Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диалектика природы» Ф.Энгельса и ее значение в создании новой научной картины мира



2016-01-02 1471 Обсуждений (0)
Диалектика природы» Ф.Энгельса и ее значение в создании новой научной картины мира 0.00 из 5.00 0 оценок




Билет

Концепции научной революции

Первой методологической концепцией, получившей широкую известность и опиравшейся на изучение истории науки, была концепция американского историка и философа науки Томаса Куна (1922–1996). Он готовил себя для работы в области теоретической физики, однако еще в аспирантуре с удивлением обнаружил, что те представления о науке и ее развитии, которые господствовали в конце 40-х годов в Западной Европе и США, очень сильно расходятся с реальным историческим материалом. Это открытие подстегнуло его к более глубокому изучению истории науки. Рассматривая, как фактически происходило установление новых фактов, выдвижение и признание новых научных теорий, Кун постепенно пришел к собственному оригинальному представлению о науке. Это представление он выразил в принесшей ему большую известность книге «Структура научных революций» (1962). Важнейшим понятием концепции Куна является понятие парадигмы. Его содержание так и осталось не до конца понятным, однако при первом приближении можно сказать, что парадигма есть совокупность научных положений, которые в определенный период времени признаются всем научным сообществом. Парадигмой можно назвать одну или несколько фундаментальных теорий, получивших все общее признание и в течение некоторого времени направляющих научное исследование. Примерами подобных парадигмальных теорий являются физика Аристотеля, геоцентрическая система мира Клавдия Птолемея, механика и оптика И. Ньютона, кислородная теория А. Лавуазье, электродинамика Дж. Максвелла, теория относительности А. Эйнштейна, теория строения атома Н. Бора и т. д. Таким образом, парадигма воплощает в себе бесспорное, общепризнанное на данный момент времени научное знание об исследуемой области явлений природы. Однако, говоря о парадигме, Кун имеет в виду не одно лишь знание, выраженное в законах и принципах. Ученые, создавая ту или иную парадигму, не только формулируют некоторую теорию или закон, но и предлагают решение одной или нескольких важных научных проблем и тем самым дают образцы того, как следует решать проблемы. Оригинальные решения создателей парадигмы в очищенном от случайностей и усовершенствованном виде в дальнейшем входят в учебники, по которым будущие ученые усваивают свою науку. Усваивая в процессе обучения эти классические образцы решения научных проблем, будущий ученый глубже постигает основоположения своей науки, обучается применять их в конкретных ситуациях и овладевает специальной техникой изучения тех природных явлений, которые образуют предмет данной научной дисциплины. Итак, парадигма (по-гречески paradeigma — образец, пример для подражания) предлагает для научного исследования набор образцов решения проблем, в чем и заключается ее важнейшая функция. Наконец, задавая определенное видение мира, парадигма очерчивает круг имеющих смысл и подлежащих решению проблем, и все, что не попадает в данный круг, с точки зрения сторонников парадигмы, рассмотрения не заслуживает. Поэтому она определяет, какие в принципе факты могут быть получены в результате эмпирического исследования — не конкретные результаты, но тип фактов. С понятием парадигмы очень тесно связано понятие научного сообщества. Более того, в некотором смысле эти понятия синонимичны. В самом деле, что такое парадигма? Она представляет собой некоторый взгляд на мир, принимаемый научным сообществом. А что такое научное сообщество? Оно представляет собой группу людей, объединенных верой в одну парадигму. Науку, развивающуюся в рамках общепризнанной парадигмы, Кун называет нормольной, полагая, что именно такое состояние является для нее обычным и наиболее характерным.

Диалектика природы» Ф.Энгельса и ее значение в создании новой научной картины мира.

