Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Информационное общество и проблемы социального развития



2016-01-02 837 Обсуждений (0)
Информационное общество и проблемы социального развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Общество и его структурные элементы.

Ключевым понятием социологии является «общество». В повседневной жизни оно используется многозначно: 1) небольшой круг людей (избранное общество, светское общество); 2) общество любителей театра или пива; 3) украинское общество в целом, 4) все человечество. Социология использует это понятие чаще всего в третьем из этих примеров. Говоря «общество», социологи имеют ввиду, прежде всего, скажем, украинское, российское, китайское общество.

В социологии существуют различные трактовки понятия «общество». Некоторые исследователи рассматривают общество как способ организации социальной жизни, локализованной на определенной территории. Так, современный американский социолог Н. Смелзер определяет общество как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность».

Некоторые социологи называют ряд конкретных признаков общества. Так, американский социолог Э. Шилз считает обществом такое объединение людей, которое соответствует следующим условиям:

1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы.

2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

5. У него есть собственное название и собственная история.

6. Оно облает собственной системой управления.

7. Объединение существует дольше продолжительности жизни отдельного индивида.

8. Его сплачивает общая культура (система ценностей, обычаев, традиций, норм, законов, нравов).

В современной отечественной социологии общество часто определяется как исторически сложившаяся относительно устойчивая система социальных связей и отношений больших и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д. (гражданское общество), основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

 

Общество можно определить как самую крупную совокупность людей, устойчиво связанных между собой разнообразным взаимодействием, общей территорией, историей, культурой.

Это способ бытия человечества, исторически сложившаяся совокупность форм совместной жизнедеятельности.

Важнейшими характеристиками общества являются:

универсальность общества, его всеобъемлющий, разносторонний характер. Общество охватывает все многообразие социальных связей и отношений, всю совокупность социальных групп, институтов и общностей, сложившихся в границах определенного территориального пространства.

автономность, способность существовать самостоятельно, что достигается за счет внутренней саморегуляции, обеспечивающей поддержку и воспроизводство сложной системы социальных отношений. Особым механизмом контроля и регуляции всех сфер жизни общества осуществляет государство и его органы управления.

Понятие «общество» следует отличать от понятий «страна», «государство». Хотя по объему они могут и совпадать. Общество – исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Определенная социальная организация; люди, живущие вместе и взаимодействующие друг с другом. Страна – территория, на которой они живут; территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство – управляющие ими органы власти; политическая организация страны, с определенным типом власти (монархия, республика) и аппаратом управления (правительство).

 

Традиционное общество

Традиционное общество -- общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество -- аграрное общество.

Общая характеристика

Для традиционного общества, как правило, характерны:

традиционная экономика

преобладание аграрного уклада;

стабильность структуры;

сословная организация;

низкая мобильность;

высокая смертность;

низкая ожидаемая продолжительность жизни.

Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением.

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными. Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.

Традиционные общества, как правило, авторитарны. Авторитаризм необходим, в частности, для пресечения попыток несоблюдения традиций или их изменения.

В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены -- нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению / обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живёт в локальном сообществе (например, деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны. Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.

Для культуры первобытного общества было характерным то, что деятельность человека, связанная с собирательством, охотой, была вплетена в природные процессы, человек не выделяет себя из природы, и поэтому никакого духовного производства не существовало. Культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры -- первобытный синкретизм, т. е. ее нерасчлененность на отдельные формы. Полная зависимость человека от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым -- все это неизбежно вело к тому, что сознание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим.

В области социальных отношений господствует родовой строй. Особое значение в развитии первобытной культуры сыграла экзогамия. Запрет на половые контакты между членами одного рода содействовал физическому выживанию человечества, а также культурному взаимодействию между родами. Межродовые отношения регулируются по принципу «око за око, зуб за зуб», внутри же рода господствует принцип табу -- система запретов на совершение определенного рода действий, нарушение которых карается сверхъестественными силами.

Универсальной формой духовной жизни первобытных людей является мифология, а первые предрелигиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Первобытное искусство отличается безликостью человеческого изображения, выделением особых отличительных родовых черт (знаки, украшения и т. д.), а также важных для продолжения жизни частей тела. Вместе с усложнением производственной

деятельности, развитием земледелия, скотоводства в процессе «неолитической революции» растут запасы знаний, накапливается опыт,

формируйся иные представления об окружающей действительности,

совершенствуются виды искусства. Примитивные формы верований

заменяются различного рода культами: культ вождей, предков и т. д.

Развитие производительных сил ведет к появлению прибавочного продукта, который концентрируется в руках жрецов, вождей, старейшин. Таким образом, формируется «верхушка» и рабы, появляется частная собственность, оформляется государство

"Индустриальное и постиндустриальное общество"

1. Индустриальное общество

Переход к индустриальному обществу возникает по итогам промышленной революции. Следовательно, индустриальное общество сформировалось в результате и в процессе развития машинного производства, появления адекватных форм организации человеческого труда и использования достижений технологического прогресса. Происходит своеобразное перераспределение рабочей силы: падение занятости населения в сельскохозяйственной сфере с 74-80 % до 12-15 %, возрастание доли занятости людей в промышленности до 85 %, а также существенный прирост городского народонаселения. Если говорить о признаках и основных чертах индустриального общества, то оно характеризуется поточным, массовым производством, автоматизацией и механизацией труда, развитием рынков услуг и товаров, гуманизацией всех экономических отношений, формированием цельного гражданского общества, общим возрастанием роли управления. Становление индустриального общества было обусловлено глубокими изменениями в политической, экономической и культурной жизни людей позднего Средневековья.

2. Основные признаки индустриального общества

1. резкий рост сельскохозяйственного и промышленного производства;

2. ускоренное развитие средств коммуникации;

3. изобретение печатной прессы, радио и ТВ;

4. расширение возможностей образовательной и просветительской деятельности;

5. массовая урбанизация;

6. увеличение средней продолжительности жизни людей;

7. образование монополий, сращивание банковского и промышленного капиталов;

8. повышение восходящей мобильности населения;

9. разделение труда в международном масштабе;

10. значительный рост вертикальной дифференциации народонаселения (деление общества на регионы и «миры»).

3. Черты индустриального общества

1. Возникновение креативного класса - предпринимателей (капиталистов) и наемных рабочих.

2. Рост и развитие специального и общего образования, науки, культуры, качества жизни, инфраструктуры.

3. Переход к машинному производству.

4. Перемещение населения в города - урбанизация.

5. Неравномерность роста экономики и развития - стабильный рост чередуется со спадами и кризисами.

6. Общественно-исторический прогресс.

7. Эксплуатация природных ресурсов, зачастую, во вред экологии.

8. Основа экономики -- конкурентные рынки и частная собственность. Право собственности на средства производства рассматривается как естественное и неотъемлемое.

9. Трудовая мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.

10. Важнейшими ценностями в индустриальном обществе признаны предприимчивость, трудолюбие, честность и порядочность, образование, здоровье, способность и готовность к новациям.

«Возникшая в середине XX в. Научно-техническая революция дала человечеству атомную бомбу, компьютер, космический корабль и возможность уничтожить самого себя и все живое на Земле. Принципиально новая ситуация имела социальные последствия, отразившиеся в том, то теории индустриального общества была дополнена теорией постиндустриального общества (Р. Арон и др). Другое название -информационного общества..»

4. Постиндустриальное общество

Постиндустриальное (информационное) общество является следующей стадией развития экономики и социума, приходящей на смену индустриальному обществу. В отличие от индустриального общества, символами которого были фабричная труба и паровая машина, символом постиндустриального общества становится компьютер.

Массовое производство товаров заменяется демассифицированной продукцией, выпускаемой быстро, по заказу, под интересы и потребности определенных групп или покупателей и даже отдельных индивидов. Возникают новые виды промышленного производства: радиоэлектронная промышленность, нефтехимия, полупроводники, биотехнология, космические станции; водное хозяйство, ориентированное на разведение и откорм рыбы с последующим фабричным «сбором урожая». Резко возрастает роль знания, вследствие чего на смену пролетариату индустриального общества приходит «когнитариат», т.е. работники, способные качественно трудиться с применением глубокого знания все более сложной и разнообразной информации. Осуществляется широкое применение компьютерно - коммуникационных средств, которые являются не только олицетворением новой экономики, но и универсальной производительной силой. В постиндустриальном обществе научное знание становится не только важнейшим ресурсом новых, высоких технологий и связанной с ними новой экономики, но и всех других сфер человеческой деятельности, включая появление новых властных возможностей.

5. Концепция и сущность постиндустриального общества

индустриальное постиндустриальное общество

Если говорить о главных характерных, отличительных и основополагающих чертах постиндустриального общества, то нельзя не отметить очень высокую производительность труда, высокий уровень жизни, преобладание сектора инновационной экономики с венчурным бизнесом и хай-теком. Сущность данного общества заключается в постоянном развитии инновационной экономики (в том числе индустрии знаний) и непрекращающемся росте качества жизни народонаселения.

Концепция развития информационного и постиндустриального общества сводится к повышению конкурентоспособности и качества инновационной экономики, приоритету инвестиций в человеческий капитал. Такие признаки и особенности постиндустриального общества, как эффективность систем управления, человеческого капитала, инновационной системы и экономики, а также высокая производительность труда и хорошая конкуренция во всех типах деятельности насыщают продукцией рынки, удовлетворяют спрос любых потребителей, включая население и экономических агентов.

Постиндустриальное общество характеризуется снижением темпа прироста объёмов промпроизводства и увеличением доли сферы услуг в ВВП по сравнению с промышленностью. Последний признак вовсе не означает снижение общих объёмов производства. Просто для постиндустриального общества характерно более медленное возрастание этих объёмов по сравнению с ростом объёмов оказанных услуг напрямую связано с инновационным развитием, ростом качества жизни и опережающим предложением потребителям большого разнообразия инновационных услуг.

Наглядный пример этого бесконечного процесс развития культуры современного и грядущего постиндустриального общества - новейшие средства связи и Интернет

 

 

  1. Понятие и типы социального взаимодействия.


Общество состоит из взаимодействующих индивидов, имеющих определенные цели и желания. В их взаимодействии – подлинный смысл социального. Оно составляет содержание социальных явлений, и объединяются в типы: господство, подчинение, сотрудничество, солидарность, соперничество, конфликт, равноправие, разделение труда и т.д., реализующиеся в разных институтах – семье, государстве и т.п.

Действие – проявление человеческой активности, имеющее определенный субъективный смысл или целенаправленную основу. Такое действие обеспечивает возможность взаимодействия и тем самым делает его социальным. М.Вебер выделяет следующие типы социальных действий:

 

  1. Целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» и в качестве «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели;

  2. Ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную – эстетическую, религиозную или любую другую – самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет;

  3. Аффективным, прежде всего эмоциональным, т.е. обусловленным аффектами ил эмоциональным состоянием индивида;

  4. Традиционным, т.е. основанным на длительной привычке.


Соответственно социальным отношением будет поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это. Точно также социальное взаимодействие относится к такому типу взаимодействий, которое ориентировано на поведение других. Случайное столкновение двух прохожих на улице не будет социальным взаимодействием. П.А. Сорокин определяет взаимодействие как любое событие, с помощью которого один человек влияет на открытые действия или состояние ума другого. Элементами социального взаимодействия являются индивиды – два или более. А к компонентам социального взаимодействия помимо людей относятся ценности и нормы и материальные носители взаимодействия. Социальные взаимодействия классифицируются по различным признакам.

Типы взаимодействия.

На основе различных видов социального действия выделяются:

 


  • физическое взаимодействие (например, драка), словесное (например, разговор двух друзей),

  • жестовое (улыбка, рукопожатие).


На основе систем социальных статусов (социальных сфер) можно выделить:

 


  • экономическое;

  • профессиональное;

  • семейно-родственное;

  • демографическое;

  • политическое;

  • религиозное;

  • территориально-поселенческое и т.д.


По характеру связей:

 


  • Жесткие и мягкие (на основании того, легко их расторгнуть или нет);

  • Сильно и слабоорганизованные (по степени их устойчивости и кристаллизации);

  • Разветвленные или нет (по наличию или отсутствию нескольких направлений, по которым осуществляется взаимосвязь).


Различают формы взаимодействия:

 


    1. Каталитическая – взаимодействие в процессе воспоминания о ком-либо, когда отсутствует непосредственный контакт. Особенность данного взаимодействия в том, что сам по себе катализатор (то, о чем мыслят) не меняется, но оказывает влияние на реальные действия.

    2. Открытые действия.

    3. Воздержание от действий (пассивное уклонение от совершения действия).

    4. Активная толерантность состоит в претерпевании воздействий, исходящих от других людей. При этом, терпение рассматривается как добродетель, требующая определенных способностей и внутренних усилий, порой больших, чем для открытых действий.


В зависимости от силы, производимой ими, действия делятся на эффективные и неэффективные. Одно слово, даже спокойно произнесенное, может произвести громоподобный эффект или же не оказать никакого впечатления.

Проявления результатов действия по времени могут быть продолжительными или краткосрочными. Есть действия, оказывающие влияние на всю последующую жизнь человека, а есть и такие, влияние которых испаряется почти мгновенно.

Действия могут быть сознательными и неосознанными. Социология изучает действия сознательные. Бессознательные совершаемые действия, вызывающие сознательную реакцию, довольно часты. Например, человек может совершить какой-либо поступок, не осознавая, зачем он это делает, но окружающие будут стремиться понять причину данного поступка.

Действия можно также разделить на преднамеренные и непреднамеренные. Преднамеренные действия мотивируются сознательной целью и осуществляются ради ее достижения. Непреднамеренные действия мотивируются прошлым и настоящим опытом и осуществляются без какой-либо сознательной цели.

Все многообразие типов социального взаимодействия и социальных отношений принято делить на первичную и вторичную сферы интеракции.

Первичная сфера - область личных отношений и взаимодействия, существующая среди друзей, в группах сверстников, в кругу семьи.

Вторичная сфера - область деловых или формальных отношений и взаимодействий в школе, магазине, фирме, банке, церкви и т. д.

Принято различать три главные формы интеракции - кооперацию, конкуренцию и конфликт.

Кооперация - сотрудничество нескольких индивидов ради решения общей задачи.

Конкуренция - борьба за обладание дефицитными ценностями, ведущаяся по заранее обговоренным правилам игры.

Конфликт - скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон в процессе борьбы за дефицитные блага.

^ Социальное взаимодействие (интеракция, обмен).

В социологии существует несколько теорий социального взаимодействия. Особый интерес представляет теория обмена Дж. Хоманса. Согласно его представлениям, специфическим признаком взаимодействия является обмен - универсальный процесс. Обмениваться можно чем угодно: словами, символами, жестами, материальными предметами и т. п. В структуру обмена входят агенты (два и более человека), процесс (действия, совершаемые по правилам), предмет (то, что меняют), место (место проведения обмена). Дж. Хоманс вывел основные правила обмена:

 


  • Чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем вероятнее, что он будет повторяться. Если он регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается. В случаях неудачи он снижается.

  • Если успех определенного типа действий зависит от тех или иных условий, то, скорее всего, человек будет к ним стремиться. Если бизнесмен получает прибыль в результате ведения дел согласно законам, он будет соблюдать законы. И наоборот.

  • Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения.


Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению. То есть, если работник несколько месяцев подряд получает завышенную зарплату, он снижает производительность труда.

В целом, социальное взаимодействие - сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Это означает, что, если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди не начнут взаимодействовать, когда их к тому не принуждают.

В идеале обмен должен происходить на эквивалентной основе. В действительности происходят различные отклонения, т. к. стремление экономить усилия и желание максимального успеха могут действовать одновременно, но разнонаправлено.

Другая важная теория социального взаимодействия была предложена Дж. Мидом, родоначальником символического интеракционизма. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на коммуникации, и считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения. Взаимодействие между людьми является, по сути, непрерывным диалогом, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Мид выделил два типа действий:

1) незначимый жест - представляет собой автоматический рефлекс вроде моргания;

2) значимый жест.

В последнем случае люди не реагируют автоматически на воздействие извне, а разгадывают значение поступка, прежде чем ответить на него. Они способны на это, потому что научены придавать значение предметам, действиям и событиям, то есть «превращать» их в символы. Поскольку усвоение значения различных символов происходит в процессе социального взаимодействия, постольку они для всех нас оказываются общими. К примеру, гладкое золотое кольцо на безымянном пальце правой руки не просто драгоценность, оно - символ брака. Сходное понимание символов облегчает общение. Символический интеракционизм дает более реалистическое представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена. Но он сосредоточен лишь на субъективных аспектах взаимодействия, уникальных для данных индивидов, вступающих в общение.

К символическому интеракционизму примыкает этнометодология, основоположником которой стал Гарольд Гарфинкель. Данная наука изучает принятые на веру правила, регулирующие взаимодействия между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, тактично прекратить разговор и т.д. Цель этнометодологов - определить, каким образом нарушение этих правил затрудняет межличностное общение.

И символический интеракционизм, и этнометодология обращают главное внимание на взаимопонимание между индивидами, участвующими в процессе общения. Это взаимодействие облегчает общение между людьми, делает их поведение предсказуемым.

Информационное общество и проблемы социального развития

Развитие человеческого общества, расширение знаний об окружающем мире и необходимость обмениваться ими послужили причиной появления и широкого распространения разнообразных средств передачи, обработки и накопления данных. Постепенно сформировалась особая область человеческой деятельности, связанная с рождением, распространением и ограничением информации, - информационная сфера. На протяжении всей истории человечества она оказывала непосредственное влияние на жизнь как всего общества, так и его отдельных представителей.

Если исходить из семантики слов, составляющих термин "информационная сфера", то эту сферу можно определить как область, пределы распространения информации. Очевидно, что такое расширительное понимание исключает возможность практического использования этого определения, так как всякая общественная, производственная и прочая человеческая деятельность неразрывно связана с информацией и не может без нее существовать, что вытекает из самой природы информации 1.

Правильнее противопоставить информационную сферу другим (производственной, экономической, политической, военной и т. д.), выделив в качестве определяющего свойство коммуникативности. Главным назначением человеческой деятельности в этой сфере будет осуществление или недопущение передачи информации в пространстве, во времени (хранение), по кругу лиц (распространение), а также обработка информации для повышения эффективности указанных действий. Информацию, которая подвергается передаче, хранению и обработке, можно назвать коммуникативной.

Процесс включает в себя следующие основные компоненты: выбор известных знаков из перечня отправителя, их передачу по так называемому каналу коммуникации и опознавание воспринятых знаков получателем с помощью имеющегося у него набора. Передача идей возможна только при условии, что названные два набора имеют общую часть. По мере повторного осуществления этого процесса в системах, обладающих памятью и "статистическим" восприятием, и в частности в человеческом мозгу, восприятие одних и тех же знаков постепенно обеспечивает все большую площадь пересечения перечня получателя с перечнем отправителя и служит причиной возникновения языка (в значении знаковой системы).

Наличие отправителя, получателя, канала распространения информации и общепринятого языка характеризует становление информационной сферы, которую можно представить как некую виртуальную среду, где поведение человека меняется не в зависимости от информации об окружающих его предметах объективного мира, а от коммуникативной информации, содержащей мнение об этих объектах других людей.

Технические достижения ХХ века в области связи и информатики привели к тому, что в мире сложилась особая виртуальная среда взаимодействия людей - информационно-телекоммуникационное пространство, отличительными чертами которого являются отсутствие географических границ, трудно определимая национальная принадлежность его объектов и возможность анонимного доступа к имеющимся ресурсам. Основой для его формирования послужила глобальная компьютерная сеть Интернет, объединяющая на сегодняшний день миллиарды пользователей. Их число постоянно растет, и, вероятно, в ближайшие 5-7 лет преобладающее большинство населения земного шара будет иметь постоянный доступ в компьютерные сети.

"К 1998 году Интернет выглядит воистину глобальной средой, - отмечает Дебора Л. Спар, - его связи незаметно пересекают границы, соединяют граждан и рынки новыми интригующими путями и разрушают привычные понятия национальных границ. Продолжая тенденцию, ставшую возможной благодаря телефонам, факсам и спутниковым тарелкам, Интернет обещает предоставлять информацию во все уголки земного шара. Достаточно дешево, без особых технических сложностей Интернет дает возможность получать пользователям любую информацию, которую они могут найти, и связывать ее поставщиков с потенциальными потребителями с такой скоростью и легкостью, которую они не могли раньше предоставить. С течением времени сеть угрожает также уничтожить многие привычные аспекты бизнеса, общества и государства" 2.

Изменения в жизни общества, связанные с развитием информационной сферы, привели к появлению концепции информационного общества, полагающей главным фактором развития производство и использование научно-технической и другой информации. Данная концепция является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой заложили З. Бжезинский, Д. Белл, О. Тоффлер.

По мнению Тоффлера, то общество, которое придет на смену индустриальному , сложившемуся в развитых странах, будет иметь принципиально иной характер. "Это в одно и тоже время и в высшей степени технически развитая, и антииндустриальная цивилизация… она несет с собой новый кодекс поведения и выводит нас за пределы концентрации энергии, денежных средств и власти" 3.

Характерные черты информационного общества выделяет американский социолог Дэниел Белл: это переход от индустриального к сервисному обществу, решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций, а также превращение новой "интеллектуальной технологии" в ключевой инструмент анализа и теории принятия решений 4. Подтверждение этим идеям мы можем найти у Т. Стоуньера, по мнению которого "в постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы суть его основная экономическая ценность, его самый большой потенциальный источник богатства" 5. Данные ресурсы в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими их активизировать и эффективно использовать, являются информационным потенциалом общества 6.

Вместе с тем перечисленные черты носят внешний, описательный, неконкретный характер; кроме того, отдельные их проявления могут иметь место и на предыдущих стадиях общественного развития. В связи с этим встает вопрос о едином объективном критерии, отличающем информационное общество от индустриального. Представляется наиболее целесообразным в качестве такого критерия выбрать ту производственную сферу, в которой занято большинство трудоспособных членов общества. С этой точки зрения об информационном обществе мы можем говорить, если больше половины его членов занято в сфере производства коммуникативной информации и оказания информационных услуг.

Для этого, естественно, должны быть созданы определенные условия, в качестве примера которых можно привести сценарий развития информационного общества, предложенный У. Дайзардом: "налицо некая общая модель изменений - трехстадийное прогрессирующее движение: становление основных экономических отраслей по производству и распределению информации; расширение номенклатуры информационных услуг для других отраслей промышленности и для правительства; создание широкой сети информационных средств на потребительском уровне" 7. Первым государством, осуществившим указанные изменения и сформировавшим информационное общество, стали в 1960-70-е годы США 8. В настоящее время к числу таких государств можно отнести большинство экономически развитых стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Происходящие в современном обществе изменения способствуют развитию науки и производства, создают возможности для реализации духовных устремлений личности, однако одновременно влекут за собой появление ряда проблем, подчас довольно серьезных и ставящих под сомнение дальнейшее непрерывное развитие человеческой цивилизации.

Одной из наиболее животрепещущих проблем является дифференциация государств, их разделение на развитые в информационном отношении и отсталые. Причем страны, производящие технологию и знания (прежде всего США), развиваются, в числе прочего, за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных производств в другие страны мира (так называемый экологический колониализм). Целый ряд государств, имеющих современные информационные технологии, получают научную информацию и знания главным образом из США и других стран, так как сами они не могут создавать знания, способные наполнять национальную информационную среду. Такие общества нельзя назвать информационными.

Складывающаяся ситуация создает дополнительные предпосылки для возникновения как скрытых, так и открытых межгосударственных конфликтов, негативно влияет на стабильность в мире, способствует распространению терроризма.

Кроме того, подобное положение дел можно наблюдать и внутри государства. Возрастающие требования к образованию могут привести к огромному разрыву между образованными (элитой) и необразованными слоями населения. В результате отдаления этих групп, потери связи между ними, возможно формирование некой субцивилизации под боком развивающегося информационного общества. Данное образование, имея другие, более низкоуровневые правила, принципы развития, нравственные и иные нормы, в какой-то момент может уничтожить старую, более гуманную цивилизацию и тем самым отбросить человечество далеко назад.

Предпосылки другой опасности заключаются в овладении большой частью членов общества технологиями обработки информации (а значит, и манипулирования ею), что дает в руки антисоциально настроенным индивидам довольно мощное средство пропаганды и реализации своих идей. В дополнение к этому глобальное распространение информации, рост ее количества приводит к ситуации, когда один человек не может ее систематизировать, рассмотреть достаточно объективно с различных сторон. Часто ему приходится действовать, основываясь на мнении других людей. Это предоставляет широкие возможности манипулирования обществом с помощью специально подобранной информации, навязывания ему целей, идущих вразрез с развитием цивилизации.

Одним из способов решения этой проблемы будет, видимо, усиление контроля со стороны государственных, полицейских органов за процессами производства, обработки и распространения информации, что, в свою очередь, несет угрозу превращения общества будущего в полицейское государство, в котором повсеместно распространенные информационные технологии позволят осуществлять надзор за действиями любого его гражданина. Естественно, что ни о каком гражданском обществе в таком случае не может быть и речи. Более того, повсеместный надзор и контроль могут вытравить наряду с антисоциальными любые иные проявления индивидуальности, что неотвратимо приведет к стагнации.

Иная проблема встает в связи с изменениями в сфере культуры в процессе образования информационного общества. Формирование, духовное становление человека происходит уже отнюдь не в традиционных рамках, когда социальных статус родителей почти автоматически определял как общественную, так и духовную судь<



2016-01-02 837 Обсуждений (0)
Информационное общество и проблемы социального развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Информационное общество и проблемы социального развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (837)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)