Проблемы управления межбюджетными отношениями
Переход экономики Украины к рыночным отношениям обусловил объективную необходимость системного исследования недостатков и противоречий, существующих между центром и регионами в сфере межбюджетных отношений, механизма организации власти в регионах. Межбюджетные отношения представляют собой внутренние бюджетные потоки, которые отражают перераспределение расходов и доходов, как на уровне государства, так и на уровне его регионов. Важнейшими составляющими межбюджетных отношений являются: - разделение расходов бюджетов в соответствии с распределением полномочий между органами местного самоуправления; - обеспечение бюджетов доходами, необходимыми для выполнения возложенных на них задач; - изъятие средств у относительно «богатых», с финансовой точки зрения, регионов и поддержка «бедных» регионов. Субъектами межбюджетных отношений выступают органы исполнительной власти и местного самоуправления различных уровней. В Бюджетном кодексе Украины местные бюджеты разделены на три уровня: - бюджеты областей, бюджеты АРК, городов Киева и Севастополя; - районные бюджеты, бюджеты городов областного подчинения; - бюджеты сел, поселков, городов районного подчинения, районов в пределах городов [46]. Введение в действие Бюджетного кодекса Украины стало началом реализации мероприятий, направленных на улучшение системы межбюджетных отношений, формирование надежной бюджетной основы местного самоуправления. Система межбюджетных отношений ориентируется на достижение экономической эффективности, социальной справедливости и политической стабильности. Однако достижение этих целей сталкивается с большими трудностями, среди которых следует выделить: - отсутствие четкой взаимосвязи между налоговыми поступлениями и доходами местных бюджетов, которое лишает местные органы власти стимулов к увеличению государственных доходов и обостряет, таким образом, проблему нехватки средств не только на местном, но и на общегосударственном уровне. Из Государственного бюджета Украины в бюджет Автономной Республики Крым, областные бюджеты передается часть доходов в виде отчислений от общегосударственных налогов, сборов, дотаций и субвенций, размер которых утверждает Верховная Рада с учетом экономического, социального, экологического состояния соответствующих территорий. Таким образом достигается сбалансированность доходов и расходов, создаются условия заинтересованности местных органов власти в выполнении планов поступлении общегосударственных налогов, осуществляется приоритетное финансирование общегосударственных программ и мероприятий по управлению экономическим развитием регионов; - распределение финансовых ресурсов государства в отношении регионов имеет конфискационный характер. Все финансовое бремя переложено с центра на регионы, которые ощущают острые проблемы из-за хронического недофинансирования со стороны государства. Это препятствует реализации целенаправленных мер государственной региональной экономической политики по обеспечению эффективного регулирования процессов регионального и местного развития, согласованию действий центральных и местных органов исполнительной власти относительно структурной перестройки экономики государства. Из общего количества административно-территориальных образований самодостаточными можно считать лишь Киев, Донецкую, Днепропетровскую, Запорожскую, Одесскую области, которые обеспечивают не только свои потребности, но и потребности других регионов. Остальные регионы -хронически бедные, и нуждаются в финансовой поддержке (Волынская, Житомирская, Закарпатская и Тернопольская области) [73]; - необходимость реформирования бюджетной системы регионов и межбюджетных отношений на основе повышения роли местных налогов и сборов, установления нормативной зависимости роста заработной платы в бюджетных организациях регионов от повышения доходов местного бюджета. Валютно-финансовая, кредитная, налоговая и ценовая политика государства должны были бы создавать предпосылки для внутрирегионального накопления, формирования финансово обеспеченных местных бюджетов. Только при таких условиях властные структуры областей и районов могут влиять на развитие предпринимательства, активизацию инициативы по совершенствованию и эффективному использованию трудового потенциала, повышению уровня жизни населения; - отсутствие навыков финансового управления доступа к альтернативным бюджетным источникам привлечения финансовых ресурсов для удовлетворения финансовых потребностей регионов. Ситуация, обусловленная недостатком собственных и закрепленных средств местных бюджетов, а также невозможностью долгосрочного предвидения доходов и расходов местных бюджетов, приводит к тому, что количество регионов-реципиентов в Украине постоянно растет; - неравномерность распределения по территории - наличие региональной дифференциации расходов и доходов в расчете на одного жителя. Разность между максимальными и минимальными показателями по регионам Украины составляет 1,4 раза [74]; - нестабильность структуры бюджетных поступлений, что препятствует прогнозированию социально-экономического развития регионов, неурегулированность отношений на уровне город-район, поселок-село, нерешенность вопросов преодоления задолженности между бюджетами различных уровней по взаимным расчетам. Таким образом, бюджетные системы регионов Украины на сегодняшний день не отвечают потребностям регионального развития. Чрезмерная централизация финансовых потоков приводит к тому, что органы местного самоуправления не имеют возможности реализовать свои полномочия в полной мере, а невозможность проведения региональной политики по удовлетворению местных интересов уменьшает авторитет органов местного самоуправления и вызывает сомнения в перспективности демократических отношений на местном и региональном уровне. В перспективе реформирование системы межбюджетных отношений должно быть направлено на повышение эффективности перераспределения бюджетных средств, формирование самодостаточных в экономическом отношении административно-территориальных единиц, обеспечение справедливости и равенства в привлечении средств граждан и получении общественных благ. Первый шаг в этом направлении сделан в виде принятия Бюджетного кодекса, благодаря которому была введена система расчета трансфертов, которые не зависят от уровня фактического выполнения доходной и расходной части местных бюджетов и не лишают органы местного самоуправления стимулов к наращиванию доходов. Кроме того, у местных органов власти появился стимул к поиску дополнительных возможностей пополнения местных бюджетов, к экономии ресурсов, реализации социальных программ. Совершенствование финансовых отношений центра с регионами и местным самоуправлением должно осуществляться на основе бюджетной децентрализации и деконцентрации полномочий органов государственной исполнительной власти, что, в частности, предполагает: - законодательное определение позиций взаимоотношений бюджетов сел, поселков, городов районного значения с районными бюджетами, а также бюджетов районов в городах с городскими бюджетами; - финансовое обеспечение реализации функций местного самоуправления на местном уровне. При этом государство гарантирует финансовое обеспечение минимального уровня; - обеспечение реальной автономии местных бюджетов за счет совершенствования системы местных налогов и сборов, повышения их роли в формировании местных бюджетов, увеличения собственных доходов в бюджетах местного самоуправления, закрепления за ними на долгосрочной основе части общегосударственных налогов и сборов и трансфертов, формирования сбалансированных местных бюджетов всех уровней; - объединение на договорных началах финансовых и других ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления для решения местных, региональных и межрегиональных проблем развития; - оптимальное использование бюджетных средств, непосредственно предоставленных из Государственного Бюджета Украины для выполнения отдельных местных и региональных проектов; - выявление дополнительных источников доходов и расширение доходной части местных бюджетов за счет более широкого использования неналоговых платежей, расширение поступлений от доходов предприятий и коммерческих структур, повышение эффективности работы контролирующих органов; - преодоление недостаточности местных источников доходов, посредством предоставления властным структурам регионов права самостоятельно вводить территориальные надбавки к местным налогам, исходя из особенностей структуры производства конкретного региона; - устранение транзитивности общегосударственных налогов. Осуществление налоговой политики позволит органам власти различных уровней получить долю доходов от экономического развития региона; - преодоление региональной ассиметрии на основе - внедрение механизмов поощрения сбережений населения с целью увеличения инвестиционного потенциала регионов; - совершенствование контроля деятельности органов местного самоуправления. Отмеченные мероприятия позволят обеспечить устойчивое и сбалансированное развитие регионов и государства в целом, внедрение в практику местного самоуправления разных форм прямой демократии, непосредственное участие граждан в осуществлении местного самоуправления. Гармонизация отношений между всеми субъектами межбюджетных отношений играет особую роль в обеспечении стабильного и динамичного развития общества. Недостаточная эффективность финансовых отношений в регионе может стать фактором торможения общественного развития, спровоцировать обострение общественных противоречий, обусловленных существенной дифференциацией уровней финансового обеспечения между отдельными административно-территориальными единицами государства. Контрольные вопросы: 1. В чем сущность межбюджетных отношений? 2. В чем сущность основных проблем межбюджетных отношений в Украине? 3. Каковы основные направления совершенствования межбюджетных отношений в Украине?
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (679)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |