Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Грузовые станция тупикового типа; 5 – комплекс грузовых устройств портовой станции; 6 – сквозная пассажирская станция



2016-01-02 12166 Обсуждений (0)
Грузовые станция тупикового типа; 5 – комплекс грузовых устройств портовой станции; 6 – сквозная пассажирская станция 0.00 из 5.00 0 оценок




Л.Н. Иванкова, А.Н. Иванков

 

 

ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ И УЗЛОВ

Курс лекций

для студентов дневной и заочной форм обучения

 

Иркутск 2011

 

 
 
 

УДК 656.21

ББК 39.213

И 19

 

 

Рецензенты:

главный специалист по узлам и станциям ПИИ ЗАО «Востсибтранспроект»
Панова В.В.;

зав. кафедрой «Управление процессами перевозок» Забайкальского института инженеров железнодорожного транспорта, к.т.н., доцент Коновалова М.И.

 

 

Иванкова Л.Н., Иванков А.Н.

И 19Технико-технологическая структура железнодорожных станций и узлов :

курс лекций / Л.Н. Иванкова, А.Н. Иванков. – Иркутск : ИрГУПС, 2011. – 68 с.

 

В работе изложены основные сведения о технологии работы и техническом оснащении грузовых, пассажирских станций и железнодорожных узлов. Особый акцент сделан на анализ конструктивных решений в увязке с технологией работы сложных железнодорожных объектов.

Предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт).

 

Ил. 45. Табл. 4. Библиогр.: 10 назв.

 

 

УДК 656.21

ББК 39.213

 

 

© Иванкова Л.Н., Иванков А.Н., 2011

© Иркутский государственный университет

путей сообщения, 2011

 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................. 5

1. ГРУЗОВЫЕ СТАНЦИИ....................................................................... 6

1.1. Назначение, основные операции и классификация

грузовых станций.......................................................................... 6

1.2. Особенности грузовых станций тупикового типа....................... 7

1.3. Схема грузовой станции тупикового типа с последовательным

расположением грузового двора. Технология ее работы.......... 7

1.4. Схема грузовой станции тупикового типа с параллельным

расположением всего комплекса устройств................................. 8

1.5. Особенности грузовых станций сквозного типа.......................... 8

1.6. Схема и технология грузовой станции сквозного типа

с параллельным расположением всего комплекса устройств..... 9

1.7. Схема нефтесливной станции с комбинированным
расположением всего комплекса устройств............................... 10

1.8. Комбинированная схема перегрузочной пограничной станции 11

2. ПАССАЖИРСКИЕ СТАНЦИИ......................................................... 12

2.1. Назначение, основные операции, выполняемые на пассажирских

станциях. Классификация пассажирских станций..................... 12

2.2. Основные схемы взаимного расположения пассажирской

и технической станций................................................................ 14

2.3. Тупиковая пассажирская станция с выделением

Приемо-отправочных путей для пригородного и дальнего

пассажирского движения............................................................ 15

2.4. Схема пассажирской станции со сквозными

Приемо-отправочными путями.................................................. 16

2.5. Схема пассажирской технической станции

с наличием полукольцевого объезда.......................................... 17

3. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УЗЛЫ......................................................... 18

3.1. Классификация железнодорожных узлов. Основные

комплексы устройств в узлах. Границы узлов.......................... 18

3.2. Узлы с одной станцией................................................................ 20

3.3. Узлы треугольного типа............................................................. 21

3.4. Узлы крестообразного типа....................................................... 23

3.5. Узлы, вытянутые в длину (с последовательным

расположением основных станций)............................................ 25

3.6. Узел с параллельным расположением станций в месте

пересечения линий....................................................................... 26

3.7. Узлы радиального типа.............................................................. 26

3.8. Узлы тупикового типа................................................................. 27


3.9. Полукольцевые узлы (радиально-полукольцевые)................. 28

3.10. Узлы кольцевого типа............................................................... 29

3.11. Узлы комбинированного типа.................................................. 31

3.12. Обходы в узлах......................................................................... 32

3.13. Промышленные железнодорожные узлы................................ 33

3.14. Основные причины развития и реконструкции

железнодорожных узлов........................................................... 34

3.15. Общие принципы и требования по разработке

генеральных схем развития узлов............................................ 35

3.16. Основные проблемы развития

и реконструкции железнодорожных узлов.............................. 39

4. РАЗВЯЗКИ В УЗЛАХ........................................................................ 40

4.1. Классификация развязок пересечений в одном уровне........... 40

4.2. Классификация развязок пересечений в разных уровнях ...... 43

4.3. Обоснование экономической целесообразности сооружения

путепроводных развязок ......................................................... 52

4.4. Проектирование развязок в плане............................................ 53

4.5. Профилировка путепроводных развязок................................ 62

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.................................................... 66


ВВЕДЕНИЕ

Инженерам в области управления транспортными процессами необходима общесистемная подготовка по сложному транспортному комплексу для обеспечения успешной деятельности в разработке технологии систем управления станциями, узлами, железными дорогами в целом, повышения рентабельности и прибыльности работы железнодорожного транспорта, надежности и безопасности перевозочного процесса.

«Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года» предусмотрено повышение пропускной способности участков и перерабатывающей способности станций и узлов. Кроме того, предусматривается строительство новых железнодорожных линий и устранение барьерных мест существующих железнодорожных объектов.

Примыкание новых железнодорожных линий и путей необщего пользования к существующим раздельным пунктам является сложной технической и технологической задачей. В местах примыкания этих линий возникают железнодорожные узлы, которые выполняют иные функции, чем линейные станции. От рационального взаимного расположения основных комплексов устройств с учетом перспективы развития зависит дальнейшая эксплуатация данных объектов инфраструктуры.

Железнодорожные узлы представляют собой большие транспортные системы, предопределяющие ритмичную работу полигона сети, так как в узлах происходит взаимодействие и взаимное влияние пересекающихся железнодорожных направлений. Все объекты железнодорожного узла, его системы и подсистемы являются многофункциональными. В узлах размещено от пяти до нескольких десятков грузовых и предузловых станций; две-три пассажирских и сортировочных станций, несколько локомотивных депо, базы путевых машинных станций и других железнодорожных объектов, а также подъездные пути необщего пользования, обслуживающих промышленные предприятия и грузовладельцев. Все эти элементы находятся в постоянной функциональной взаимосвязи.

Пропуск, обработка и переработка пассажирских, грузовых, местных поездопотоков и грузопотоков, выполнение начальных и конечных операций транспортного процесса являются главными производственными процессами, выполняемыми в железнодорожных узлах.

В данном курсе лекций рассмотрены вопросы развития и проектирования железнодорожных узлов и их отдельных элементов (грузовых и пассажирских станций, путепроводных развязок и предузловых станций). Основные схемы и технология работы промежуточных, участковых и сортировочных станций были рассмотрены ранее в курсе «Железнодорожные станции и узлы». Данный курс лекций дополняет основной учебник [1], обеспечивает межпредметные связи с дисциплинами «Управление эксплуатационной работой», «Управление грузовой и коммерческой работой».

1. ГРУЗОВЫЕ СТАНЦИИ

1.1. Назначение, основные операции и классификация грузовых станций

Грузовые станции предназначены для массовой погрузки-выгрузки грузов. Кроме этого на грузовых станциях выполняются следующие операции:

технические (расформирование, формирование поездов, прицепка-отцеп-ка вагонов от составов поездов, подача-уборка вагонов на грузовые пункты);

коммерческие (прием к перевозке, хранение, взвешивание, оформление перевозочных документов, раскредитование документов, выдача груза, тарирование и упаковка грузов и др.).

Грузовые станции являются стыковыми пунктами различных видов транспорта.

Классифицируются грузовые станции следующим образом:

I. По назначению:

неспециализированные, где перерабатываются вагоны с различными грузами;

специализированные, предназначенные для переработки отдельных видов грузов;

расположенные на железнодорожных путях необщего пользования, а также обслуживающие пункты погрузки-выгрузки;

перегрузочные (внутренние, пограничные);

портовые (перевалочные).

II. По характеру работы:

- погрузочные;

- выгрузочные;

- погрузочно-выгрузочные;

- перегрузочные;

- перевалочные.

III. По принадлежности:

- станции общего пользования;

- станции необщего пользования (других владельцев инфраструктуры).

IV. В зависимости от взаимного расположения парков:

- продольного типа;

- полупродольного типа;

- поперечного типа.

V. По типу станций:

- тупиковая;

- сквозная.

Для выполнения основных задач на грузовых станциях имеются две группы основных устройств:

а) для работы с составами поездов и передач: приемо-отправочные пути и парки; сортировочные устройства и пути; ходовые соединительные, ремонтные и выставочные пути;

б) для выполнения грузовых операций: грузовые районы или грузовые пункты с путевым развитием и соответствующими обустройствами и автоподъездами; пути, сдаваемые в аренду, и ж.-д. пути необщего пользования (ранее назывались «подъездные пути»).

1.2. Особенности грузовых станций тупикового типа

Особенности станций тупикового типа, расположенных в основном в крупных городах:

а) отсутствие транзитного движения и соответственно транзитных вагонопотоков;

б) главный путь переходит непосредственно в парковый станционный путь приема;

в) обслуживание станций осуществляется в основном передаточными поездами с сортировочной станции, т. е. грузовая станция является как бы крупным грузовым пунктом, примыкающим к сортировочной станции;

г) масса и длина передаточных поездов, как правило, значительно меньше, чем всех остальных поездов, обращающихся на данной линии. В связи с этим длина приемо-отправочных путей на тупиковых станциях в большинстве случаев меньше стандартной.

Подборка вагонов по фронтам грузовой станции может осуществляться либо на самой грузовой станции, либо на сортировочной. В первом случае на грузовой станции должны быть сортировочные пути и сортировочное устройство.

Из-за передаточного движения сортировочная работа заключается восновном в соединении на сортировочном пути убираемых с грузовых пунктов вагонов и их расстановке в соответствии с требованиями ПТЭ. Поэтому часть путей может работать как сортировочно-отправочные.

1.3. Схема грузовой станции тупикового типа с последовательным
расположением грузового двора. Технология ее работы

Рассматриваемая схема применяется при наличии удлиненной площадки, отводимой для грузовой станции.

 

Рис. 1.1. Схема грузовой станции тупикового типа с последовательным
расположением парков и грузового двора

Передаточные поезда с сортировочной станции поступают в парк прибытия. После отцепки локомотива, выполнения технического и коммерческого осмотра составы вытягивают на вытяжной путь и надвигают на сортировочную горку. После накопления подачи вагоны подают на грузовой двор, где с ними выполняются грузовые операции. После этого вагоны переставляют на пути сортировочно-отправочного парка, накапливают, соединяют группы вагонов. После выполнения коммерческого и технического осмотра и прицепки поездного локомотива сформированный состав отправляется непосредственно с путей сортировочно-отправочного парка. При необходимости вагоны после выполнения с ними грузовых операций могут быть поданы на сортировочную горку и рассортированы на пути сортировочного или сортировочно-отправочного парков.

Особенности данной схемы:

а) создается поточная подача вагонов на грузовой двор с путей сортировочного парка;

б) сортировочная вытяжка проектируется со стороны, противоположной грузовому двору;

в) четко выражены два маневровых района.

1.4. Схема грузовой станции тупикового типа с параллельным
расположением всего комплекса устройств

Эта схема применяется при наличии короткой, но широкой площадки. Технология работы описана ранее.

 

Рис. 1.2. Схема грузовой станции тупикового типа с параллельным
расположением всего комплекса устройств

Особенности данной схемы:

а) так как все устройства расположены параллельно, то подача-уборка вагонов на грузовой двор осуществляется с угловыми заездами;

б) образованы два маневровых района.

1.5. Особенности грузовых станций сквозного типа

Станции сквозного типа обладают рядом особенностей, определяющих технологию их работы, а именно:

а) через станцию осуществляется пропуск, скрещение и обгон грузовых и пассажирских поездов, для чего должны быть соответствующие пути, платформы и развитие горловин для изоляции от других передвижений;

б) вагонопотоки на станцию поступают и отправляются различными категориями местных, иногда маршрутных или групповых поездов, для приема и отправления которых должны быть пути стандартной полезной длины;

в) отдельно парки приема и отправления не устраиваются, т. к. в основном поезда, развозящие местный груз, имеют отцепку-прицепку на станции и пути специализируются как приемо-отправочные;

г) в сортировочном парке пути специализируют по приему и отправлению. Длина сортировочных путей, специализированных по прибытию, определяется длиной грузовых фронтов и, как правило, составляет не более 1/3 состава;

д) сортировочная работа по отправлению вагонопотоков заключается
в подборке вагонов для отправления в четном или нечетном направлении до ближайших технических станций, что определяет минимальное число сортировочных путей, специализирующихся по отправлению;

е) на линейных станциях грузовой район в большинстве случаев располагается параллельно сортировочным путям, примыкая к вытяжному пути одного из изолированных маневровых районов. Если сооружается сортировочная горка, грузовой район примыкает к противоположному вытяжному пути;

ж) при расположении грузового района параллельно сортировочному парку часть погрузочно-выгрузочных путей может быть сквозной, а подача-уборка вагонов производиться с разных вытяжных путей, что увеличивает поточность и снижает непроизводительные задержки при подаче-уборке вагонов.

1.6. Схема и технология грузовой станции сквозного типа
с параллельным расположением всего комплекса устройств

Поезда с обоих направлений поступают в приемо-отправочный парк. После отцепки поездного локомотива, выполнения технического и коммерческого осмотра составы вытягиваются на вытяжной путь и расформировываются на сортировочной горке по грузовым фронтам.

Рис. 1.3. Схема грузовой станции сквозного типа с параллельным
расположением всего комплекса устройств

После накопления подачи вагоны маневровым локомотивом подаются на грузовой двор или на подъездные пути, где с ними выполняются грузовые операции. По их окончании вагоны подаются на пути сортировочного парка для последующего расформирования и накопления в четном или нечетном направлении. После накопления составы переставляются на пути приемо-отправочного парка, где с ними выполняются технический и коммерческий осмотры, после чего происходит прицепка поездного локомотива, проба тормозов и отправление.

При увеличении маршурутизированного вагонопотока с подъездного пути № 3 может проектироваться дополнительный парк ПО-II.

1.7. Схема нефтесливной станции с комбинированным
расположением всего комплекса устройств

Комплекс устройств нефтесливных и нефтеналивных районов включает в себя:

– станцию примыкания;

– нефтеочистительную или промывочно-пропарочную станцию;

– станции пунктов налива или слива.

К размещению устройств предъявляются следующие требования:

– весь комплекс устройств должен быть удален от жилых массивов;

– каждый комплекс должен быть удален от другого с обеспечением норм санитарии и противопожарных разрывов.

 

Рис. 1.4. Схема нефтесливной станции с комбинированным
расположением всего комплекса устройств

По взаимному размещению все три комплекса могут быть:

– с параллельным расположением всех устройств;

– с комбинированным расположением;

– с последовательным расположением всех устройств.

На станции примыкания выполняются следующие операции:

– технический и коммерческий осмотр цистерн;

– сортировка; чистые цистерны сразу подаются под налив, неочищенные – на промывочно-пропарочную станцию;

– подборка вагонов по родам нефтепродуктов: спецпродукты, светлый и темный налив.

На промывочно-пропарочной станции выполняются операции:

– слив и удаление остатков нефтепродуктов с помощью стационарных или передвижных вакуумных установок или насосов с предварительным подогревом высоковязких остатков острым паром (до 70–90 °C);

– ремонт цистерн;

– внешняя обмывка;

– пропарка насыщенным паром под давлением, продувка и просушка котлов.

Пункты слива и налива.

Обязательным условием обслуживания пунктов налива или слива является подача цистерн вагонами вперед, при этом локомотив прикрывается вагонами с песком. Локомотив должен быть оборудован искрогасительными устройствами.

Эстакады могут быть односторонними или двусторонними. Налив и слив может производиться самотеком или принудительно (с помощью насосов).

Особенности схемы:

– требуется короткая, но широкая площадка;

– соединительные пути извилисты, что ухудшает условия маневровой работы, увеличивает строительные и эксплуатационные расходы;

– сложная конструкция горловин, их большая загрузка;

– подача-уборка вагонов осуществляется с угловыми заездами, что увеличивает время маневровых операций.

1.8. Комбинированная схема перегрузочной пограничной станции

На сети железных дорог имеются два вида перегрузочных станций:

– внутренние перегрузочные станции (с узкой колеи 750 мм и 1000 мм на колею 1520 мм);

– пограничные перегрузочные станции (с узкой колеи 1435 мм на колею 1520 мм).

Чаще всего внутренние перегрузочные станции встречаются на торфоразработках, лесоразработках, в местах открытой добычи угля, руды, в местах массового посева сахарной свеклы.

Особенности организации поездопотоков пограничных перегрузочных станций:

а) все поезда, следующие с грузами за границу, пропускаются через перегрузочные станции с переработкой или без переработки; процесс перегрузки может осуществляться на нашей пограничной станции или зарубежной;

б) между перегрузочными станциями курсируют передаточные поезда;

в) при незначительных объемах работы на перегонах может проектироваться совмещенная колея;

г) все поезда, проходящие через границу, проходят таможенный контроль, что увеличивает простои подвижного состава. Поезда осматриваются в техническом и коммерческом отношении;

д) практически не удается избежать порожнего пробега вагонов, так как в обратном направлении не всегда имеется груз в данный подвижной состав.

У пассажирских вагонов переставляют тележки, что уменьшает время простоя пассажирских поездов. Применение устройства SUW-2000 позволит осуществлять проследование грузовых и пассажирских поездов через пограничные переходы практически без задержек. Это устройство изменяет расстояние между колесами в зависимости от ширины колеи.

Рис. 1.5. Схема пограничной перегрузочной станции с комбинированным расположением всех комплексов устройств  

Комплекс устройств пограничной перегрузочной станции включает в себя:

а) устройства для обслуживания пассажиров (пассажирское здание с залами для таможенного досмотра вещей и пассажиров, пассажирские платформы, комплекс устройств для перестановки тележек вагонов);

б) комплекс устройств для обслуживания широкой колеи (парки приема, отправления, сортировочные парки или пути, устройства локомотивного хозяйства, ВЧД и ПТО);

в) комплекс устройств для обслуживания узкой колеи (парки приема, отправления, сортировочные и вытяжные пути для подформирования вагонов по фронтам выгрузки, устройства экипировки локомотивов, ходовые пути);

г) общий комплекс устройств (перегрузочные устройства).

Эти комплексы устройств могут располагаться параллельно, последовательно или комбинированно друг относительно друга.

Особенности схемы:

а) сплетение узкой и широкой колеи;

б) локомотивное хозяйство запроектировано объединенным;

в) для одного из комплексов подача и уборка вагонов осуществляется
с угловыми заездами.

2. ПАССАЖИРСКИЕ СТАНЦИИ

2.1. Назначение, основные операции, выполняемые на пассажирских станциях. Классификация пассажирских станций

Пассажирская станция состоит из двух комплексов:

а) основная пассажирская станция;

б) техническая пассажирская станция (или технический парк).

На основных пассажирских станциях имеются приемо-отправочные (перронные) пути для поездов, пассажирские платформы для посадки-высадки пассажиров, погрузки-выгрузки багажа и грузобагажа, здания вокзалов, переходы, связывающие вокзалы с данными платформами, багажные и почтовые устройства для обслуживания почтово-багажных перевозок.

На технических пассажирских станциях имеются устройства: парк грубой очистки (парк приема), вагономоечная машина, вагоноремонтное (ВЧД) и ремонтно-экипировочное (РЭД) депо, пункты технического осмотра, механизированные прачечные, склады топлива, горячее и холодное водоснабжение, пути для отстоя готовых составов (парки отправления), резервные пути, вытяжные пути для переформирования составов. Кроме того, на территории пассажирской технической станции могут находиться локомотивное хозяйство пассажирских локомотивов, пути отстоя пригородных составов.

В зависимости от объема работы пассажирские станции могут разделяться на 5 типов:

а) крупные пассажирские станции, которые проектируются в столичных городах. Эти станции предусматривают обслуживание более 20 млн человек в год. Чаще всего эти станции проектируют перронно-тупикового типа. Пригородное движение, как правило, отделяется от дальнего движения;

б) станции с годовым отправлением пассажиров 10–20 млн человек в год. Эти станции имеют сквозные приемо-отправочные пути и хорошо развитую техническую станцию;

в) станции на пересечении маршрутов пассажиров;

г) станции курортных городов;

д) прочие пассажирские станции, выполняющие работу по обслуживанию пассажиров.

По характеру работы пассажирские станции подразделяются:

специализированныетолько для обслуживания пассажирского
движения;

объединенные – для обслуживания грузового и пассажирского движения;

зонные – для обслуживания пригородного движения (размещаются
в пределах пригородного участка и служат для оборота, отстоя и экипировки части пригородных составов).

По роду выполняемой работы с пассажирскими поездами пассажирские станции бывают:

транзитные;

– конечные;

– смешанные.

По взаимному расположению главных путей и пассажирской технической станции (ПТС)пассажирские станции могут быть:

– с расположением ПТС между главными путями;

– с расположением ПТС сбоку от главных путей.

По схеме путевого развития:

– тупиковые;

– сквозные;

– комбинированные.

2.2. Основные схемы взаимного расположения пассажирской
и технической станций

Размещение пассажирской технической станции (ПТС) должно быть обязательно противоположно направлению следования максимального количества поездов местного формирования.

 

Рис. 2.1. Схемы взаимного расположения пассажирской и технической станций

При расположении пассажирской технической станции между главными путями происходит искривление главных путей. Чтобы не снижалась скорость движения пассажирских поездов, при подходе к станции необходимо укладывать кривые больших радиусов (желательно 2000 м и более). Достоинством такого расположения является поточность подачи-уборки пассажирских составов на пассажирскую техническую станцию.

При этом специализация путей на пассажирской станции должна быть следующая: средние пути выделяются для поездов своего формирования, а крайние – для транзитных поездов соответствующего направления.

При расположении пассажирской технической станции сбоку от главных путей главные пути не искривляются. Однако сильно загружены горловины, связывающие пассажирскую и техническую станции, не обеспечивается поточность подачи-уборки вагонов на ПТС.

При такой схеме взаимного расположения пассажирской станции и ПТС специализация путей на пассажирской станции должна быть следующая: ближайшие пути к ПТС – для поездов своего формирования, а для транзитных поездов каждого направления выделяются средние и крайние пути.

Для устранения вышеуказанных недостатков можно сделать вынос пассажирской технической станции с путепроводной развязкой.

2.3. Тупиковая пассажирская станция с выделением
приемо-отправочных путей для пригородного и дальнего
пассажирского движения

Достоинствами пассажирских тупиковых станций являются:

– обеспечение удобной связи городского и железнодорожного транспорта;

– меньшая территория, чем при размещении сквозных пассажирских станций;

– возможность глубокого ввода на территорию города.

Недостатками пассажирских тупиковых станций являются:

– сложность обработки транзитных пассажирских поездов;

– меньшая пропускная способность, чем у станций сквозного типа;

– необходимость снижать скорость приема для обеспечения безопасности движения при приеме (увеличивается загрузка горловин);

– увеличение времени прохода пассажиров к крайнему вагону на перроне.

Рис. 2.2. Схема тупиковой пассажирской станции с выделением перронных путей для пригородного и дальнего пассажирского движения  

В горловине станции может укладываться в каждом направлении 3 параллельных хода, позволяющих осуществлять:

– прием пригородного поезда на верхние пути;

– уборку-подачу составов на средние пути;

– отправление с нижних путей.

При больших размерах дальнего пассажирского движения укладывается дублирующий главный путь в обход ПТС.

Особенностями данной схемы являются:

– ликвидация враждебных передвижений;

– большая пропускная способность;

– увеличение маневренности;

– разделение потоков пригородных и дальних пассажиров.

2.4. Схема пассажирской станции
со сквозными приемо-отправочными путями

Сквозные пассажирские станции имеют наибольшее распространение на сети железных дорог. Основным вариантом для этих схем является боковое размещение пассажирского здания. Однако имеется целый ряд станций с внутренним расположением. На большинстве пассажирских станций со сквозными путями проектируются объединенные пути для пригородного и дальнего пассажирского движения, однако на станциях с большим объемом пригородной работы могут проектироваться приемо-отправочные пути раздельно для дальнего и пригородного движения.

Рис. 2.3. Схема сквозной пассажирской станции

Недостатками сквозных пассажирских станций являются:

– отсутствие обеспечения удобной связи городского и железнодорожного транспорта;

– большая территория, чем при размещении тупиковых пассажирских станций;

– невозможность глубокого ввода на территорию города.

Достоинствами сквозных пассажирских станций являются:

– удобство обработки транзитных пассажирских поездов;

– большая пропускная способность, чем у станций тупикового типа;

– возможность прохода пассажиров к поезду с разных сторон при наличии не менее двух выходов на перроне.

В практике эксплуатации станций такого типа пассажирское здание располагают над перронными путями (Новосибирск, Челябинск).

2.5. Схема пассажирской технической станции
с наличием полукольцевого объезда

Пассажирские технические станции (ПТС) являются составной частью пассажирских станций. На ПТС осуществляется подготовка составов к очередному рейсу.

Основным комплексом является обмывочный цех для наружной обмывки вагонов в составе.

Второй комплекс – парка приема (парк грубой очистки), имеющий группу путей и вытяжной путь для переформирования состава.

Третий комплекс устройств – ремонтно-экипировочное депо, как правило, закрытого типа, где осуществляется вся основная подготовка состава
к следующему рейсу (наружный и внутренний осмотр вагонов, проба автотормозов, ремонт электро- и радиосети, зарядка аккумуляторов, снабжение водой, уборка, санитарный осмотр и выдача санитарной путевки). Проектируется на длину состава с учетом нескольких растяжек.

Рис. 2.4. Схема пассажирской технической станции с полукольцевым объездом:

1 – парк грубой очистки;2 – парк отправления; 3 – парк для местных составов
и резервных вагонов; 4 – пункт обмывки составов; 5 – ремонтно-экипировочное депо; 6 – вагонное депо; 7 – парк резервных составов; 8 – локомотивное хозяйство;
9 – место возможного размещения пункта газовой обработки вагонов

Четвертый комплекс устройств – парк отправления (парк отстоя), состоящий из группы путей с подводкой к ним водной сети, электричества и воздуха для пробы тормозов. В парке отправления осуществляются следующие операции: прием состава поездной бригадой; снабжение бельем, съемным оборудованием; подзарядка аккумуляторов; проверка состава агентом санитарной службы и ожидание подачи под посадку.

В зависимости от объема работы и наличия свободной территории технические станции проектируются:

– с параллельным расположением всех комплексов;

– с последовательным расположением всех комплексов;

– с комбинированным расположением всех комплексов.

В парках грубой очистки и отправления укладываются пути с чередующимися междупутными расстояниями (5,3 и 7,5 м). В междупутьях 7,5 м проектируются платформы в уровень с головками рельсов.

Схема требует достаточно длинную площадку. Хорошо обеспечивается поточность продвижения состава. Больше пропускная способность технической станции и меньше загрузка горловин.

 

3. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УЗЛЫ

3.1. Классификация железнодорожных узлов.
Основные комплексы устройств в узлах. Границы узлов

Железнодорожным узлом называется пункт слияния или пересечения нескольких линий, а также группа станций, расположенных на одной линии, связанных общим технологическим процессом. Ж.-д. узлы помимо операций, присущих обычным станциям по обслуживанию поездов и групп вагонов, осуществляют: пропуск сквозных грузовых и пассажирских по­ездов с одной линии на другую; передачу групп вагонов, следующих с переработкой, и местных вагонов между специализированными станци­ями узла; сортировку вагонов по примыкающим направлениям, а также пересадку пассажиров.

В зависимости от объема и характера работы ж.-д. узлы в своем составе имеют ряд устройств, которые можно объединить в три основные группы:

а) устройства для обслуживания грузового движения: сортировочные станции (одна или несколько); грузовые станции общего или необщего пользования; специализированные станции для очистки, промывки и оборудования вагонов под различные перевозки, главные пути для грузового движения; соединительные ветви для грузового движения между отдельными станциями и пунктами узла; локомотивные, вагоноремонтные депо и т. д.;

б) устройства, обслуживающие пассажирское движение: пассажирские, зонные станции и остановочные пункты; технические станции и парки; главные пути, специализированные для пропуска пассажирских и приго­родных поездов; пассажирские локомотивные и вагоноремонтные депо и др.;

в) устройства, обеспечивающие пропускную способность и безопасность движения в узле: путепроводные развязки главных путей на подходах к узлу и внутриузловые развязки; путевые посты и шлюзы, устраивае­мые в местах слияния или разделения потоков на подходах к узлам, а также в местах пересечения или примыкания к главным подъездным путям пересечения в одном или разных уровнях железнодорожных линий с городскими маги­стралями; соединительные пути и обходы узлов и другие устройства.

Границами железнодорожного узла являются пункты, от которых начинается разветвление или слияние главных путей по различным направлениям, а также конечные зоны интенсивного пригородного движения в пункты расположения промышленных предприятий, обслуживаемых станциями данного узла.

Железнодорожные узлы обычно классифицируют по следующим основным призна­кам: по характеру эксплуатационной работы; по экономико-географичес­кому положению; по геометрическому начертанию их конструкции (по топологии).

По характеру эксплуатационной работы узлы делятся:

– на транзитные с небольшим объемом сортировочной работы;

– транзитные со значительным объемом переработки транзитных вагонопотоков и незначительной местной работой;

– с большим объемом местной работы; выполняющие помимо обслу­живания транзитных потоков большую местную работу по обслуживанию нужд города, промышленности;

– конечные, в которых транзитная работа отсутствует. Они располагаются в районах зарождения или погашения крупных вагонопотоков;

– перевалочные, совершающие перевалочные операции с воды на железную дорогу и обратно;

– перегрузочные, совершающие перегрузочные операции из вагонов одной ширины колеи в вагоны другой колеи;

– промышленные, обслуживающие крупные промышленные районы.

По экономико-географическому положению различают узлы:

– расположенные в малых и средних городах с населением до 100 тыс. чел., со слабо развитой промышленностью;

– в крупных городах (до 500 тыс. чел.); в крупнейших (с населением до 1 млн и более чел.);

– в районах с крупной добывающей промышленностью;

– портовые узлы (на берегах судоходных рек, морей, крупных озер).

По геометрическому начертанию конструкции узлы классифицируют:

– с одной станцией;

– треугольные;



2016-01-02 12166 Обсуждений (0)
Грузовые станция тупикового типа; 5 – комплекс грузовых устройств портовой станции; 6 – сквозная пассажирская станция 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Грузовые станция тупикового типа; 5 – комплекс грузовых устройств портовой станции; 6 – сквозная пассажирская станция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (12166)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)