Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соотношение сознательного и бессознательного. Виды проявления бессознательного



2016-01-02 915 Обсуждений (0)
Соотношение сознательного и бессознательного. Виды проявления бессознательного 0.00 из 5.00 0 оценок




Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах, состояниях человека.

Термин «бессознательное» ввел З. Фрейд, обозначив обширную систему психики, включающую неосознанные первичные инстинкты, желания, импульсы, мысли, направляющие поведение, характер поступков, решение творческих задач. З. Фрейд выделял два вида неосознаваемых явлений: 1) латентные – способные стать сознательными (предсознательное); 2) вытесненные – сами по себе не могущие стать сознательными (бессознательное).

Фрейдовское бессознательное представляет асоциальную, аморальную, алогичную инстанцию психики, где действуют мощные безличные силы жизни и смерти. Принцип удовольствия – основной регулятор этой системы.

Основная особенность бессознательных сил – это то, что их трудно осознать. К бессознательному относятся желания, влечения, в которых человек не может себе признаться, травмирующие ситуации и переживания, которые были вытеснены.

Вытеснение и сопротивление – основные механизмы психики, защищающие сознание от неприятных воспоминаний и информации о себе.

У К. Юнга бессознательное представлено двумя его проявлениями: 1) коллективное и 2) личное. В коллективном бессознательном находится и хранится весь опыт многих человеческих поколений, и основу его составляют архетипы.

Психологу-практику в первую очередь интересны те качества, интересы и потребности, которых человек не осознает, но которые проявляются в непроизвольных реакциях, действиях: 1) ошибочные действия (оговорки, описки, ошибки); 2) непроизвольное забывание имен, событий; 3) явления, связанные с памятью, восприятием и воображением – сновидения, грезы, мечты. Например, оговорки, по Фрейду, возникают в результате противодействия двух различных намерений: что-то стремится к реализации, но вытесняется.

Цензура, которая удерживает бессознательное, стремится соответствовать правилам, запретам, идеалам, в результате блокируется энергия, которая питает всю психику. Работа с бессознательным и защитными механизмами позволяет снять напряжение.

Характеристики бессознательного:

1. В бессознательном невозможно произвести контроль;

2. Прошлое, будущее и настоящее сосуществуют, объединившись в одном психическом акте – вневременном (например, сновидение);

3. В бессознательном, отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношением к миру (действительность переживается через отождествление себя с другими людьми и событиями). Это происходит через: 1) непосредственное эмоциональное вчувствование; 2) идентификацию; 3) заражение эмоциональное; 4) объединение различных явлений через сопричастие, а не через логическое рассуждение.

Все проявления бессознательного можно представить четырьмя классами:

1) Надсознательные явления – уровень психической активности личности при решении творческих задач, неподдающийся сознательно-волевому контролю;

2) Неосознаваемые побудители сознательной деятельности – неосознаваемые мотивы и смысловые установки, но имеющие личностный смысл;

3) Неосознаваемые регуляторы способов деятельности – операционные установки, стереотипы, автоматы поведения, обеспечивающие направленность и устойчивость ее протекания.

4) Проявление субсенсорного восприятия – форма непосредственного психического отражения действительности при влиянии раздражителей на субъект безотчетно (неслышимые звуки, невидимые световые сигналы).

Вопрос об отношении сознания и бессознательного сложный и однозначно не решен. Основная причина в том, что существуют разные типы бессознательных психических явлений:

1. бессознательные явления из области предсознания, то есть представляющие факты, связанные с более низким уровнем регуляции поведения, чем сознание - бессознательные ощущение, восприятие, память, мышление;

2. бессознательные явления, которые ранее осознавались, но со временем ушли в сферу бессознательного. Например, двигательные умения и навыки (ходьба, речь, умение писать).

3. Личностное бессознательное – желания, мысли, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания.

1 и 2 типы – это норма в развитии психики.

3 тип – это конфликт мотивов и потребностей.

 

Раздел II.

Психические процессы и состояния– 24 часов

 

Тема 4: Познавательные психические процессы– 4 часа

Лекция 8. Ощущения– 2 часа

 

Основные вопросы:

1. Ощущения: понятие, классификации, виды.

2. Основные свойства ощущений и их характеристики: качественные и количественные.

Ощущение считается самым простым из всех психических явлений. Это простейшая форма психического отражения, свойственная животному и человеку (простейшие не обладают ощущениями, им свойственна только раздражимость), обеспечивающая познание отдельных свойств предмета.

Ощущения есть у всех животных, обладающих нервной системой, но осознаваемые ощущения есть только у животных, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Доказательством этого служит, то, что при торможении деятельности высших отделов Ц.Н.С., например, при наркозе, опьянении, утрачивается сознание и способность осознанно воспринимать ощущения.

Ощущения – это отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. Жизненная роль ощущений – доводить до Ц.Н.С. сведения о состоянии внешней и внутренней среды. С другой стороны, ощущения не только отражают действительность, но и регулируют действие, поведение.

Сеченов, Павлов, Д. Нефф показали, что ощущение по своим физиологическим механизмам является целостным рефлексом, объединяющим прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы рецептора. Рефлекс и перцепция подобны, но не тождественны.

 

Возникновение ощущений

1 2

Раздражитель Орган Ц. Н. С. Ощущение

(рецептор)

раздражение возбуждение

/проводящие пути/

(физический процесс) (физиологический процесс) (психический процесс)

 

1 – Рецептор трансформирует энергию определенного вида в нервный импульс.

2 - По афферентным (центростремительным) путям возбуждение передается в центральный отдел анализатора.

 

Так как физиологической основой ощущения является анализатор, а анализатор активный орган, то любое раздражение вызывает реакцию (двигательную). Это означает, что ощущение не пассивный процесс и носит активный рефлекторный характер.

Анализатор – анатомо-физиологический аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителя, состоящий из трех частей: 1) периферического отдела – рецептора, перерабатывающего определенный вид энергии в нервный импульс; 2) проводящих путей: афферентных и эфферентных; 3) центрального отдела анализатора (корковых отделов анализатора).

Виды ощущений

Существуют различные подходы к классификации ощущений.

Классификация по анализаторам:

1. зрительные;

2. слуховые;

3. вестибулярные (состояния равновесия);

4. вкусовые (четыре модальности: сладкое, кислое, соленое, горькое);

5. обонятельные (порождает ощущение запаха);

6. кожные (давление, тепло, холод, боль);

7. двигательные (согласует движения, позу);

8. весциральные (от внутренних органов);

Классификация по качеству воспринимаемой информации (по типу рецептора):

1. Механорецепторы – воспринимают механическую информацию (слуховой, вестибулярный, тактильный);

2. Хеморецепторы – рецепторы обоняния, вкуса, сосудов, внутренних органов (реагируют на изменение химического состава среды);

3. Осморецепторы – воспринимают изменение давления в межклеточной жидкости;

4. Терморецепторы (в коже) – реагируют на температуру;

5. Фоторецепторы (в зрительном анализаторе) - воспринимают электромагнитное излучение в видимой части спектра.

Классификация по месту расположения рецептора (или систематическая классификация Ч. Шеренгтона):

1. Проприоцептивные (двигательные, кинестетические, ощущения равновесия) ощущения – сообщают информацию о состоянии мышечной системы (степень сокращения или расслабления), положение тела, о равновесии. Обычно не осознаются. Находятся в мышцах, связках, суставах, надкостнице;

2. Интероцептивные (органические) – сообщают информацию о состоянии внутренних процессов организма. Находятся в слизистой оболочке, толще стенок внутренних органов, на поверхности сосудов. Наиболее древние и менее осознаваемые, сохраняют свою близость с эмоциональным состояниям;

3. Экстероцептивные ощущения - возникающют при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Они делятся на два подкласса:

1) дистантные: зрительные, слуховой;

2) контактные: осязательные, вкусовые.

Обонятельные - занимают промежуточное значение.

Генетическая классификация Х. Хэда:

1. Протопатический вид чувствительности – более древний, примитивный вид чувствительности (голод, жажда);

2. Эпикритический вид чувствительности – более тонко дифференцированный, эволюционно более молодой (в основном свойственен только человеку).

 

Свойства ощущений

К основным свойствам ощущений относят качество, изменчивость и интенсивность, продолжительность, пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги и пр.

Качество ощущений связано с органами чувств или анализаторами человека, приспособленными к восприятию и переработке разнообразных форм энергии в форме стимулов – раздражителей (физических, химических, механических и др.). Эти стимулы вызывают ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные и пр.

Электромагнитные волны, порождающие ощущения, находятся в диапазоне от 4 ·10-18см (короткие космические лучи) до длины волны в несколько километров (радиоволны). Длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественного разнообразия ощущений. Электромагнитные волны, которые отражает зрительная система – от 380 до 780 миллиардных долей метра (ощущения цвета).

Ухо человека реагирует, в отличие от глаза, на механические воздействия, связанные с колебаниями давления воздуха (атмосферного давления).

Частота колебаний воздуха в 1 секунду оценивается в Герцах (1 колебание в 1 секунду = 1 Гц). Чем больше частота колебания воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук. Человек слышит звуки в диапазоне от 20 до 20000 Гц. (Летучие мыши и собаки могут воспринимать более высокие звуки).

Громкость – в децибелах от 16дб до 120дб, выше – слуховые ощущения фиксируют боль.

Высота звука зависит не только от частоты колебаний, но и от силы звука. Разность давлений воздуха между самой высокой и самой низкой точками, отражающими давление, называют амплитудой колебания. Более сильный звук воспринимается как более высокий.

Обоняние реагирует на количество молекул в единице объема воздуха.

Вкус – сочетание кислого, сладкого, горького и солёного.

Осязание – давление, температура.

Явления изменчивости и чувствительности анализаторов:

- Яркое освещение сцены усиливает ощущение громкости на ней звуков.

- Под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам.

- Место слышимого звука смещается по направлению к объекту, который видим.

- Температура помещений воспринимается как более низкая, если стены окрашены в холодные тона (синий, зелёный, серый).

- При обтирании лица холодной водой острота зрения повышается.

Сенсибилизация - явление повышения чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности двух анализаторов.

Синестезия – способность раздражителя, адресованного природой для одного органа чувств, одновременно вызывать необычные ощущения в другом органе чувств. Например, цветной слух у композитора Римского-Корсакова.

Адаптация – приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки.

Продолжительность ощущений – это временная характеристика возникшего ощущения. Следует отметить, что ощущения начинают действовать не сразу, как только нужный стимул начал действовать. Между началом действия и возникновением ощущения проходит время, которое называют латентным периодом. Во время латентного (скрытого) периода происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы.

Ощущения не исчезают сразу с прекращением действия раздражителя. Такая инерция или след проявляются: 1) в положительном последовательном образе – сохранения следа того же качества, что вызывал раздражитель; 2) в отрицательном последовательном образе – возникновение качественно противоположного ощущения, чем ощущения вызываемые раздражителем

Ощущения обладают свойством передавать сведения о пространственной локализации раздражителя (сообщать о месте нахождения источника тепла, света, участка тела).

Кроме приведенных выше характеристик, все ощущения обладают рядом общих количественных характеристик. К ним относятся абсолютный нижний и абсолютный верхний пороги ощущений, абсолютная чувствительность, относительный (дифференциальный) порог, оперативный порог, диапазон чувствительности.

Для того чтобы ощущение возникло, необходимо, чтобы стимул достиг определённой величины, который называют абсолютным нижним порогом ощущения (или порогом чувствительности данной модальности). Переход от не воспринимаемых стимулов к воспринимаемым происходит скачкообразно.

Допороговые стимулы не вызывают ощущений, за исключением субсенсорных ощущений но, человек в определенных обстоятельствах может воспринимать раздражители, находящиеся за нижним порогом ощущений, которые способны влиять даже на осознаваемые ощущения. Например, контуженный поворачивается в сторону взрыва. Здесь имеет место сигнал в кору головного мозга от кожи, которая реагирует разностью потенциалов на звуковые волны, работа зрачкового рефлекса – изменение диаметра зрачка при действии звука.

Переход от не воспринимаемых стимулов к воспринимаемым отражает психометрическая кривая. Эта кривая может быть получена для различных органов чувств и видов ощущений.

 


У, %

100

 

50

 

 
 


т Х

Где

У – частота случаев возникновения ощущений, в %;

Х – сила стимула, в физических единицах;

т – средняя величина стимула, соответствующего абсолютному порогу.

Значение стимула, соответствующее примерно 50 % случаев возникновения и отсутствия ощущений называется абсолютным порогом.

Величину стимула, при которой начинается ощущение, называют абсолютным нижним порогом.

Сильные запороговые стимулы так же не вызывают ощущений, они могут перейти в болевые и не восприниматься, как ощущения определенной модальности. Величину стимула, при которой он перестает восприниматься адекватно, называют верхним абсолютным порогом или болевым.

Интервал между нижним и верхним порогами называют диапазон чувствительности.

Величины абсолютных порогов у разных людей могут быть разными. Некоторые люди более чувствительны к раздражителю, некоторые менее. Чем слабее раздражитель вызывающий ощущение, тем выше чувствительность. Таким образом, абсолютная чувствительность обратно пропорциональна абсолютному порогу ощущений:

Е= 1/Р; где Е - абсолютная чувствительность; Р – абсолютный порог.

Другая характеристика чувствительности – это чувствительность к различию. Ее называют дифференциальным, или относительным, или разностным порогом. Дифференциальный порог показывает наименьшую величину различия между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные. Дифференциальный порог ощущений для разных органов различен, но для одного и того же анализатора представляет постоянную величину.

Зависимость дифференциального порога от первоначальной величины стимула выражает закон Бугера-Вебера:

Const = ∆I/I,

где I – величина действующего стимула; ∆I – величина, на которую должен быть изменен стимул, чтобы человек действительно заметил, что он изменен; Const – постоянная величина, она характеризует порог различия и называется Const – Вебера.

Например, для громкости звука Const =0,1, тогда при громкости звука в20 Дб достаточно изменить громкость на 2 Дб, чтобы человек заметил его изменение.

Закон Вебера-Фехнера. Фехнер сформулировал закон, согласно которому изменение силы ощущения пропорционально десятичному логарифму изменения силы воздействующего раздражителя. Если сила раздражителя увеличивается в геометрической прогрессии, то ощущения будут расти в арифметической. Следовательно, если раздражитель образует ряд: 1; 10; 100; 1000, то интенсивность ощущения будет пропорциональна числам 0; 1; 2; 3. Главный смысл данной закономерности заключается в том, что интенсивность ощущений изменяется не пропорционально изменению раздражителя. В математическом виде данная зависимость выражается формулой:

S = К · Lg I + C, где

S – интенсивность ощущения; I – сила раздражителя; К – коэффициент пропорциональности; С – константа для разных модальностей.

Данная формула отражает положение, которое носит название основного психофизического закона, или закона Вебера-Фехнера.

Проводя уточняющие исследования, С. Стивенсон заметил, что основной психофизический закон выражается не логарифмической, а степенной кривой. Математически Закон Стивенсона выражает следующая формула:

n

S = К · R , где

S – сила ощущения; К – константа, определяемая избранной единицей измерения; n – показатель зависимости от модальности (от 0,3 до 3,5 – определяет соотношение между диапазоном ощущения и диапазоном воспринимаемых стимулов); R – значение воздействующего раздражителя.

Многие ученые пытались ответить на вопрос, какой закон более точный. Ю. М. Забродин предложил свое объяснение. Дело в том, что на зависимость силы ощущения от силы раздражителя влияет степень осведомленности испытуемых о цели, задачах и ходе эксперимента. Он ввел переменную z, которая равна или нулю, или единице, что позволяет перевести формулу из степенной зависимости в логарифмическую и наоборот.

Пороги ощущений не являются постоянными и способны изменяться в разных условиях восприятия (адаптация, действие нескольких стимулов).

 

 



2016-01-02 915 Обсуждений (0)
Соотношение сознательного и бессознательного. Виды проявления бессознательного 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соотношение сознательного и бессознательного. Виды проявления бессознательного

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (915)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)