Основные нормы русского языка
Цель практического занятия: Научиться применять теоретические знания на практике - находить нарушения нормы и уметь объяснять причины нарушения норм. Задание 1. В данных словах часто допускаются акцентологические ошибки. Расставьте в них ударение и проверьте правильность постановки ударения по справочным материалам. Запомните ударение в тех словах, в которых вы допускаете ошибки.
1) Добыча, досуг, ходатайство, квартал, коклюш, ломоть, лоскут, мякиш, жалюзи, документ, агентство, корысть, приданое, средства, договор. 2) Сливовый, грушевый, плесневелый, ивовый, иглистый, одновременный, недоуменный, обсужденный, незаконнорожденный, позолоченный. 3) Некролог, каталог, диалог, мелисса, генезис, догмат, маляр, эксперт, бюрократия, гастрономия, диспансер, иконопись, инсульт, сажень, факсимиле. 4) Плавление, упрочение, мышление, опошление, намерение, крашение. 5) Камбала, молох, маркетинг, мизерный, наперчить, иначе, творог. 6) Предвосхитить, предначертать, пригубить, принудить, присовокупить, закупорить, подбодрить, облегчить, премировать, пломбировать, блокировать, заиндеветь, усугубить, нацедить, накликать, кашлянуть, алкать. 7) Звонит, пропил, напоит, наперчит, минет, начался, позвала, права, правы.
Задание 2. Расставьте ударение в данных словах. Какова функция ударения?
Методическая справка. Акцентологические ошибки наиболее распространены в нашей речи. В случае затруднения следует обратиться к Орфоэпическому словарю русского языка. Следует помнить, что ударение в русском языке выполняет несколько функций. В языке существуют акцентологические варианты, равноправные и неравноправные. К равноправным вариантам можно отнести ударения в словах Иначе-инАче, кАмбала - камбалА, мОлох – молОх, мАркетинг – маркЕтинг и т.д., которые отмечены в Орфоэпических словарях. Есть ряд слов, в которых также допускается вариантное ударение, но в этом случае одно из ударений является или просторечным (твОрог), или устаревшим (ракУрс). Ударение может отражать и особенности профессиональной речи. Так, литературная норма отмечает слово компас с ударением на первом слоге (кОмпас), тогда как моряки предпочитают ставить ударение на последнем слоге (компАс). Ударение в русском языке также различает слова-омонимы: мокрОта – означает слизь, а мокротА – сырость, то есть ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Задание 3. Найдите в каждом ряду «лишнее» слово по признаку: а) является отступлением от фонетических правил русского языка; б) отличается по какому-то фонетическому признаку.
Методическая справка. По фонетическим нормам русского языка гласные в безударной позиции редуцируются, то есть произносятся нечетко или же меняют свое качество. Так, О в безударной позиции произносится как (а). Но в некоторых заимствованных словах эта норма нарушается, и О в безударной позиции произносится как (о). Например, в словах боа, какао, вето, нетто, брутто, сонет, авизо, соната О находится в безударной позиции, но не редуцируется. Часто допускаются в речи ошибки, связанные с буквами О и Ё. Дело в том, что буква Ё обычно не обозначается на письме, в связи с чем мы часто произносим слова неправильно: говорим афёра, опёка, гренадёр, осёдлость, жёрдь, пещёра, но маневры, свекла. А надо: опека, афера, гренадер, оседлость, жердь, пещера, но манёвры, свёкла.В некоторых случаях наблюдается вариантное произношение: белёсый – белесый, блёклый – блеклый,жёлчь – желчь, позолоченный – позолочённый. Сочетание ЧН в русском языке произносится только как (шн) в отдельных словах, которые надо запомнить: горчичник, двоечник, конечно, нарочно, очечник, подсвечник, пустячный, скворечник, скучно, скучный, яичница. Некоторые слова допускают вариантное произношение: горничная, булочная, прачечная. В отдельных случаях различное произношение сочетания ЧН служит для различения смысла слов: сердечный недуг – сердечный друг, двуручный чемодан – двурушный человек. Наибольшие трудности при изучении фонетических норм представляют заимствованные слова, в которых гласный Е перед согласными не выполняет своей «смягчающей» функции и согласный перед Е произносится твердо. Следует помнить, что а) в одних словах согласный перед Е смягчается: брюнет, термин, пресса, академия, интеллект, кофе, крем, девальвация, декада, лидер, шинель, музей; б) в некоторых словах допускается вариантное – твердое и мягкое - произношение согласных перед Е: лорнет, терапевт, депо, лотерея, декан, сессия, новелла, бассейн, агрессия, стратегия, темп.; в) во многих заимствованных словах согласный перед Е произносится твердо: тезис, тест, компьютер, бартер, бифштекс, кузен, амнезия, антенна, индекс, интерьер, тембр, тенденция, интеграл. В русском языке при стечении согласных некоторые из них не произносятся: лестница, сверстник. Но в слове астма звук (т) не выпадает, то есть в этом слове нет непроизносимого согласного.
Задание 4. Отметьте, какие нарушения лексических норм можно отметить в данных предложениях. Напишите правильный вариант. Пенсионеров не удовлетворяет их бытие. ______________ Он испытывал крепкую зависть к своему коллеге. ______________ Большая половина доклада посвящена экономическим вопросам. ______________ На протяжении матча защита не раз оказывалась в затрудненных ситуациях. _____________ Мы столкнулись в своей работе с проблемой выбора одной из нескольких альтернатив. ____________________________ Мне привезли памятный сувенир из Крыма. ______________ Русский народный фольклор очень богат и разнообразен. ______________ Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой. ______________ Качество товаров контролируется путем выборной проверки изделий. ____________________________ Я поступил в военное училище, так как хочу продолжить семейную династию ____________________________ В дипломной работе представлена армада схем и таблиц. _____________ Недостатком работы является недостаточное количество иллюстративного материала. ____________________________ Внутренний интерьер замка поразил нас роскошью. _____________ Мне эта акция необходима. _____________ Своими соображениями я поделился с коллегами по работе.
Методическая справка. К причинам нарушения лексических норм относятся: 1) Употребление слова в несвойственном ему значении. В предложении: На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование допущена ошибка из-за употребления слова прогрессивный в несвойственном ему значении. В данном случае следовало бы употребить слово современный. 2) Нарушение лексической сочетаемости слов. В предложении Задача, поставленная исследователем, достигнута наблюдается нарушение правил лексической сочетаемости: слово задача сочетается со словом решена, со словом достигнута может сочетаться слово цель. 3) Смешение паронимов – однокоренных слов, имеющих различия в значении. В предложении Наказание носит воспитательский характер допущена ошибка из-за смешения паронимов воспитательский – воспитательный. В данном предложении следует употребить слово воспитательный. 4) Употребление многозначных слов и омонимов без лексического окружения, что приводит к двусмысленности фразы. Предложение Вы прослушали информацию двусмысленно, так как непонятно, то ли вы получили переданную информацию, то ли, напротив, вы ее пропустили. 5) Наличие плеоназма также считается нарушением лексической нормы: сочетания слов, содержащих один и тот же смысловой компонент, создают смысловую избыточность. В предложении На кафедре имеется свободная вакансия наблюдается плеоназм, так как слово вакансия означает свободное место. 6) Наличие тавтологии – речевой избыточности, когда употребляются одни и те же или однокоренные слова. В предложении Есть большое количество утешителей,которые утешают только для того, чтобы им не надоедали наблюдается тавтология. Задание 5. Отметьте, какие ошибки в употреблении фразеологических оборотов допущены в данных предложениях? Каковы причины нарушения норм употребления фразеологических оборотов?
Методическая справка. При употреблении фразеологических оборотов могут быть следующие случаи нарушения норм: 1) Употребление фразеологизма без учета его значения. В предложении Террористов надо убивать без зазрения совести фразеологизм без зазрения совести употреблен без учета значения, так как можно врать без зазрения совести, но не убивать. 2) Контаминация (смешение) двух фразеологизмов. В предложении Это деловыеденного гроша не стоит наблюдается смешение фразеологизмов- не стоитьвыеденного яйца и не стоить ломаного гроша. 3) Замена одного из компонентов фразеологизма. В предложении Не надо было мусор изизбы выносить наблюдается замена компонента сор словом мусор. 4) Замена грамматической формы одного из компонентов фразеологизма. В предложении Сосед деньги лопатами гребет вместо формы единственного числа лопатой употреблена форма множественного числа. 5) Вставка лишнего компонента или пропуск нужного компонента также являются нарушением нормы употребления фразеологического оборота. В предложении Унего еще белое молоко на губах не обсохло лишним является слово белое, а в предложении Он предоставлен себе пропущен компонент самому. Задание 6. Данные слова являются омонимами, то есть словами, имеющими разные значения. Определите их значения и образуйте форму множественного числа.
Методическая справка.Существительные мужского рода имеют в именительном падеже множественного числа окончания Ы/И или А/Я: офицер - офицеры, катер – катера. В связи с этим очень часто при образовании формы множественного числа наблюдаются варианты. Мы говорим торты – торта, шофёры – шофера и не всегда задаем себе вопрос: «А какая форма является нормой?». Тем более, что в языке существуют равноправные варианты: крейсер - крейсеры – крейсера, Запомните: окончание А\Я характерно для тех существительных, у которых в единственном числе ударение падает на основу, а во множественном числе – на окончание: город – города. Поэтому не могут быть признаны нормативными формы на А\Я у существительных с неподвижным ударением: шофёр – шофёры, а не шофера, корректор – корректоры, а не корректора. Некоторые слова, являющиеся омонимами в единственном числе, во множественном таковыми не являются: окончания помогают развести их по значениям. Например, слово «тон» имеет значения: а) звук определенной высоты; б) оттенок красок. Являясь омонимами в форме единственного числа, во множественном они различаются, образуя разные формы именительного падежа: тоны и тона. Задание 7. Заполните таблицу, распределив данные пары слов: Зал – зала, барк – барка, лавр – лавра, опал – опала, вольер – вольера, клавиш – клавиша, метод – метода, заусенец – заусеница, жар – жара, карьер – карьера, георгин – георгина, скирд – скирда, ставень – ставня, клипс – клипса, манер – манера, пролаз – пролаза, манжет – манжета, взяток – взятка, перифраз – перифраза, эпюр – эпюра, гарнитур – гарнитура.
Методическая справка. Слова в русском языке относятся к одному из трех родов: мужскому, среднему и женскому. Не имеют рода существительные, употребляющиеся только во множественном числе: ножницы, сани, брюки и т.д. Категория рода стабильна. И все же в русском языке есть слова мужского и женского рода, являющиеся родовыми вариантами: георгин – георгина, шпон – шпона. Эти существительные могут употребляться как слова мужского и как слова женского рода. Некоторые же существительные мужского и женского рода не являются родовыми вариантами, так как различаются по значению. Рассмотрим слова лавр - лавра. Слово лавр обозначает южное вечнозеленое дерево, а лавра – название некоторых крупных православных монастырей. Задание 8.Выпишите из каждого ряда существительные, которые имеют нулевое окончание: а) в именительном падеже единственного числа; б) в родительном падеже множественного числа. a) Туфли, тапки, сандалии, унты, валенки, тапочки, сандалеты, сапожки, ласты, пимы, погоны, манжеты, спазмы, катакомбы, ботинки, ботильоны. b) Ясли, сапоги, партизаны, башкиры, торговцы, полотенца, носки, одеяльца, зулусы, дебри, судьи, князья, места, татары, туркмены, блюдца, гранаты, апельсины, баклажаны, килограммы, амперы, шорты, чулки.
Методическая справка. Часто в нашей речи наблюдается неправильное образование отдельных падежных форм. Так, ошибки возникают при образовании формы именительного падежа единственного числа от тех слов, которые употребляются чаще во множественном числе, чем в единственном. Как правильно образовать формы единственного числа от существительных туфли, тапки? Туфля или туфель, тапка илитапок? Такие же трудности мы испытываем при образовании форм родительного падежа множественного числа от существительных мужского рода Как правильно: башкиров или башкир? зулусов или зулус? носков или носок? Во всех случаях, когда вы сомневаетесь в правильности образования каких-либо морфологических форм, обращайтесь к Толковому словарю русского языка. В словарной статье вы найдете указание на правильные формы. Задание 9. Проанализируйте данные предложения и укажите причину синтаксических ошибок. Дайте верный вариант. Согласно распоряжения мэра внутриквартальное строительство запрещено. ______ Надо различать добро от зла. ______ Автор не только славит, но и сочувствует Игорю. ______ Вследствие предстоящего отъезда возлагаю на вас свои обязанности. ______ Покидая родителей, его охватила внезапная грусть. ______ Каждый гражданин обязан гордиться и любить свою Родину. ______ Группа студентов написали письмо в профком. ______ Дети любовались то на море, то на картину. ______ Три соседние здания были построены в прошлом году. ______ Часть работ направлены нами на экспертизу. ______ В школе организована выставка, на которой представлены работы детей и родителей из пластилина. ______ Факты говорят за возможность использования резервов. ______ Методическая справка. Причиной синтаксических ошибок могут быть: 1) Нарушение правил управления. В предложении Я тревожусь о своих близких нарушено управление, так как слово тревожусь управляет винительным падежом с предлогом за, а не предложным. 2) Нарушение правил согласования определения с определяемым словом или сказуемого с подлежащим. В предложении Он забил красивое пенальти нарушено согласование определения с определяемым словом, так как слово пенальти является словом мужского рода, а не среднего. В предложении Много сил ушли навыполнение данного проекта нарушено согласование сказуемого с подлежащим, так как при подлежащих, выраженных сочетаниями родительного падежа неодушевленных существительных со словами много, мало, несколько, множество, немного сказуемое употребляется только в единственном числе. 3) Нарушение правил употребления однородных сказуемых с общим второстепенным членом. В предложении Подбор и наблюдение над фактами – необходимоеусловие исследовательской работы нарушена норма, так как слово подбор требует после себя родительного падежа, а творительного падежа требует только слово наблюдение. Правильно будет сказать: Подбор фактов и наблюдение над ними – необходимое условие исследовательской работы. 4) Нарушение правил употребления производных предлогов, сохранивших свое лексическое значение и потому ограниченных в плане сочетаемости. В предложении Ввиду прошедших дождей уборка хлеба затянулась нарушена данная норма, так как предлог ввиду употребляется в том случае, когда речь идет о том, что предстоит. Правильнее употребить в этом предложении предлог вследствие. 5) Нарушение правил употребления деепричастных оборотов. В предложении Играя внашем казино, у вас каждый день есть шанс выиграть крупную сумму нарушением является то, что действие, обозначенное деепричастием, относится к слову шанс. По правилам русского языка действие, обозначенное деепричастием, и действие, обозначенное глаголом-сказуемым, должны совершаться одним лицом. Правильно будет сказать: Играя в нашем казино, вы имеете каждый день шанс выиграть крупную сумму. 6) Нарушение порядка слов, что часто приводит к двусмысленности и комичности ситуации. В предложении В продажу поступила одежда для детей российскогопроизводства наблюдается двусмысленность фразы из-за нарушения порядка слов. Надо: В продажу поступила одежда российского производства для детей.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2569)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |