Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы магистрантов



2016-01-02 390 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы магистрантов 0.00 из 5.00 0 оценок




При освоении дисциплины магистрантам следует тщательно изучить учебные вопросы, рассматриваемые на лекционных занятиях и разбираемые на семинарских занятиях, используя литературные источники (основные и дополнительные), предложенные в настоящем учебно-методическом комплексе.

При этом изучать учебную и специальную литературу по «Психологии судебной деятельности» следует в контексте интеграции психологических знаний в систему теоретических знаний в области юриспруденции. Такой подход к усвоению материала позволяет формировать углубленные знания о содержании юридико-психологической реальности, выработать навыки ее самостоятельной оценки, развить умения психологического воздействия на условия и эффективность правоприменительной деятельности.

Учебно-методический комплекс содержит перечень литературы, рекомендуемой магистрантам. Следует обратить внимание на то, что рекомендуемый перечень литературы не является исчерпывающим, что допускает самостоятельность обучающихся в поиске научных источников.

С одной стороны, интегративный, а с другой – постоянно развивающийся характер дисциплины, предполагает необходимость работать с периодическими изданиями, в частности: «Юридическая психология», «Психопедагогика в правоохранительной деятельности», «Государство и право», «Закон и пра­во», «Современное право», «Черные дыры в Российском законодательстве» и др. Это позволит сформировать представление об актуальных проблемах теории и практики юридической психологии настоящего периода.

Материал дисциплины изучается на лекциях, семинарах, а также в процессе самостоятельной работы магистрантов. Самостоятельной работе отводится особая роль. Она включает:

- конспектирование лекций,

- изучение и реферирование научной и учебной литературы,

- подготовку к семинарским занятиям,

- подготовку к зачету,

- подготовку магистерских работ.

В процессе самостоятельной работы следует пользоваться программой учебной дисциплины. Это обеспечит системность усвоения изучаемых вопросов и позволит контролировать полноту усвоения темы.

При изучении темы «Судебная психология: история становления и ее современное состояние»магистрантам следует уяснить предпосылки возникновения и факторы развития юридической психологии: оставаясь отраслью психологической науки, юридическая психология зародилась и формировала собственную систему знаний под воздействием потребностей правоприменительной практики. Предлагаемая интерпретация генезиса юридической психологии позволяет магистрантам рассматривать судебную психологию:

- в историческом аспекте – как определенный этап становления современной юридической психологии;

- в аспекте структурного компонента системы юридической психологии;

- в прикладном аспекте – психологического обеспечения судебной деятельности.

предпосылки возникновения, история и современные тенденции развития. Система юридической психологии.

Усвоение исторических традиций и подходов к исследованию юридико-психологической реальности, способствует пониманию перспективных направлений развития юридической психологии и обеспечивает формирование психологической компетентности юриста.

Тема «Личностный фактор правоприменительной деятельности»базируется на известном для магистрантов учебном материале из области психологии (общая характеристика познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности), однако ее изучение ориентировано на формирование у обучающихся следующей познавательной установки: необходимости и возможности практического использования психологической информации о личности в сфере правоприменения. Так, например, возможности практического использования психологических данных об основных свойствах и качествах познавательных процессов личности предлагается рассмотреть в контексте непреднамеренных ошибок свидетельских показаний.

Особое внимание следует уделить индивидуально-типологическим свойствам личности и методам их изучения в правоприменительной деятельности.

Изучая тему «Социально-психологический фактор правоприменительной деятельности», следует обратить внимание на особенности и значение коммуникативных процессов в правоприменительной деятельности. На основе актуализации имеющихся у магистрантов знаний о сущности и видах общения, о структуре речевого поведения и социально-психологических закономерности понимания речевого сообщения, о невербальной коммуникации и т.д., рассматриваются вопросы коммуникативной компетентности юриста, психологии судебной речи, судебных прений.

Аналогичным образом, на основе общей характеристики межличностных отношений как социально-психологического феномена, изучаются психологические особенности взаимодействия в сфере правоприменения. Рассматриваются типичные причины и психологические особенности конфликтов в правоприменительной деятельности.

При изучении темы «Психологические технологии юридической деятельности» необходимо уяснить актуальность прикладного применения юристом психологических знаний.Знакомство с понятием и общей характеристикой основных психологических технологий нацеливает магистрантов на овладение специальными психологическими приемами анализа профессиональных ситуаций, изучения личности, на формирование у них навыков профессионального общения и т.д.

Реализации подобной целевой установки способствует проведение семинарских занятий в активной/интерактивной форме.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Контрольное задание по дисциплине «Психология судебной деятельности» выполняется в виде реферата на одну из следующих тем:

1. Понятие и значение психологического наблюдения.

2. Методы изучения личности и возможности их применения в правоприменительной деятельно­сти.

3. Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие.

4. Психологический портрет преступника.

5. Психологические аспекты судебных прений.

6. Тактика и стратегия профессионального общения в правоприменительной деятельности.

7. Психологические приемы общения с различными категориями граждан.

8. Психологическая характеристика основных средств общения.

9. Характеристика основных структур невербального поведения.

10. Способы преодоления психоло­гических барьеров при установлении контакта. Создание оптимальных психологических условий для развития доверительных отношений.

11. Визуальная психодиагностика криминальных признаков личности.

12. Понятие и методы психологического воздействия на личность.

13. Методы восстановления эмоционального равновесия, психической работоспособности.

14. Психологические технологии в судебной деятельности.

15. Психология общественной и личной безопасности.

16. Психология управления в судебной деятельности.

17. Экстремальная юридическая психология. Стрессогенные факторы в деятельности суда.

18. Психологические особенности деятельности и профессиограмма адвоката.

19. Психологические особенности деятельности и профессиограмма прокурора.

20. Психологические особенности деятельности и профессиограмма судьи и его аппарата.

Примечание: Магистрант может выбрать иную, не указанную в данном перечне тему, а так же изменить формулировку темы по согласованию с преподавателем.


л и т е р а т у р а[2]

Основная

1. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учеб. для вузов. -5-е изд., доп. и переработ. Спб.: Питер, 2008*.

2. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М.: Проспект, 2008.*

3. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник: 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009*.

4. Юридическая психология. Хрестоматия/ авт.-сост. В.В.Романов. – М.: Издательство Юрайт, 2010.

Дополнительная

 

1. Дегтярев С.Л. Развитие конфликтной ситуации при реализации судебной власти // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. № 1; № 2*.

2. Дядькин Д.С. О некоторых психологических причинах возникновения ошибок при назначении наказания // Мировой судья. 2006. № 2.*.

3. Жегалов Е.А. Психологические основы предупреждения судебных ошибок // Мировой судья. 2005. № 12.*

4. Жуков И.А., Полтавцева Л.И. Психологические основы тактики производства отдельных следственных действий. Учебно-методическое пособие. Ростов н/Дону: РЮИ МВД России, 2006. – 48 с.

5. Журавель Е.Г. Психические состояния личности и их психолого-правовая оценка // Юридическая психология. 2011. № 1.

6. Зарипова Г. Использование психологических знаний гособвинителем // Законность. 2006. № 11.*

7. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза: теория и практика. Избранные труды. – М.: Генезис, 2010

8. Лебедев Н. Психологические особенности участников уголовного процесса, влияющие на возникновение конфликтов при производстве по уголовным делам // Закон и право. 2008. № 3.*

9. Малофеев И.В., Леонтьева Н.Л. Юридическое значение психики и физиологии человека как объекта и предмета судебной экспертизы с применением полиграфа // Юридическая психология. 2011. № 2.

10. Марков И.И. Системный подход к психологическому сопровождению судебной деятельности // Российское правосудие. 2008. № 1.*

11. Милюков С.В. К вопросу о составлении комплексного портрета личности // Юридическая психология. 2010. № 4.

12. Михайличенко Н.А. Тактические средства управления конфликтными ситуациями, возникающими при расследовании уголовных дел // Рос. следователь. 2008. № 4.*

13. Полтавцева Л.И. Психология в криминалистике: существенные «мелочи» межличностного общения//Закон и право. М., 2003. № 2.

14. Полтавцева Л.И. Возможности психологии в преодолении противодействия расследованию преступлений//Вестник МВД. М., 2005. № 4.

15. Полтавцева Л.И. Теоретические предпосылки интеграции достижений психологии в криминалистику // Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики. Пятый всероссийский «круглый стол». Сборник материалов.- Ростов-на-Дону: РЮИ МВД РФ. 2008.

16. Полтавцева Л.И. Преодоление противодействия расследованию криминалистическими и психологическими методами и средствами // Актуальные проблемы борьбы с коррупцией: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Часть 1. – Ростов-на-Дону: ФГОУ ВПО РЮИ МВД России. 2008.

17. Сафуанов Ф.С., Васкэ Е.В. Методологические принципы психологического взаимодействия работников следственных органов с несовершеннолетними при допросе // Юридическая психология. 2011. № 2.

18. Ситковская О.Д. Использование психологических познаний для определения общих условий уголовной ответственности: науч.-метод. пособие / Ситковская О.Д.; НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. М., 2005.

19. Стюарт Л. Разрешение конфликтов. От конфликта к сотрудничеству / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008.

20. Тазин И.И. Мотивационно-смысловая сфера личности преступника и ее значение в судебно-следственной практике: Монография / Тазин И.И.; Рос. акад. правосудия. М.: РАП, 2008*.

21. Фрай О. Детекция лжи и обмана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 320 с.

22. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология в вопросах и ответах. - М.: "Проспект", 2010.

23. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: Познание людей по их внешнему облику. - М., 1992.- 42с.

24. Экман П. Психология лжи. – СПб.: Питер, 2007.

25. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов – М.: Юрайт, 2010.

 


 

 

Вопросы для подготовки к зачету

1. Юридическая психология: предпосылки возникновения, история и современные тенденции развития.

2. Система юридической психологии. Место судебной психологии в системе юридической психологии.

3. Судебная психология: история становления и ее современное состояние. Психология предварительного расследования и судебной деятельности.

4. Психологическая характеристика правоприменительной деятельности: познавательная, коммуникативная и организационно-управленческая подструктуры профессиональной деятельности юриста.

5. Психологические основы предварительного расследования и судебной деятельности.

6. Понятия психологической культуры и психологической компетентности юриста.

7. Понятие и значение психологического наблюдения.

8. Цели и методы изучения личности в деятельно­сти суда.

9. Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие.

10. Психологический портрет преступника.

11. Психологические аспекты судебных прений.

12. Тактика и стратегия профессионального общения в правоприменительной деятельности.

13. Психологические приемы общения с различными категориями граждан.

14. Психологическая характеристика основных средств общения.

15. Характеристика основных структур невербального поведения.

16. Способы преодоления психоло­гических барьеров при установлении контакта. Создание оптимальных психологических условий для развития доверительных отношений.

17. Визуальная психодиагностика криминальных признаков личности.

18. Понятие и методы психологического воздействия на личность.

19. Методы восстановления эмоционального равновесия, психической работоспособности.

20. Межличностные конфликты, их психологическая характеристика.

21. Диагностика конфликта: сущность и содержание.

22. Психологические технологии в судебной деятельности.

23. Психология общественной и личной безопасности.

24. Психология управления в судебной деятельности.

25. Развитие и совершенствование познавательной сферы личности юриста в профессиональной деятельности.

26. Практическое значение данных когнитивной психологии для профессиональной деятельности юриста.

27. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения субъективного отношения к различным явлениям окружающей действительности. Их роль в понимании причин преступного поведения.

28. Психологическая устойчивость работников суда. Способы психологической защиты и саморегуляции личности.

29. Психологическая характеристика направленности личности.

30. Индивидуально-психологические особенности личности, их учет в правоприменительной деятельности.

31. Психологические теории личности.

32. Темперамент и характер, учет их особенностей в профессиональной деятельности юриста.

33. Типы личности преступника. Использование данных о личности преступника в борьбе с преступностью.

34. Психология обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля.

35. Лидерство и руководство в группе: значение их для анализа антиобщественного поведения и возможности использования в профилактике преступлений.

36. Группы и коллективы, особенности психологии служебного коллектива.

37. Роль межличностного восприятия и взаимопонимания в процессе общения.

38. Возрастные, индивидуально-психологические и профессиональные особенности восприятия другого человека в правоохранительной деятельности.

39. Межличностные отношения в группе и их особенности. Сотрудничество (кооперация) и соперничество (конкуренция) как виды взаимодействия.

40. Типология конфликтов. Стратегии поведения в конфликте.

41. Сущность, причины конфликтов в служебном коллективе и психологические особенности их разрешения.

42. Общение: понятие, основные виды и условия общения.

43. Психология профессионального общения юриста.

44. Психология преодоления противодействия расследованию и судебному следствию.

45. Психология судебного разбирательства.

46. Психологические особенности деятельности прокурора.

47. Психологические особенности деятельности адвоката.

48. Экстремальные ситуации в профессиональной деятельности и личная профессиональная безопасность.

49. Общая характеристика основных психологических технологий.

50. Особенности визуальной психодиагностики в юридической деятельности. Сочетание визуальной психодиагностики с другими методами изучения личности.

51. Понятие, структура и механизм психологического воздействия.

52. Основные этапы установления психологического контакта.

53. Психотехнологии речевого высказывания.

54. Техника саморегуляции.

55. Диагностика ложных показаний. Проблема научного обеспечения практики использования полиграфа.

56. Психологические основы ведения переговоров.

Учебное издание



2016-01-02 390 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы магистрантов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы магистрантов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (390)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)