Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы исследования внимания



2016-01-02 1890 Обсуждений (0)
Методы исследования внимания 0.00 из 5.00 0 оценок




Все перечисленные характеристики внимания (переключение, устойчивость, концентрация, распределение, объем) представляют функциональное единство и разделены чисто экспериментальными приемами.

Экспериментальные методы психологии исследования внимания:

1. Исследование характеристик избирательности внимания методом корректурных проб. Это бланковый метод. Группа бланковых методов называется «корректурные пробы». Корректурные пробы могут состоять из разного рода стимулов: букв, цифр, геометрических фигур, связанных и несвязанных текстов и т.п.

Задача испытуемого заключается в обнаружении заданного стимула среди других стимулов и фиксировании его на бланке тем или иным способом.

Показателем точности избирательности внимания служит коэффициент точности выполнения задания.

Коэффициент точности (А) рассчитывается по формуле:

, где

N- общее количество обнаруженных стимулов,

r – количество неправильно обнаруженных стимулов,

р – количество пропущенных стимулов.

На каждого испытуемого заполняется протокол занятия, а результаты заносятся в таблицу (с указанием времени работы, скорости, правильных и ошибочных ответов, коэффициента точности).

Другим показателем избирательности внимания может служить время (T, c), затраченное испытуемым на поиск отдельного стимула (m).

, где S – условный показатель скорости выбора, т.е. время, затраченное на 1 стимул.

 

2. Измерение устойчивости и концентрации внимания (корректурная проба Бурдона-Анфимова).

При работе с корректурной пробой испытуемый вычеркивает заданные буквы на бланке, без помех и на фоне помех.

Условным показателем концентрации внимания (K) является отношение коэффициента точности выполнения задания на фоне помех (An) к точности выполнения без помех (Абп).

 

3. Исследование характеристик произвольного внимания методом интеллектуальной пробы.

Метод заключается в поиске развлечения и регистрации простых и четных чисел, объединенных в группе по 3 числа в каждой. Экспериментатор читает вслух числа, а испытуемый должен регистрировать их.

Здесь можно выявить распределение и устойчивость внимания. Вычисляют коэффициент распределения внимания по формуле:

m- количество правильных объектов

N - общее количество запрограммированных объектов.

Иногда С - сравнивают со средними данными по группе.

 

4. Исследование переключаемости внимания с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука, Сысоева.

Таблицы: С изображением 25 черных (1-25) и 24 красных чисел (от 1 до 24).

Задание: 1) Найдите в таблице числа черного цвета в возрастающей последовательности и запишите в протокол их символы (буквы алфавита 24i; 25k)

2) C красными - по убывающей.

3) Черные и красные вместе.

Везде фиксируются время выполнения задания.

Рассчитывают условный показатель переключаемости внимания (П).

S совмещенного внимания

П= -----------------------------------

S бс

Системный подход к изучению внимания предусматривает использование методик других наук: например, из психофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности, здесь внимание изучают, как индикатор бодрствования и активности деятельности мозга.

 

 

Лекция 11.Память – 2 часа

 

Основные вопросы:

1. Понятие памяти. Отличие памяти человека от животных.

2. Теории памяти.

3. Классификация видов памяти, процессы.

4. Качества, закономерности памяти.

 

Понятие памяти. Отличие памяти человека от животных

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.

Память является одним из познавательных процессов. Все психические процессы настолько связаны друг с другом, что нетрудно догадаться, что без памяти другие психические процессы почти невозможны. Например: 1)без сохранения следов прошлых воздействий каждое ощущение и восприятие воспринималось бы, как впервые возникшее. Человек не смог бы ориентироваться в окружающей среде; 2) без сохранения в памяти понятий и представлений невозможно мышление; 3) память обеспечивает целостность человеческого «Я», осознание себя как личности, со своими интересами, отношением к миру и пр.

Роль и значение памяти особенно проявляется, когда происходит нарушение запоминания. Например, при Корсаковском синдроме (описанный русским психиатром Корсаковым – в результате чрезмерного употребления алкоголя) – «Больной помнит всё, что с ним было до болезненного состояния, но ничего не может вспомнить из того, что с ним было в ближайшее время (ел он или нет)».

Есть примеры феноменальной памяти. Например, Наполеон помнил в лицо всех своих гренадеров.

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использовании в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации.

У дочеловеческих организмов есть только 2 вида памяти: генетическая и механическая. Первая передаёт генетическим путём биологические, психологические и поведенческие свойства. Вторая выступает в форме способности к научению, сохранению жизненного опыта. Животные могут помнить и воспроизводить лишь то, что приобретено методом условно рефлекторного, оперативного или викарного научения [викарное научение – приобретение знаний, умений и навыков через наблюдение и подражание наблюдаемому объекту], без использования мнемических средств (средств и приёмов, облегчающих запоминания и увеличивающих объём памяти).

Человек, благодаря развитию своей памяти, выделяется среди других существ, т. к. его память отличается от памяти животных наличием мнемических возможностей. У человека есть речь – средство запоминания, передачи и хранения информации. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. У человека есть 3 вида памяти более мощных, чем у животных:

1. произвольная – связана с волевым контролем;

2. логическая – связана с употреблением мышления;

3.опосредствованная (культурная) – связана с использованием различных средств запоминания в виде предметов материальной и духовной культуры.

Память человека можно определять как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

 

Теории памяти

Существует достаточно большое количество теорий, пытающихся объяснить процессы памяти.

Условно все теории можно разделить на 3 большие группы: 1) психологические; 2) физиологические; 3) химические.

I.Психологические:

1. Ассоциативное направление (Г. Эббингауз, Г. Мюллер и др.)

Представители этого направления считали, что в основе памяти лежат ассоциации. Обязательный принцип: если определённые психические образования возникают в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь. Поэтому повторное появление какого-либо элемента из этой связи вызывает в сознании представление обо всех её элементах.

Задача изучения механизмов памяти не стояла. Сторонники этого направления ограничивались характеристикой внешних условий, необходимых для возникновения «одновременных впечатлений». Всё многообразие условий можно сводилась к следующим типам:

- пространственно – временная смежность объектов;

- подобие;

- различие или противоположность.

В соответствии с этими типами внешних условий выделяют следующие ассоциации:

- по смежности (паровоз – вагоны, крыша – труба);

- по сходству (ослик – лошадка, лодка – катер);

- по контрасту (холодно – жарко, острый – тупой).

Кроме простых видов ассоциаций, выделяют сложные - смысловые. В них связываются два явления: часть и целое, род и вид, причина и следствие.

Отдельные элементы информации, согласно ассоциативной теории, запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определённых логических, структурно – функциональных и смысловых ассоциациях с другими.

Сторонники данного направления не учитывали в полной мере активность субъекта, особенности избирательности человеческой памяти. Понадобилось ввести ещё один фактор – мнемические процессы, объясняющие целенаправленный характер соответствующих процессов.

Тем не менее, в русле данного направления появилось много полезного для познания законов памяти:

1. Закон забывания (Г. Эббингауз). Опыт по запоминанию трёхбуквенных бессмысленных слогов: после первого безошибочного повторения, через один час – забывание 60 %, через шесть дней в памяти остаётся менее 20 %.

2. Установлены зависимости количества запомненных элементов от разного числа повторений и времени повторения и др.

2. Гештальтпсихология

Главная мысль: при запоминании и воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на основе ассоциаций. Например, лицо человека мы запоминаем не по отдельным признакам (особенностям строения глаз, носа, губ), а целиком.

Элементному подходу ассоцианистов к явлениям сознания гештальтисты противопоставляют принцип первичности целого по отношению к частям.

Динамика запоминания и воспроизведения в гештальттеории: некоторое потребностное состояние (актуальное в данный момент времени) создаёт у человека определённую установку на запоминание и воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.

Сторонники гештальта считают, что структура следов в коре головного мозга аналогична структуре запоминаемого материала по принципу изоморфизма, т.е. подобия.

Действительно, запоминание в той или иной степени определяется структурой и организацией запоминаемого материала. Верно, что целое не есть просто сумма частей. Однако и в этой теории не учитывается активность субъекта. Гештальты мыслились, как наперёд заданные неразвивающиеся образования.

 

3. В бихевиоризме взгляды на проблему памяти близки к взглядам ассоцианистов, но подчёркивается роль подкрепления в запоминании материала. В этом направлении изучалась работа памяти в процессах научения.

4. Психоанализ. Заслуга З. Фрейда и последователей в выяснении роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала.

5. Смысловая теория (А. Бине, К. Бюлер) освещает зависимости процесса памяти от смысловых связей (механическое и смысловое запоминание подчиняется разным законам).

6. Информационно-кибернетическая теория рассматривает механизмы памяти как аналогичные механизмам памяти вычислительной машины. Основной тезис: если человеческий мозг – своего рода сложная электронно-вычислительная и аналоговая машина, то механизмы памяти, в некоторой степени, аналогичны у человека и у машины.

7. Теория деятельности (основное понятие этой теории – деятельность человека).

В контексте этого направления память выступает как особый вид психологической деятельности, включающий систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Здесь исследуется состав мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти от средств запоминания (воспроизводства), сравнивается продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемической деятельности.

Начало изучению памяти как деятельности, было заложено работами французских учёных, в частности, П. Жане. Он один из первых трактовал память, как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение информации. Французская школа доказала социальную обусловленность процессов памяти, её зависимость от практической деятельности.

У нас в стране эта концепция получила своё дальнейшее развитие. А. Н. Леонтьевым были выделены фило- и онтогенетические этапы развития памяти человека, ее постепенного превращения из «натуральной» (непосредственной) в «культурную» (опосредствованную). П. И. Зинченко и А. А. Смирнов исследовали зависимость произвольного и непроизвольного запоминания от организации практической деятельности и других условий. Согласно их концепции, протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизводства определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта. Экспериментально установлено, что связи наиболее продуктивно образуются там, где материал выступает в качестве цели действия. Образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе предмет, а прежде всего тем, что с ним делает субъект.

II. Физиологические теории памяти.

1. Нейрофизиологическая теория (теория нейронных моделей).

Нейроны образуют замкнутые цепи, по которым совершается движение нервных импульсов, при этом повторное прохождение нервных импульсов по тем же путям облегчается.

Чем большее число раз нервное возбуждение прошло по одним и тем же цепям нейронов, тем легче оно пройдет еще раз по этому контуру. Другими словами, моменты воспоминания образуется тогда, когда «ярко» существует замкнутый контур нейронов.

2.Теория, объясняющая механизм кратковременной и долговременной памяти. Согласно этой теории, запоминание протекает в две стадии:

1) На первой стадии в нейронах происходит обратимая кратковременная электрохимическая реакция, длящаяся секунды или минуты. (Некоторые авторы предполагают, что эта стадия длится до одного часа).

2) Вторая стадия возникает на основе первой (при повторном переживании) и является необратимой биохимической реакцией. Необратимые химические изменения в клетках являются основой долговременной памяти.

III. Химическая теория.

Нейроны, как и все клетки, содержат молекулы ДНК и РНК.

Оказывается, что молекулы РНК (рибонуклеиновой кислоты) способны изменяться под влиянием нервных и химических импульсов. Считается, что эти изменения являются основой онтогенетической, индивидуальной памяти.

Молекулы ДНК, согласно этой теории, являются носителями наследственной, генетической памяти. Носителями индивидуальной памяти являются молекулы РНК.

Можно подсчитать объем индивидуальной памяти. Количество возможных изменений одной молекулы РНК – 1015 - 1020, в каждом нейроне содержится 10 молекул РНК,- общее число нейронов - 1010. Получается, что индивидуальный минимальный объём памяти человека равен 1026.

Если подсчитать всю информацию, которая от рождения до смерти воспринимается человеком, то она составит единицы процентов от этого числа. Это означает, что теоретически память человека безгранична, мы можем помнить всё, до мельчайших подробностей. Проблемой является извлечение нужной информации в нужный момент.

 



2016-01-02 1890 Обсуждений (0)
Методы исследования внимания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы исследования внимания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1890)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)