Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Школа управленческой науки



2016-01-02 807 Обсуждений (0)
Школа управленческой науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Представители классической школы менеджмента разрабатывали идеи повышения эффективности управления в рамках организационной иерархии с направлением влияния «сверху-вниз». У исследователей поведенческой школы приоритеты были отданы убеждению работника. Учет чувства собственного достоинства поколебал вертикальную опору организационной иерархии и неприкосновенную идею делегирования власти.

Поскольку практическим менеджерам были нужны четкие нормативные принципы, потребовалось общее согласие двух научных направлений. Источниками такого согласия многие исследователи видели организационную структуру управления и развитие науки управления в целом, включающую все великие идеи классиков эффективного менеджмента.

Структура управления организацией никогда не выходила из поля зрения исследователей. Муни и Рэйли, развивая идеи Файоля, отдали приоритеты принципу координации. Причем координация в их понимании должна была осуществляться сверху-вниз через все подразделения, а власть и ответственность последовательно распределялась по рангу подразделений. В результате за счет вертикального разделения труда создавались простые типы иерархии.

В более поздних работах Л.Гулика(1947 г.) и Л. Эрвика(1972 г.) координация считалась основополагающим принципом построения организационных структур.

В дальнейшем для построения организационных структур классическая теория предлагала воспользоваться следующими принципами:

· Разделение труда и распределение функций.

· Подразделение на отделы.

· Норма управляемости (субъективный показатель).

· Единоначалие (работник должен иметь лишь одного начальника).

В организациях структуры вырабатывались путем проб и ошибок.

Неудовлетворенность существующими принципами менеджмента, на основе которых выстраивались организационные структуры, привела исследователей Имперского колледжа науки и технологии (Великобритания) к поиску других прогрессивных решений. Руководителем программы исследований была назначена промышленный социолог Дж. Вудворд. Своими исследованиями она хотела ответить на вопрос: в каком случае в компании с более сложной и менее детерминированной технологией производства потребуются новые методы и структура управления?

Для изучения было выбрано 200 организаций различающихся по величине и ассортименту. Анализировалась информация по годовым и финансовым отчетам за пять лет, а также производили опросы работников. На основе проведенных оценок выделялись компании с большей производительностью и анализировались их организационные структуры.

Вудворд доказала, что классические принципы построения организационной структуры эффективны только в случае массового производства, в других случаях в организационной деятельности стандартных оптимальных путей нет. Имя английской исследовательницы Вудворд вошло в число основателей школы управленческой науки.

После окончания Второй мировой войны колоссальное развитие, которое получили предприятия военно-промышленного комплекса во время войны, создало проблемы для мирной продукции. Вследствие этого наметились тенденции к росту размеров корпораций, которые все больше испытывали потребности в исследованиях по эффективности организации и стратегическому управлению.

Кроме повышения эффективности организационных структур с помощью решения проблемы роста корпораций, начала прорабатываться идея интеграции и координации компаний по отраслевому принципу.

Таким образом, окружающая среда и организационная структура были увязаны единой задачей. Схемы организационных структур стали увязываться с изменением реальных условий. В этой связи большую известность приобрели исследования П.Лоренса и Д.Лорша, которые проводились в 10 организациях США по производству и переработке пластмасс.

В военные и послевоенные годы возникли и стали быстро развиваться прикладные направления математики: исследование операций, моделирование и теория игр, теория решений, математические модели. В рамках этих направлений формулировались и решались самые сложные задачи по управлению организацией. Достижения математики, вычислительной техники и поиск практических интерпретаций математических теорий ориентировали управленческую науку на использование системного подхода.

Т.н. системный подход в м. был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

Главная идея системной теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствие для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области становится проблемой для другой.

В 70-е г. появилась идея открытой системы. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменению во внешней среде.

С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках Ситуационного подхода.

Первые идеи ситуационной теории связывают с именем профессора Гарвардского университета Г.Деннисона. Исходя из собственного опыта, Деннисон систематизировал ситуации, при которых нужно реализовывать принцип перекрестного функционирования, и обосновал идею непрерывной реорганизации. Суть подхода состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место занимает ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Т.е. пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Ситуационная теория позволяет осознать многие проблемы, порожденные необходимостью использования классической теории в условиях риска и неопределенности, но пока не дает окончательного решения.

Школа управленческой науки создала методологию системного и ситуационного подхода к исследованию, методический экономико-математический инструментарий для разработки решений и научила менеджеров успешно работать в быстроменяющихся условиях.

Формирование российской науки и практики управления производством.

 

Начало развития М. в России было положено в 17 в, когда начался процесс слияния областей, земель, княжеств. В недрах феодального устройства постепенно стали формироваться новые отношения. Крупные поместья производили продукции больше, чем требовалось для внутреннего потребления. Некоторые из них организовывали производство промышленных изделий. Крестьянские хозяйства стали вовлекаться в рыночные отношения. Росло городское население, появились крупные промышленные предприятия (мануфактуры). Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок. К концу 17 века в России насчитывалось более 30 крупных заводов. Быстрыми темпами стали развиваться металлургия, металлообработка, стекольное кожевенное производство и производство бумаги. Расширялась и торговля России с Востоком и Западом. Астрахань и Архангельск стали форпостами внешней торговли и источниками пополнения царской казны. Взаимоотношения и конфликты российских купцов и иностранных торговцев привели прогрессивных мыслителей России к пониманию роли и необходимости государственного вмешательства.

В развитии системы государственного управления важную роль сыграл Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащекин (1605-1680), сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. Ордин-Нащекин считается одним из первых русских управленцев, прошел карьеру и воеводы и дипломата, руководил внешней политикой в 1667-1671 г. (в 1672 г. постригся в монахи), под его руководством разрабатывались посольские приказы. В историю российского менеджмента А.Л. Ордин Нащекин вошел с идеей расширения функций государства по управлению товарными и финансовыми межгосударственными отношениями. Он предложил разработать систему контроля за качеством зарубежных товаров, регламентировать внутреннюю и внешнюю торговлю справедливым налогообложением и регулировать денежное обращение с целью привлечения а Россию драгоценных металлов.

Особую эпоху в истории развития российского М. составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Круг управленческих действий Петра весьма широк – от изменения летоисчисления до создания нового государственного управленческого аппарата. Конкретизируя управленческие аспекты периода правления Петра, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:

- развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств;

- содействие развитию сельского хозяйства;

- укрепление финансовой системы;

- активизация развития внешней и внутренней торговли.

В укреплении государства Российского Петру помогали многие прогрессивные деятели. Немало передовых идей связывают с именем Ивана Тихоновича Посошкова (1670-1726). Его имя увековечила «Книга о скудости и богатстве», законченная им в 1724 г. В этой книге был дан анализ препятствий, чинимых произволом, взяточничеством, круговой порукой, устаревшими, на его взгляд, указами, порядком и управлением. И.Т. Посошков свою книгу с сопровождаюшим «Доношением об исправлении всех неисправ» направил лично Петру I , но далеко не все идеи были одобрены царем. И.Т. Посошков обосновал преимущества сдельной оплаты труда по сравнению с повременной, а также преимущества монопольной торговли государства, рекомендовал поощрять изобретательство и заботу об охране прав творческих мастеров.

Т.о. первая четверть 18 в. была периодом петровского реформирования управления экономикой как на микро-, так и на макроуровне.

Следует отметить, что во времена Петра и в послепетровский период в Российской экономике развивалось два противоположных направления управленческой мысли. Одно было за отмену крепостного права, которое сдерживало развитие капиталистических отношений, а другое – за сохранение крепостничества, как системы укрепления дворянства.

Последовательным идеологом сохранения крепостничества в Екатерининскую эпоху был Василий Николаевич Татищев, который в качестве творческой деятельности занимался географическим описанием и исследование истории России, был управляющим заводов в Сибирской и Казанской губерниях, губернатором Астрахани. В своих работах «История Российская с самых древнейших времен» и «Представление о купечестве и ремеслах» он сделал обобщение действующей экономической политики и предложил совершенствовать и активизировать баланс торговли с превышением экспорта над импортом. Заботился о развитии мелких ремесел и частного предпринимательства, отрицательно относился к наемным приказчикам и управляющим помещиков. Предлагал изменить управление поместьем с помощью оброчной системы и раздачей всей земли в надел крестьянам.

Не последнюю роль в истории развития менеджмента в России сыграл Михаил Васильевич Ломоносов. Он известен как исследователь государственного масштаба, сторонник более активного вмешательства государства в экономику. Считал, что хозяйственная жизнь должна быть устроена так, чтобы производство предназначалось прежде всего для внутренних потребностей государства, и только излишки могут предназначаться для внешней торговли. Для управления организацией он также предложил немало рациональных идей. Посоветовал ввести регулярные конкурсы предложений среди работников по сокращению времени и издержек в металлургии, а также замене ручного труда машинным.

Во второй половине XVIII века быстрый рост товарного производства содействовал развитию капитализма и начинал подрывать феодальные отношения. Именно в это время Россия была признана ведущими европейскими державами и субьектом международных отношений. Следует отметить, что на Западе и в США началось бурное развитие промышленности и создавались условия для появления научной организации труда. В России же в конце XVIII века началась только подготовка к реализации проектов реформирования устройства российского общества.

Особую роль в развитии м. в России сыграл Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839). Цель преобразований он видел в придании самодержавию внешней формы конституционной монархии, опирающийся на силу закона. Систему власти Сперанский предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную. Т.е. законодательные вопросы должны были находиться в ведении Государственной Думы, суда – в ведении Сената, управление государством – в ведении министерств, ответственных перед Думой.

В 1864 г. Александр утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которым утверждалось всесословное самоуправление. Земства превратили систему народного образования в разветвленную систему регулярно финансируемых учреждений. Земства самостоятельно выбирали свои руководящие органы, осуществляли работу согласно принятым принципам самоуправления, сами формировали источники доходов, повышали уровень профессиональной подготовки земских работников.

Эта реформа повлекла за собой дргугую – реформу городского управления. В 1970 г. Александр II утвердил Городское положение, которое позволило создавать выборную Городскую Думу. Выборы проходили один раз в четыре года. На заседании думы выбиралась управа: исполнительный орган общественного управления и городской голова.

Во времена Александра III в условиях развития капиталистических отношений потребовалось укрепление вертикали власти, поэтому усиливалась роль полиции и администрирования. Экономические реформы противостояли революционному движению. В экономическую и политическую жизнь России в это время входили Сергей Юльевич Витте и Петр Аркадьевич Столыпин.

Витте осуществил в 1897 г. Денежную реформу, используя Способ девальвации рубля для укрепления экономики государства. Ввел винную монополию государства, сумел привлечь капиталы Запада и создать экономические условия для промышленного подъема.

П.А. Столыпин был убежденным противником революционных подходов к реформированию государственного управления. Он говорил, что России нужно сначала успокоение, а потом реформирование. Организовал вокруг себя для разработки проектов реформ знающих и преданных России людей.

В аграрной реформе были заложены основы свободы человека и труда, изменены существующие принципы распределения земли, внедрения агротехнической культуры и стимулирования производительности труда.

Реформация государственного управления было рассчитано на 20 лет. В нем были заложены идеи децентрализации территориального управления. В проекте были программы по изменению условий и охраны труда фабричных рабочих.

Также по инициативе Столыпина была разработана программа строительства шоссейных и железных дорог на период до 1932 г. Но в 1911 году Столыпин был убит и его проектам так больше никто и не вернулся.

 

Научная организация труда и становление научного управления социалистическим производством

После 7-го ноября 1917 года владельцы заводов, фабрик, банков и других крупных предприятий покинули Россию и были лишены своей собственности. Переход такого количества предприятий в общественную собственность поставил перед Советом Народных комиссаров новым правительством России сложнейшие задачи.

Принципиальное направление деятельности органов экономического управления на всех уровнях было определено в работе В.И. Ленина «Очередные задачи советской власти». Определенный Лениным ряд задач составил основу для разработки будущих научных методов управления социалистическим производством. Основных задач было несколько:

  • Введение в управление на микро- и макроуровне единоначалия.
  • Повышение производительности труда на основе научной организации труда.
  • Введение наилучших систем учета и контроля.
  • Материальная заинтересованность производителей в результатах труда.
  • Разработка показателей, достоверно отражающих результаты хозяйствования.
  • Укрепление трудовой дисциплины и поиск новых форм морального стимулирования рабочих и управленцев.

Для разработки и внедрения научных методов управления производством предлагалось перенимать все ценное из идей и опыта других стран.

Ленин долгое время жил в Европе, был знаком с работами Тэйлора. Вопросы менеджмента занимали важное место и в теоретических разработках Ленина. Его учение стало своеобразной концепцией практической реализации национализации промышленности и создания единого народного хозяйства. Его решение приспособить тейлоровскую систему эффективности в условиях обобществленного производства было обоснованным и прогрессивным.

Первый вопрос будущей советской теории научной организации труда был вопросом терминологии. В переводе на русский язык научный менеджмент значило научное управление. Французский профессор А. Шателье перевел это название на французский язык как научная организация труда. В послереволюционной России развитие научного менеджмента началось со слова НОТ, а разделение научного управления и собственно НОТ произошло несколько позже.

Началом процесса становления НОТ стала Первая Всероссийская инициативная конференция по НОТ и производства, начавшая свою работу 20 января 1921 г.

В резолюции конференции была дана формулировка НОТ: «под научной организацией труда надлежит понимать организацию, основанную на тщательном изучении производственного процесса со всеми сопровождающими его условиями и факторами. Основным методом при этом является измерение с натуры затрат времени, материалов и механической работы, анализ всех полученных данных и синтез, дающий стройный, наиболее выгодный план производства».

Важным итогом конференции было признание необходимости введения в программы учебных заведений предметов по научной организации труда и управления производством.

Уже после конференции под знаменем НОТ стали проводиться исследования по организационно-управленческим проблемам. В этот период вокруг таких ученых как А.К. Гастев, Е.Ф. Розмирович, Ф.Р. Дунаевский начали концентрироватья первые направления исследований.

Внимание ученых сосредоточивались на таких проблемах, как рациональная организация рабочего места, совершенствование структуры управленческого аппарата, упрощение делопроизводства, создание простых и дешевых форм учета и отчетности, постановка контроля над выполнением заданий, исследования эффективности отдельных функций и методов экономического управления.

Научная деятельность Алексея Капитоновича Гастева сосредоточивалась на двух направлениях: исследование трудовых движений в производственных процессах и разработка методов рационального производственного обучения. Изучалась геометрия и энергетика движений, психологические и физиологические факторы, организация рабочего места. Гастев пошел дальше своих зарубежных коллег, он проводил исследования и эксперименты по количественному учету процессов в организме и разработал методы активизации возможностей работников. Он написал свыше 200 монографий, брошюр, статей. В работах были заложены основы будущей инженерной психологии, эргономики и новых направлений эффективности управления.

И хотя Гастев и его ученики полемизировали с Тейлором по некоторым позициям:

 

Тейлористы Приверженцы школы Гастева
1. Причиной того, что работники трудятся не в полную силу, считали:
Нежелание работать Незнание и неумение работать
2. использовали хронометраж, инструктаж и дифференциальную оплату труда для повышения:
Производительности непрерывного процесса обработки и производства Ответственности работника за свою работу
3. Конечной целью исследования считали:
Установление стандарта операции Создание необходимой психологической и общебиологической приспособленности к постоянному совершенствованию операций, приемов и искусства ускорения работы.
4. Для обеспечения непрерывной дисциплины разработали:
Инструкционную карточку Активную методику, заставляющую приспосабливаться и быть готовым к изменениям
5. Принципиальная позиция в том, что:
Рабочий является объектом изучения Рабочий не только объект изучения, но и творящий субъект.
6. В процессе обучения ориентировались:
На максимальную производительность На максимизацию производительности с повышением культуры труда, в основном предопределяющей само повышение производительности труда.

Однако и у тэйлористов и приверженцев школы Гастева была часть схожих научных подходов:

· И тех и других волновал тот факт, что рабочие на предприятиях трудятся не в полную силу.

· Научные исследования опираются на предварительный расчет и подготовку всех факторов производства во времени и в пространстве, обеспечивающих максимальное ускорение и уплотнение производственных процессов.

· Научное исследование материального и личного факторов производства носит лабораторный характер и завершается экспериментальной апробацией найденных решений.

· На смену традиции и рутине приходит научное исследование.

· Максимальная специализация массы рабочих и одновременное усиление организаторской функции низшего и среднего административного персонала, введение инструктажа.

· Научное управление – это борьба за максимальное повышение производительности каждого отдельного элемента производственного комплекса, увеличение отдачи каждого станка, механизма, работника.

· Отказ от эмпирического подхода к организации и управлению производством.

· Работники научного управления сводят массу традиционных знаний в законы, правила и даже математические формулы, которые заменяют личное суждение индивидуального работника..

 

 



2016-01-02 807 Обсуждений (0)
Школа управленческой науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Школа управленческой науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (807)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)