Финансовая обеспеченность региона: особенности достижения и совершенствования
Развитие регионов требует соответствующего финансового обеспечения, определения общего объема финансовых ресурсов, осуществления мероприятий по поиску дополнительных источников денежных средств. Финансовая обеспеченность регионапредставляет собой соотношение финансовых ресурсов региона и потребности в них, рассчитанной с учетом социальных нормативов и дифференциации последних по важнейшим направлениям социально-экономического развития региона. Сложившаяся в настоящее время практика принятия решений о финансовой поддержке регионов Украины не в полной мере учитывает реальный уровень благосостояния населения, качества жизни, состояние отраслей экономики, уровень развития инфраструктуры, степень использования налогового потенциала региона. В практике экономического анализа финансовую обеспеченность региона характеризуют [74]: - объем финансовых ресурсов на душу населения; - средний доход на одного человека; - средний бюджетный доход на одного человека; - средний бюджетный расход на одного человека; - величина средней заработной платы; - стоимость потребительской корзины; - удельный вес стоимости потребительской корзины в расчете на одного человека; - величина прожиточного минимума. Показатель оценки уровня финансовой обеспеченности (ФО) региона может быть рассчитан по формуле: ФО = (ФР/ПО) • 100%, (5.1) где ФР — суммарный объем финансовых ресурсов, выделенных региону для реализации программ социально-экономического развития на определенный период; ПО — суммарная потребность в финансовых ресурсах для реализации программ экономического развития региона за рассматриваемый период. С учетом принципа адресного финансирования указанный показатель уровня финансовой обеспеченности может быть модифицирован в виде множества аналогичных показателей по конкретным направлениям социально-экономического развития региона: ФО = (ФР/ПФ,) • 100%, (5.2) где ПФ - потребность в финансовых ресурсах, необходимых для реализации конкретного направления социально-экономического развития региона. Управление финансовой обеспеченностью региона осуществляется на основе комплекса мероприятий, направленных на повышение его доходности, среди которых: - достижение необходимых объемов налоговых и прочих поступлений дифференцированно по каждой статье бюджета; - повышение эффективности использования финансовых ресурсов на основе значительного сокращения субсидий и трансфертов, выделяемых отраслям; - объективизация бюджета путем формирования его С этой целью в составе региональных бюджетных систем формируются балансы финансовых ресурсов региона (БФРР), которые представляют собой финансовую программу региона, обеспечивающую его социально- экономическое развитие и выступающую в качестве составляющей финансового баланса государства. БФРР отражает источники формирования, объемы использования финансовых ресурсов и предполагает учет ряда принципов, среди которых: - принцип единства, который обеспечивается учетом - принцип полноты, предполагающий отражение всех имеющихся на территории региона финансовых ресурсов и направлений их использования в бюджетном году; - принцип достоверности, базирующийся на использовании реальных показателей и научно-обоснованных нормативов;
- принцип гласности, основанный на всесторонней информированности хозяйствующих субъектов и населения в отношении финансового состояния региона; - принцип наглядности, который требует взаимного объединения показателей БФРР с общеэкономическими показателями и балансом финансовых ресурсов государства. БФРР направлен на решение задач по установлению общего объема финансовых ресурсов, используемых на соответствующей территории, обоснование распределения финансовых расходов по соответствующим направлениям, определение резервов региональной экономики и путей использования ресурсов с целью укрепления финансового состояния областей, городов, районов. Разработкой БФРР занимается управление экономики и финансов региона (области) на основе программы социально-экономического развития с использованием отчетной и прогнозной информации областного статистического управления. Баланс финансовых ресурсов региона отражает все имеющиеся в регионе источники финансовых ресурсов и направления их использования. В доходной части финансового баланса выделяются пять основных групп источников финансовых средств: • доходы, образующие местный бюджет; • платежи за используемые природные ресурсы; • поступления из вышестоящих бюджетов, определяемые долей региона в использовании средств, связанных с реализацией функций государства; • внебюджетные средства; • заемные средства, привлекаемые для развития рынка и рыночных отношений в регионе [46]. Расходная часть финансового баланса охватывает: - затраты, связанные с расширенным воспроизводством элементов региональной системы; - затраты на финансирование социальной сферы и обеспечение формирования финансовой базы других государственных экономических структур. Анализ финансового баланса региона позволяет выделить три группы доходов: доходы, которые образуются за счет распределения и перераспределения доходов предприятий, организаций и населения данного региона, заемные средства — долгосрочные и краткосрочные кредиты, средства, выделяемые из других бюджетов — вышестоящих и ведомственных, установить величину поступлений средств от населения, их роль в общей величине финансовых ресурсов региона и распределение между бюджетами. Помимо этого, разработка БФРР дает представление о структуре расходов финансовых средств и участии региона в формировании других бюджетов, а также о способности региона существовать в условиях самофинансирования. Существующая тенденция усиления дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития и, соответственно, по степени наполняемости их бюджетов, обусловила появление регионов-доноров, а также регионов-реципиентов. В связи с этим возникла необходимость бюджетного выравнивания, которое представляет собой процесс целенаправленного распределения средств между бюджетами государства и регионов. В мировой практике выделяют две схемы бюджетного выравнивания [46]: - американскую,которая основана на формировании доходной - немецкую,согласно которой доходная часть бюджетов всех уровней формируется преимущественно за счет законодательно закрепленных средств из государственных налогов. Помимо процесса выравнивания регионального бюджета, финансовая обеспеченность региона достигается с помощью системы мероприятий, среди которых: - эмиссия ценных бумаг (векселей, акций и облигаций), предполагающая переложение проблемы неплатежеспособности региональных органов власти на финансово обеспеченных субъектов; - привлечение внебюджетных фондов (пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования и фонд медицинского страхования); - заимствования из государственной финансовой системы; - зарубежные займы. Таким образом, достижение финансовой обеспеченности региона возможно на основе мобилизации и дальнейшей ориентации финансовых ресурсов на потребности, определяемые экономической целесообразностью. Контрольные вопросы: 1. Вчем сущность существующих схем выравнивания 2. В чем сущность понятия «финансовая обеспеченность»? 3. Каковы составляющие баланса финансовых ресурсов региона? 4. В чем сущность мероприятий по управлению финансовой обеспеченностью региона?
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2331)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |