Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование научных школ управления



2016-01-02 364 Обсуждений (0)
Формирование научных школ управления 0.00 из 5.00 0 оценок




Менеджер – член организации, осуществляющий руководство людьми, определяющий цели работы, вырабатывающий и принимающий решение по эффективному взаимодействию людей по достижению намеченных целей.

В 1986 г. в США по инициативе Академии менеджмента отмечали столетний юбилей научного направления менеджмент. Дату его рождения академия связывала с деятельностью Американского общества инженеров – механиков The American Sosiety of Mechanical Engineers (ASME) и, в частности, с собранием общества в 1886 г., на котором президент компании Yale and Towne Manufakturing Г. Таун сделал доклад «Инженер в роли экономиста». В этом докладе отмечалось, что управление трудовыми процессами становится все более сложным, ответственным и не менее важным, чем техническое конструирование. Причем от инженеров, управляющих производством, стало требоваться не только знание техники и технологии, но и умение подсчитывать затраты, доходы, прибыль, а также находить язык с подчиненными и нести весь груз ответственности за их работу. На заседании общества в этот день присутствовал Фредерик Тейлор. Именно с этим человеком связывают появление и стремительное распространение идей менеджмента.

Возвращаясь к празднованию столетнего юбилей менеджмента, необходимо отметить еще одно обстоятельство. Один из выступающих, Питер Фердинанд Друкер, сказал своим коллегам, что нельзя всерьез думать, что истории менеджмента только сто лет, ведь все народы мира в течение тысячелетий осуществляли менеджмент. И одними из лучших менеджеров были те, кто нес ответственность за строительство пирамид в Египте. У них не было достаточно времени, чтобы увидеть завершенным свой труд, они были ограничены в транспортных средствах и научных ресурсах, но сумели создать одно из величайших чудес света. Отсутствие доказательств в использовании или неиспользовании особых технических приемов не говорит о том, что египетские «менеджеры» не управляли людьми для достижения общих целей.

Рассматривая развитие теории и практики менеджмента, выделяют несколько исторических периодов.

1 период – древний. Начиная с 9-7 тыс лет до н.э. примерно до 18 века.

Примерно в 9-7 тысячелетии до н.э. в ряде стран Ближнего Востока произошел переход от присвающего хозяйства (охоты, сбора плодов) к принципиально новой форме получения продуктов – их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении М., вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000-2800 гг до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы).

Одним из тех, кто первым дал характеристику управления как особой сферы деятельности был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428-343 гг до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

Александр Македонский (356-323 гг до н.э.)развил теорию и практику управления войсками.

2 период – индустриальный период (1776-1890).

Первые работы прикладного и научного характера, решающие проблемы организации труда, появились во многом благодаря необходимости решения проблем промышленного производства.

В Великобритании началась промышленная революция. Паровая машина Джеймса Уаттасыграла большую роль в интенсификации и концентрации промышленного производства. А концентрация производства, в свою очередь, в тот период стимулировала научный поиск во всех сферах естественно-технических знаний.

Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит Адаму Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, т.к. сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства. В книге «Исследования о природе и причинах богатства народов», опубликованной в 1776 году, он описал важнейшие категории трудовой теории стоимости и показал, что богатство нации создается не только сельским хозяйством и торговлей, оно создается всеми видами производства. В разделении труда видел источник роста благосостояния любых народов мира.

Энергия пара Уатта и политическая экономия Адама Смита создали потенциал промышленной революции, а массовые рынки – обусловили ее необходимость.

Через 50 лет после выхода книги Смита Чарльз Бэббидж опубликовал свои идеи разделения труда в книге «Экономика машин и промышленных предприятий». Именно Беббидж первым описал причины и необходимость разделения физического и умственного труда.Понимание необходимости специализации труда и обусловила появление менеджмента.

В 1860 г. Великобритания занимает первое место в мире по производству промышленной продукции. Вслед за ней шли США и Франция.

В США с 1880 по 1890 г. капиталовложения в промышленность возросли втрое по сравнению с предыдущим десятилетием. За этот период в промышленность влилось более 1.5 млн. рабочих. Большинство из них были иностранные рабочие, не имеющие образования и не знающие английского языка. Таким высоким темпам роста промышленности благоприятствовало: наличие природных ресурсов, хорошие климатические условия, наличие свободных земель, приток эмигрантов, возможность использования европейского капитала.

С ростом промышленности началась активная деятельность промышленных корпораций Рокфеллера (Нефтяная компания), Моргана, Карнеги. Появились первые промышленные объединения пулы- соглашения о ценах и объемах производства, а затем и тресты – крупные отраслевые объединения.

Концентрация производства тесно связана с развитием науки и техники.

С одной стороны, постоянное совершенствование технических средств, создание все больших машин с высокой производительностью подталкивали к объединению капитала и укрупнению производства. С другой стороны, экономические законы концентрации капиталов порождали потребность в новых, более производительных машинах. Т.о. развитие науки и техники способствовали концентрации производства, а концентрация производства стимулировала интенсивный поиск, особенно в сферах естественных и технических знаний.

Депре (Франция), Лачинов, Доливо-Добровольский (Россия) решили задачу передачи энергии на большие расстояния;

Г.Лаваль, Ч. Парсонс (Англия) изобретают многоступенчатую турбину.

Даймлер, Бенц, Дизель (Германия) изобретают двигатель внутреннего сгорания.

Лодыгин, Яблочков, Эдисон предлагают разной конструкции модели электрической лампочки.

Белл получает патент на телефонный аппарат.

Общий прогресс науки и техники позволил продвинуться человечеству в использовании машин для замены ручного труда машинным. Внедрение машин, с одной стороны, позволяло осуществить огромный рост производительности труда, с другой – углубляло разделение труда между группами рабочих и предприятиями и требовало новых форм организации труда.

Следует отметить, что развитие науки и техники не было бы таким бурным, если бы не было роста огромного количества научных учреждений, особенно в США. В дополнению к старейшему Гарвардскому университету (основан в 1636 г.) открываются: Йельский, Чикагский, Мичиганский университеты, создается Американская ассоциация развития наук (1848), Национальная академия наук (1863 г.), Пенсильванский университет, Калифорнийский и Чикагский университеты открывают школы бизнеса, в 1908 г. создана известная всему миру школа бизнеса при Гарвардском университете.

Т.о. мировая наука конца 19 века была готова к обобщению громадного фактического материала, созданного предшествующими поколениями, и сформировала необходимые предпосылки возникновения науки управления организацией.

3 период – период систематизации (1856-1960)

В сущности, то, что мы сегодня называем М., зародилось во времена промышленной революции 19 века. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников , чтобы они могли представлять интересы владельцев на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.

4 период – информационный (1960 по настоящее время)

Управление рассматривается как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е годы начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субьективных решений менеджеров.

 

Формирование научных школ управления.

Классическая школы

 

Самые первые исследования в области М. были сделаны классической школой.

Первых менеджеров интересовал вопрос об эффективности производства (технический подход). Свою деятельность они сосредоточивали на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты по времени на различные операции и т.п.

Первый крупный шаг к рассмотрению М. как науки был сделан Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления.

В 1895 году Фредерик Тейлор выступил на заседании ASME с докладом «Система сдельной оплаты». Его доклад существенно отличался тем, что ученый считал заработную плату одним из элементов целой системы управления производством, в основе которой лежат следующие нижеприведенные общие идеи:

· Заработная плата выплачивается не месту, а человеку;

· Установление расценок должно основываться на точном знании, а не на догадках;

· Расценки, основанные на точном знании, единообразны и справедливы;

· Благодаря установленным расценкам продукты становятся дешевле, а зарплата выше, чем обычно;

· Заработная плата, основанная на точном знании и расчете выделяет лучших рабочих, уничтожает причины умышленного снижения производительности, создает дружескую атмосферу среди рабочих и пробуждает общий интерес к сотрудничеству рабочих и предпринимателей.

И хотя доклад Тейлора не встретил должного внимания, в течение десяти последующих лет Тейлор и его единомышленники стали последовательно проводить работу по практическому осуществлению новых методов организации труда. В течение восьми лет на заводах Мидвейлской стальной компании, Массачусетском заводе велосипедных деталей, бумажной фабрике в Мене и на строительных работах апробироваллись элементы новой организации труда и проводились исследования по определению наиболее общих закономерностей и элементов.

В 1902 г. Тейлор был приглашен на небольшой машиностроительный завод в Филадельфии для того, чтобы вывести завод из кризиса. Завод стал испытательным полигоном для отработки методов научного управления. За первые полгода число работающих на заводе сократилось, число служащих увеличилось и объем выпускаемой продукции увеличился в три раза.

Опыт внедрения своих идей помог Тейлору прийти к революционной идее научного управления. Она сводилась к следующему. В каждое новое предприятие вливаются работники других предприятий, отраслей, регионов, стран. Каждый из работников является носителем знаний, умений, навыков и представлений о лучших методах работы и вознаграждения за труд, полученных на других предприятиях. Поэтому на предприятиях концентрируются различные представления о труде, производительности и эффективности. Если предоставить рабочим полную инициативу в выборе производительности, то разные представления могут привести к плохим результатам.

Для того, чтобы достичь общей эффективности, управление предприятием должно основываться на научных методах:

· Выработать законы и правила, которые заменят индивидуальные мнения рабочих;

· Установить письменные регламенты организации труда на каждом рабочем месте;

· Обучить трудящихся в соответствии с разработанными нормами;

· Разделить ответственность за производительность между рабочими и администрацией.

После смерти Тейлора в 1915 году в его доме было основано общество «Сотрудники Фредерика Тейлора». Впоследствии оно сыграло большую роль в объединении его последователей и распространении тейлоровского учения.

Ученик Тейлора Генри Гантт сделал следующий шаг в научном управлении, от отдельных операций и движений он пришел к измерению производственного процесса в целом.

Разрабатывая вместе с Тейлором систему сдельной оплаты, Гантт заметил, что причиной низкой производительности труда нередко бывает плохая организация. И поскольку он обладал неординарной способностью к обобщениям, его заинтересовало все, что было связано с планированием работ. Изучая то, как выполняется нагрузка трудящихся, он предложил Планировать и контролировать не только загрузку материалов и оборудования, но и время и резервы выполнения работ. Для удобства планирования и контроля он составлял компактные записи по всем объектам и времени выполнения работ. Данные накапливались последовательно и систематически помогали проводить анализ хода выполнения работ за отдельные промежутки времени и за весь период в целом. Благодаря Гантту появилось календарное и оперативное планирование.

Френк и Лилиан Гилбрет также использовали принципы Тэйлора разделения движений на элементарные части, но расширили область их использования. Ф Гилбрет разрабатывал идею выработки нормативов времени на элемент операции для разработки стандартных технологических процессов как составляющих элементарных операций и их сочетания. В дальнейшем Гилбрет разработал методику изучения движений, привел их классификацию и сформулировал принципы экономии движений. Они позволили оптимизировать движения и затрату энергии на производство самых разных продуктов. Л.Гилбрет развивает мысль об элементах, их измерении и объединении в процесс – в формулу: цель – не что иное, как хорошо продуманный процесс измерения и синтеза. Наука управления получила развитие от управления по заданию к формулированию цели организации.

Главная заслуга Тейлора состоит в том, что он как основатель школы «научного управления» разработал методологические основы нормирования труда, стандартизовал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.

Т.о. к 1916 г. сформировалось целое направление в исследованиях: первая научная школа, получившая несколько названий, - «научного менеджмента», «классическая», «традиционная»

Разновидностью классической школы управления является «административная школа». Она занималась изучением вопросов роли и функций менеджеров. Считалось, что, как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные методы руководства.

Одним из пионеров разработки этой идеи был Файоль (1841-1925). Французский промышленник не был прямым учеником Тэйлора, но его идея разделения управленческого труда на операции позволила включить его и его последователей в одну научную школу.

Файоль разделил весь процесс управления на пять основных функций, которыми мы до сих пор пользуемся в управлении организацией: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация), контроль.

Из других представителей «административной школы» можно выделить Блюмфильда, разработавшего концепцию «менеджмент персонала», или управление рабочей силой (1917 г.).

Основная черта «классической школы» заключается в том, что существует только один способ достижения эффективности производства. Поэтому цель классических менеджеров состояла в том, чтобы обнаружить этот совершенный и единственно приемлемый метод управления.

 



2016-01-02 364 Обсуждений (0)
Формирование научных школ управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование научных школ управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (364)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)