Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стандартизация. Организация работ по стандартизации. Виды стандартов Государственная система приборов



2016-01-02 502 Обсуждений (0)
Стандартизация. Организация работ по стандартизации. Виды стандартов Государственная система приборов 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 6

 

6.1 Организация работ по стандартизации

 

1 Государственное управление стандартизацией в Российской Федерации, включая координацию деятельности государственных органов управления Российской Федерации, взаимодействие с органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, с общественными объединениями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности, осуществляет Госстандарт России.

Госстандарт России формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной (региональной) стандартизации, организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Работы по стандартизации в области строительства организует Госстрой России.

Другие государственные органы управления участвуют в работах по стандартизации в пределах их компетенции.

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях экономики и иных сферах деятельности государственные органы управления в пределах их компетенции создают, при необходимости, подразделения (службы) стандартизации и (или) назначают головные организации по стандартизации.

2 Для организации и осуществления работ по стандартизации определенных видов продукции и технологии или видов деятельности, а также проведения по указанным объектам работ по международной (региональной) стандартизации создают технические комитеты (ТК) по стандартизации.

К работе в ТК привлекаются на добровольной основе полномочные представители заинтересованных предприятий и организаций, заказчиков (потребителей), разработчиков, изготовителей продукции, органов и организаций по стандартизации, метрологии и сертификации, общественных организаций потребителей, научно-технических и инженерных обществ. К работе в технических комитетах должны привлекаться ведущие ученые и специалисты.

ТК создаются на базе предприятий (организаций), специализирующихся по определенным видам продукции и технологий или видам деятельности и обладающих в данной области наиболее высоким научно-техническим потенциалом, в том числе, на базе организаций Госстандарта России или Госстроя России.

Технические комитеты по стандартизации организуются решениями Госстандарта России или Госстроя России, по предложениям заинтересованных предприятий и органов управления и регистрируются Госстандартом России.

ТК осуществляют свою деятельность в соответствии с положением о ТК, разработанным на основе типового положения о техническом комитете по стандартизации [2]*.

3 Субъекты хозяйственной деятельности организуют и проводят работы по стандартизации.

Подразделения (службы) стандартизации (конструкторско-технологический, научно-исследовательский отдел, лаборатория, бюро), создаваемые на предприятиях, выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации, участвуют в выполнении работ по стандартизации, проводимых другими подразделениями предприятия, а также осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации на предприятии.

4 Для наиболее полного учета интересов потребителей при проведении работ по стандартизации разработчики стандартов взаимодействуют с общественными организациями потребителей путем привлечения их к:

· определению номенклатуры и требований к качеству продукции, а также методов оценки ее качества;

· подготовке предложений по разработке и обновлению стандартов;

· непосредственному участию в разработке проектов стандартов.

5 Заказчиками разработки государственных стандартов Российской Федерации, устанавливающих основополагающие (организационно-технические и общетехнические) требования, а также обязательные требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для окружающей среды, жизни и здоровья, имущества, совместимость и взаимозаменяемость, а также работ по разработке и применению международных (региональных) и национальных стандартов других стран в качестве государственных стандартов Российской Федерации, являются Госстандарт России и Госстрой России.

Заказчиками разработки государственных стандартов Российской Федерации могут являться также министерства (ведомства), предприятия и объединения предприятий, а также общественные организации потребителей, научно-технические и инженерные общества и др.

6 Работы по государственной стандартизации в Российской Федерации проводятся по плановым документам, составляемым Госстандартом России (Госстроем России) с учетом определяемых ими стратегических направлений работ по государственной стандартизации, перспективных программ (планов) работы ТК, предложений предприятий и объединений предприятий, государственных органов управления.

В плановые документы по государственной стандартизации в первую очередь включаются задания на разработку государственных стандартов Российской Федерации, обеспечивающих гармонизацию отечественных стандартов с требованиями международных, региональных и национальных стандартов других стран, безопасность продукции, процессов, услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, защиту интересов потребителей, реализацию федеральных и иных государственных программ.

При разработке федеральных и иных государственных программ, финансируемых полностью или частично из средств республиканского бюджета Российской Федерации, в том числе программ создания и развития производства оборонной продукции, должны быть предусмотрены разделы нормативного обеспечения качества продукции (работ, услуг).

7 Координацию работ, учет и контроль выполнения заданий планов государственной стандартизации и расходования целевых средств государственного бюджета осуществляют Госстандарт России и Госстрой России.

 

6.2 Виды стандартов

· Основополагающий стандарт – нормативный документ, содержащий общие или руководящие положения для определенной области. Обычно он используется либо как стандарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться другие стандарты. В качестве примера основополагающих стандартов можно назвать ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.4-93, ГОСТ Р 1.5-92 (нормативные документы по организации государственной системы стандартизации в России).

· Терминологический стандарт – нормативный документ, содержащий определения терминов, примеры их применения и т.д.

· Стандарт на методы испытаний – нормативный документ, устанавливающий методики, правила, процедуры различных испытаний и связанных с ними действий (например, отбор образца для проверки).

· Стандарт на продукцию – нормативный документ, содержащий требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению. Данный стандарт может быть полным или неполным. Полный стандарт на продукцию устанавливает также правила отбора образцов для испытаний, порядок проведения испытаний и т.д. Неполный стандарт на продукцию содержит часть требований к продукции (например, только требования к правилам поставки и др.).

· Стандарт на процесс (услугу) – нормативный документ, содержащий требования соответственно к процессу (например, к технологии производства) или услуге (например, оказание услуг в области автотранспорта, банковского обслуживания и т.д.).

· Стандарт на совместимость – нормативный документ, устанавливающий требования к совместимости как продукта в целом, так и его отдельных частей. Данный вид стандарта может быть разработан на целую систему (например, на системы очистки воздуха, системы сигнализации и др.).

· Стандарт с открытыми значениями – нормативный документ, содержащий перечень характеристик, которые конкретизируются в договорных отношениях (т.к. в некоторых ситуациях требования определяются поставщиками, а в других - потребителями).

· Методическое положение – нормативный документ, содержащий методику, способ осуществления процесса, операции, с помощью которой можно достичь соответствия требованиям нормативного документа.

· Описательное положение – нормативный документ, содержащий описание конструкции, состава исходных материалов, размеров деталей и частей изделия.

Государственные стандарты содержат требования к продукции, работам и услугам, потребности в которых имеют отраслевой характер. Эти стандарты принимает Госстандарт России, а если они относятся к области строительства, архитектуры, промышленности строительных материалов – Госстрой России. В государственных стандартах содержатся обязательные и рекомендательные требования.

К обязательным требованиям относятся:

· безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы

· техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий

· единство методов контроля и единство маркировки.

К рекомендательным требованиям относятся:

· основные потребительские характеристики продукции и методы их контроля

· требования к упаковке, транспортировке, хранению и утилизации продукта

· правила и нормы, касающиеся разработки производства и эксплуатации

· правила оформления технической документации.

Отраслевые стандарты разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установленным для отрасли. Данные стандарты принимаются государственными органами управления, которые несут ответственность за соответствие отраслевых стандартов требованиям государственных. Отраслевые стандарты регламентируют:

· продукция, процессы и услуги, применяемые в отрасли

· правила, касающиеся организации работ по отраслевой стандартизации

· типовые конструкции изделий отраслевого применения

· правила метрологического обеспечения в отрасли.

Стандарты предприятий разрабатываются и применяются самим предприятием. Стандарты предприятий регламентируют:

· деятельность составляющих частей организации

· управление производством

· качество производимой продукции

· общие технологические нормы процесса производства продукции.

Стандарты общественных объединений (научно-технических обществ, инженерных обществ и т.д.) разрабатываются на принципиально новую продукцию, процессы или услуги, передовые методы испытаний, нетрадиционные технологии и способы управления производством.

 

6.3 Государственная система приборов (ГСП)

 

ГСП представляет собой совокупность унифицированных приборов, элементов и устройств с широким диапазоном возможностей: от осуществления автоматического контроля и регулирования отдельных процессов до решения задач комплексной автоматизации, предусматривающих использование новейших средств вычислительной техники.

По структуре ГСП состоит из нескольких самостоятельных ветвей в зависимости от вида вспомогательной энергии: 1) гидравлической, 2) пневматической и 3) электрической, используемой для передачи сигналов.

ГСП объединяет в себе все средства контроля и регулирования технологических процессов. Характерной особенностью ГСП является:

1) блочно-модульный принцип, лежащий в основе конструкций устройств;

2) унификация входных-выходных сигналов и сигналов питания.

Блочно-модульный принцип характеризуется наличием отдельных модулей или блоков, выполняющих достаточно простую функцию. Этот принцип позволяет уменьшить номенклатуру средств автоматизации, упрощает ремонт и замену, уменьшает стоимость, позволяет реализовать принцип взаимозаменяемости.

Унифицированные сигналы:

1) Пневматические – сигналы давления сжатого воздуха

диапазон изменения сигнала: 0,2 – 1 или 0,02 – 0,1 МПа;

сигнал питания: 1,4 ;

расстояние передачи сигнала: до 300 м.

2) Электрические сигналы имеют много диапазонов, которые можно разделить на две группы:

а) токовые (сигналы постоянного тока), например:

0 – 5 мА, 0 – 20 мА, 4 – 20 мА и др.;

б) сигналы напряжения постоянного тока, например: 0 – 1 В, 0 – 10 В и др.

Основными приборами ГСП являются преобразователи – бесшкальные приборы, предназначенные для преобразования измеряемой величины в выходной сигнал дистанционной передачи. Их используют для измерения различных величин. Каждый из преобразователей состоит из двух основных элементов – измерительного блока, преобразующего измеряемую величину в усилие, и собственно преобразователя этого усилия в выходной сигнал. При этом преобразователь является унифицированным элементом, входящим в любой из преобразователей данной ветви, а измерительный блок меняется в зависимости от измеряемой величины (давления, расхода, уровня и др.).

 



2016-01-02 502 Обсуждений (0)
Стандартизация. Организация работ по стандартизации. Виды стандартов Государственная система приборов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стандартизация. Организация работ по стандартизации. Виды стандартов Государственная система приборов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (502)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)