Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация конкуренции



2016-01-02 569 Обсуждений (0)
Классификация конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок




Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) по масштабам развития;

2) по своему характеру;

3) по методам соперничества.

По масштабам развития конкуренция может быть:

- индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

- местной (введется среди товаровладельцев, какой-то территории);

- отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

- межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

- национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

- глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

По характеру развития конкуренция подразделяются на:

а) свободную;

б) регулируемую.

По методам введения рыночного соперничества конкуренция делится на:

1) ценовую (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен);

2) неценовую (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т.п.)

 

Глава 3. Фармацевтический рынок

3.1. Состояние рынка в России


По мнению ФАС России ( из доклада за 10 июня 2013 гоад), ключевыми проблемами развития конкуренции на российском фармацевтическом рынке являются:

1. Отсутствие понятия и четких критериев определения взаимозаменяемости лекарственных средств.

2. Некорректное взаимодействие фармкомпаний с врачебным сообществом и должностными лицами, участвующими в процессе формирования заявок на закупку лекарственных средств за счет бюджетных средств.

3. Использование перечней лекарственных препаратов как механизма ограничения конкуренции и дискриминации отдельных фармпроизводителей.

4. Эксклюзивные соглашения фармпроизводителей и дистрибьюторов.

 

1. Отсутствие понятия и четких критериев определения взаимозаменяемости лекарственных средств

Центральной проблемой на российском фармацевтическом рынке остается отсутствие понятия и четких критериев определения взаимозаменяемости лекарственных средств.

Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» ввел понятие «воспроизведенного лекарственного средства», содержащего такую же фармацевтическую субстанцию или комбинацию таких же фармацевтических субстанций в такой же лекарственной форме, что и оригинальное лекарственное средство, и поступившее в обращение после поступления в обращение оригинального лекарственного средства, а также понятие «аналогичных лекарственных препаратов», имеющих одинаковое международное непатентованное наименование, лекарственную форму и дозировку.

В то время, как во всем мире лекарственные препараты, имеюшие одинаковое международное непатентованное наименование, считаются взаимозаменяемыми, в Российской Федерации назначение таких препаратов, выписка и закупка для государственных нужд определяется лечащими врачами по своему усмотрению. Это является одним из барьеров входа на рынок лекарственных препаратов, главным средством дискриминации российских лекарственных препаратов и устранения конкуренции на торгах, а также ущемления прав пациентов, которым навязываются аналогичные, но более дорогие лекарственные препараты.

Так, например, при регистрации взаимозаменяемых лекарственных средств и дженериков существующим на рынке оригинальным препаратам, в их инструкции по применению вносятся несущественные на первый взгляд различия в показаниях к применению, которые позже используются госзаказчиками при формировании требований к предлагаемым к поставке лекарственным средствам с целью охранения монопольного положения поставщиков отдельных препаратов.

ФАС России неоднократно выявляла проблему искажения фармпроизводителями данных в инструкциях по медицинскому применению и введения таким образом государственных заказчиков, врачебного сообщества и пациентов в заблуждение относительно технических характеристик лекарственных препаратов.

Используя неопределенность в вопросах взаимозаменяемости лекарств, государственные заказчики совершают многочисленные нарушения Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приводящие к ограничению конкуренции при организации и проведении торгов на закупку лекарственных средств. Основными нарушениями, допускаемыми государственными заказчиками при закупке лекарственных средств, являются:

- включение в аукционную документацию или в извещение о проведении запроса котировок торговых наименований лекарственных средств без указания на возможность поставки эквивалента, а также включение излишних требований, прямо указывающих на определенное торговое наименование лекарственного средства;

- включение в состав одного лота лекарственных средств с изделиями медицинского назначения, с услугами по отпуску лекарственных средств, а также с требованиями о поставке определенного программного обеспечения;

- включение в состав одного лота большого перечня лекарственных средств, входящих в различные фармакологические группы;

- необоснованный отказ в допуске к участию в торгах, запросах котировок и др.

Для предотвращения перечисленных нарушений ФАС России согласовала поправки в Закон о размещении заказов, предусматривающие обязанность заказчиков формировать отдельные лоты для каждого международного непатентованного наименования закупаемых лекарственных средств, в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет более 500 тыс. руб.

Однако пока в законе отсутствует понятие и критерии определения взаимозаменяемости лекарственных средств ФАС России вынуждена в каждом отдельном случае проводить исследования, на основании которых в целях развития конкуренции на торгах и формирования единообразной практики организации закупок лекарственных средств направлять госзаказчикам разъяснения о взаимозаменяемости лекарственных препаратов. Так, например, в 2009-2011 гг. ФАС России опубликовала разъяснения о взаимозаменяемости следующих лекарственных средств:

- все лекарственные средства, имеющие МНН «Соматропин», в рамках высокой или низкой концентрации;

- препараты «Селлсепт» и «Майсепт» (МНН «Микофенолата мофетил»);

- лекарственные средства, имеющие МНН «Фактор свертывания крови VIII», с «плавающей» и «фиксированной» дозировкой;

- лекарственные средства «Эпрекс» и «Эральфон» (МНН «Эпоэтин альфа»);

- формы выпуска «концентрат для приготовления раствора для инфузий» и «лиофилизат для приготовления раствора для инфузий» для препаратов с МНН Октреотид и Золедроновая кислота;

- лекарственные препараты «Пенкрофтон», таблетки, 200 мг и «Мифепристон», таблетки 200 мг (МНН «Мифепристон»);

- лекарственные препараты «Миролют», таблетки, 0,2 мг и «Мизопростол», таблетки, 0,2 мг (МНН «Мизопростол»);

- антивирусные комбинированные и монопрепараты в той же комбинации в виде 2-х или 3-х таблеток, предназначенные для лечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;

- все зарегистрированные в Российской Федерации лекарственные препараты, имеющие МНН «Меропенем»;

- формы выпуска «лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения 9,6 млн МЕ» и «раствор для подкожного введения 8 млн МЕ/05 мл, 8 млн МЕ/мл» для лекарственных средств, имеющих МНН «Интерферон бета-1b&»;

- в лечебном питании смеси белковые композитные сухие с кодом ОКП 919760 «Лечебно-профилактическое питание», в профилактическом диетическом питании коды ОКП 919740 и входящий в него код ОКП 919741 взаимозаменяемы с кодами ОКП 919760 и входящий в него код ОКП 919769.

В соответствии с Законом о защите конкуренции, взаимозаменяемые товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

2. Некорректное взаимодействие фармкомпаний с врачебным сообществом и должностными лицами, участвующими в процессе формирования заявок на закупку лекарственных средств за счет бюджетных средств

В ходе проверок крупнейших фармацевтических компаний, действующих на территории Российской Федерации, ФАС России было выявлено, что в результате некорректного взаимодействия фармкомпаний с врачебным сообществом у последних формируется материальная и психологическая зависимость от компаний, а также материальная заинтересованность в назначении их лекарств как можно большему количеству пациентов. Значительная часть врачебного сообщества (особенно узкого профиля деятельности) имеет договорные отношения с одной или несколькими фармацевтическими компаниями, в соответствии с которыми на постоянной основе получают оплату за оказанные возмездные услуги.

Выбор врачами тех или иных препаратов в процессе составления заявок на закупку лекарственных средств за счет федерального и региональных бюджетов также зачастую связан с маркетинговой активностью фирм производителей и не всегда является оптимальным как для государственного бюджета, так и для конкретных пациентов. Это приводит к росту объема государственных закупок лекарственных препаратов определенных компаний и создает дискриминационные условия доступа иных производителей лекарственных средств и их поставщиков к госзаказу.

Во многих странах мира некорректная практика взаимодействий врачей и фармкомпаний запрещена, предусмотрена ответственность за стимулирование врачебного сообщества в назначении определенных лекарств. Однако в нашей стране отношения врачей и фармацевтического бизнеса пока никак не регулируются, не предусмотрена ответственность ни врачей, ни фармацевтических компаний.

В результате обсуждения данной проблемы, Правительством Российской Федерации было дано поручение о регламентации вопросов предотвращения и исключения конфликта интересов при организации лекарственной помощи населению.


3. Использование перечней лекарственных препаратов как механизма ограничения конкуренции и дискриминации отдельных фармпроизводителей

В процессе работы ФАС России неоднократно сталкивалась с заинтересованностью фармкомпаний во включении своих лекарственных препаратов во всевозможные перечни лекарственных средств, утверждаемые Минздравсоцразвития России, так как включение тех или иных препаратов в перечни гарантирует производителю значительные объемы их реализации на территории Российской Федерации. Вместе с тем, указание в перечнях характеристик, определяющих конкретные наименования препаратов и их производителей, приводит к ограничению конкуренции на рынках лекарственных средств.

Так, например, указание лекарственных форм, определяющих конкретного производителя, в Минимальном ассортименте лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 15.09.2010 № 805н (далее – Минимальный ассортимент), а также включение в Минимальный ассортимент лекарственных препаратов имеющих единственную зарегистрированную в Российской Федерации лекарственную форму единственного производителя приводило к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках лекарственных средств при оказании медицинской помощи.

Инструкция о порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 года № 110, содержала ограничения в части назначения лекарственных средств только из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП) как для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, так и для органов управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, что приводило к ограничению в части закупок лекарственных средств для государственных и муниципальных нужд.

Приказом от 20 января 2011 года № 13Н Минздравсоцразвития России внесло изменения в приказ № 110, в частности в инструкцию о порядке назначения лекарственных средств, касающееся исключения требования к субъектам Российской Федерации формировать территориальные перечни лекарственных средств на основании перечня ЖНВЛП, а также требования осуществлять назначение лекарственных препаратов при оказании амбулаторной медицинской помощи на основе ЖНВЛП.

В соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» Правительством Российской Федерации ежегодно утверждается перечень ЖНВЛП для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний. Это означает, что включение лекарственного препарата в перечень ЖНВЛП гарантирует его закупку за счет федерального или региональных бюджетов.

В то же время порядок формирования перечня ЖНВЛП носит непрозрачный характер и создает дискриминационные условия хозяйствующим субъектам в части обращения лекарственных препаратов на рынке. В ФАС России поступает большое количество жалоб от производителей по вопросу необоснованного включения или отказа от включения тех или иных лекарственных средств в перечень ЖНВЛП.

 

4. Эксклюзивные соглашения фармпроизводителей и дистрибьюторов

ФАС России по результатам проверок соблюдения ведущими фармацевтическими компаниями норм антимонопольного законодательства выявила проблемы, ограничивающие конкуренцию на российском фармацевтическом рынке и связанные с:

− наличием эксклюзивных соглашений между фармацевтическими компаниями и дистрибьюторами на поставку уникальных лекарственных препаратов;

− отсутствием в большинстве компаний ясно обозначенной политики по взаимодействию с дистрибьюторами, а также четких критериев их оценки и принятия решений о сотрудничестве, что приводит к необоснованным отказам или уклонению от заключения с отдельными дистрибьюторами договоров поставки лекарственных средств, на рынке которых компании занимают доминирующее положение;

− координацией фармкомпаниями поставок лекарственных средств дистрибьюторов, направленная на раздел товарного рынка по территориям и покупателям; это в том числе осуществляется через включение в договоры с дистрибьюторами требований о предоставлении отчетов и прогнозов отгрузок с указанием покупателей и регионов поставок;

− отсутствием в отдельных компаниях системы делопроизводства и письменной переписки с контрагентами, что в ряде случаев нарушает права участников рынка на обжалование действий партнеров за необоснованный отказ в заключении контракта на поставку лекарственных препаратов, так как такие оферты и отказы не фиксируются;

− участием компаний в формировании заявок на закупку определенных лекарственных средств и в подготовке документации о торгах.

С целью контроля соблюдения крупнейшими фармацевтическими компаниями Закона о защите конкуренции ФАС России провела анализ рынков инновационных лекарственных средств и инсулинов и включила в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов компании «Эли Лилли Восток С. А.», ООО «Ай Эйч Си Си», ООО «Джонсон&Джонсон», ООО «Галена Фарма», «F. Hoffmann-La Roche Ltd», ЗАО «Рош-Москва», ООО «Новартис Фарма», ООО «БИОТЭК», ООО «Никомед Дистрибьюшн Сентэ», ЗАО «АО Шеринг», ЗАО «Астеллас Фарма», ООО «Ново Нордиск».

В результате проведенной ФАС России проверки ООО «Ново Нордиск» было выявлено, что, занимая доминирующее положение на рынке почти всего ассортимента поставляемых ООО «Ново Нордиск» лекарственных средств, компания в течение длительного периода работала только с пятью дистрибьюторами, уклоняясь от заключения договоров с другим хозяйствующими субъектами, создавала дискриминационные условия для потенциальных партнеров по сравнению с действующими, а также навязывала контрагенту невыгодные и не относящиеся к предмету договора условия.

В 2010 году по результатам рассмотрения дела ФАС России признала ООО «Ново Нордиск» нарушившим пункты 5, 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, привлекла к административной ответственности с наложением административного штрафа в размере 85934000,25 руб. и выдала предписание о прекращении выявленных нарушений. Нарушение заключается в необоснованном уклонении от заключения договоров поставки с отдельными покупателями и создании дискриминационных условий для потенциальных партнеров по сравнению с действующими.

В настоящее время в рамках обсуждения мирового соглашения ООО «Ново Нордиск» совместно с ФАС России разработали проекты новой Политики ООО «Ново Нордиск» в отношении коммерческих партнеров» (которая теперь содержит считаемые критерии и сроки оценки потенциальных коммерческих партнеров и принятия решения о сотрудничестве с ними) и новой формы договора поставки (из договора исключены требования, приводящие к дискриминации потенциальных и действующих партнеров). Данные документы планируется разместить на российском сайте группы компаний Ново Нордиск для ознакомления с ними любых заинтересованных лиц.

ФАС России планирует использовать аналогичные требования ко всем доминирующим фармкомпаниям в вопросах их взаимоотношений с коммерческими партнерами.

В 2011 году ФАС России признала компанию «Эли Лилли Восток С.А.» нарушившей статью 11 Закона о защите конкуренции, так как она принимала решение о необходимости участия в аукционе ЗАО фирма «Центр Внедрения «ПРОТЕК» и ГУП города Москвы «Столичные аптеки», то есть выступила координатором заключения между ними соглашения, которое привело к поддержанию цены в открытом аукционе Департамента здравоохранения города Москвы.

Подобные дела ФАС России в отношении фармкомпаний должны стать стимулом для пересмотра фармкомпаниями своего участия в дальнейших поставках лекарственных средств, осуществляемых дистрибьюторами, так как такие действия будут расцениваться как координация или участие в соглашениях и согласованных действиях, приводящих к ограничению конкуренции, поддержанию цен на торгах и также к разделу рынка по территориям или покупателям.

 

3.2. Предложения по демонополизации фармацевтического рынка России

1. Отсутствие понятия и четких критериев определения взаимозаменяемости лекарственных средств.

Проблема взаимозаменяемости лекарственных средств (ЛС) в настоящее время обсуждается довольно активно на самых разных уровнях и в нашей стране, и за рубежом. Она имеет как чисто терапевтическую, так и довольно актуальную экономическую подоплеку. Следует отметить, что в нашей стране пока нет четкого определения взаимозаменяемых ЛС. Трактовка этого понятия очень сильно зависит от мнения разных специалистов и опыта применения ими ЛС. Совершенно разное отношение к этому термину может возникнуть при решении чисто терапевтических задач и задач, связанных с закупкой ЛС по государственным контрактам.

Тем не менее мы сконцентрируемся на некоторых конкретных аспектах проблемы взаимозаменяемости. С терапевтической точки зрения очевидно, что два разных ЛС (т.е. содержащих два разных действующих вещества) одной фармакологической группы могут заменять друг друга при условии, что они имеют, например, одинаковый механизм действия (скажем, блокада одних и тех же рецепторов) и что при необходимости будет проведена соответствующая корректировка доз и кратности приема. И в этом смысле эти два ЛС для врача будут взаимозаменяемы: сейчас нет в продаже одного, и он назначит другое. Это так называемая терапевтическая замена, но понятию взаимозаменяемости она не тождественна. В настоящее время этот термин касается замены оригинального ЛС на дженерик или замены одного дженерика на другой с тем же действующим веществом. В этом, по крайней мере, уже имеется определенная договоренность [9, 17, 18]. А вот какие оригинальные препараты и дженерики следует считать взаимозаменяемыми и какие проблемы стоят на пути решения этого вопроса, мы и обсудим в данной статье.

Проблема эквивалентности воспроизведенных ЛС (дженериков) стоит достаточно остро ввиду большого количества препаратов различных производителей на рынке. Этот вопрос является актуальным во всем мире, но в нашей стране в последние два десятилетия он приобрел особую значимость, поскольку мы оказались не готовы к огромному потоку ЛС. Наша регуляторная система, научная база и все понятия были адаптированы для рынка, страдающего от дефицита ЛС. Теперь же ситуация изменилась кардинально. Российский фармацевтический рынок насыщен большим количеством препаратов. По некоторым действующим веществам (парацетамол, ацетилсалициловая кислота, диклофенак натрия, метамизол натрий, эналаприла малеат, ципрофлоксацина гидрохлорид и др.) еще 10 лет назад было зарегистрировано несколько сотен препаратов разных производителей (с учетом разных лекарственных форм и дозировок). Сейчас число соответствующих препаратов немного снизилось, но это проблему дженериков ни в коей мере не снимает.

В чем же заключается вопрос? Ведь избыток товара должен способствовать конкуренции, борьбе за клиента путем повышения качества продукции и снижения ее стоимости. И именно с этого места в дальнейшем в данной статье мы будем стараться избегать слова «товар», поскольку говорить будем о ЛС, т.е. о продукции, обладающей уникальными свойствами, для которой первоочередными критериями являются качество, эффективность и безопасность. Все же остальное является следствием – и цена препаратов, и здоровье, которое мы рискуем потерять, применяя ЛС, не удовлетворяющие современным требованиям.

Для исключения возможности манипулирования компаниями и государственными заказчиками искаженными данными, приводящего к ограничению конкуренции, а также для создания условий снижения цен на лекарственные средства, необходимыми мерами являются:

− приведение всех зарегистрированных в Российской Федерации инструкций по медицинскому применению оригинальных лекарственных препаратов в соответствие с оригинальными инструкциями на оригинальных языках, зарегистрированных Управлением по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных препаратов США (FDA) и Европейским агентством по лекарственным средствам (EMEA);

− приведение инструкций по медицинскому применению воспроизведенных лекарственных препаратов (дженериков) в соответствие с инструкциями оригинальных лекарственных препаратов;

− усиление административной и введение уголовной ответственности за введение потребителей, государственных и муниципальных заказчиков в заблуждение относительно технических свойств и характеристик препаратов.

Кроме этого, с целью развития конкуренции на фармацевтическом рынке, было бы логично ФАС России работать совместно с Министреством здравоохранения и социального развития Российской федерации. В данный момент есть закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и в этот закон нужнно включить такие понятия как «взаимозаменяемые лекарственные средства» и «взаимозаменяемые иммунобиологические лекарственные средства».


Введение таких понятий значительно сократит количество ограничивающих конкуренцию нарушений при проведении торгов на закупку лекарственных средств, а воспроизведенные лекарственные средства смогут составить конкуренцию безальтернативно закупаемым на сегодняшний день оригинальным препаратам, что приведет к значительной экономии федеральных и региональных бюджетных средств, выделяемых на закупку лекарств.

Значит, что взаимозаменяемые лекарственные средства должны обладать возможностью применения на одной и той же группе больных по одним и тем же показаниям к применению с аналогичным терапевтическим эффектом без необходимости получения терапии в стационарных лечебно-профилактических учреждениях при переходе с одного лекарственного средства на другое, а взаимозаменяемые иммунобиологические лекарственные препараты должны иметь показатели безопасности и эффективности, аналогичные показателям оригинального лекарственного препарата.

 

 

2. Некорректное взаимодействие фармкомпаний с врачебным сообществом и должностными лицами, участвующими в процессе формирования заявок на закупку лекарственных средств за счет бюджетных средств.

 

ФАС России, разработать нормы, совместно с экспертным сообществом, предусматривающие регламентацию вопросов предотвращения и урегулирования конфликта интересов медицинских и фармацевтических работников при организации лекарственной помощи населению, установление обязательных требований к врачам и фармацевтическим компаниям, а также ответственности за нарушение этих требований.


Кроме этого, с целью развития конкуренции на фармацевтическом рынке необходимо введение обязанности выписки лекарственных препаратов только на рецептурных бланках и только по международным непатентованным наименованиям. В связи с этим в проект Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» нужно подготовить и внести поправка, предусматривающая обязанность врача выписывать рецепты на бланках, которую необходимо усилить требованием выписки лекарственных препаратов по международным непатентованным наименованиям, а также требованием предоставлять пациентам полную информацию об обращающихся на территории Российской Федерации лекарственных препаратах, соответствующих выписанным МНН.

 

3. Использование перечней лекарственных препаратов как механизма ограничения конкуренции и дискриминации отдельных фармпроизводителей.

 

 

В настоящее время необходимо внести в Минимальный ассортимент изменения, касающиеся исключения отдельных незарегистрированных в Российской Федерации лекарственных форм лекарственных средств, а также включения в перечень лекарственных форм союза «или», что создает возможность аптечным учреждениям иметь в наличии лекарственные средства в любой из перечисленных в перечне лекарственных форм.

Указание конкретных лекарственных форм в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 № 665, устанавливало для государственных и муниципальных заказчиков ограничения в выборе закупаемых лекарственных средств, что приводило к ограничению конкуренции среди производителей и поставщиков закупаемых лекарственных препаратов.

29 апреля 2011 г., Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило новый перечень, в котором отсутствуют указания на конкретные лекарственные формы лекарственных препаратов. Это позволит государственным и муниципальным заказчикам закупать для обеспечения отдельных категорий граждан лекарственные средства в любых зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных формах.

 

В настоящее время нужно разработать проект приказа «О порядке формирования проекта Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств».

4. Эксклюзивные соглашения фармпроизводителей и дистрибьюторов.

 

Исходя из проблем развития конкуренции на российском фармацевтическом рынке (Которые перечислены в 3.1.4.), которые так же характерны и для других государств-участников СНГ. В связи с этим необходимо:

− формировать в государствах-участниках СНГ единую законодательную базу по вопросам антимонопольного регулирования фармацевтической отрасли;

− проводить совместные расследования;

− формировать единую правоприменительную практику по рассмотрению нарушений фармацевтическими компаниями антимонопольного законодательства

 

Список источников:

Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. – М.: Информац.-внедренч. центр «Маркетинг», 1999

Огивина Ю.А. Предложение в условиях совершенной конкуренции. М., Экономика. 1999

Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. //Экономист №8 2001.

Сажина М.А. Государственное регулирование рыночной экономики. М., 1999.

Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М., 1999

Учебник по основам экономической теории. / Под ред. Камаева В.Д. – М.: «Владос», 1999.

Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. М., 2001.

Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование. М., Логос, 1999

Чепурин М.Н. Роль государства в рыночной экономике. Киров, 1999

Шамхалов Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес). М., 2001.

Князева И.В. Антимонопольная политика в России : Учеб.пособие. - 2-е изд., перер. - М.: Омега - Л. - 2007. - С.177.

Князева И.В. Антимонопольная политика в России : Учеб.пособие. - 2-е изд., перер. - М.: Омега - Л. - 2007. - С.179.

Электронные средства информации. Интернет - ресурсы. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы. http://fas.gov.ru/

Доклад. «О результатах и основных направлениях деятельности Федеральной антимонопольной службы на 2007-2009 годы». Там - же.

Аналитический отчет о результатах исследования. Всероссийского центра общественного мнения «Восприятие и оценка деятельности Федеральной антимонопольной службы экспертным сообществом и населением России». С.7.

Океанова З. К. Экономическая теория: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2003

Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие / Под ред. д. э. н. О. Ю. Мамедова - Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,

Сидоров А. Ф. Основы экономической теории. Учебное пособие. - К.: Тип. КубГАУ, 1999

Доклад ФАС России 13 июня 2013 год.

 



2016-01-02 569 Обсуждений (0)
Классификация конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация конкуренции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (569)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)