Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛТИКИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ



2016-01-02 598 Обсуждений (0)
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛТИКИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Во всем мире фискальные меры достаточно схожи: с помощью фискальной политики государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит, бюджетную политику.

Изучение положительного опыта стран с развитой рыночной экономикой помогает выработать рациональные предложения по совершенствованию бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь. Рассмотрим подробнее фискальную политику некоторых зарубежных стран.

Экономическое влияние России сильно сказывается на экономике Беларуси, так как РФ и РБ являются союзными государствами. Следует хорошо разобраться в том, насколько стабильна Россия в экономическом плане. Препятствия экономического роста существуют в любой национальной экономике, в России же их достаточно много. Посмотрим, какую политику проводит правительство РФ по их устранению. Основными компонентами государственной фискальной политики в Российской Федерации являются: обслуживание внутреннего и внешнего долга, главным образом, за счет прямых кредитов правительству со стороны Банка России.

Что касается налогов, то в Российской Федерации трехуровневая система налогообложения. Налоги подразделяются на:

· федеральные;

· налоги республик в составе России, краев и областей;

· местные налоги [1, c. 29].

В январе 2016 вступит в силу приказ о повышении налога для малого бизнеса (единый налог на вмененный доход) на 15,9% . Так как проект приказа устанавливает новое значение повышающего коэффициента-дефлятора К1 на 2016 год — 2,083. Это на 15,9% выше, чем в 2015 году — 1,798. Что в свою очередь может привести к тому, что часть предпринимателей закроет бизнес или уйдет в тень.

Первоочередными задачами фискальной политики России в области расходов являются:

1) внедрение современных методов оценки рациональности бюджетных расходов и индикаторов результативности затрат государственных средств;

2) разработка концепции реформирования системы социальных льгот и выплат, предусматривая при этом замену большинства категориальных льгот адресными формами социальной поддержки населения и ликвидацию ведомственных льгот;

3) сокращение расходов на фонды оплаты труда служащих министерств и ведомств должно составить порядка 22 % [2, c. 78].

На современном этапе в целом кардинальная реформа налоговой системы Российской Федерации нецелесообразна. Основной становится стабильность налоговых условий для всех субъектов Федерации и субъектов хозяйствования. В области косвенного обложения целесообразно сохранить НДС как универсальный источник поступлений в бюджетную систему, отказавшись от дальнейшего усложнения механизма его уплаты. Налог на добавленную стоимость имеет несколько особенностей: НДС - это один из наиболее нейтральных налогов, обеспечивающий стабильные поступления в бюджет и приводящий к минимальным изменениям в поведении потребителей и предприятии; НДС - это налог на потребление, он не влияет на принятие решений по поводу инвестиций [2, c. 84].

В области прямого обложения возможно расширение объема льгот инвестиционного характера по налогу на прибыль, в первую очередь, за счет введения льгот общенационального характера по инвестициям в сторонние предприятия (в пределах уже оформленной системы приоритетов), а также расширение прав субъектов Федерации в части предоставления дополнительных льгот по федеральным налогам.

Разразившийся мировой экономический кризис не обошел стороной и Россию. Произошёл обвал на фондовом рынке России, девальвация рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали значительных трат. По итогам 2013 года ВВП России упал на 7,9 %, что являлось одним из худших показателей динамики ВВП в мире. В 2015 году ВВП России упал на 3,9 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса.

В последнее время прослеживается тенденция к усилению роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д. Между тем, с начала экономических реформ в России правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм, что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией является активное развитие теневой экономики. В итоге Правительство Российской Федерации не в состоянии собрать в доходную часть бюджета и половины предусмотренных поступлений. В связи с этим фискальная политика правительства РФ нуждается в дальнейшем реформировании как в области налогообложения, так и в сфере государственных расходов [1, c. 32].

На сегодняшний день украинская экономика одна из самых убыточных в мире.

Основные направления бюджетной политики Украины на 2016 год:

· увеличение доходной части бюджета через оптимизацию налоговой системы, улучшение дисциплины налогоплательщиков;

· уменьшение неприоритетных расходов, чтобы освободить деньги для социальных нужд;

· обновление налоговой системы;

· обеспечение финансирования обороны и безопасности;

· продолжение оптимизации в образовании и медицине;

· продолжение бюджетной децентрализации.

На данный момент ухудшил прогноз падения реального объема ВВП Украины в 2015 году на 12 процентов против 7,5 процентов, на которые эксперты рассчитывали в апреле. В банке считают нынешнюю экономическую политику Киева эффективной, однако подчеркивают, что стабилизацию украинской экономики осложняет продолжающийся военный конфликт на востоке страны.

Согласно обновленному макроэкономическому прогнозу, дефицит госбюджета страны составит в текущем году 4,2 процента ВВП. Также Всемирным банком был пересмотрен прогноз роста инфляции: она увеличится с 40 процентов до 50, 8 процентов. В базовом сценарии государственный долг Украины увеличится с 70,3 процентов ВВП в 2014 году до 93,5 процента в 2015-м - в основном за счет крупных бюджетных потребностей финансирования банковского сектора и "Нафтогаза", а также падения объема ВВП [5, c. 45].

По мнению директора Всемирного банка по Украине, Беларуси и Молдове, чтобы обезопасить экономику страны, властям нужно продолжать вести гибкий режим обменного курса и режим осмотрительной налогово-бюджетной политики. Также чтобы стабилизировать экономику они должны удвоить усилия, направленные на борьбу с коррупцией и укрепление потенциала энергетического сектора.

Также в организации подчеркивают, что украинские власти предприняли достаточно важных мер по стабилизации и реформированию экономики. Несмотря на снижение темпов роста ВВП, общие налогово-бюджетные показатели превысили ожидаемые.

В налоговом кодексе Грузии действует всего 6 видов налогов, при этом вообще нет социального налога, налог на импорт правительство отменило на 85% товаров, а на остальные виды товаров налог на импорт составляет от 5% до 12%. По словам Гарибашвили, Грузия также отличается упрощенными таможенными и налоговыми процедурами.

Все это обусловлено относительно высокими позициями, которые Грузия занимает в различных международных рейтингах [15].

В апреле МВФ снизил прогноз роста ВВП Грузии в 2015 г. с 5% до 2%, а в 2016 г. ожидает экономический рост на 3%. Этот прогноз фонд подтвердил и в майском обзоре. Власти Грузии также прогнозируют, что экономический рост в стране в этом году, который был предусмотрен в бюджете на уровне 5%, под воздействием внешних и внутренних факторов замедлится до 2%.

По предварительным данным Национальной службы статистики, в апреле ВВП Грузии возрос на 0,9%, а за четыре месяца этого года - на 2,6%. С начала ноября прошлого года курс лари упал по отношению к доллару США на 31,7%. На 3 июня официальный курс лари установлен Национальным банком Грузии на уровне 2,3049 лари/$1.

По данным на 1 мая 2015 г., долг Грузии перед МВФ составлял $157,1 млн, в том числе $127,6 млн - долг правительства, $29,5 млн - Нацбанка.

Польша все больше приковывает любопытные взгляды исследователей экономики. Страна, в которой в 1989 году бушевала инфляция – 700% в год, сегодня находится в лучшей экономической ситуации, чем Беларусь, которая в принципе таких значительных сбоев никогда не имела. В чем же секрет польского правительства?

Правительством Польши было решено реализовать «план Бальцеровича», разработанный тогдашним министром финансов Лешеком Бальцеровичем. План предусматривал либерализацию внутренних цен, рост импорта, ужесточение контроля над государственными расходами, введение процентной ставки, превышающей уровень инфляции. В результате ВВП стабилизировался. Инфляция снизилась до 4% к 2001 году. Сегодняшние итоги экономических преобразований в Польше не такие радужные, какими были в 2001 году, однако, в связи с неплохим экономическим ростом средняя заработная плата достигла 1160 долларов. Так же в Польше удалось снизить большой процент безработных, с 18% до 9,6 % трудоспособного населения [17].

В 2003 году в Чехии существовал достаточно большой дефицит бюджета. Дефицит существовал по огромному ряду причин. Во-первых, Чехия это страна с большими запросами и с такими же значительными принципами. Во-вторых, бюджет в течение ряда лет сводился с дефицитом, и стране приходилось много занимать. За четыре года долг увеличился на 18,2 млрд. крон (около 0,8 млрд. долларов). В пересчете на одного жителя он составлял 60 тысяч крон (2,5 тысяч долларов). При отсутствии ясной перспективы наращивания бюджета власти прибегали к столь непопулярной мере, как «затягивание поясов». Были увеличены акцизы на топливо, алкоголь, табак, а также НДС. В декабре 2003 года нижняя палата чешского парламента приняла решение о сокращении ставки налога на доходы корпораций с 31% до 24%, тем самым, отменив наложенное ранее на этот законопроект вето сената. Этот законопроект являлся одним из 11 проектов находящихся на рассмотрении в парламенте и направленных на совершенствование государственной программы с целью сокращения дефицита бюджета. Основа этой фискальной политики – снижение прямых налогов, включая подоходный налог, при одновременном увеличении косвенных налогов. Правительство Чехии предусматривало сокращение объемов развитой системы государственной материальной помощи гражданам при сохранении субсидий лицам, открывающим сберегательные счета в банках. Благодаря вовремя проведенной фискальной политике правительство Чехии стабилизировало бюджет страны [13, c. 25].

Государственный долг в Чехии состоит из задолженностей правительства и возникает прежде всего накоплением дефицитов государственного бюджета. Он финансируется казначейскими векселями, государственными облигациями, прямые займами и займами от Европейского инвестиционного банка.

На донный момент государственный долг составляет 1,663 трлн. На каждого чеха таким образом приходится примерно 158 тысяч, а это примерно на 3 тысячи крон меньше, чем год назад [13, c. 26].

Динамичный рост экономики Чехии продолжается, реальный ВВП во втором квартале 2015 года увеличился на 4,6%. Значительнее всего на экономический рост повлияли инвестиции в Чехии.

Еще одним положительным фактором является фискальная стимуляция: введение второй сниженной ставки НДС и льготы на налог на прибыль для физических лиц.

Прогноз на 2016 год предполагает продолжение тенденции роста, а повышение ВВП до 5,2%. В налоговой политике значительные изменения также не предвидятся.

Положительно на росте экономики сказывается и снижение цен на нефть.

С 2001 года Словакия также проводит ярко выраженную фискальную политику.

Еще одним показателем проведения фискальной политики стало введение единой ставки налога с личных доходов и доходов предприятий. Правительство решилось на радикальное сокращение расходов, не способствующих экономическому развитию. К примеру, в здравоохранении ограничили бесплатную выдачу лекарств, введя плату за каждый выписываемый рецепт в размере 20 крон. Также, согласно новому порядку, безработный, который самостоятельно трудоустроился, полгода дополнительно получает ежемесячно от государства 300 крон, а это почти половина пособия по безработице. Это очень интересный подход, так как безработный решается найти работу, получать заработную плату и вдобавок еще "премию" за находку работы, вместо того, чтобы сидеть дома и получать только пособие по безработице. Ведь для поиска места работы для гражданина или на его переквалификацию государство тратит средства. Да и к тому же безработный ничего не производит государству. Также пособия на детей выше для тех, кто смог устроится и платит налоги. Государство поощряет активность.

Изменена система регистрации безработных. Они обязаны раз в неделю являться в управление труда. Это привело к тому, что из тех, кто был вправе получать пособия, исключены те лица, которые работают "по-черному за границей"

Государственный бюджет Великобритании состоит из двух частей:

- консолидированного фонда, который включает текущие поступления средств и их расходование;

- национального фонда займов, куда входят доходы и расходы государства, связанные с движением капитала.

Основная часть расходов финансируется из консолидированного фонда (93%), который формируется преимущественно налоговыми поступлениями (95%). Доходная часть национального фонда займов формируется за счет процентов, поступающих от корпораций и местных органов власти как оплата за кредит, части прибыли Банка Англии, средств некоторых специальных фондов. Расходная часть включает затраты на обслуживание государственного долга и некоторые другие [18].

Экономика Великобритания в настоящий момент уверенно восстанавливается, уступая по темпам роста среди стран "большой семерки" только экономике США. Факторы экономического роста в США и Великобритании в целом похожи. Экономики и финансовые системы этих стран находились в эпицентре кризиса 2007–2008 годов, связанного, особенно в Великобритании, в том числе со слишком активным кредитованием и чрезмерным наращиванием долговой нагрузки британскими банками. Дело в том, что банковская система далеко не всегда эффективно управляет рисками, а учитывая размер финансового сектора относительно экономики Великобритании, ее банковская система способствовала тому, что цикл кредитования стал определяющим фактором подъемов и спадов в реальном секторе экономики. ВВП в 2015г. увеличилось на 0,7% по сравнению с предыдущим кварталом, что соответствует опубликованной в июле первой оценке. В годовом исчислении рост оказался несколько ниже, чем предполагалось ранее: 2,7% против 2,8% по первой оценке. Таким образом, по темпам роста ВВП Великобритания занимает 2-е место в Большой семерке, уступая только Соединенным Штатам. Теперь традиционная банковская система Великобритании в условиях ужесточения регулирования и требований к достаточности капитала представляется более устойчивой, хотя аппетит к чрезмерному кредитованию в банковском секторе фактически исчез. Как и в США, нетрадиционный банковский сектор Великобритании уже опередил традиционный по объему кредитования экономики.

Среди других факторов восстановления экономики Великобритании отметим проводимую Банком Англии программу количественного смягчения и снижение процентных ставок в сочетании с ослаблением фунта стерлингов и смягчением фискальной политики – именно благодаря этим мерам годовой рост ВВП Великобритании составляет 2.5–3.0%. Несмотря на обещание государства сократить дефицит бюджета, последний остается весьма высоким – около 5.0% ВВП (для сравнения: дефицит бюджета США равен 2.6% ВВП), а чистый долг страны достигает 80% ВВП. Правительство намерено последовательно сокращать госрасходы в ближайшие годы – в 2019−2020 гг. их объем должен упасть до 35.2% ВВП, то есть ниже предыдущих послевоенных минимумов, достигнутых в 1957–1958 гг.

Основным звеном фискальной политики являются специальные фонды. Их более 80: пенсионные фонды государственных предприятий, уравнительный валютный фонд, фонды гарантий экспортных кредитов, национального страхования. Ведущее место занимает фонд национального страхования. Он создается за счёт взносов населения, государственных предприятий и дотаций правительства. Аккумулированные средства идут на выплату пенсий, пособий по безработице и болезни. Иногда правительство повышает пенсии или пособия в регулирующих экономику целях [17, c. 54].

Государственный долг Швейцарии выглядит незначительным по сравнению с аналогичными показателями других стран. На протяжении многих лет в Швейцарии наблюдается профицит государственного бюджета.

В Швейцарии около 34% всех государственных расходов приходятся на федеральный бюджет. Наибольшую часть государственных расходов берут на себя кантоны: их расходы составляют примерно 43% от общей суммы затрат. Оставшаяся часть государственных расходов (примерно 23%) относится к уровню общин.

Швейцарцы всегда гордились уровнем и качеством своей жизни. Часто швейцарскую экономику сравнивали с хорошо отлаженным часовым механизмом. Теперь в это сравнение вкладывают несколько иной смысл. То есть намекают на то, что показатели экономического роста, как маятник, раскачиваются над нулевой отметкой. По данным Государственного секретариата экономики, в первом квартале 2015 года прирост ВВП составил 1.2%. Однако, несмотря на это, доля ВВП на душу населения в стране по-прежнему соответствует самым высоким показателям среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а инфляция и безработица - самые низкие. И, тем не менее, именно эта организация выражает обеспокоенность экономическим развитием Швейцарии [16].

До сих пор Швейцария оставалась в стороне от любых форм европейской интеграции. Эта страна сознательно сохраняла свою обособленность во имя национальной экономики. Результатом такой политики на протяжении десятилетий были стабильно снижающиеся цены и самый высокий в Европе уровень жизни. Но последние пять лет, швейцарская экономика переживает период некого спада и давления со стороны ЕС. По мнению экспертов, чем теснее будет интегрироваться Европа, тем хуже будет чувствовать себя экономика Швейцарии. Эта страна рискует потерять банковский сектор, очень важный для швейцарцев. Поэтому правительство ужесточило требования по контролю над этим сектором: ввели меры против отмывания незаконно нажитых капиталов, постоянный контроль над субъектами экономической деятельности, взимание налогов с банковских сбережений, получение таможенных сборов.

Что касается Соединенных Штатов, то ВВП в 2015 году вырастет на 2%, в 2016-м — на 2,9. Ранее прогнозировалось увеличение экономики на 3 процента в год.

В то же время в Вашингтоне рассчитывают на сокращение бюджетного дефицита. В 2015-м он сократится до 455 миллиардов долларов (прошлый прогноз — 583 миллиарда). В прошлом финансовом году, который окончился 30 сентября 2014 года, дефицит составил 483 миллиарда долларов.

Кроме того, инфляция по итогам года прогнозируется на уровне 0,2 процента (вместо 1,4 процента), безработица в 2015 году упадет до 5,3 процента (ранее ожидался уровень в 5,4 процента).

По данным бюро экономического анализа департамента торговли США, в первом квартале 2015 года ВВП страны снизился на 0,2 процента. В ведомстве поясняли, что спад связан с ухудшением экспортных показателей, снижением потребительской активности и государственных расходов.

Президент России Владимир Путин назвал большой государственный долг США серьезной проблемой для всей мировой экономики, в том числе и для стран БРИКС.

На текущий момент государственный долг США превышает 18,3 триллиона долларов. При этом ВВП страны составляет менее 18 триллионов. Каждую секунду долг растет на несколько тысяч долларов [6, c. 24].

Таким образом, фискальная политика в мировой экономике играет значительную роль, так как каждое правительство всегда проводит некую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Глубина преобразований, широкие последствия для национальной экономики и ее места в мировом сообществе делают жизненно необходимым для каждой страны изучение и восприятие международного опыта организации фискальной политики. Успех на этом пути в значительной степени зависит от механизма данной политики.



2016-01-02 598 Обсуждений (0)
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛТИКИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛТИКИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (598)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)