Понятие информационных правоотношений
Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового отношения. Для них характерна первичность информационно-правовых норм, поскольку информационное правоотношение — результат регулирующего воздействия соответствующей информационно-правовой нормы изданное общественное отношение. Именно поэтому такое общественное отношение приобретает юридическую форму, т.е. становится правовым. При этом информационно-правовая норма регламентирует поведение сторон общественного отношения. Она же обеспечивает корреспонденцию взаимных обязанностей и прав субъектов — участников данного отношения, а также их юридическую ответственность за поведение, не соответствующее установлениям правовой нормы. Другими словами, правоотношение является средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально неопределенного крута объектов. В них содержатся предписания, относящиеся ко множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы. Право в субъективном смысле — индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений. В дальнейшем под информационным правоотношением будем понимать урегулированное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой. Содержание информационных правоотношений, их виды. К основным элементам информационного правоотношения относятся: а) субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов; б) поведение (действия, бездействие) субъектов при осуществлении ими информационных правоотношений (например, приобретение исключительных прав, передача имущественных прав, купля-продажа информационных объектов, тиражирование и распространение информационных объектов и другие аналогичные действия); в) объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения (далее — объекты правоотношений). Примеры объектов информационных правоотношений (информационных объектов) — документированная информация, информационные продукты и услуги; исключительные права; элементы информационной безопасности (информационные права и свободы личности, состояние защищенности личности, защищенность информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и т.п.); информационные технологии и средства их обеспечения (в том числе программы для ЭВМ), другие объекты в информационной сфере; г) право, обязанность и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов. Исследование содержания информационного правоотношения удобно проводить на модели информационной сферы. Основываясь на модели информационной сферы, можно выделить основные группы субъектов информационных правоотношений: • производители, или создатели, информации, в том числе авторы, • обладатели информации (информационных объектов), • потребители информации. С помощью этой модели легко исследовать поведение субъектов правоотношений в зависимости от видов и способов производства и преобразования и организации информации и информационных объектов и провести классификацию информационных правоотношений. Классификация информационных правоотношений Классификация информационных правоотношений может проводиться на основе анализа поведения субъектов в информационных процессах в информационной сфере. 4.3.1. Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг Такие права и обязанности возникают у потребителей информации, действующих в одноименной области информационной сферы, и производителей информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и информационных услуг, осуществляющих деятельность в соответствующих одноименных областях модели информационной. Субъекты — потребители информации, действуя в данной области, реализуют свое конституционное право на поиск и получение информации любого вида и формы представления за исключением информации ограниченного доступа, порядок получения которой регламентируется особо. Они вступают в правоотношения с теми производителями информации, информационных объектов, которые действуют во исполнение возложенных на них обязанностей по производству и распространению информации (это главным образом государственные структуры и органы местного самоуправления), а также с производителями информации — авторами произведений или собственниками информационных объектов. При этом потребители информации несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за неправомерное использование полученной информации. 4.3.2. Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг Характер и особенности прав и обязанностей, возникающих при производстве, передаче и распространении информации, во многом определяются видом и формой представления производимой информации. 1. Открытая информация как объект гражданских правоотношений (литературные и научные произведения, патенты и авторские свидетельства, информационные ресурсы, продукты и услуги в форме составных произведений, баз и банков данных, другая информация, создаваемая в порядке творчества или с целью извлечения прибыли). При производстве такой информации у субъектов — ее производителей возникают следующие права и обязанности: право на создание произведений науки и литературы, иной подобного рода информации; право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности и право вещной собственности на документированную Перечисленные здесь и ниже перечни прав, обязанностей и ответственности являются приблизительными и могут дополняться и развиваться в реальных условиях. информацию, отражающую эти результаты (право передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности); ограничение права на создание документированной информации ограниченного доступа; ограничение права на создание вредной, опасной для общества информации; обязанность по созданию информационных ресурсов в соответствии с установленной компетенцией и предоставления информации из них потребителям информации; обязанность исполнения условий авторских договоров; ответственность за непредоставление информации; ответственность за недостоверность создаваемой информации, недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию; ответственность за качество информационных ресурсов, информационных продуктов, предоставления информационных услуг; ответственность за создание и распространение контрафактных экземпляров. Основную группу здесь составляют отношения гражданско-правового плана, связанные с защитой личных неимущественных, личных имущественных прав и прав собственности на перечисленные информационные объекты, а также отношения административно-правового плана в части осуществления органами государственной власти и местного самоуправления обязанностей по информированию потребителя. 2. Массовая информация (информация, содержащая сообщения информационного характера, подготавливаемая и распространяемая СМИ и Интернет с целью информирования населения, в том числе реклама деятельности физических и юридических лиц, производимых продуктов и предоставляемых услугах, предлагаемых потребителям). При производстве массовой информации возникают следующие права и обязанности у участников информационных правоотношений: право на создание массовой информации (журналист, редакция); право на защиту чести и достоинства (любой член общества); право интеллектуальной собственности на распространяемые СМИ результаты творческой деятельности (автор распространяемой информации); обязанность по достоверному, оперативному, полному информированию населения (пользователей Интернет) (редакции и журналисты); обязанность по обеспечению гарантий свободы слова (государство); ограничение права на распространение информации ограниченного доступа (все участники производства и распространения массовой информации); ограничение права на распространение вредной, опасной для общества информации (все участники производства и распространения массовой информации); ответственность за недостоверность создаваемой информации, за недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию, за введение цензуры (все участники производства и распространения массовой информации). Большая часть информационных отношений в данной области носит конституционно-правовой и административно-правовой характер. 3. Официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы). В процессе производства, передачи и распространения такой информации возникают следующие права и обязанности у участников таких правоотношений: обязанность по производству и распространению (или обеспечению распространения) нормативных правовых актов в соответствии с установленной компетенцией; обязанность за предоставление информации из таких документов; ответственность за создание официальных документов неудовлетворительного качества. Это отношения конституционного и административно-правового характера, которые проявляются при подготовке законов и иных нормативных правовых актов органами государственной власти в порядке реализации установленной для них компетенции. 4. Обязательно представляемая документированная информация (обязательные контрольные экземпляры документов, информация в учетных документах, данные документов, представляемых в органы статистики, налоговая, регистрационная и другая такого типа информация). В информационных процессах, связанных с обращением такой информации, у их участников возникают следующие права и обязанности: обязанность подготовки и представления обязательных документов; обязанность по созданию информационных ресурсов, содержащих обязательно представляемую информацию; ответственность за использование этой информации исключительно для исполнения установленных законом функций и задач; ответственность за недостоверность предоставляемой информации, за недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию. Здесь проявляются отношения административно-правового свойства, возникающие при подготовке и предоставлении такой информации соответствующими субъектами в порядке подготовки отчетной и иной представляемой информации, а также обязанностей органов исполнительной власти и местного самоуправления по формированию информационных ресурсов такой информации в порядке исполнения ими установленной компетенции. 5. Информация ограниченного доступа (государственная тайна, коммерческая тайна, а также персональные данные и т.п.) создается разными субъектами в порядке выполнения служебных обязанностей, личной инициативы, производственной деятельности. , В информационных процессах по обращению такой информации возникают следующие права и обязанности: обязанность по установлению состава информации ограниченного доступа; обязанность по установлению информации, которая не может относиться к категории ограниченного доступа; ограничение имущественных прав при отнесении созданной автором информации к государственной тайне; обязанность лицензирования деятельности по обработке информации ограниченного доступа; обязанность по установлению ограничений по доступу к информации ограниченного доступа; обязанность по обеспечению защиты информации и информационных ресурсов, содержащих такую информацию, от несанкционированного доступа; ответственность за нарушение условий ограниченного доступа, за разглашение информации ограниченного доступа. Производство, передача и распространение такой информации, формирование и использование информационных ресурсов с такой информацией осуществляются в условиях ограниченного доступа к ней специально подготовленных и официально допущенных лиц. Субъекты, участвующие в таких процессах, вступают в отношения административно-правового свойства с достаточно жесткой ответственностью за неправомерные действия с такой информацией. 4.3.3. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении таких информационных процессов, основываются на следующих правах и обязанностях их участников: право на создание и применение информационных систем, их сетей, средств их обеспечения (все участники этих процессов); право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности при создании таких объектов (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления); ограничение права на создание таких объектов для информации ограниченного доступа; обязанность создания и применения информационных систем, их сетей, средств их обеспечения в соответствии с установленной компетенцией (государственные структуры); обязанность по заключению и исполнению договоров на создание таких объектов для государственных нужд (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления); ответственность за недоброкачественность созданной продукции, нарушение сроков исполнения договора, другие нарушения. Эта группа отношений основана на диспозитивных методах регулирования, связанных с защитой личных неимущественных, личных имущественных прав и прав собственности на перечисленные информационные объекты, а также императивных методах при проектировании и эксплуатации государственных информационных систем и средств их обеспечения. Создатели и субъекты, обеспечивающие эксплуатацию таких объектов, несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за создание недоброкачественных технологий и некачественную их эксплуатацию. 4.3.4. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности В области информационной безопасности основными объектам защиты являются: интересы гражданина, общества, государства в информационной сфере (духовность, нравственность и интеллектуальный уровень развития личности и общества и т.п.); демократия, знания и духовные ценности общества; конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства; информация как интеллектуальная собственность; документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги как интеллектуальная и вещная собственность; машинные носители с информацией; базы данных (знаний) в составе автоматизированных информационных систем и их сетей; программные средства в составе ЭВМ, их сетей, технические средства. Для защиты этих объектов применяются организационные, технические, программные, социальные, правовые и иные механизмы, обеспечивающие локализацию и предотвращение таких угроз. Информационные отношения данной группы основаны на следующих правах и обязанностях их участников: право на защиту личности от воздействия недостоверной, ложной информации; право на защиту информации, информационных ресурсов, продуктов от несанкционированного доступа; право на защиту интеллектуальной собственности; право на защиту информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения как вещной собственности; право на защиту информационных прав и свобод; ограничение права на раскрытие личной тайны, а также иной информации ограниченного доступа без санкции ее собственника или владельца; обязанность по защите государства и общества от вредного воздействия информации, защите самой информации, по защите прав личности, по защите тайны; ответственность за нарушение информационной безопасности, в том числе прав и свобод личности, тайны и других ограничений доступа к информации, за компьютерные преступления. Информационные правоотношения в данной области регулируются методами императивного и диспозитивного характера. Заключая рассмотрение содержания информационного правоотношения, следует отметить следующее. Анализируя информацию как объект правоотношений , нельзя говорить о ней вообще, не конкретно. Объектом рассмотрения должна быть, в первую очередь, информация, которая находится в обороте и по поводу, которой или в связи с которой поэтому и возникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом . Такую информацию можно разделить на три группы: 1) информация, которая находится в гражданском обороте, т.е. та, по поводу которой возникают в первую очередь имущественные отношения; 2) информация, которая находится в административном обороте, т.е. та, посредством которой регулируются общественные отношения, в том числе и в информационной сфере. Например, информация, которая содержится в нормах права; 3) информация, которая находится в общественном (публичном) обороте, представляющая собой сведения информационного характера, или массовая информация, предназначенная для информирования населения.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2583)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |