Классификация диэлектриков
Лекция № 2 - Введение в курс ХТД (органические материалы) Первый случай создания достаточно мощного источника электрической энергии относят к 1802 г. : Петров сконструировал батарею, э.д.с. которой обеспечивалась благодаря контактной разности потенциалов. С момента открытия электричества возник интерес и к диэлектрическим материалам. По мере развития представлений о свойствах электрического тока, способах его производства, преобразования и передачи совершенствовалось и познание диэлектриков. В общем виде под диэлектриками понимают электротехнические материалы, выполняющие двойную функцию: 1.изолирующую, т.е. состоящую в разделении токоведущих частей электроустановок, а также токоведущих частей и элементов, имеющих потенциал земли; 2. накопление энергии, которая реализуется в конденсаторах благодаря способности диэлектриков поляризоваться. Для того, чтобы количественно выделить диэлектрики среди прочих электротехнических материалов, часто в качестве критериальной характеристики используют удельное сопротивление – ρ, Ом•м.
Электротехнические материалы ρ
проводники 10-8 – 10-5 полупроводники 10-6 – 10+8 диэлектрики 10+7 – 10+16
Номенклатура диэлектриков изменялась постепенно в соответствии с уровнем развития электротехники и электроэнергетики. Первоначально человечество использовало те диэлектрические вещества, которые создала природа, т.е. натуральные или естественные. Например: бумага, мрамор, воск, янтарь, каучук и т.д. Эти материалы были первыми диэлектриками, обладающими своими плюсами и минусами. Бумага – неоднородна по структуре, т.е. морфологически неоднородна; имеет низкие механические свойства; не выдерживает воздействия температуры (обугливается); легко поглощает влагу (гигроскопична), но устойчива к электрическому старению; производится из воспроизводимого источника сырья (древесины) и т.д. Мрамор - природный неорганический диэлектрик (очень пористый и гигроскопичный). Янтарь - природный материал, который не превзойден по ρv, но хрупок и дефицитен. Воск и каучук – прекрасные природные диэлектрики, однако дороги и дефицитны.
Все перечисленные электроизоляционные материалы с электротехнической точки зрения вполне удовлетворяли требованиям до тех пор, пока конструкции работали на малых напряжениях, токах и частотах. Ведь их основная функция состояла в надежной изоляции токоведущих частей. Однако постепенно, по мере возрастания требований к технико-экономическим показателям электротехнических устройств, природные материалы оказались мало пригодными. Требовалось: совершенствование свойств традиционных диэлектриков; создание их искусственных аналогов; разработка уникальных диэлектриков с заданными свойствами. Решение указанных задач дало толчок развитию химии диэлектриков. Химия – это наука о строении веществ. В ее задачи входит подробное исследование натуральных диэлектриков и синтез искусственных материалов. Задачи курса «Химия и технология органических диэлектриков» много шире. Необходимо знать: - строение и состав диэлектриков природного происхождения; - взаимосвязь химического строения и структурных особенностей с конкретными электрофизическими и механическими свойствами электроизоляционного материала; - способы их совершенствования; - способы получения их искусственных аналогов, необходимого состава и структуры; - принципы создания диэлектриков с заданными свойствами; - технологическое и техническое обеспечение решения поставленных задач; - причины и механизмы изменения свойств диэлектриков под действием внешних факторов; - способы замедления разрушения материалов в процессе эксплуатации.
Таким образом предмет настоящего курса много шире, глубже и объединяет достижения различных отраслей науки с целью совершенствования электроизоляционных материалов.
Классификация диэлектриков Существует множество признаков, по которым диэлектрические материалы можно отнести к той или иной группе веществ, например: 1. по происхождению: а. натуральные – мрамор, целлюлоза, керамика, пенька, каучук, масла, воск и т.д.; б. синтетические – полимеры, керамика, стекло, каучук, масла и т.д. 2. по химической природе: а. неорганические – кварц, стекло, керамика, мрамор и т.д.; б. органические – полимеры, целлюлоза, масла, пенька и т.д.; в. композиционные (или “составные” из органической связки и органических или неорганических наполнителей) – текстолит, лакоткань, стеклотекстолит и т.д. 3. по физическим свойствам, в частности, по отношению к температуре или воде; 4. по физическому состоянию - стеклообразные, высокоэластические, вязкотекучие; 5. по агрегатному состоянию – твердые, жидкие, газообразные; 6. по фазовому состоянию – кристаллические, аморфно-кристаллические или аморфные. И так далее. В настоящем курсу мы будем изучатьорганические твердые и жидкие диэлектрики, уделив особое внимание полимерам. Неорганические и композиционные электроизоляциооные материалы будут рассмотрены позднее.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1053)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |