Объекты рыночного хозяйства
+ товары и услуги + факторы производства + деньги, ценные бумаги, субсидии, т.д.
Структура рынка - внутреннее строение отдельных элементов I. по экономическому значению 1. рынок товаров и услуг 2. рынок средств производства 3. рынок труда 4. финансовый рынок 5. рынок инвестиций 6. рынок ценных бумаг II. по географическому положению - местный - региональный - национальный - мировой III. по степени организации конкуренции - монополистический - олигополитический - свободный - смешанный IV. по отраслям 1) автомобильный 2) зерновой 3) оборонный 4) военно-промышленный ... V. по характеру продаж - оптовый - розничный
Инфраструктура рынка - совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, которая обеспечивает успешное функционирование рыночных отношений. Различают инфраструктуру 3 рынков: 1) инфраструктура товарного рынка: тов. биржи, аукционы, ярмарки, предприятия оптовой/розничной торговли. 2) инфраструктура финансового рынка: фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды. 3) инфраструктура рынка труда: биржи труда, служба занятости и подготовки кадров, регулирование мограции рабочей силы.
Типы рыночных ситуаций важнейшей чертой рыночной формы хозяйства является конкуренция (concuro - сталкиваться) конкуренция - это борьба между собственниками ресурсов за их обладание и наилучшее использование; кроме того, это механизм регулирования пропорций общественного производства - поведение продавцов и покупателей на рынке будет различным в силу ряда факторов Основа подхода к характеристике структуры рынка - степень влияния отдельного продавца/покупателя на рыночную цену. рыночные структуры отличаются между собой по следующим параметрам: 1) количество и размеры фирм, действующих на рынке 2) степени сходства или различия товаров разных фирм 3) свобода воли и выхода с рынка 4) доступность рыночной информации
Рынок совершенной конкуренции - тип рынка, в условиях которого ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенное влияние на цену товара. - цена задана на рынке, спрос неизменен невозможно представить себе, как близко стоят рынки продажи молока, сахара и прочей бакалеи, т.е. это модель рынка, реально не существующая сейчас характерные черты рынка соверш. конкуренции: - наличие большого числа независимых друг от друга фирм, при этом доля каждой фирмы на опред. рынке продукции незначительна - присутствие на рынке большого числа потребителей - однородность выпускаемой продукции - отсутствие ограничений на вход в отрасль/выход из неё - равный доступ к необходимой информации, полное знание рынка продавцами и покупателями - рациональное, разумное поведение всех субъектов отношений
Рынки несовершенной конкуренции: - чистая монополия: предполагает, что в отрасли имеется только одна фирма-производитель отраслевого продукта, близких заменителей у продукта нет; такая фирма контролирует 3 момента 1) вход в отрасль 2) объём предложения 3) уровень цены на свою продукцию - монопсония: ситуация, когда на рынке существует множество продавцов и всего 1 покупатель (чаще всего на рынке ресурсов); часто монопсонистом выступает государство (на рынке зерна, вооружения); могут быть частные фирмы, н. единственные переработчики некоторого сырья - двухсторонняя монополия: рыночная структура с 1 продавцом и 1 покупателем; н., государство закупает необх. военную технику у единственной фирмы-производителя - олигополия: малое число фирм-производителей, но много покупателей - олигопсония: рыночная структура с несколькими покупателями при большом количестве продавцов (н., закупки зерна) - монополистическая конкуренция: наличие на рынке большого числа фирм, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию
Современная модель чистой монополии основывается на ряде допущений: 1. компания является единственным производителем продукта, у которого нет заменителей 2. ставятся входные и выходные барьеры на пути в отрасль/из неё 3. одному продавцу противостоит большое число покупателей 4. полная информированность всех участников рыночных отношений. в зависимости от разного вида обстоятельств выделяется 3 вида монополий: 1) естественная: возникает тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком, при этом уровень производства равен уровню рыночного спроса или превышает его, а издержки полностью окупаются 2) искусственная (закрытая): создаётся сознательно государством и защищается юрид. запретами; н., почтовая служба, патентная фирма 3) открытая: возникает в ходе конкурентной борьбы, обычно это крупные предприятия, которые на какое-то время становятся единственным производителем товара (н., техника)
Нарушение антимонопольного законодательства в международной практике: - фиксирование цены - слияние фирм (ослабление конкуренции) - ценовая дискриминация (продажа 1 товара разным покупателям по разной цене) - переплетающийся директорат: 1 человеку запрещено быть главой совета директоров 2 конкурирующих компаний - монополизация значительной доли рынка (>60%) - раздел рынка с целью монополистического контроля Антимонопольная политика государства: 1) прогрессивное налогообложение доходов 2) установление нижних/верхних пределов цен на продукцию 3) регулирование объёмов производства через систему гос. заказов ! монопольно высокая цена устанавливается доминирующим объектом на товарном рынке, с ней вынужден мириться потребитель, лишённый альтернативы монопольно низкая цена устанавливается монополистом по отношению к более мелким производителям
Маркетинг 60-70е гг. 20 в.; market = рынок (ряд учёных трактует м. как философию бизнеса/определённый склад ума) кроме того, маркетинг как одна из управленческих функций Ф. Котлеп: маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд посредством обмена (американский учебник) / социальный и управленческий процесс, с помощью которого удовлетворяются потребности (2 изд., с европейцами) маркетинг как процесс: выявляет 1) сегменты рынка, 2) потенциальный спрос, 3) потребителей, не слишком заинтересованных в том или ином объекте продажи, 4) потребителей, вообще не испытывающих интереса к тем или иным товарам/услугам ?сегментирование рынка: выбор тех его частей, которые компания готова и может обслужить наилучшим образом Амер. ассоциация маркетинга: м. - это процесс, который охватывает разработку и реализацию маркетинговой концепции на основе изучения и выявления запросов потребителей; определяет условия ценообразования, продвижение на рынок и сбыт товаров и услуг; призван обеспечить обмен в целях реализации интересов участников обмена
признак маркетинга: это система производственно-торговой деятельности (коренной признак, отличающий маркетинг от коммерческой деятельности) маркетолог: 1) как дизайнер эмоций, 2) как человек, который создаёт моду на впечатления +логист, исследователь рынка принципы маркетинга: 1. производство и продажа товара должны соответстовать потребностям покупателей 2. полное удовлетворение потребностей и соответствие современному техническому и художественному уровню 3. присутствие компании на рынке на момент наиболее эффективной продажи продукции 4. постоянное обновление реализуемой продукции 5. единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос условия функционирования м.: 1) существует только при наличии рынка-потребителя 2) наличие свободного рынка (частной собственности) 3) наличие предпринимательской деятельности на рынке 4) насыщенность рынка товарами или услугами цели: - увеличение дохода - рост объёмов продаж - увеличение доли рынка - создание и улучшение имиджа компании
исходные категории маркетинга: 1) товар - любое рыночное предложение, способное удовлетворить нужду или потребность и принимающее форму материальных благ/услуг товары могут: - не соответстовать потребностям - соответстовать им частично - полностью соответствовать потребностям (=идеальный товар) 2) торговая марка - товарное предложение из известного потребителю источника (символ, ассоциируемый с некоторым товаром) 3) ценность - значимость, полезность для целевого потребителя, которая приносит ему удовлетворение 4) обмен - (основное понятие как науч. дисциплины) предполагает приобретение ценности с одновременным предложением другой ценности вместо неё; как минимум 5 условий - сторон должно быть как минимум две - каждая сторона должна располагать чем-то, что интересно другой стороне - каждая сторона должны быть способна осуществлять доставку своего товара - каждая сторона должна быть свободна в принятии/отклонении предложения от другой стороны - каждая сторона должна быть уверена в целесообразности и желательности иметь дело с другой стороной 5) сделка и трансакции - это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами, осуществлённый на согласованных условиях в соглас. время в соглас. месте подкатегория: трансфер - передача от А до Б подарка, субсидии, благотвор. взносов и т.д., при этом А не получает ничего материального взамен (правда, это может быть благодарственное письмо, упоминание в рекламе...) 6) рынок - совокупность существующих и потенциальных потребителей товаров рынок может сформироваться на какой-то определённый товар денежный рынок тж. удовлетворяет потребности людей 7) спрос - потребность, подкреплённая покупательской способностью (очень часто меняется - зависит от уровня дохода, богатства предложения и т.д.)
10 объектов современного маркетинга: 1. материальные блага/услуги 2. услуги, стоящие отдельно 3. опыт (н., Диснейленд - использование хорошо известных персонажей + опыта по созданию интереса к персонажу) 4. события (н., Олимпиада) 5. личности 6. место (туризм) 7. собственность (недвижимое имущество и финансы) 8. организации 9. информация 10. идея
виды маркетинга: - массовый маркетинг: предполагает ориентацию на максимально широкий круг потребителей без учёта различий между ними (н., лекарства) - концентрированный/целевой маркетинг: предполагает ориентацию на конкретный сегмент, стараясь максимально удовлетворить его потребности; занимается производством узкоспециализированных продуктов (н., товары для молодожёнов) - есть риск сокращения сегмента - дифференцированный/продуктово-дифференцированный маркетинг: подразумевает стремление к захвату большей части рынка, но при этом производство и маркетинг товаров с различными свойствами (н., производство молочной продукции) - развивающий маркетинг: связан с формирующимся спросом на товар (формирующийся -> реальный) - стимулирующий маркетинг: связан с товарами, спрос на которые отсутствует по какой-то причине - ремаркетинг: применяется в условиях снижающегося спроса (=оживить и повысить спрос) - синхромаркетинг: используется в условиях колеблющегося спроса (н., спрос на товары сезонного потребления) - поддерживающий маркетинг: используется, когда уровень и структура спроса соответсвует уровню и структуре предложения (=сохранять баланс) - противодействующий/контр-маркетинг: используется для снижения спроса, который с точки зрения общества является иррациональным (алкоголь, сигареты...) - демаркетинг: используется для снижения спроса на продукт в ситуации, когда спрос превышает предложение
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (394)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |