Государство в условиях рыночной экономики
Всех агентов экономики объединяет рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и… расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, - создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль - сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом. А.Пороховский. 1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте? 2 Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером. 3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики. 4 Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера. Задания по выбору Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
1«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство» (Б.Ауэрбах.) 2 «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться.» ( Б.Франклин.) 3 «Нужно думать не о том, что нам может пригодиться, а только о том, без чего мы не сможем обойтись.» (Д.Джером.) 4 «Везде, где есть торговля, там и нравы кротки» (Ш. Монтескье.) 5 «Конкурентоспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны» (М.Портер). 6 « Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм это неравное распределение блаженства» (У. Черчилль). 7 «В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то что он может давать всегда» (Шарль Луи Монтескье). 8. «Человеком с большим состоянием и богатым следует назвать того, кто умеет пользоваться своею собственностью» (Лукиан). 9. «Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора» ( Ф. Хайек). 10 «В коем царстве люди богаты , то и царство богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому.» (И.Т. Посошков). 11 «Всякая коммерция- это попытка предвидеть будущее.» (С.Батлер). 12 «Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М.Амстердам). 13 «Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития» (И. Шумпетер). 14 «Бедняки платят дороже всего» ( У.Зыбура). 15 « Устойчивость обществу придают или цепи или собственность.» (Ф.Искандер).
Ответы Часть 1 Уровень А
Часть 2 Уровень В.
Часть 3. Уровень С. С1 Ответ должен содержать следующие элементы 1)проявление воздействия экономики на социальную сферу например: - изменение социальной структуры в результате экономических реформ; -зависимость состояния социальной сферы от состояния в экономической сфере 2) соответствующие примеры допустим: - приватизация и появление новых социальных групп; - спонсорская поддержка преуспевающими фирмами детских домов и т.п. Могут быть названы и другие проявления и приведены другие примеры. С2. В ответе могут быть названы следующие сферы: 1) производство; 2) распределение; 3) обмен; 3) потребление С3. Ответ должен содержать следующие элементы: 1)формулировку собственного мнения, например - да, с безработицей бессмысленно бороться, так как от нее избавиться полностью нельзя; - нет, государство должно полностью предпринимать меры по сокращению безработицы и экономической помощи безработным, несмотря на то что полностью от безработицы избавиться нельзя; 2) аргументы, например: при утверждении, что с безработицей бороться бессмысленно: - безработица – следствие взаимодействия спроса и предложения на рынке труда; - безработица не может исчезнуть, т.к внедрение новых технологий высвобождает рабочую силу; при утверждении, что государство должно предпринимать меры по сокращению безработицы: - в рамках рыночных отношений можно сделать безработицу менее болезненной для потерявших возможность трудиться; - избыточная безработица – явление весьма негативное в социальном плане, поэтому количество безработных важно сокращать (проводить переподготовку, обучать новым профессиям). С 4. Ответ должен содержать следующие элементы: 1)смысл понятия, например: - производитель – это субъект экономической деятельности, изготавливающий и продающий товары и предоставляющий услуги. 2) два предложения, содержащих информацию о производителе: - «Производителем может выступать отдельный человек, предприятие, фирма.» - «Производитель стремиться поступать рационально: получать наибольшую прибыль с наименьшими затратами». Могут быть составлены другие предложения. С5 В ответе могут быть приведены следующие примеры 1) принятие закона о ставке минимальной оплаты труда – правовое регулирование трудовых отношений 2) центральный банк устанавливает размер ставки процента за кредит – регулирование денежного обращения 3) повышение таможенных пошлин на отдельные виды потребительских товаров – регулирование налогообложения. Могут быть и другие примеры. С 6. Дан утвердительный ответ на первый вопрос. В качестве аргумента приводится положение о том, что огромные площади земель по прежнему находятся в распоряжении государства, что затрудняет переход земель от неэффективных собственников к эффективным. Дан утвердительный ответ на второй вопрос. Аргументом может служить положение о том, что значительные сельскохозяйственные угодья не включены в эффективный производственный процесс, а используются семьями россиян для вынужденного занятия натуральным хозяйством С 7. В ответе приводятся следующие положения: - ограниченность пахотной земли; - исчерпаемость полезных ископаемых; - ограниченность трудовых ресурсов. С 8 Текст. Должно ли государство регулировать экономику. 1)В ответе указывается, что позиции авторов по вопросу о роли государства в рыночной экономике не совпадают (существенно различаются). В подтверждение вывода могут быть приведены следующие высказывания6 - «Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики»; - «Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения, оно также не может отдать свою роль в развитии.» 2)В ответе указывается, что в первом из приведенных текстов автор негативно оценивает перераспределительную деятельность государства, т.к. она ведет к нестабильности семейной жизни. В ответе указывается, что автор второго текста положительно оценивает эту функцию государства, т.к. это способствует установлению равноправия. 3) В ответе могут быть приведены следующие аргументы против государственного регулирования в условиях рынка: - нестабильность развития; - инфляция; - снижение производительности труда; - упадок научно-исследовательских работ; - снижение рождаемости; - медленный рост основного капитала. Учащиеся могут показать, что, к примеру, упадок научных исследований, является, как правило, не следствием чрезмерного вмешательства государства в экономику, а результатом обратного процесса – недостатка государственного финансирования науки. 4) В ответе могут быть указаны следующие функции государственного регулирования в условиях рынка: - борьба с монополизмом; - установление равноправия; - перераспределение доходов; - поддержка малых и средних компаний; - развитие здравоохранения и образования. Дополнительно могут быть названы такие функции: - поддержка фундаментальной науки; - охрана окружающей среды. С 9. Текст. Что порождает неравенство в благосостоянии. 1) В ответе могут быть названы следующие проблемы: -причины неравенства доходов; - возможности и источники повышения благосостояния семей. 2). В ответе могут быть названы способы: 1) рента за землю или имущество, сданные в аренду; 2) прибыль от предпринимательской деятельности; 3) дивиденды на акции. Могут быть указаны другие способы. 3) В ответе могут приведены любые, имеющие основание примеры. 4) В ответе могут быть названы следующие государственные меры: 1) реализация социальных программ поддержки беднейших слоев населения; 2) прогрессивное налогообложение личных доходов; 3) меры по обеспечению занятости населения; 4) законодательное установление минимальной оплаты труда; 5) гарантии бесплатного общего среднего образования. Могут быть названы другие меры государственной политики С.10. Текст. Государство в условиях рыночной экономики. 1) В ответе могут быть названы следующие функции: - борьба с монополизмом -поддержка и развитие конкуренции - поддержка стабильности рыночной системы 2)Правильный ответ должен содержать следующие позиции: 1) названы приведенные в тексте социально-экономические явления: благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы, расширение производства общественных благ, создание правового поля в предпринимательской сфере; 2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим: принятие Гражданского кодекса (правовое поле); - борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат); - проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ) 3). В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции: - обеспечивает свободу рыночного ценообразования; - создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя; - стимулирует снижение затрат производства; - стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг 4). 1)В ответе должно быть сказано, что, по мнению автора, только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики. 2) Названы аргументы: в демократическом обществе а) налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом; б) судебная система обеспечивает правовую защиту граждан. 3) В качестве пояснения приведен пример. Например, предприниматель может обратиться в суд с иском о законности действий городского департамента в отношении его предприятия; избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3085)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |