Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Архитектурный стиль Хай-Тек: Ренцо Пияно, Д. Роджерс





Билет № 23

Кочевое жилище (казахская юрта – конструктивные и декоративные особенности).

Переносное жилище - юрта, это оригинальное изобретение кочевых культур.. В книге "Худуд ал-алам" ("Границы мира") говорится о "юртах, в которых люди живут летом и зимой, кочуют в поисках пастбища и воды". Юрта, являющаяся величайшим изобретением кочевников Евразии, была воспринята казахами от своих предшественников и на протяжении многих веков служила основным переносным жилищем.

На сегодняшний день различаются два типа юрты – тюркский(используется киргизами, казахами, туркменами) и монгольскийтип, который используют практически все остальные кочевые народы. Тюркская юрта существенно отличается от монгольской. Если в тюркской юрте решена задача создания истинного купольного свода – отсюда изогнутость жердей кровли и свободное внутреннее пространство, то монгольская юрта образует ложный, то есть безраспорный купол. Жерди кровли монгольской юрты прямые и опираются они одним концом на вертикальные стенки, а другим – на светодымовой обруч, в свою очередь, опирающийся на центральные внутренние столбы – наиболее длинные и тяжелые элементы юрты – продолжают сковывать подвижность кочевников. Именно поэтому монгольские юрты имеют низкие вертикальные стенки (порядка полутора метров), пологий свод и соответственно небольшую высоту. Все это для того, чтобы не увеличивать длину и тяжесть внутренних опор. Не случайно, в ходе продвижения на запад, монголы вынуждены были отказаться от своей юрты и принять тюркскую.

Круглая форма и мобильность юрты отразили в себе как защиту от погоды, так и хозяйственный уклад жизни кочевника. Кочевая юрта, чутко реагирует на колебания температуры, отвечает погодным изменениям, прекрасно защищает от немногочисленных атмосферных осадков, летом спасает от зноя, зимой – от холода. Такая уникальная способность весьма существенна. Ведь в некоторых районах Казахстана температура воздуха летом +40 С, а зимой -30 С. Конструкция юрты, состоящая из деревянной решетки и пористого шерстяного войлока, играет роль терморегулятора, сохраняя внутри жилища постоянный тепловой режим. В юрте возможно организовать круговую вентиляцию, для чего нужно немного приподнять войлочную кошму у основания, в результате чего воздух будет прекрасно циркулировать. Юрте не страшны практически никакие природные катаклизмы – ее структура без особых проблем выдерживает сильнейшие ураганы.



Каркас юрты составляют следующие четыре части:

Кереге- сборно-раздвижное основание юрты, которое состоит из отдельных секции решеток (канат), соединенных друг с другом, и образует тем самым круговую стенку юрты; канат представляет собой скрепленные по диагональным осям планки (саганак), что в и позволяет растягивать или же стягивать их.

Уык- купольная жердь, в своем множестве образующие крышу юрты.

Шанырак- круговое навершие для закрепления в нем верхних концов уыков, являющееся одновременно дымоходом и окном юрты.

Есик(сыкырлауык) - двустворчатая дверь.

По числу секции (канат), соединенных в кереге, определяется размер юрты: шести-восьми канатная. Большинство казахов жили в шести канатной юрте. Купол юрты, ее крыша, образуется из изогнутых жердей (реек) - уык, размер и количество которых зависит от величины юрты, т.е. чем больше в ней канатов, тем длиннее и массивнее уыки. Размер шанырака зависит от величины юрты, т.е. если в кереге много канатов, то диаметр его больше и массивнее.

Одним из основных (как философскому, так и конструктивному значению) символов юрты становится круг. Разнообразие диапазона употреблений круга в юрте начинается с его внешней куполообразной формы. Затем бесчисленные круги конструкции, подчеркнутые кругом баскура, множатся в розетках сырмаков и текеметов, в золотых спиралях ковров, круглятся в узорах посуды, кроватей, шкафчиков и сундуков. И достигая в итоге главного круга юрты - шанырака - открытого отверстия в куполе юрты, все вместе возносятся ввысь к синему небу, к главному божеству казахов - Тенгри. Но самое главное декор казахской юрты не только символ-демонстрация этнического духа и традиции, он прежде всего призван подчеркнуть соотнесенность "освоенного", предельно семантизированного пространства жилища с природным космосом как его первоосновой.

Сегодня же с полной уверенностью можно утверждать, что юрта – не только необычайно мобильное и надежное жилище, но и отражение мировосприятия казахских традиций кочевых народов. В ней запечатлены основные принципы жизни традиций казаха, главный из которых – жить в гармонии с природой, с Вселенной, с самим собой. Белоснежная юрта просто поражает своей продуманной функциональностью, красотой, великолепным убранством. Такое жилище – одно из самых загадочных и уникальных созданий человеческой культуры.

Архитектурный стиль Хай-Тек: Ренцо Пияно, Д. Роджерс.

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в Великобритании в недрах позднего модернизма в 1970-х, нашедший широкое применение в 1980-х и актуальный сегодня...

Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Ж. Нувель, Д. Пакстон, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

Основные черты стиля хай-тек:

- Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.

- Основой хай-тека становится упор на функциональность.

- Максимально ограничивается использование декоративных элементов.
- Архитектура хай-тек отдает предпочтение стеклу, металлу, пластику, бетону и другим искусственным покрытиям. Стиль противостоит направлениям, использующим натуральные материалы.

- Широкое использование серебристо-металлического цвета.

- Не­приглядные технические детали больше не прячут: в век высоких технологий они ста­новятся, скорее, украшением (использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания). Вентиля­ционные шахты и трубопроводы декори­руются, окрашиваются в разные цвета, а потому подобные конструкции не только не портят общего впечатления от сооружения, но и имеют эстетическую ценность.

- Конструкции в своем большинстве простые, преобладают простые формы и прямые линии.Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).

- Архитекторы экспериментируют с освещением, что в сочетании с зеркальными поверхностями зданий создает эффектное мерцание. Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.

- Высокий прагматизм в планировании пространства.

- В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.

Ричард Роджерс (Richard Rogers)родился во Флоренции в 1933 г. Его родители эмигрировали в Англию, где он закончил лондонскую Архитектурную ассоциацию, а затем, переехав в США, – Йельский университет. По возвращении в Лондон организовал вместе со своим однокашником по учебе в США Норманом Фостером бюро «Команда четырех» (туда вошли также супруги архитекторов).

В 1967 году группа Team 4 распалась, и Роджерс начал сотрудничать с итальянским архитектором Ренцо Пиано. В 1971 году вместе с Пиано и Джанфранко Франчини Роджерс разработал проект Центра Помпиду в Париже и выиграл конкурс на его постройку. В 1977 году музей открылся для посетителей. Несмотря на то что сначала Центр подвергался критике (статья в Le Figaro о нём была озаглавлена «В Париже есть свой монстр, как в озере Лох-Несс»), со временем он стал главной постройкой в стиле хай-тек и одной из достопримечательностей Парижа.

Что так шокировало жителей Парижа и журналистов в конце 1970-х? Все коммуникации и лифты Центра Помпиду были вынесены наружу и окрашены в яркие цвета, так что весь фасад опутывала сеть разноцветных труб и ёмкостей. Формально такое решение объяснялось тем, что архитекторы не хотели загромождать внутреннее пространство музея и оставляли место для произведений искусства (самой разной формы и размера) — это позволяло устраивать масштабные выставки. Однажды архитектурный критик Алан Колкахун (Alan Colquhoun) заметил, что для коммуникаций и лифтов не нужно столько места, сколько они занимают на фасаде Центра Помпиду. Этот приём не был функциональным — Роджерс, Пиано и Франчини восхищались технологиями и хотели сделать технические системы здания частью эстетики.




Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)