Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью



2016-01-02 5231 Обсуждений (0)
Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью 0.00 из 5.00 0 оценок




2) вопросительных предложений:

· Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

· Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает сво­им читателям задуматься чад следующей проблемой: в чём опас­ность распространения жаргонных слов?

3) процитировать:

В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку пробле­мы, в таких случаях можно использовать цитату:

· «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» такова проблема, которая находится в центре внимания Д. С. Лихачёва.

 

В художественном тексте позиция автора, как правило, не выражена прямо. Читая такие тексты, как и при выявлении проблемы, важно обращать внимание на речь, портрет и, самое главное, на поступки героя.Ведь и в жизни мы лучше всего понимаем и вернее оцениваем человека по его речи и поступкам. Чтобы определить позицию автора художественного текста, нужно ответить на следующие вопросы:

1. Положительные или отрицательные человеческие качества прояв­ляются в поступках, словах, мыслях героя?

2. Как относятся к герою окружающие его персонажи?

3. Как сказываются поступки героя на других героях произведения?

4. Согласен автор с героем или нет?

5. Автор осуждает или одобряет поведение героя?

6. Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, по­ступки своего героя?

Например, в рассказе В. Астафьева «На закате дня» авторская по­зиция не выражена прямо: писатель не даёт оценки действиям героев, словесно не выражает своего негативного отношения к девушкам. Однако портретные и речевые характеристики героев, их поступки, а также раз­личные средства языковой выразительности (оценочная и разговорная лексика, метафоры, градация, авторская ирония, доходящая до сарказ­ма) позволяют безошибочно определить позицию автора.

 

Задание, которое можно дать ученикам:

Прочитайте текст, обращая внимание на выделенные маркером эле­менты, которые позволяют выявить однозначную авторскую позицию.

 

На закате дня, в тихое солнечное предвечерье, сидел я на деревян­ном помосте пристани, парохода дожидался, обняв чехол с удочками. На одной со мною скамье вольно расположились три девицы, бравшие впереди меня билеты. Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдаёт заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу.

Девицы не щебетали, не жеманились, не хихикали. Они вели себя с той вальяжной томностью, которую где-то увидели, подхватили» усвоили, а усваивая, удвоили и утроили. Они неторопливо и даже как бы нехотя потребляли мороженое.

По деревянному перрону медленно двигалась с метлой усталая по­жилая женщина в синем запылённом халате, в рабочих ботинках и бе­лом, по-старинному глухо повязанном платке.

Молча выметая мусор из-под ног, женщина прошла нашу скамью, заканчивала уже работу, когда на пристани объявился всем улыбаю­щийся опрятный мальчик в старенькой ермолке и начал ей помогать. Он подбирал бумажки, бросал их в ящик, и женщина что-то ему тихо говорила: хвалила, видать. Мальчик, судя по всему, когда-то душевно переболевший, чистосердечно радовался похвале матери ли, родствен­ницы ли, а может, и совсем незнакомой женщины, старался изо всех сил, ладонями сгрёб мусор, понёс его, словно пойманную пташку. Жен­щина распрямилась, вытряхнула из рук мальчика сор и, что-то ему тихо выговаривая, тёрла ладони полой халата, и он преданно смотрел ей в рот, ловил затуманенный усталостью взгляд и всё улыбался.

Одна девица домучила мороженое, скомкала обёртку, небрежно швырнула её под ноги и, широко зевая, лениво потянулась, забросив руки за спинку скамьи. Две другие девицы также шлёпнули намок­шую бумагу о доски и тоже скуксились, как бы решая утомлённо, куда себя девать или чего ещё выкушать?

Подошёл мальчик, подобрал бумажки и укоризненно сказал:

— Тётенька подметает, а вы сорите. Как нехорошо!

— Ой, дурак! Дурак! — тыча в него пальцами, оживились девицы.

Лицо мальчика дрогнуло. Ещё плавала улыбка, делающая лицо мальчика отстранённо-печальным и в то же время доверчиво-ласко­вым, как у всех детей, когда они исполняют добрую работу, радуются сами себе и тому, что полезны, необходимы кому-то.

Женщина, закончившая работу, с трудом разняла руки мальчи­ка, в которых он затискал мокрые обёртки от мороженого, бросила их в тележку и пошла, ни слова не сказав девицам, лишь слегка покачала головой — перевидела она, должно быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни. Мальчик догнал тележку, взялся подталкивать её сзади и снова улыбался всем встречным и поперечным, забыв летучую обиду, потому что снова у него было дело и он кому-то был нужен.

— Девушки! Вы не в педучилище ли сдавать экзамены приезжали?

— Ой! А как вы узнали?! — соседки мои с настороженным внима­нием уставились на меня: не набиваюсь ли на знакомство?

— Понимаете, какое дело: есть профессиональные отличия, уже укоренившиеся, отштампованные.— И безбожно засластил пилю­лю: — По вдохновению на лицах и наитончайшему такту в вас уже угадываются будущие педагоги.

— А-а! — согласились девицы и обмякли. Благодушие, наигранная леность, самодовольство занимали своё место на их лицах. Лишь ка­кое-то время спустя до одной девицы дошло:

— Гражданин! — зыкнула она ломающимся басом. — Если выпили, так не вяжитесь к людям! Пошли отсюда, девочки! — И, уходя, обру­шила на меня тяжёлый взгляд сытых глаз: — Бр-родят тут всякие! 3-заразы!..

Я сидел, обняв чехол с удочками. На брусчатый въезд от причала поднималась женщина с тележкой. Мальчик одной рукой помогал тол­кать тележку, другой на ходу подбирал мусор.

(По В.Астафьеву)

 

 

Использованная литература: Русская язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Легион, 2012

 



2016-01-02 5231 Обсуждений (0)
Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)