Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ



2016-01-02 1274 Обсуждений (0)
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




И СОЗНАНИИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ


 


 


Тема 1. МАТЕРИЯ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Проблема бытия представляет собой

Философское понима-

фундаментальную мировоззренческую

Ние категории «бытие»

проблему.

Главным условием понимания бытия были категории «все» и «ничто», которые осмысливаются уже в древнеиндийских «Ведах», античными софистами («Все мое — со мной», «Ничего сверх меры», «Все обдумывай заранее»). Натурфилософия выдвинула категорию «архэ» как первопри­чину всего, а потом в истории философии разработка категории бытия шла путем оформления представлений о неизменном, абсолюте, при­надлежности, иерархии, субстанции, атрибуте, модусе, духе и материи.

Понятие бытия ввел в философский оборот Парменид: «То, что выражается и мыслится, должно быть сущим, так как бытие есть, а нич­то не есть…». Платон считал источником бытия лишь идею, которая в наивысшем способе бытия предстает как Единое вечное, неизменное. Понимание идей, по Аристотелю, требует исследования строения ве­щей, выявления их причин и функций. Гераклит же признавал лишь изменчивое бытие в вечном становлении, единство бытия и небытия.

В средние века бытие предстает в очертаниях Абсолюта. Бог как абсолютное бытие противостоит миру, природе. Подчеркивается един­ство процессов эманации (творения, «выливания» божественной энер­гии) и эволюции — восхождения от простого к высшему. В новое время бытие предстает как системно-процессуальное, энергетически-дей­ственное единство. Спиноза, Лейбниц, Декарт, Локк под атрибутами субстанции понимали качественные характеристики, под акциденци­ей — изменчивые проявления субстанции, под модусами — конкретные речи, процессы, состояния реальности.

В немецкой классической философии к атрибутам мировой суб­станции добавились активность, движение, развитие.

В неклассической философии подчеркивается, что мы можем го­ворить о бытии не самом по себе, как оно дается в контактах с действи­тельностью. Гуссерль и Бергсон выявили, что, кроме интенции, бытие предстает и во времени, Хайдеггер сравнивает бытие с горизонтом, ко­торый очерчен конкретными предметами, но во время движения ока­зывается всегда тем, что за предметами. Таким образом, бытие — это длительность, непрерывность, нацеленность сознания на содержатель­ное отношение.


Общей тенденцией в осмыслении проблемы бытия была и остает­ся постановка вопросов о существовании мира «здесь и теперь», о его вечности и бесконечности. И если констатация того, что мир есть, име­ется «здесь и сейчас», т. е. наличествует в пространстве и времени, опи­рается на очевидные предпосылки, факты человеческой жизни, то идея о непреходящем, не имеющем границ мире не вытекает из непосред­ственных наблюдений, из конкретного опыта людей. Отсюда можно сделать вывод, что первый аспект проблемы бытия связан с осмысле­нием противоречивого единства непреходящего и преходящего бытия вещей, состояний природы, общества, человека.

Второй аспект проблемы бытия связан с вопросом о единстве мира. Бытие мира как целого неотделимо от бытия в мире всего, что суще­ствует. Мир в своем существовании образует неразрывную целостность, некое единство.

Третий аспект проблемы бытия сводится к осознанию того, что мир есть объективная реальность. Эта реальность выступает как совокуп­ная (нерасчлененная) целостность, как единое бытие, обладающее соб­ственной логикой существования и развития. Частью этой реальности является жизнедеятельность людей.

Особо необходимо отметить, что не только природное, но и духов­ное, идеальное следует рассматривать как наличное, данное, как имею­щее характер особой (субъективной) реальности.

Философия трактует категорию бытия как сложную связь всеоб­щего характера, которая объединяет все существующее в мире. Иными словами, под бытием в философии понимается достоверность суще­ствования всего того, что и кто есть. Бытие — это существование чего-либо вообще. Оно включает в себя все виды материи, со всеми видами идей, взглядов, чувств, установок.

Бытие как всеохватывающее понятие имеет определенную струк­туру. Не вдаваясь в ее анализ, отметим основные формы бытия:

1. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Оно подразделя­ется на состояния природы, которые: а) возникли и существовали до человека — на «первую природу»; б) на «вторую природу» — вещи, про­изведенные человеком.

2. Бытие человека. Как бы ни было уникально бытие человека в мире вещей и собственно человеческое бытие, оно имеет общие сторо­ны с любой вещью природы. Человек предстает как вещь среди вещей. В то же время идентификация человека с миром вещей не сводит его сущность к физиологическим процессам, происходящим в человечес­ком организме. Собственно человеческое бытие включает в себя при-194


родно-биологический, психологический и социально-исторический компоненты.

3. Бытие духовное. Оно включает в себя бытие индивидуализиро­ванного и объективированного духовного. Индивидуализированное ду­ховное — это прежде всего сознание. Его специфика состоит в том, что оно неотделимо от природно-биологических процессов, но не сводимо к ним, являясь по своей сути идеальным (духовным). Объективиро­ванное духовное бытие также имеет свои особенности. Его отдельные фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, естественные и искусст­венные языки и т. п.) способны сохраняться, совершенствоваться и сво­бодно перемещаться в социальном пространстве и времени.

4. Бытие социальное. Оно включает в себя бытие отдельного чело­века в обществе и бытие общества.

5. Виртуальное бытие связано с существованием виртуальной ре­альности. Эта реальность представляет собой синтетическую среду, возникающую в результате взаимодействия новейшей технологии (ком­пьютера) и соответствующей информации. В этой среде человек мо­жет осуществлять любые превращения и действия, не обременяя себя заботой о последствиях своих поступков.

Теоретическое отражение общего

Понятие материи

в явлениях — это не фиксация сход­ных признаков. Теория проникает в сущность явлений, обнаруживая единство в их многообразии. Не в фиксации общности, сходства внешних признаков заключается смысл теоретического общения, а в раскрытии их сущностного единства. Так, единство таких внешне не связанных явлений, как отклонение магнитной стрелки и пре­ломление света, было обнаружено лишь в результате построения теории электромагнетизма-электродинамики и доказательства элект­ромагнитной природы света. Карл Поппер так представлял структуру бытия:

1) «первый мир» — мир физики, химии и биологии, т. е. мир живой и неживой природы;

2) «второй мир» — психологический мир ощущений, субъективно­го опыта с его подсознательными проявлениями, состояния сознания;

3) «третий мир» — мир творений человеческого разума (идеи на­уки, моральные ценности, правовые нормы и др.).

Важнейшими характеристиками бытия в современной науке вы­ступают такие: во-первых, бытие предстает в динамическом, а не стати­ческом виде; во-вторых, бытие системно очерчено, существует связь всего со всем; в-третьих, выделяются процессы субатомарного уровня,


уровня тел и уровня звездных и галактических процессов; в-четвертых, многоуровневость бытия демонстрирует себя и с точки зрения эволю­ции, оценочного подхода; а в-пятых, человек как субъект предстает орга­нической частью мира как объекта.

Бытие в современной научной картине мира

динамичное


/.—-~ системно-иерархизированное

^многоуровневое (микро-, макро-, мегауровень)


единство объекта и субъ­екта


эволюционно-демонстративное

Бытие представляет собой сложноорганизованную, иерархично построенную и энергетически самосконцентрированную систему. Про­тиворечивость этой системы проявляется в том, что она есть единствен­ной и множественной, прерывной и непрерывной, конечной и беско­нечной, такой, какая в своих проявлениях приобретает формы про­странственно-временных соотношений.

Таким образом, бытие — это предельное широкое общее понятие, которое фиксирует характеристики и проявления мира, признаки бы­тия через сопоставление с небытием. Бытие предстает как фактор смыс-лообразования, наивысшая ценность для человека, как мера его мораль­ной ответственности.

Сущность фиксирует то, что присуще каждому явлению в отдель­ности, она фиксирует основания существования рода, а не индивида.

Поэтому теоретическое определение материи было найдено мате­риализмом не путем выделения свойств, общих всем многообразным материальным явлениям, а путем обнаружения основания всего мно­гообразия материальных явлений.

В качестве предметного аналога понятия материи в античности рас­сматривались вещи — первовещества (вода, огонь, воздух). Многообра­зие было сведено к единству. Трудности выведения многообразия из единства античными философами не осознавались. Их подметил Ари­стотель и наделил формообразующими способностями идею, предо­ставив материи роль субстрата.

Вообще различие между материализмом и идеализмом состоит не в признании телесности материи (даже субъективные идеалисты рас-


сматривают телесность как чувственность). Идеалисты оценивают ма­терию как субстрат, неспособный к самоформированию, а формируе­мый идеей. Материалисты характеризуют материю как способную к самоформированию субстанцию. Эта линия развития материи мате­риализмом представлена именами Дж. Бруно и Б. Спинозы. Бруно пи­сал, критикуя средневековую схоластику, ориентированную на Арис­тотеля: «Вульгарная философия не признает за материей ничего, кроме способности быть субстратом формообразования, на самом же деле материя находится в действии и неизмеримо богаче, чем аристотелев­ские формы и энтелехии». Спиноза рассматривал материю как субстан­цию, являющуюся причиной самой себя (causa sui) и имеющую в себе достаточные основания для своего существования. Протяжение и мыш­ление являются атрибутами (неотъемлемыми свойствами) субстанции. Таким образом, Спиноза подходит к вопросу о способе существования материи, снимает жесткое противопоставление материи и сознания.

Вторая линия развития понятия материи — материя как совокуп­ность свойств. Она проводилась метафизическим материализмом ХVII–XVIII вв. Обычно имелись в виду особые пространственно-гео­метрические свойства (Локк, Гельвеций). В качестве предметного ана­лога материи рассматривались свойства. Гольбах пытался соединить спинозовскую субстанцию и материю как совокупность свойств. Ма­терия — субстанция, а ее источник самопорождения, способ существо­вания — движение. Однако речь идет не только о механическом дви­жении. У Гольбаха есть и гносеологическое определение материи — все то, что дано в «ощущении». Это определение уже на уровне всеобщего, но носит собирательный характер. Главное то, что связь материи и со­знания не дана еще генетически, поскольку за пределами материи, отож­дествляемой с природой, оставалось общественное бытие (идеализм в истории).

Вплоть до конца XIX в. под материей понималось вещество, состо­ящее из неделимых атомов — последних «кирпичиков» мироздания. Открытия в физике на рубеже ХІХ–ХХ вв., особенно обнаружение ра­диоактивности и свободного электрона, не оставили сомнений в слож­ном строении атома. В.И. Ленин, проанализировав назревший кризис в физике, показал, что новые открытия обнаруживают крах старого, метафизического материализма, но подтверждают диалектический материализм. Этот анализ потребовал четкого определения материи.

В.И. Ленин развил учение о материи в борьбе с субъективным иде­ализмом. Он дал определение материи как объективной реальности через отношение к сознанию как к субъективной реальности: «Материя


есть философская категория для обозначения объективной реальнос­ти, которая дана человеку в ощущениях его, которая отображается на­шими ощущениями, существуя независимо от них». В признаках ле­нинского понятия материи выражено решение основного вопроса философии, обеих его сторон, причем материалистическое понимание объективной реальности дает только единство этих сторон.

Действительно, если для противопоставления материалистической точки зрения на материю субъективному идеализму достаточно пер­вого признака понятия материи (существования вне сознания), то про­тивопоставить объективному идеализму понимание объективной ре­альности (существующей независимо от сознания субъекта) как материи можно, лишь указав на данность ее в ощущении (т. е. на ее познаваемость). Идеалистически понятая объективная реальность — Бог, абсолютная идея не обладает возможностью быть данной в ощу­щении.

Ленинское определение материи имеет важное мировоззренческое значение именно в силу последовательности материалистического взгляда, четкого размежевания с идеализмом, т. е. создания основы на­учной картины мира.

Понять материю как субстанцию — значит раскрыть способ ее су­ществования как самодвижения, как сущностного единства вещей, воз­никающих и развивающихся по законам, не зависящим от сознания.

Движение как способ существования материи

Движение и материя неразрывно связаны друг с другом. Этого требует принцип первичности материи (попыт­ка мыслить материю без движения или движение без материи приво­дит к идеализму). В частности, энергетизм (разновидность субъектив­ного идеализма), который возник во второй половине XIX в., утверждал, что все явления в мире можно описать как превращение одного вида энергии в другой. Поборники этой разновидности идеализма понима­ли энергию как «чистое» движение, как движение без какого-либо ма­териального носителя. В конечном итоге энергетизм сводил энергию к ощущениям, а превращение энергии — к смене ощущений.

Несотворимость и неуничтожимость материи, следующая из ее пер­вичности, распространяется и на движение как способ ее существова­ния. Соответственно, материальное движение бесконечно.

Движение является единством устойчивости и изменчивости, а покой — относительный момент движения. Но категория «покой» фик­сирует такие важные черты устойчивости движения, как законосооб­разность и системность. Ф. Энгельс выделял в соответствии с разными


законами движения, отражаемыми различными отраслями науки, фор­мы движения, являющиеся предметом этих наук. В основу систематиза­ции этих форм он положил генетическую связь (принцип развития).

Абсолютное движение как способ существования материи прояв­ляется в развитии бесконечно разнообразных материальных систем. Находясь во взаимодействии друг с другом, материальные системы являются элементами более общих систем и в себе содержат в качестве элементов другие материальные системы. Законы движения и взаимо­действия разных уровней этой структурной организации различны и сами находятся во взаимодействии. Разные науки выделяют в качестве своего предмета различные стороны существования материальных объектов. Так, человека можно изучить как члена общества, биологи­ческий организм, конгломерат химических процессов и соединений и, наконец, как физическую систему.

Энгельс, рассматривая предметы наук, выделил следующий ряд форм движения: механическую, физическую, химическую, биологичес­кую, социальную (схема 9).

Схема 9.Формы движения, носителя и уровни организации материи


ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ


МАТЕРИАЛЬНЫЕ НОСИТЕЛИ


УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ


 


Социальные


Народные массы, социальные группы (классы, нации и др.)


Общество


 


Биологические


Человек (личность) Биологические виды, организмы, клетки, макромолекулы


Органическая материя


 


Химические Физические Механические


Макротела, молекулы, атомы,

элементарные частицы, физические поля


Неорганическая материя


Сама классификация форм движения материи, выдвинутая Ф. Эн­гельсом, соответствовала современному ему уровню развития науки. Она развита и дополнена философами, однако методологические прин­ципы, положенные Энгельсом в основу этой классификации, сохрани­ли свое значение, используются и могут быть использованы в дальней-


шем при изменении этой классификации, которое будет происходить по мере развития науки. Вот эти методологические принципы:

1) ряд форм движения отражает этапы прогрессивного развития материи;

2) наличие материальных носителей у форм движения при неодно­значном их соответствии: один материальный объект может быть носи­телем многих форм движения (например, человек — носитель всех из­вестных сейчас форм), а у одной и той же формы движения (например, механической) могут быть самые различные носители;

3) необходимость изучения переходов от низшей формы движения к высшей при учете наличия качественного скачка в процессе такого перехода; отрицание сводимости высшей формы движения к низшей;

4) классификация форм движения служит объективной основой классификации наук.

Этот принцип служит важной методологической основой понима­ния отношения различных наук при изучении ими одного и того же материального объекта.

Признание разнообразия форм движения материи и возможности развертывания этого многообразия в результате саморазвития материи приводит диалектический материализм к пониманию неуничтожимо-сти движения не только в количественном, но и в качественном смыс­ле, как неуничтожимости возможностей развития материи. Отрицание такой качественной неуничтожимости материи ведет к идеализму, так как наличествующее многообразие форм движения, если оно необъяс­нимо с точки зрения законов существования материального мира, тре­бует для своего объяснения привлечения идеальных сил.

Исторически отрицание качественной неуничтожимости движения связано с теорией тепловой смерти Вселенной. Она была основана на расширенной трактовке второго закона термодинамики — закона возрас­тания энтропии в замкнутой системе. Вывод этой теории — неизбеж­ность наступления момента теплового равновесия — не противоречил закону сохранения энергии, но говорил о качественном вырождении движения, сведения его к хаотическому тепловому движению, неспо­собному совершать работу. Ф. Энгельс подверг критике это учение, по­казал его идеалистическую сущность и предсказал опровержение тео­рии тепловой смерти Вселенной дальнейшим ходом развития науки.

Действительно, дальнейшее развитие статистической физики Больц-маном превратило неизбежность тепловой смерти лишь в вероятность, хоть и весьма высокую. В теории появилась принципиальная возмож­ность флуктуаций — отклонений от наиболее вероятного состояния.


Единство материи, движения, пространства

Внутренняя противоречивость дви­жения выражается через категории

«пространство» и «время» как характе-

И времени

ристики устойчивости и изменчивости.

Пространство и время — всеобщие условия и границы любых изме­нений.

Концепция диалектического материализма в вопросе о простран­стве и времени является развитием на материалистической основе так называемой реляционной концепции (в философии и естествознании существовала и субстанционная концепция, рассматривающая про­странство и время как субстанцию, а не как отношение).

Понятие пространства отражает определенный порядок сосуще­ствования объектов, категория времени отражает определенный поря­док смены явлений.

Пространство — это свойство материальных объектов занимать ме­сто среди других объектов, граничить с другими объектами, быть про­тяженными. Понятие пространства тесно связано и со структурностью материи, с ее способностью делиться на части. Действительно, сама воз­можность выделить в любом объекте составные части позволяет гово­рить об их взаимном расположении, взаимной координации, т. е. гово­рить о пространстве.

Время — это свойство материальных процессов сменять друг дру­га, свойство проходить по определенным стадиям.

Пространство и время объективно реальны, т. е. существуют вне со­знания и даны нам в наших ощущениях. Действительно, наши ощуще­ния упорядочены в их сосуществовании (зрительное восприятие — это определенный порядок цветовых пятен) и в их смене (смена состоя­ний организма, например), т. е. существует пространство и время наших ощущений, так называемые перцептуальное пространство и вре­мя. Перцептуальное пространство и время отражают реальное простран­ство и время, доказательством чего является практическая деятельность людей, да и сама возможность передвижения их в объективном мире. Это отражение не является адекватным: существование законов перс­пективы, различная оценка хода времени в зависимости от состояния человека свидетельствуют о неточностях отражения реальных про­странства и времени перцептуальными.

Потребности развивающейся практики (измерение площадей, размеров, промежутков времени) привели к созданию теоретического отражения пространства — геометрии Евклида, т. е. было создано пер­вое концептуальное пространство. Концептуальное пространство — это абстрактная модель реальных пространственно-временных отношений.



Концептуальные пространства могут сменять друг друга в процес­се развития науки. Так, в конце XIX в. появились неевклидовы гео­метрии, нашедшие воплощение в физической теории (общей теории относительности) в начале XX в. Появление новых концептуальных пространств не является свидетельством субъективности наших пред­ставлений о реальном пространстве, как утверждали позитивистски на­строенные философы и естествоиспытатели. Конечно, существуют кон­цептуальные пространства, которые не претендуют на отражение ре­ального пространства (например, фазовое пространство термодинамики или гильбертово пространство квантовой механики). Теории простран­ства и времени могут оказаться ложными. Но в случае, если теория практически проверена, концептуальное пространство, сконструиро­ванное ею, является отражением реального пространства, хотя отра­жением с определенной степенью точности (так, евклидова геометрия применима лишь в ограниченных масштабах — в случае, когда можно пренебречь наличием кривизны пространства).

Уже древние оставили нам точную евклидову геометрию и убежден­ность в том, что она является единственно возможной. Здесь уже появи­лось представление о времени как темпе события (Аристотель). В средние века представления о пространстве и времени были весьма интересны с точки зрения истории культуры, но не носили научного характера.

В ХVII в. геометрию считали наукой о физическом пространстве. Еще Галилей рассматривал время как непрерывный параметр: оно при­обретает характер абсолютности, независимости от происходящих в нем событий. В то же время возможны были совершенно различные пред­ставления о природе пространства при признании одной и той же ев­клидовой геометрии. Так, Ньютон полагал, что пространство и время носят субстанционный характер, не требуя наличия носителя. Про­странство является вакуумом столь же реальным, как и протяженные тела. Декарт же считал, что все промежутки между телами заполнены тончайшей материальной средой — пленумом, так как пространство, по его мнению, не имеет значения реальности вне материи.

Основной момент воззрений Ньютона — абсолютность простран­ства и времени. Они существуют независимо от тяготеющих масс и друг от друга, но независимо от Бога. (Нужно сказать, что абсолютное про­странство как выделенная система отсчета, по отношению к которой определяется инерциальность движения, занимает определенное мес­то не только в механической картине мира, но и в самой теории меха­ники.) Итак, объективность и абсолютность — вот основные характе­ристики пространства и времени по Ньютону.


Критиковались ли каким-то образом эти взгляды? Да, Беркли в ХVII в., а Мах в конце XIX в. отрицали абсолютность пространства и времени. Правда, делали они это на основе субъективного идеализ­ма. Полагая, что пространство и время — понятия, фиксирующие лишь порядок наших ощущений, они абсолютизировали перцептуальное пространство, т. е. считали пространство и время субъективными, а потому и относительными. Субъективистские взгляды на простран­ство и время вполне могут сочетаться с представлением об их абсолют­ности. Такова концепция Канта: пространство и время как априорные формы созерцания и субъективны (не принадлежат миру вещей в себе), и абсолютны (являются единственно возможными для всех субъектов).

Диалектический материализм, рассматривая пространство и вре­мя как объективные формы бытия, считает их также относительными, т. е. зависящими от материи и связанными друг с другом. Дальнейшее развитие естествознания подтвердило правильность этих положений. Так, специальная теория относительности обнаружила глубинную связь между пространством и временем, оказавшимися проекциями в опре­деленной системе отсчета единого четырехмерного континуума про­странства-времени. Общая же теория относительности показала зави­симость пространства и времени от материи (в частности, кривизна пространства-времени зависит от тяготеющих масс вещества и поля).

Проблема бесконечности пространства и времени, которая в XIX в. рассматривалась в количественном, метрическом аспекте, в настоящее время требует качественного подхода, настоящей диалектики конеч­ного и бесконечного.

Пространство и время имеют разнообразные свойства, которые условно можно разделить на философские и физические. К философ­ским свойствам относятся:

1. Объективность пространства и времени. Следует подчеркнуть, что объективность означает независимость пространства и времени от сознания, но не от материи. Вне материальных объектов и процессов пространство и время не существуют.

2. Всеобщность пространства и времени. Это свойство означает, что никакой материальный объект не может существовать иначе, как в про­странстве и времени, ибо он всегда имеет какую-либо внутреннюю структуру и всегда подвержен изменениям.

3. Единство прерывности и непрерывности, так как любой предмет, явление конечны, ограничены в пространстве и времени, но в целом про­странственно-временные отношения охватывают все. Материя, например, существует в виде вещества и поля, но везде это пространство и время.


К «физическим» свойствам пространства и времени относятся трехмерность пространства и одномерность времени, обратимость пространства и необратимость времени, однородность и изотропность пространства и однородность времени. Изучая физические особеннос­ти пространства и времени, следует помнить, что они являются фунда­ментальным результатом всей человеческой практики, а не представ­ляют собой следствие каких-либо логических построений и не выво­дятся из общих законов.

Знания о мире имеют конкретно-историческое содержание, а их глубина обусловливается общественно-практическими потребностями. Онтология — отдельная область философского знания о сущности бы­тия мира — дает общее понимание фундаментальных свойств, форм и способов существования Вселенной в диалектическом единстве с его духовным постижением. Фундаментальность онтологии опре­деляется постоянным обогащением содержания категорий: бытие, ма­терия, пространство, время, движение, материальное, идеальное, со­знание и дух.



2016-01-02 1274 Обсуждений (0)
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1274)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)