«Диалектика природы» философское произведение ФридрихаЭнгельса, содержащее развёрнутое изложение теоретического естествознания с позиций диалектического материализма. «Диалектика природы» незаконченное произведение,дошедшее до нас в виде рукописи.Работа над Диалектикой природы была прервана смертью Карла Маркса, после которой Энгельс вынужденбыл посвятить всё своё время завершению «Капитала» и руководству международным рабочим движением.Концепция и задача исследования Замысел "Диалектики природы " изложен в письме Энгельса Карлу Марксу от 30 мая 1873. Концепция книги сложилась и была разработана в 1873 1876. Основная часть "Диалектики природы " была написана в 1873-1882. Кроме того, к "Диалектике природы " Энгельс отнёс 3 заметки, написанные в 1885 1886 ипервоначально относившиеся к его произведениям "АнтиДюринг " и "Людвиг Фейербах…".Задача, которую ставил перед собой Энгельс при работе над "Диалектикой природы ", сформулирована впредисловии ко второму изданию "АнтиДюринг ". Энгельс, стремился на частностях убедиться в той истине,которая в общем не вызывала у него никаких сомнений, а именно, что в природе сквозь хаос бесчисленныхизменений прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в историигосподствуют над кажущейся случайностью событий, то есть речь шла не о том, чтобы внести диалектическиезаконы в природу извне, а о том, чтобы отыскать их в ней и вывести их из неё Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2изд., т. 20, с. 11, 12]Таким образом, задача состояла в том, чтобы вскрыть объективную диалектику в природе, а тем самымобосновать необходимость сознательной материалистической диалектики в естествознании и изгнать из негоидеализм, метафизику и агностицизм; дать обобщение важнейших результатов развития естествознания итем самым обосновать всеобщность основных законов материалистической диалектики.Однако фактическое содержание не вполне, а лишь в общем и целом соответствует этому плану. Особеннофрагментарно представлена последняя часть.В статьях и фрагментах, относящихся к "общей (первой) части ", Энгельс исследует достиженияестественных наук начиная с эпохи Возрождения, показывает обусловленность развития естествознанияразвитием производства и неразрывную связь естествознания с философией.Энгельс выделяет 2 основные формы домарксистской диалектической философии (древнегреческаяфилософия и классическая немецкая философия от Канта до Гегеля), подвергает критике идеалистическуюдиалектику Гегеля, подчёркивает роль трёх великих открытий в естествознании (закон сохранения энергии,органическая клетка, дарвинизм), обнаруживших диалектику природы, и ставит перед теоретическиместествознанием задачу сознательно овладеть рациональной, материалистической диалектикойЭнгельс различает объективную диалектику природы и субъективную диалектику мышления; субъективнаядиалектика отражает объективную диалектику; диалектика есть высший метод мышления. Энгельс, однако,не ставит своей целью дать руководство по диалектике, а только показать, что диалектические законыявляются действительными законами развития природы и, значит, имеют силу также и для теоретическогоестествознания.Центральной идеей "основной (второй) части " является классификация форм движения материи исоответственно этому классификация наук, изучающих эти формы движения. Низшая форма движения этопростое перемещение, высшая мышление. Основные формы, которые изучаются естественныминауками: механическое, физическое, химическое и биологическое движение. Каждая низшая формадвижения переходит посредством диалектического скачка в высшую форму. Каждая высшая формадвижения содержит в себе как подчинённый момент низшую форму, но не сводится к ней. Опираясь на этуцентральную идею, Энгельс последовательно рассматривает диалектическое содержание математики,механики, физики, химии, биологии и переходы от одной формы движения к другой и, соответственно, отодной науки к другой. При этом в математике он выделяет проблему кажущейся априорности иматематической абстракции и выясняет их объективный смысл, в физике учение о превращении энергии,в химии проблему атомистики, в биологии проблему происхождения и сущности жизни, клеточнуютеорию, дарвинизм. Переход от естествознания к истории общества образует разработанная Энгельсомтрудовая теория происхождения человека. В "критической части " своего труда Энгельс показываетодносторонний эмпиризм позитивистов, различные проявления антинаучного реакционного мировоззрения вестествознании.

Значение и современная актуальность.В исследованиях Энгельс опирался на достижения современного ему естествознания. Вполне закономерно,что за прошедшие десятилетия бурного развития всех естественных наук многие тезисы устарели. Однакообщая методология и общая концепция этой книги до сих пор сохраняют актуальность. Идеи Диалектикиприроды получили отражение в других произведениях Энгельса -"Анти Дюринг " и "Людвиг Фейербах... " Этиидеи были развиты в труде Ленина "Материализм и эмпириокритицизм " и в работах ряда философов иестественников.



2016-01-02 1471 Обсуждений (0)
Диалектика природы» Ф.Энгельса и ее значение в создании новой научной картины мира 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диалектика природы» Ф.Энгельса и ее значение в создании новой научной картины мира

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1471)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)