Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность процесса демонополизации. Демонополизация - политика государства, направленная на сдерживание монополизма и



2016-01-02 2484 Обсуждений (0)
Сущность процесса демонополизации. Демонополизация - политика государства, направленная на сдерживание монополизма и 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Демонополизация - политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Это комплекс экономических и законодательных мер государства по ограничению деятельности монополий, созданию конкурентной среды на внутреннем рынке. Демонополизация — категория рыночной экономики, где осуществляется либерализация рынков, поощряется деятельность конкурентоспособных субъектов хозяйствования. Во всех странах мира в целях защиты малого и среднего бизнеса приняты антитрестовские, антимонопольные законы. Они направлены не против крупных корпораций как таковых, поскольку размер сам по себе не дает оснований трактовать её (корпорацию) как монополию, а против злоупотреблений своим положением на рынке, что может подорвать совершенную конкуренцию и тем самым ослабить национальную экономику.

Демонополизация предполагает: предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке, запрещение соглашений о разделе рынков, запрещение переплетающихся директоратов, приобретение акций конкурирующей фирмой.

Экономические условия, сложившиеся в России в ходе экономической реформы, в значительной мере определяли состояние конкуренции на товарных рынках и развитие процессов демонополизации экономики. Продолжительное сокращение производства ограничивало спрос на продукцию монопольных производителей, в итоге многие из них не могли в полной мере злоупотреблять своим особым положением.

Цель курсовой работы - рассмотрение вопросов демонополизации экономики и развития конкуренции, закреплении изученного материала и его применении в практике.

Задачами выпускной квалификационной работы являются:

1. Раскрытие экономической сущности понятий монополизма и конкуренции.

2. Исследование теоретических аспектов демонополизации экономики.

3. Анализ особенностей современного монополизма в России.

4. Анализ политики демонополизации экономики и развития конкуренции на фармакологическом рынке РФ.

Предметом исследования выступают отношения, возникающие по поводу демонополизации экономики, обеспечивающие развитие конкуренции на товарных рынках.

Объектом исследования являются фармакологический рынок Российской Федерации.

 

Глава 1. Демонополизация российской экономики

Сущность процесса демонополизации

Монополия - доминирование на неком рынке со значительным преимуществом над всеми конкурентами по тем или иным причинам. Как пример - если ваша сеть ресторанов в количественном соотношении занимает 50% всех ресторанов города - вы монополист. Монополизация же это если у вас от всех ресторанов в городе 12%, а вы берёте и выкупаете ещё 38% - вы становитесь монополистом. (Монополизм не обязательно является 50% обычно процент ниже - смотрите в законодательстве)

Демонополизация - проводимая государством и его органами политика, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Основным инструментом такой политики является принятие антимонопольных законов, способствование созданию и существованию конкурирующих предприятий, фирм, компаний.

Демонополизация экономики – процесс развития конкуренции и рыночных отношений. В его основе лежат следующие мероприятия:

1) полный демонтаж административно-командной системы, тех ее звеньев, которые способствуют сохранению и воспроизводству монополистических отношений;

2) изменение производственной структуры на базе разукрупнения и диверсификации существующих производств;

3) формирование организационного и правового механизма выявления и преодоления монополизма в экономике.

Демонополизация является частью антимонопольного регулирования, родоначальником которого считаются США: первый антимонопольный закон был принят в 1890 году - закон Шермана (смотри Антимонопольное законодательство). Однако и в этой стране решения о ликвидации монополий принимались лишь в отношении не монополизации как таковой, а хищнического поведения крупных американских компаний. Например, в 1912 году были распущены нефтяная компания «Standard Oil», табачная «American Tobacco» и пороховая «DuPont». Первые две компании имели рыночную долю по 90%. Именно действие антимонопольных органов способствовало тому, что другие крупные компании, учитывая опыт этих трёх, в последующем отказались от наиболее грубых, хищнических способов вытеснения своих конкурентов.

На протяжении послевоенного периода под влиянием процессов глобализации и необходимости усиления своей национальный конкурентоспособности Япония и западноевропейские страны стимулировали кооперацию национальных предприятий, формирование и укрепление национального сектора крупного бизнеса при одновременном проведении политики поддержки малого и среднего бизнеса. Начиная с 1980-х годов в странах Западной Европы осуществлялась структурная перестройка крупного капитала. Произошли слияния и поглощения компаний.

Один из главных инструментов демонополизации на этапе перехода от плановой к рыночной экономике - приватизация государственных предприятий. В то же время формальное изменение форм собственности не влечёт реального изменения отношений собственности. Демонополизация не создаёт автоматически эффективный конкурентный рынок и конкурентный механизм. Хозяйская мотивация, предпринимательская инициатива, экономические интересы не возникают одновременно с изменением формы собственности. Необходимо учитывать и объективный характер процесса монополизации экономики как основанного на развитии кооперации и имеющего свои позитивные и негативные черты.

Демонополизация отраслевых рынков базируется на разделении существующих видов деятельности на естественно-монопольные (топливно-энергетические ресурсы), временно-монопольные (потенциально конкурентные; например, ЖКХ) и конкурентные (например, сельскохозяйственное производство).

Временно-монопольные и конкурентные виды деятельности должны быть открыты для конкуренции с целью повышения качества продукции, ответственности и эффективности функционирования хозяйствующих субъектов. При этом даже в этих секторах государственное регулирование не может быть полностью заменено рыночными механизмами регулирования в связи с необходимостью гарантирования равных условий всем хозяйствующим субъектам и обеспечения принципов социального равенства. Например, демонополизация сельского хозяйства России в 1990-х годах без создания необходимой системы государственной финансовой поддержки сельских товаропроизводителей привела к беспрецедентному падению объёмов производства продовольствия в мирное время и формированию зависимости страны от импорта.

Обобщение мирового опыта подтверждает вывод о том, что антимонопольное регулирование и процессы демонополизации следует рассматривать не в контексте противопоставления монополии конкуренции, а в рамках достижения главной цели экономической политики - обеспечения национальной безопасности, укрепления конкурентоспособности страны и в связи с этим - в тесной взаимосвязи с политикой развития сектора национального крупного бизнеса. Суть современного антитрестовского законодательства США, конкурентной политики Европейского Союза, стран Азии, Латинской Америки, Восточной Европы заключается в предупреждении и пресечении антиконкурентных (ограничительных) соглашений, устранении злоупотреблений доминирующим положением на рынке, контроле экономической концентрации. В России действует Федеральный закон «О защите конкуренции» (2006).

К началу 90-х годов широкое распространение получило мнение о том, чтоуровень концентрации производства в СССР и в России чрезвычайно высок, и поэтому показателю Россия находится на первом месте в мире. Но исследованиязарубежных и российских экономистов, проведенные в 1993-1994гг. на основеданных Госкомстата РФ, в значительной степени опровергли этот вывод.Сравнения российских и зарубежных стандартных показателей концентрациипроизводства в промышленности дали менее высокий уровень концентрации дляРоссии. Однако на практике уровень монополизации экономики к началуэкономической реформы достиг чрезмерного уровня, так как контроль за целымиотраслями и подотраслями осуществлялся максимально крупнымиорганизационными структурами. Вместе с тем главной причиной недостаточности конкуренции былоотсутствие рыночных механизмов и закрытость экономики как в СССР в целом,так и в России в частности. Освобождение цен, либерализация и открытиеэкономики России внешнему миру стали наиболее мощными антимонопольнымирычагами. На целом ряде рынков, где в течение долгих лет существовалидефициты, появилось излишнее предложение товаров. Макроэкономические условия, сложившиеся в России в ходе экономическойреформы, в значительной мере определяли состояние конкуренции на товарныхрынках и развитие процессов демонополизации экономики. Продолжительноесокращение производства ограничивало спрос на продукцию монопольныхпроизводителей, в итоге многие из них не могли в полной мере злоупотреблятьсвоим особым положением. Недостаточный спрос на внутреннем рынке натрадиционно производимую предприятиями продукцию вынуждал наиболее рыночноориентированных хозяйствующих субъектов переключаться на производство новыхдля них товаров, что заметно усиливало конкуренцию на некоторых товарныхрынках. Важнейшее значение для развития конкуренции имел широкий импорттоваров. В ряде отраслей, в которых на протяжении десятилетийгосподствовали отдельные производители, проявилось реальное илипотенциальное предложение зарубежных товаров, зачастую превосходящих покачеству отечественные аналоги. Это явление, безусловно, влияло наповедение российских предприятий на рынке и заставило их более внимательноучитывать нужды потребителей. Итак, практические действия в области антимонопольной политики вРоссии начались вместе с экономической реформой 1992г. Хотя Государственныйкомитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономическихструктур РФ (более 80 региональных управлений, имеющих федеральноеподчинение) был образован в 1990г. и Закон О конкуренции и ограничениимонополистических действий на товарных рынках был принят в 1991г., активныхи масштабных мероприятий по развитию конкуренции на начальном этапе непроводилось. Это в значительной мере объяснялось отсутствиемквалифицированного персонала в антимонопольных органах как на центральном,так и на региональном уровнях и отсутствием опыта проведенияантимонопольной политики в переходных экономиках.1. Демонополизация российской экономики Весной 1994г. была утверждена Государственная программадемонополизации экономики. Она определила сферы для первоочередныхмероприятий по демонополизации: торговля, строительство, отрасли связи,транспортно-дорожный комплекс (исключая железнодорожный транспорт),машиностроение. Вместе с тем данная программа имеет общий характер и несодержит действенных мер по развитию конкуренции. Отраслевые и региональныепрограммы демонополизации, разрабатываемые министерствами и региональнымиорганами власти в рамках Государственной программы, зачастую консервируютсложившиеся организационные структуры и также не содержат мероприятий попреобразованию монопольных отраслевых структур. Здесь же заметим, что исключение железнодорожного транспорта изперечня отраслей для первоочередной демонополизации может создаватьпрепятствия для изменения структуры данной отрасли, чрезвычайноперегруженной вспомогательными службами и производствами. Например,выделение предприятий по ремонту путей и подвижного состава из составаМинистерства путей сообщения могло бы привести к появлению конкуренции нарынках соответствующих услуг. В декабре 1993г. был издан Указ Президента РФ N2096, который сталправовой основой для появления официально зарегистрированных финансово-промышленных групп (ФПГ). В качестве цели создания ФПГ предполагалосьусиление конкурентоспособности российской продукции на внешних рынкахпосредством аккумулирования научно-технических достижений крупнымипроизводственными структурами с участием банковского капитала. Указпредполагал как добровольное, так и директивное (в случае государственнойсобственности) объединение предприятий, банков, научных учреждений. К середине 1996г. более 30 ФПГ прошли официальную регистрацию вГоскомпроме России. Первыми ФПГ стали Уральские заводы, Сокол,Драгоценности Урала, Русхим, Сибирь, Объединенный горно-металлургическийкомплекс, Скоростной флот, Интеррос, позднее к ним присоединились Менатеп,Инкомбанк, Альфа, Алкор и другие. ФПГ создаются на основе принципов каквертикальной, так и горизонтальной интеграции. Существуют также крупные структуры, не прошедшие регистрацию как ФПГ,но по сути выполняющие аналогичные функции. Так в ходе приватизациигосударственных предприятий был создан, например, многопрофильный концернГермес; другие крупные экономические структуры (Газпром, Лукойл), созданныена основе решений президента и правительства, также имеют тенденцию кразвитию в структуры типа ФПГ. Создание ФПГ вызывает беспокойство у независимых экспертов понескольким причинам. Во-первых, ФПГ могут препятствовать развитию конкуренции. Хотя вдокументах об образовании ФПГ декларируется положение о том, что ими небудет создаваться угроза для конкуренции на рынке, соответствующие проектыне проходят антимонопольной экспертизы в полном объеме, и угрозаконкуренции может возникать если и не напрямую (объединение субъектов,поставляющих товары на один рынок), то косвенно, например, через поглощениеФПГ источников сырья или сетей распределения для производителей одноименнойпродукции. Во-вторых, некоторые предприятия и финансовые организации стремятсяиспользовать институт ФПГ для получения финансовой помощи от государствачерез налоговые льготы, субсидии и т.п. Известны даже попытки созданияпсевдо-ФПГ, за которыми не стояли реальные промышленные проекты. В-третьих, формирование ФПГ снизу не вызывает возражений приотсутствии стремления к монополизации товарных рынков. Вместе с темширокомасштабное принудительное создание ФПГ под опекой государства встране, где административно-командная экономика господствовала в течениемногих десятилетий, может достаточно быстро привести к формированиюзакрытой экономики с высоким уровнем монополизации производства. 16 января 1995г. Правительством была утверждена Программа содействияформированию финансово-промышленных групп. В программе декларируетсянеобходимость учета антимонопольных требований при создании ФПГ, вчастности недопущение приобретения ими монопольного влияния на местныхтоварных рынках и ограничения доступа на них других субъектов, включаяиностранных. Однако программа не содержит конкретных мер и процедур,которые бы могли предотвратить монополизацию товарных рынков отдельнымиФПГ. До 1994г. на основе целого ряда правительственных постановленийосуществлялось декларирование цен и регулирование рентабельности поотношению к себестоимости для предприятий, включенных в Государственныйреестр предприятий-монополистов. Регулирование монополий в 1992-1993гг. вцелом не имело успеха в России. Это произошло по ряду причин. Во-первых,регулирование осуществлялось на основе реестра, который был составленпроизвольно (без обоснования доминирующего положения предприятий) и вспешке (несколько тысяч предприятий за два-три месяца) и включал в себячрезмерно большое число предприятий, значительно превосходившее масштабысферы естественных монополий. Во-вторых, методы, применявшиеся прирегулировании, плохо работали в условиях ускоренной инфляции. Регулируемыепредприятия завышали издержки, стремясь уложиться в заданные границырентабельности, или тратили впустую время, ежемесячно декларируя свободныецены в комитетах по ценам. Регулирование монополистов создавало препятствияи для развития конкуренции, так как предприятия не стремились начинатьпроизводство новых для них товаров, цены которых подвергалисьрегулированию. С начала 1994г. регулирование предприятий-монополистов было прекращенои реестр стал лишь списком предприятий, доминирующее положение которых нарынке определяет необходимость отслеживания ГКАП и его региональнымиорганами возможных проявлений монополизма. Существенной проблемой, особенно в первые годы реформы, былоадминистративное закрытие региональных рынков. Регулирование цен на многиетовары приводило к тому, что предприятия стремились продавать их в другихрегионах. Региональные органы власти запрещали вывоз товаров - происходиларегионализация рынков. Следует заметить, что в ряде случаев региональныеорганы ГКАП эффективно противодействовали подобным решениям органов власти. В регионах могут появляться новые проблемы для конкуренции в связи стем, что, защищая интересы слабых местных производителей, органы властибудут прибегать уже к запрещению не вывоза, а ввоза товаров из другихрегионов. Таким образом, развивающаяся конкуренция может наталкиваться нановые препятствия на региональном уровне. В начале 1995г. регулирование цен на федеральном уровне былопрактически прекращено. Некоторые исключения, в том числе цены и тарифы напродукцию и услуги отраслей естественных монополий, нашли отражение вспециальном правительственном постановлении. Одновременно этим жепостановлением было разрешено региональное регулирование цен на некоторыевиды товаров. В отраслях-естественных монополиях (электроэнергетика, газоваяпромышленность, нефтепроводный транспорт, железнодорожный транспорт,отрасли связи) в 1993-1995гг. наблюдался более быстрый рост цен и тарифовпо сравнению с индексом роста оптовых цен в промышленности. В результатецены и тарифы для промышленных потребителей на соответствующие товары иуслуги в ряде случаев достигли или превзошли среднемировой уровень. Начиная со второй половины 1995г. рост цен в этих отраслях несколькозамедлился по сравнению с предшествующими годами реформы, что взначительной мере объясняется популистской ориентацией экономическойполитики перед парламентскими и президентскими выборами. В четвертомквартале 1995г. цены и тарифы в отраслях-естественных монополиях былизаморожены. В первом полугодии 1996г. ежемесячное индексирование цен итарифов на природный газ, электрическую и тепловую энергию, грузовыежелезнодорожные перевозки было ограничено 80%, а для транспортировки нефти- 100% от прироста оптовых цен производителей промышленной продукции. Такимобразом, контроль за издержками естественных монополий в этих условияхпотерял смысл, так как процедуры индексирования тарифов были механическипривязаны к индексам инфляции. Во всех отраслях-естественных монополиях в том или ином видеприсутствовала дифференциация тарифов в зависимости от расстояниятранспортировки. Исключением до сих пор остается газовая промышленность,где продолжает действовать единая оптовая цена на газ независимо отместоположения потребителя. При отсутствии централизованного планированиянезависимые экономические субъекты не имеют правильных ценовых сигналов,которые бы позволяли им принимать эффективные решения: краткосрочные - овиде используемого топлива, загрузке мощностей электростанций и т.д.; идолгосрочные - о территориальном размещении новых предприятий, потребляющихприродный газ. Любые варианты территориальной дифференциации оптовых цен наприродный газ вызывали противодействие РАО Газпром, которое обосновывалоневозможность данного мероприятия его значительным негативным воздействиемна потребителей природного газа в Европейской части России. Практически во всех отраслях сохранялось перекрестное субсидированиеодних групп потребителей за счет других. Низкие тарифы для населения ибюджетных организаций субсидировались за счет промышленных и коммерческихпотребителей. Например, на железнодорожном транспорте убытки попассажирским перевозкам покрываются за счет грузовых тарифов. Общая для экономики России проблема неплатежей особенно остро стояла вотраслях ТЭК и на железнодорожном транспорте. Проблема неплатежейобострилась в связи c принятием правительственного постановления,запрещающего отключение потребителей энергоресурсов до мая 1996г. Действиеданного постановления было отменено 1апреля, но трудно предположить, что допрезидентских выборов предприятия смогут широко пользоваться подобноймерой. В первые годы экономической реформы были проведены акционирование иприватизация отраслей-естественных монополий (кроме железнодорожноготранспорта). Вместе с тем приватизация не сопровождалась изменениемотраслевых структур. Производственные подразделения, которые приопределенных условиях могли бы конкурировать между собой и с независимымипроизводителями, не были отделены от транспортных предприятий, сетеваяструктура которых предопределяет необходимость организации эффективногорегулирования. Исключением является нефтяная промышленность, где были образованыконкурирующие компании в области добычи и переработки нефти и отдельнаякомпания Транснефть для транспортировки нефти. Последняя компания включилав себя подотрасль, которая должна регулироваться как естественнаямонополия. Отрасли-естественные монополии продолжали нести бремя финансированияобъектов социальной инфраструктуры (учебных заведений, учрежденийздравоохранения, жилищного хозяйства и т.д.). Как МПС, так и РАО Газпромвладеют многочисленными неэффективными сельскохозяйственными предприятиями. РАО Газпром, РАО ЕЭС России, Министерство путей сообщения проявлялиактивность не только в сферах газовой промышленности, электроэнергетики ижелезнодорожных перевозок, но и в других сферах, во многих случаях несвязанных с основной деятельностью. Так, РАО Газпром приобрел 50% акцийпредприятия, монопольно производящего минеральную воду Нарзан. Огромныеразмеры организационных структур, включивших в себя отрасли-естественныемонополии, предоставляют им широкие возможности для влияния не только наэкономическую, но и на политическую ситуацию в России. До последнего времени субъекты естественных монополий финансировалиинвестиции в значительной степени за счет внутренних источников(инвестиционные фонды, формируемые за счет себестоимости), что определилочрезмерную нагрузку на тарифы. Вместе с тем при благоприятном развитииполитических событий в будущем возможно широкое привлечение ввысокоприбыльные и перспективные отрасли внешних источников инвестиций (какзарубежных, так и отечественных). Под давлением МВФ были ликвидированывнебюджетные фонды в отраслях ТЭК, и РАО Газпром лишился основных налоговыхльгот. Сдерживание роста тарифов и отмена стабилизационных фондов, по мнениюотраслевых специалистов, привели к резкому ухудшению финансового состоянияотраслей-естественных монополий. Однако в условиях закрытости финансовойинформации и без проведения независимого аудита соответствующих предприятийтрудно поддержать или опровергнуть такие выводы. Тем не менее заработнаяплата и социальные выплаты в отраслях-естественных монополиях стабильнопревосходили средние показатели по экономике.

 



2016-01-02 2484 Обсуждений (0)
Сущность процесса демонополизации. Демонополизация - политика государства, направленная на сдерживание монополизма и 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность процесса демонополизации. Демонополизация - политика государства, направленная на сдерживание монополизма и

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2484)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)