В – это одиннадцать в десятичной системе, плюс 9 и один получается 21, что соответствует 15 в шестнадцатеричной системе. Пять пишем, один в уме
F – это пятнадцать в десятичной системе, плюс 5 и один получается 21, что соответствует 15 в шестнадцатеричной системе. Пять пишем, один в уме и т.д. Следовательно, 10001101,1012 + 1110110,112 = 100000100,0112; 673,3158 + 47214,158 = 50107,4658; 1E7F,9A16 + 355,B716 = 21D5,5116. Пример 4. Выполнить вычитание чисел в различных системах счисления: § 100000100,0112 - 10001101,1012; § 50107,4678 - 673,3158; § 21D5,5116 - 1E7F,9A16. Решение. Вычитание чисел происходит по тем же правилам, что и в десятичной СС.
Рассуждать, например, для шестнадцатеричной системы, можно следующим образом: А – это десять в десятичной системе, от одного нельзя отнять десять, занимаем шестнадцать. Шестнадцать плюс 1 получается 17, минус десять – получается 7. От пяти один заняли, осталось 4, от четырех нельзя отнять девять, занимаем шестнадцать. Шестнадцать плюс 4 получается 20, минус девять – получается 11. Одиннадцать – это В в шестнадцатеричной системе и т.д.
Пример 7.Выполнить умножение чисел в различных системах счисления: § 1112*112; § 528*168; § 17,А16*3516 Решение. При выполнении умножения можно использовать обычный алгоритм перемножения чисел в столбик. Рассуждать, например, для шестнадцатеричной системы, можно следующим образом: А – это десять в десятичной системе, умножить на 5 получается 50, что соответствует 32 в шестнадцатеричной системе. Два пишем, три в уме. Умножить на 5 равно 35 и три в уме получается 38, что соответствует 26 в шестнадцатеричной системе. Шесть пишем, два в уме. Умножить на 5 и 2 в уме получается 7. Аналогично производится умножение на 3, получается 46Е. Сложив 762 и 46Е, получается 4Е42. Пример 8.Выполнить деление чисел в различных системах счисления: § 1101011110102 :100101102; § 46348 :2448; § 438 :168. Решение. Операция деления выполняется по алгоритму, подобному алгоритму выполнения операции деления в десятичной СС.
Содержание работы 2.1 Перевести числа из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную, а затем проверить результаты, выполнив обратные переводы: а) 12510; б)22910; в) 8810; г) 37,2510 ; д) 206,12510. 2.2 Перевести числа из двоичной системы в восьмеричную и шестнадцатеричную, а затем проверить результаты, выполнив обратные переводы: а) 100111111011101,112; в) 101111111101,1112; д) 1011110011,100112;б) 10111001101100,1112; г) 11101010111011,1012; е) 1100010101,110012 . 2.3 Перевести в двоичную и восьмеричную системы шестнадцатеричные числа: а) 2СЕ]6; б) 9F4016; в) ABCDE16; г) 1010,10116; д) 1ABC,9D16. 2.4 Выписать целые числа: а) от 1011012 до 1100002 в двоичной системе; б) от 2023 до 10003 в троичной системе; в) от 148до 208 в восьмеричной системе; г) от 2816 до 3016 в шестнадцатеричной системе. 2.5 Сложить числа, а затем проверить результаты, выполнив соответствующие десятичные сложения: а) 101ll0l2 и 11101112; д) 378 и 758; и) А16 и F16 б) 1011,1012 и 101,0112; е) 1658 и 378; к) 1916 и С16 в) 10112,112 и 111,12; ж) 7,58 и 14,68; л) А,В16 и Е,F16 г) 10112,11,12 и 1112; з) 68,178 и78; м)Е16 , F16 и 916 2.6 В какой системе счисления выполнены следующие сложения? Найти основания каждой системы: а) 98 б) 1345 в) 10101 г) 765 д) 98 + 89+ 2178 + 1111 +576 +56 121 3523 1011 677 79 20000 2462 167 2.7 Вычесть: а) 1112 из 101002; д) 158 из 208 ; и) 1А16 из 3116 б) 10,112 из 100,12; е) 478 из 1028 ; к) F9E16 из 2А3016 в) 111,12 из 100102; ж) 56,78 из 1018 ; л) D,l16 из B,9216 г) 100012 из 1110,112; з) 16,548 из 30,018 ; м) ABC16 из 567816. 2.8 Перемножить числа, а затем проверить результаты, выполнив соответствующие десятичные умножения: а) 1011012 и 1012; д) 378 и 48; б) 1111012 и 11,012; е) 168 и 78; в) 1011,112 и 101,12; ж) 7,58 и 1,68; г) 100012 и 1111,0012; з) 6,258 и 7,128. 2.9 Разделить 100101102 на 10102 и проверить результат, умножая делитель на частное. 2.10 Разделить 100110101002 на 11002 и затем выполнить соответствующее десятичное и восьмеричное деление. 2.11 Вычислить значение выражения: а) 2568+10110,12 -(608+1210)-lF]6; б) 1AD]6-1001011002: 10102 + 2178; 2.12 Расположить следующие числа в порядке возрастания: а) 748, 1100102, 7010, 3816; в) 7778, 1011111112, 2FF16, 50010; б) 6Е16, 1428, 11010012, 10010; г) 10010, 11000002, 6016, 1418. 2.13 В какой системе счисления справедливо равенство: а) 20 + 25 = 100; б) 22 + 44 = 110? 2.14 Десятичное число 59 эквивалентно числу 214 в некоторой другой системе счисления. Найти основание этой системы.3 Контрольные вопросы1 Чем отличаются позиционные системы счисления от непозиционных?2 Как можно объяснить правило преобразования из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную?3 Может ли в качестве цифры использоваться символ буквы?4 Какое количество цифр используется в q-ичной системе счисления?5 Как можно объяснить правило преобразования из двоичной системы счисления в десятичную?6 В каких случаях преобразование десятичной дроби в двоичную может быть выполнено за конечное число шагов и почему?7 Как происходит вычитание в различных системах счисления? Привести примеры.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1400)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |