Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


А – это десять в десятичной системе, плюс 7 получается 17, что соответствует 11 в шестнадцатеричной системе. Один пишем, один в уме



2016-01-02 861 Обсуждений (0)
А – это десять в десятичной системе, плюс 7 получается 17, что соответствует 11 в шестнадцатеричной системе. Один пишем, один в уме 0.00 из 5.00 0 оценок




Практическое занятие. Системы счисления. Арифметические операции в различных системах счисления

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

 

УФА – 2012


УДК 378.144.004.45

ББК 74.58:32.973

М 54

 

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления БГАУ

(протокол № ____ от _________ 20___ г.)

 

 

Составитель: старший преподаватель Перегудова М.А,

ассистент Саттарова С.Ф.

Рецензент: к.т.н доцент Агишев Т.Х.

Ответственный за выпуск: заведующая кафедрой информатики и информационных технологий к.х.н. доцент Беляева А.С.

г.Уфа, БГАУ, Кафедра информатики и информационных технологий


Цель занятия

Сформировать у студентов понятия системы счисления, основания системы счисления и правил перевода чисел из одной системы счисления в другую.

 

Задачи занятия

Научиться переводить числа из одной системы счисления в другую, выполнять арифметические операции в различных системах счисления.

 

Основные положения

Системой счисления (СС) называется способ представления чисел посредством цифровых знаков. В качестве цифровых знаков используются арабские и римские цифры.

СС делятся на позиционные и непозиционные. В позиционных СС значение цифры зависит от ее положения в числе, а в непозиционных - не зависит. Примером непозиционной СС может служить римская. В качестве цифр в ней используются: I (1), V (5), X (10), L (50), C (100), D (500), M (1000) и т.д. Значение цифры не зависит от ее положения в числе. Например, в числе XXXII (32) X встречается трижды и в каждом случае обозначает одну и ту же величину – число 10.

В позиционной системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе. Например, в десятичной СС в числе 313 левая цифра 3 обозначает число сотен, а правая 3 – единиц.

Основание позиционной системы счисления – это количество цифр, используемых для формирования данной системы счисления. Поскольку за основание системы счисления можно принять любое натуральное число, то существует бесчисленное множество позиционных систем счисления.

Система счисления по основанию 2 называется двоичной, 3 – троичной, 4 – четверичной и т.д. В двоичной системе счисления используются цифры 0,1; в троичной – 0,1,2; в четверичной – 0,1,2,3 и т.д. В связи с этим можно заполнить следующую таблицу:

Основание СС Алфавит
0,1
0,1,2
0,1,2,3
… … … 0,1,2,…,9 …
… … … 0,1,2,3,4,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F …
q 0,1,2, … q–1

В этих системах значение цифры определяется местом (позицией), где она стоит в числе.

Запись чисел в любой из позиционных систем счисления с основанием q означает сокращенную запись выражения:

an-1 • qn-1 + an-2 • qn-2 + … + a1 • q1 + a0 • q0+a-1•q-1+ a-2•q-2+…+ a-2•q-s, где

q – основание системы счисления;

ai – цифры из системы счисления;

n – число разрядов (целых);

s – число разрядов (дробных).

Например, 245,71=2•102+4•101+5•100+7•10-1+1•10-2

 

Существуют правила перевода из одной позиционной системы счисления в другую, которые рассмотрены в следующих примерах.

 

Пример 1. Перевести число 235,56 из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную.

Решение.Для перевода целой части десятичного числа n в систему счисления с основанием q необходимо последовательно выполнять деление n на q с остатком, пока не получится неполное частное, меньшее делителя. Затем составить число из остатков, записывая их, начиная с последнего частного.

 

В шестнадцатеричной системе остаток 11 записывается цифрой В, а остаток 14 – цифрой Е.

После перевода целой части получается 23510=111010112=3538=ЕВ16.

Для перевода дробной части числа n в систему счисления q следует эту часть числа умножать на основание системы q до тех пор, пока дробная часть очередного произведения не станет равной нулю, либо не будет достигнута требуемая точность. Число составляется из целых частей произведения, начиная с целой части первого произведения.

 

 

В шестнадцатеричной системе целая часть 15 записывается цифрой F, а остаток 12 – цифрой C. После перевода дробной части получается:

0,5610= 0,100012= 0,436568= 0,8F5C216. Следовательно:

235,5610=11101011,100012=353,436568=ЕВ,8F5C216.

Пример 2. Перевести числа:

§ 110110,101 из двоичной системы в десятичную;

§ 374,16 из восьмеричной системы в десятичную;

§ А8F,Е3 из шестнадцатеричной системы в десятичную.

Решение.Перевод в десятичную систему числа N, записанного в системе с основанием R, производится по формуле:

NMNM-1…N1N0,N-1N-2…N-K=NM*RM+NM-1*RM-1+...+N1*R1+N0*R0+N-1*R-1+

+N-2*R-2…+N-K*R-K

В нашем случае:

110110,1012=1*25+1*24+0*23+1*22+1*21+0*20+1*2-1+0*2-2+1*2-3= =32+16+0+4+2+0+0,5+0+0,125=54,625 10

 

374,168=3*82+7*81+4*80+1*8-1+6*8-2= 192+56+4+0,125+0,094=252,219 10

 

А8F,Е316=А*162+8*161+F*160+E*16-1+3*16-2 = 10*162 + 8*161 + 15*160 + 14*16-1 + +3*16-2 = 2560 + 128 + 15 + 0,875 + 0,012 = 2703,887 10

 

Пример 3. Выполнить сложение чисел в различных системах счисления:

§ 10001101,1012+1110110,112;

§ 47214,158+673,3158;

§ 1E7F,9A16+355,B716.

Решение. Сложение чисел происходит по тем же правилам, что и в десятичной СС: цифры суммируются по разрядам, если возникает избыток, то он переносится влево.

 

 

Рассуждать, например, для шестнадцатеричной системы, можно следующим образом:

А – это десять в десятичной системе, плюс 7 получается 17, что соответствует 11 в шестнадцатеричной системе. Один пишем, один в уме.



2016-01-02 861 Обсуждений (0)
А – это десять в десятичной системе, плюс 7 получается 17, что соответствует 11 в шестнадцатеричной системе. Один пишем, один в уме 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: А – это десять в десятичной системе, плюс 7 получается 17, что соответствует 11 в шестнадцатеричной системе. Один пишем, один в уме

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (861)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)