Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О концепции «неявного знания» М.Полани



2016-01-02 949 Обсуждений (0)
О концепции «неявного знания» М.Полани 0.00 из 5.00 0 оценок




Нея́вное зна́ние— вид знания, к которому относится то знание, которое не может быть легко передано другим. Термин был предложен Майклом Полани. В своей работе он писал о процессе, а не о форме знания, однако его термин был использован для обозначения вида знания, которое полностью или частично не эксплицированы (не формализованы). Неявные знания часто включают навыки (умения) и культуру, присущие нам, но не осознаваемые нами. Один из наиболее известных афоризмов Полани: «Мы можем знать больше, чем способны рассказать». Неявные знания могут быть переданы только через обучение или получены через личный опыт. Так, умение плавать, ездить на велосипеде, управлять автомобилем может быть приобретено в результате наблюдений, личных тренировок под руководством инструктора, попыток. Любые, сколь угодно ясно сформулированные правила сами по себе не помогут этому научиться. Другой пример неявного знания — знание языков. Человек, будучи погруженным в языковую среду, осваивает язык постепенно, не изучая правила грамматики. Люди и живые существа умеют решать задачи огромной размерности (сложности). Так, у человека есть нейроны, имеющие 10000 входов (синапсов). Современная математика не может решать задачи столь высокой размерности при очень неопределенных исходных данных. Язык современной математики не способен описывать эффективные решения 10000-мерных задач, подсознательно решаемых человеком. Размерность любого языка (естественного или искусственного) оказывается намного ниже размерности задач, решаемых людьми на подсознательном уровне. Как следствие, человек не способен выразить на языке свои многомерные знания, он может научить другого (передать свои высокоразмерные знания), но делать это ему придется на примерах. Ребенок способен безошибочно распознавать образ своей матери, формализовать этот образ он не может, так как еще не знает языка. Даже если он вырастет и научится говорить, возможности языка (ограниченность размерности языковых конструкций) все равно не позволят ему достоверно описать многомерный образ своей матери.

Идеализация.

Идеализа́ция— это понятие, означающее представление о чём-либо (или о ком-либо) в более совершенном виде, чем это есть на самом деле. В науке этот термин используется в несколько отличном смысле: как один из методов познания, а именно — как далеко зашедшее абстрагирование. Идеализация в творческой деятельности человека способствует выходу за рамки обыденного мышления и более глубокому постижению реальности. Идеализация в прикладной математике означает создание математической модели изучаемого явления, упрощённой по сравнению с реальностью, однако достаточной для достижения цели исследования. Пример: понятие плоскости в геометрии есть идеализация ровной, нигде не искривлённой реальной поверхности. В физике и других естественных науках идеализация происходит аналогично идеализации в математике, то есть её роль сводится к упрощению объектов, позволяющему исключать свойства и связи, затрудняющие доказательство естественных закономерностей, характерных для объекта. Примеры научной идеализации в физике: инерциальная система отсчёта, абсолютно твёрдое тело, консервативная система. В психологии примитивной идеализацией принято называть представление одного человека другим как более идеального, чем он есть на самом деле. В данном случае идеализация представляется как защитный механизм. В понимании психоаналитика Шандора Ференци, примитивная идеализация у детей младшего возраста проявляется в том, что начиная с определённого возраста ребёнок перестаёт воспринимать себя как «всемогущего», а придаёт этот статус окружающим, например, родителям, понимая свою зависимость от них и считая, что они наделены сверх качествами. Механизм примитивной идеализации сохраняется и применяется во взрослой жизни, проявляясь, например, в ситуациях, когда человек A попадает в зависимость от другого человека B. Часто объектом (человеком B) идеализации становится специалист, чьи действия, по мнению человека A, смогут изменить его жизнь, оправдают надежды, принесут определённую выгоду и так далее. В случае если B не оправдывает ожидания A, происходит примитивное обесценивание — процесс, противоположный идеализации. В отношениях полов идеализация понимается как придание человеком идеальных качеств объекту обожания, что характерно для влюблённости. Вопросами идеализации в добрачных отношениях занимался психолог У. Уоллер, который выявил, что идеализация человеком A человека B провоцирует стремление B соответствовать этому идеалу. Со временем идеальные свойства корректируются или отбрасываются. От идеализации в психологии межличностных отношений отталкивается так называемая «практическая идеализация» — комплекс мер по достижению «идеала» через работу над собой. В её основе лежит так называемая триада, включающая три направления идеализации: «внешнее», «внутреннее» и «сексуальные навыки». Часто рассматривается в рамках пикапа.

Билет



2016-01-02 949 Обсуждений (0)
О концепции «неявного знания» М.Полани 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О концепции «неявного знания» М.Полани

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (949)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)