Анализ стихотворений Симонова «В землянке»
Данное стихотворение проникнуто грустной ностальгирующей тональностью, приятным воспоминаниям о женщине, которая заставляет героя жить несмотря не на что, бороться со смертью, которая все время ходит рядом: «Стараясь разлуку прожить без оглядки,Как часто, не веря далекой своей, Другим говорил я: «Все будет в порядке, Она тебя ждет, не печалься о ней». Лирический герой этого стихотворения простой солдат, который хочет выжить, вернуться домой, надеется, верит. Верит он в то, что дома его ждет возлюбленная, семейный уют и покой. Герою даже страшно допустить мысль, что все может быть иначе, он убеждает своих товарищей в этом, подсознательно внушая и себе указанную мысль: «Нам легче поверить всегда за другого,Как часто, успев его сердце узнать,Я верил: такого, как этот, такогоНе смеет она ни забыть, ни продать».3. Данное стихотворение К. М. Симонова написано анапестом, метром, образуемым 3-сложными стопами с сильным местом на 3-м слоге; сильное место обычно заполняется ударным, слабые — безударными слогами4. Стихотворение построено в форму внутреннего монолога героя. Это послание любимой, написанное сдержанным языком. Нет здесь нежных слов, признаний в любви. Но мы ощущаем силу чувств поэта, о любимой он никогда не забывает, его имя с ним постоянно:«Я пил за тебя под Одессой в землянке,В Констанце под черной румынской водой,Под Вязьмой на синем ночном полустанке,В Мурманске под белой Полярной звездой».Всё стихотворение читается как письмо с фронта любимой и далёкой женщине, с которой он может поделиться наболевшем, рассказать о военных товарищах, многих из которых уже нет в живых: «Едва ль ты узнаешь, моя недотрога,Живые и мертвые их имена,Всех добрых ребят, с кем меня на дорогахКороткою дружбой сводила война. Подводник, с которым я плавал на лодке,Разведчик, с которым я к финнам ходил,Со мной вспоминали за рюмкою водкиО той, что товарищ их нежно любил».Произведение звучит как заклинание, как молитва. Читая его, в памяти всплывает еще одно похожее и по композиции, и по ключевой идее стихотворение Симонова «Жди меня». В обоих тексте многократно повторяется мысль, что именно от любви женщины, ее способности дождаться возлюбленного в конечном итоге и зависит жизнь и победа. Сравним: «Как знать, может, с этим же чувством знакомыВсе те, с кем мы рядом со смертью прошли,Решив, что и ты не изменишь такому,Без спроса на верность тебя обрекли».И:«Жди меня, и я вернусь,Всем смертям назло.Кто не ждал меня, тот пустьСкажет: - Повезло.Не понять, не ждавшим им,Как среди огняОжиданием своимТы спасла меня».5. Среди художественно-выразительных средств стихотворения преобладают синтаксические: параллелизм построения стихотворных строк: «Подводник, с которым я плавал на лодке,Разведчик, с которым я к финнам ходил», другой пример: «Сегодня я пил, чтоб сегодня скучала,А завтра мы выпьем, чтоб завтра ждала», многочисленные ряды однородных членов: «Я пил за тебя под Одессой в землянке,/ В Констанце под черной румынской водой,/Под Вязьмой на синем ночном полустанке,/ В Мурманске под белой Полярной звездой», риторические восклицания и вопросы: «Чтоб всех их любить, они стоят едва ли,Но что ж с ними делать, раз трудно забыть!»; «— Тоскуешь?— Тоскую.— Красивая, верно?— Жаль, карточки нет», инверсии: «Другим говорил я..»; «Короткою дружбой сводила война».Анализ стихотворения Ю. В. Друниной «Комбат»1.Небольшое по объему стихотворение оставляет в душе двойственное впечатление: с одной стороны, поражаешься жестокости комбата, который, не раздумывая, застрелил двоих своих солдат, решивших дезертировать:«Когда, забыв присягу, повернулиВ бою два автоматчика назад,Догнали их две маленькие пули –Всегда стрелял без промаха комбат», с другой стороны, поражаешься его великодушию, когда он пишет убитым горем матерям о героической смерти их детей: «И сотни раз письмо читала людямВ глухой деревне плачущая мать».2.Герой лирического стихотворения честный перед собой и окружающими, открытый, с обострённым чувством долга, способный понять боль других людей. Он очень похож на саму поэтессу, Друнина умела и воевать, и дружить, и любить. И всё это делала с полной самоотдачей: иначе она не могла. Так и ее герой не видит другого выхода, как убить дезертиров, а потом не разбить сердца их многострадальных матерей. Кто его может за это осудить:«За эту ложь комбата кто осудит?Никто его не смеет осуждать!». Война не только не уничтожила в комбате способность любить и ненавидеть, она научила его тонко чувствовать добро и переживать за все, что происходит вокруг, в том числе и за чувства двух матерей, живущих в какой-то глухой деревеньке.3. Данное стихотворение написано ямбом, метром, образуемым двусложными стопами с сильным местом на 2-м слоге; сильное место заполняется ударными или безударными слогами любых слов, слабое место — безударными слогами любых слов или ударными слогами односложных слов; последнее сильное место обязательно-ударным. 4. Стихотворение построено на описании трех ситуаций: расстреле дезертиров, написании письма матери, обсуждение в родной деревне солдатов их смерти. Все действия разновременные, объединены только фигурой комбата, с поступком которого связано все в дальнейшем описываемое. Имя главного героя не озвучено, так как стоит помнить, что «освободительная война - это не бескорыстный подвиг, самопожертвование, но и кровь, страдания и смерть, которая порой даже дело твоих рук:«Упали парни, ткнувшись в землю грудью,А он, шатаясь, побежал вперед.За этих двух его лишь тот осудит,Кто никогда не шел на пулемет».5. Среди художественно-выразительных средств стихотворения можно отметить метафору: «Догнали их две маленькие пули –», многочисленные инверсии: «повернули в бою два автоматчика назад», «Всегда стрелял без промаха комбат»; «Писал комбат двум бедным русским бабам/, Что... смертью храбрых пали их сыны»; ряд эпитетов: маленькие (пули), бедные (бабы); плачущая (мать), глухой (деревне). Заостряют внимание читателя на описываемых событиях и призывают к размышлению следующие риторические вопросы и восклицания: «За эту ложь комбата кто осудит? Список литературы1. Друнина Ю. В. Память сердца. – М.: Эксмо, 2006. – 384с.2. Симонов К. М. В землянке: http://www.romanticcollection.ru
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1289)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |