2.12.1. Чтобы у нас всё было, и чтобы нам за это ничего не было
2.12.2. Хочешь жить, умей вертеться
2.12.3. Любишь кататься, моги и саночки в гору возить
2.12.4. Без труда не вытащить и рыбки из пруда.
2.13.1. Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт
2.13.2. Настоящий мужчина должен через всё пройти и всё попробовать
2.13.3. Курить, здоровью вредить
2.13.4. Алкоголь и наркотики – это путь в никуда.
Основные факторы социальной адаптации
|
Уровни социальной адаптации
0% 25 50 75 %
|
1 уровень -
значительно ниже нормы
| 2 уровень -
ниже нормы
| 3 уровень -
близко к соц. норме
| 4 уровень -
социальная норма
|
1. Состояние здоровья
| Психические патологии
| Хронические заболевания
| Частые, заболевания
| Удовлетвори
тельное
|
2. Общественная активность
| Не участвует в общественной жизни
| Пассивный участник общественных дел
| Активный участник творческих дел
| Организатор коллективных творческих дел
|
3. Отношение к учёбе
| Отрицательное
| Избирательное
| Положительное
| Учится с интересом
|
4. Семья воспитанника
| Асоциальная (криминальная) семья с пьющими родителями
| Аморальная семья, присутствует дух наживы и стяжательства
| Конфликтная семья (постоянные споры и конфликты)
| Внешне благополучная, но есть проблемы
|
5. Характер эмоциональных отношений в семье
| Напряжённо-конфликтные отношения
| Эпизодически возникающие конфликты, отчуждение
| Ровные, но без эмоциональной близости
| Атмосфера дружбы, поддержки, взаимопонимания
|
6. Наличие жизненных планов и профессиональных намерений
| Жизненные планы асоциальной (криминальной) направленности
| Планы неопределённые или нереальные
| Планы в основном определились, нет жизненных ориентиров
| Проф. планы выражены чётко, положительные жизненные ориентиры
|
7. Уровень развития интересов и потребностей
| Только материальные потребности, интересы асоциального характера
| Преобладание материальных потребностей, интересы изменчивы
| Сочетание культурных и материальных потребностей, разносторонние интересы
| Преобладание духовных потребностей, чётко выраженные интересы
|
8. Отношение к педагогическим воздействиям
| Резкая, грубая форма неприятия педагогических воздействий
| Неприятие педагогических воздействий через пассивное сопротивление
| Избирательное отношение к педагогическим воздействиям
| К замечаниям прислушивается и воспринимает их правильно
|
9. Самокритичность и
самооценка
| Критическое отношение к себе отсутствует неадекватная самооценка
| Критическое отношение к себе проявляется редко, самооценка завышена
| Отношение к себе безразличное, самооценка занижена
| Позитивное, адекватное отношение к себе и другим людям
|
10. Внимательное отношение к окружающим, способность к сопереживанию
| Проявление жестокости и агрессивности к окружающим
| Черствость, невнимательность, грубость проявляются только «за компанию»
| Сопереживания могут проявляться только в отношении близких людей
| Действенная эмпатия, сопереживание чужой боли, готовность помочь
|
11. Волевые качества
| Сильная воля, проявляющаяся в асоциальных поступках
| Слепое подчинение чужой воле
| Саморегуляция, позволяющая выходить из под чужого влияния
| Способность вести за собой к позитивным целям
|
12. Культура речи и поведения
| Постоянное употребление нецензурных выражений, асоциальные поступки
| Частое употребление нецензурных слов, склонность нарушать нормы поведения
| Редкое употребление нецензурной лексики, к противоправным поступкам не склонен
| Высокая культура речи, следование социальным нормам и правилам поведения
|
13. Отношение к наркомании, токсикомании, алкоголизму, курению
| Употребляет наркотики или другие токсические вещества, пьёт, курит регулярно
| Наркотик, токсические вещества пробовал, алкоголь употребляет часто, курит
| К наркотикам отношение нейтральное, алкоголь пробовал, курит редко
| Отношение к наркотикам отрицательное, алкоголь не употребляет, не курит.
|
Экспертные оценки (уровни социальной адаптации) выставляются как минимум 2 экспертами классным руководителем и психологом. Оценка принимается в случае совпадения мнений экспертов.
Сумма возникает из сложения баллов, соответствующих отмеченному уровню по 13 факторам (показателям социальной адаптации) и может составлять от 13 до 52 баллов.
По приведённому в таблице примеру коэффициент социальной адаптации (экспертная оценка) составляет 25 : 52 х 100% = 48%
1. Формы девиантного
поведения
| Степень выраженности
(от 1 до 5)
|
2005-2006
| 2006-2007
|
классы
| классы
|
1-4
| 5-9
| 10-11
| школе
| 1-4
| 5-9
| 10-11
| школе
|
1.1. Нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2. Грубость, сквернословие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3. Курение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.4. Раннее начало половой жизни (до 16 лет)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.5. Неподчинение, критика взрослых
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.6. Отрицательное отношение к учёбе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.7. Унижение других (словами или действиями)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.8. Употребление пива
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.9. Попрошайничество
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.10. Ношение вызывающей одежды, причёсок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Формы делинквентного поведения
| Количество случаев
|
|
|
классы
| классы
|
1-4
| 5-9
| 10-11
| школе
| 1-4
| 5-9
| 10-11
| школе
|
2 2.1. Побеги из дома
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2. Употребление спиртных напитков
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3. Употребление токсических веществ (таблетки, бытовая химия)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.4. Угон автотранспорта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.5. Мелкие кражи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.5. Драки, нанесение телесных повреждений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.6. Вымогательство вещей, денег
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.7. Мошенничество
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.8. Употребление наркотических веществ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Формы криминального поведения
| Количество случаев
|
|
|
классы
| классы
|
1-4
| 5-9
| 10-11
| школе
| 1-4
| 5-9
| 10-11
| школе
|
3.1. Участие в организованном рэкете
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2. Крупные кражи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3. Разбойные нападения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.4. Изнасилование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.5. Распространение наркотических веществ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.6. Случаи злостного хулиганства с нанесением существенного ущерба
|
|
|
|
|
|
|
|
|