери при их рождении, если бы в каждом возрасте сохранялись уровни рождаемости и смертности данного периода. Этот коэффициент характеризует, таким образом, степень замещения поколения женщин их дочерьми при длительном сохранении существующих уровней рождаемости и смертности. Чистый коэффициент воспроизводства представляет собой обобщенную характеристику уровней рождаемости и смертности, существующих в данный период, а не ближайших перспектив роста населения.

[11] Ожидаемая продолжительность жизни для лиц, достигших определенного возраста - среднее число лет, которое предстояло бы прожить достигшим данного возраста при сохранении в каждом следующем возрасте современного уровня смертности. Показатель является синтетическим для характеристики смертности и здоровья населения, на его основе рассчитывается один из трех индексов, формирующих ИРЧП.

[12] Источник: Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 г., М.: Росстат, 2008.



2016-01-02 987 Обсуждений (0)
Биологические ритмы и работоспособность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Биологические ритмы и работоспособность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (987)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)