Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика этических чувств дошкольника



2016-01-02 564 Обсуждений (0)
Характеристика этических чувств дошкольника 0.00 из 5.00 0 оценок




В процессе общения ребенка со взрослыми и участия в коллективных формах деятельности у него формируется эмоциональная составляющая направленности на других людей (Котырло В. К), такие социально ценные качества личности, как чуткость, внимательность рвение. При этом значение имеет эмоциональное содержание общения дошкольника с окружающими. Возникают не просто отдельные умения понимать другого, проявлять к нему симпатию, сочувствие, быть общительным, но и целостное эмоциональное образование - направленность переживаний ребенка на эмоциональные проявления взрослого и сверстника, которая служит целям проникновения в его внутренний мир, выступает как средство интимной связи с ними [15, c. 21].

Особенно важную роль для развития нравственных переживаний играют ситуации, когда ребенок взаимодействует с ровесниками, между которыми возникают равноправные партнерские отношения. Здесь она сама строит линию своего поведения. Следовательно, возникает потребность в этических ориентирах, как поступить, как будет чувствовать себя товарищ, как сохранить отношения с ним. Этические оценки поступков из внешних требований становятся собственными оценками ребенка и включаются в переживания его отношения к определенным поступкам или действиям [15, c. 21].

Положительная эмоциональная направленность ровесников формируется в совместной с ним деятельности при такой ее организации, когда объектом переживаний ребенка становится не только собственный успех, но и успех товарища, успех общего дела [15, c. 21-22].

В пять лет наблюдаются низкие показатели положительного эмоционального отношения к партнерам. Причинами выступает недостаточного владения дошкольниками навыками сотрудничества, трудности в переносе их из игровой деятельности на другие виды деятельности; об-меженный опыт взаимодействия со сверстником.

Эмоциональная направленность на других охватывает собой систему гуманных чувств. Настоящей школой таких чувств для дошкольника выступает сюжетно-ролевая игра, где возникает потребность понять другого, учесть его позицию, интересы, настроение, желание. Исполнение роли каждым ребенком и их соотношение строится на определенных моральных представлениях о надлежащих способах поведения. Развивается ответственность за свой участок работы: если ли «врач» будет постоянно выбегать из «кабинета», то больные останутся без помощи, а если «продавец» будет есть конфеты, то покупателям не хватит. Таким образом, благодаря игре дети не только переживают соответствующие этические коллизии, но и лучше осознают нравственные нормы, у них формируется установка на их глубокое познание [15, c. 22].

В трудовой деятельности дети выполняют социально-полезные задания, испытывая при этом радость, гордость, ответственность. Взрослые объясняют детям, когда они тщательно польют цветы, то растения будут хорошо выглядеть, а если уберут игрушки в комнате, то у мамы будет больше времени и она испечет вкусный пирог т.п.. Дети оказывают помощь своим товарищам, сначала по инициативе взрослого, а к концу дошкольного возраста - самостоятельно [15, c. 23].

Этические переживания ребенка отражают избирательность психики. Общение с ровесниками: сочувствие дети проявляют, прежде всего, своим ближайшим товарищам, которым симпатизируют.

В рамках устойчивых детских объединений постепенно возникают более тесные контакты между отдельными детьми, становится основой для появления дружбы. До 5-ти лет дружба детей носит преимущественно ситуативный характер: дружат дети, рядом спят в детском саду, чьи семьи соседствуют и часто посещают друг друга. Друзья больше играют вместе, чаще договариваются и выполняют совместные дела, делятся игрушками. Ребенок часто меняет своих друзей в зависимости от обстоятельств. Старший дошкольник более ориентируется в выборе друга на его деловые и личностные качества, привычки, предпочтения: он хорошо домики из песка строит, он интересуется морскими путешествиями, собирает открытки и т.п.. В 5-7 лет начинает встречаться парная дружба, одновременно возникают устойчивые игровые объединения с 3-5 участниками. Дружба небольшими подгруппами чаще рождается в игре на основе игровых интересов и склонностей, в том числе и на основе интеллектуальных интересов. Парная дружба характеризуется глубокой симпатией.

Таким образом, можно сделать следующие выводы об особенностях этических чувств дошкольника:

· этические чувства дошкольников составляют важную составляющую их эмоциональной сферы, свидетельствуют о развитии их личности;

· этические чувства лежат в основе такого личностного образования, как эмоциональная положительная направленность на другого человека;

· в развитии этических чувств ведущее значение имеют общение и совместная деятельность ребенка со взрослыми и со сверстниками;-

· этические переживания возникают сначала под влиянием требований взрослых, а к концу дошкольного возраста вследствие присвоения моральных норм;

 

 



2016-01-02 564 Обсуждений (0)
Характеристика этических чувств дошкольника 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика этических чувств дошкольника

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (564)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)