Роль информации и права в информационном обществе. Информационные революции
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ ЗАЧЕТУ По дисциплине «Информационное право»
Понятие информационного общества, его структура, признаки. Понятие «информационное общество» появилось во второй половине 1960-х, а сам термин стал достоянием научной общественности в 1970-х. когда в Японии был разработан план создания информационного общества. Под информационным обществом понимается такое общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней, а сам обмен информацией не имеет не временных, ни пространственных, ни политических границ. Человеческое общество последовательно проходит 3 стадии: доиндустриальное ,индустриальное, постиндустриальное. Черты постиндустриального общества: 1)первичность научного знания и информации 2)широкая автоматизация и компьютеризация производства 3)минимизация живого труда в процессе материального производства 4) постепенный переход от промышленной экономики к обслуживающей 5) ведущая роль науки, образования. Культуры. Медицины, массовое распространение творческого и интеллектуального труда 6) возникновение бесклассовой социально-профессиональной структуры Концепция информационного общества как раз является разновидностью теории постиндустриального общества. Черты информационного общества: - научные знания и информация лежат в основе - развивается информационный сектор экономики -концепция электронного государства - преобладает электронный документооборот -происходят изменения в системе занятости, трудоустройства В РФ принят ряд программных документов, связанных с информационным обществом. Среди базовых документов следует выделить Государственную программу РФ «информационное общество (2011-2020)» В нашей стране действует также Стратегия развития информационного общества в РФ, утвержденная 7.02.2008 Целью развития и формирования информационного общества в РФ является повышение качества жизни населения, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической , социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе информационных технологий. Основные задачи: - формирование современной информационной и телекоммуникационной инфра-структуры, предоставление качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения - повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения Совершенствование системы гос. Гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной среде - развитие экономики - повышение эффективности гос.управления и местного самоуправления, взаимодействие гражданского общества и бизнеса - развитие науки - сохранение культуры многонационального народа - противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы населению Развитие информационного общества основывается на принципах: -партнерство государства ,бизнеса и гражданского общества -свобода и равенство к информации и знаниям -Поддержка отечественных производителей -Содействие развитию международного сотрудничества -Обеспечение национальной безопасности Информационное общество предстает как интегральное понятие, охватывающее все стороны функционирования социальной системы. Структура: индивид и сообщество, информационные отношения Юр.проблемы: - разработка понятийного аппарата -идентификация лиц -профессиональной этики -допустимость и достоверность информации Перспективы развития: 1) Внедрение во все сферы жизнедеятельности 2) Информация является фактором изменения качества жизни 3) Является товаром, продается наравне с другими
Роль информации и права в информационном обществе. Информационные революции. Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество. Первая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению. Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания (первопечатники Гуттенберг и Иван Федоров). Появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения. Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах. Следствие этой революции — повышение степени распространяемости информации, повышение информационного «охвата» населения средствами вещания. Повысилась роль средств массовой информации как механизмов распространения сообщений и знаний на больших территориях и обеспечения ими проживающих на них граждан, повысилась доступность членов общества к сообщениям и знаниям. Существенно возросла роль информации как средства воздействия на развитие общества и государства, появилась возможность оперативного общения людей между собой. Четвертая информационная революция (середина XX в.) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персонального компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памяти компьютера стали накапливаться практически неограниченные объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации. Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции — Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях. Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет. Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государства. Цивилизация в целом и каждый из нас. в частности, находимся в стадии формирования общества нового типа — информационного общества. Это общество все еще непонятно для многих. Социальная система и право как один из основных регуляторов этой системы существенно отстают от темпов развития информационного общества, от непостижимых скоростей наступления на нас новых информационных технологий и всемирной паутины Интернет — (строительного материала» информационного общества.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6133)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |