Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История возникновения народного фольклора



2016-01-02 1722 Обсуждений (0)
История возникновения народного фольклора 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Актуальность курсовой работы

Одной из важнейших проблем для народов Севера и Сибири на современном этапе является сохранение национальных культурных особенностей. К ним относятся язык, фольклор, бытовой уклад, традиционные виды хозяйственной деятельности, национальная одежда, социальная организация и другие особенности. Фольклор имеет своё значение для жизни этноса. Проблемам, связанным с ним, посвящено достаточное количество научных статей и монографий. Однако – фольклор, а именно эпические песни ненцев требуют дальнейшего, углублённого исследования. Фольклор отражает картину мира ненцев, их представление о Вселенной, ее структуре и обитателях.

Ненецкие эпические песни представляют большую ценность как образцы словесного искусства народа. По своим художественным образам, по глубокой искренности, по силе обобщения они являются одним из лучших видов национального устного творчества. В глазах ненецкого народа эпические песни— это песни о прошлом, о том, что когда-то было в действительности. Этим определялись и характер исполнения, и отношение к ним аудитории. Познавая фольклор, мы познаем опыт наших предков, учимся у них точности, находчивости и праведности.

 

Цель работы: изучить ненецкие эпические песни: сюдбабц и ярабц.

Задачи:

1.Познакомиться со значимой частью ненецкого фольклора – эпическими песнями;

2.Анализ песен ненцев;

3.Собрать тексты и информацию про эпические песни ненцев

Методы:

- поисковый

- сравнительный

- словообразовательный

 

Глава 1. Изучение фольклора ненецкого народа

История возникновения народного фольклора

Устное народное творчество ненцев, как и других народов, возникло в глубокой древности и предшествовало развитию литературы. Через произведения устного народного творчества от поколения к поколению передавалась духовная культура народа. До революции были осуществлены лишь отрывочные публикации текстов на ненецком языке с переводом на русский язык и небольших заметок, основанных на случайных наблюдениях, не дававших представления о богатстве и разнообразии ненецкого фольклора.

Первым проявил серьёзный интерес к устному народному творчеству ненцев финский учёный Матиас Александр Кастрен в середине XIX века. Талантливый лингвист, автор грамматик различных языков, Кастрен большую часть своей жизни посвятил изучению языков угро- самодийской группы. Во время двух длительныхэкспедиций 1842-1843 и 1845-1849 гг.. Кастрен, занимаясь изучением самодийских языков, записывал образцы ненецкого фольклора. Но обработать и опубликовать свои материалы Кастрен не успел: в 1849 году он возвратился из экспедиции больным, а в 1852 году умер. После смерти Кастрена Петербургская академия наук поручила академику Шифнеру обработку и подготовку публикации его материалов. Всего вышло 12 томов, выпускавшихся в течение многих лет.

 

Однако фольклорные записи Кастрена увидели свет только через столетие. В 1940 году в Финляндии учёный Тойво Лехтисало издаёт материалы Кастрена в книге «Народное творчество самоедов». В предисловии к этому изданию Лехтисало рассказывает о маршруте экспедиций Кастрена и отмечает, что, подготавливая тексты к печати, он сохранил порядок номеров и примечания к текстам, сделанные самим Кастреном. Ни в предисловии, ни в примечаниях Лехтисало не указывает, от кого и когда были записаны Кастреном тексты. Лехтисало лишь осторожно говорит, что, судя по языку, большая часть публикуемого фольклора записана в Пустозерске, где находился Кастрен в 1843 году, изучал язык, обычаи и религиозные воззрения ненецкого народа и имел возможность работать с ненцами, приезжавшими в Пустозерск из тундры.


Лехтисало также совершил несколько длительных научных поездок к ненцам, во время которых собирал не только лингвистический материал, но и образцы фольклора. В 1947 году он выпустил книгу «Народное творчество юрак – самоедов», по объёму значительно превосходящую опубликованные ранее материалы Кастрена. Книга состоит из предисловия, текстов на ненецком языке, снабжённых немецким переводом, и примечаний. Все тексты распределены по 19 разделам. В кратком предисловии Т.Лехтисало сообщает, что публикуемый им материал собран во время научных экспедиций к тундровым ненцам в 1911-1912 гг. и к лесным ненцам в 1914 г., и указывает, где, когда и от кого он записал каждый текст. Т.Лехтисало в предисловии замечает, что возраст исполнителей он не мог указывать, поскольку те его и сами не знали.

 

Отдельные исполнители диктовали поспешно и не называли своего имени. Значительную часть материала Т.Лехтисало записал в Обдорске от ненцев, приезжавших туда по делам и согласившихся с ним работать. По количеству текстов (158), по разнообразию представленных в ней жанров книга

Т. Лехтисало превосходит все издававшиеся до неё по ненецкому фольклору. Это, прежде всего, сказания, жертвенные молитвы, шаманские песни и сказки, которые записать сейчас почти невозможно.

М.А.Кастрен и Т.Лехтисало – первые собиратели устного творчества ненцев, записывавшие на ненецком языке.

В XX веке широко развернулось изучение языков и фольклора народностей Крайнего Севера и советскими исследователями. Первым из них стал Г.Н.Прокофьев. Работая в течение нескольких лет в Туруханском крае, Прокофьев занимается не только изучением ненецкого и селькупского языков, но и вопросами этнографии фольклора. В 30-е годы ученики Прокофьева А.П.Пырерка, Г.Д.Вербов, А.А.Савельев наряду с лингвистическими материалами собирали и образцы устного народного творчества ненцев.

Говоря о собирании, публикации и анализе самодийского фольклора, нужно иметь ввиду, что это делали главным образом лингвисты и этнографы, которые воспринимали фольклор как источник языковой и исторической информации.

Великая Отечественная война приостановила на несколько лет эту работу. Защищая родину, погибли на фронте А.П.Пырерка, Г.Д.Вербов, А.А.Савельев. В годы войны умер Г.Н.Прокофьев. Материалы Г.Д.Вербова и А.П.Пырерка, собранные перед войной, которые долгое считались утерянными, были найдены только недавно в архивах. Сразу же после войны собирание фольклора народностей Севера возобновляется. В 1946 году Всесоюзное географическое общество организовало специальную фольклорную экспедицию под руководством А.М.Щербаковой. Её участники работали в течение нескольких месяцев в Ненецком национальном округе, в Большеземельской и Малоземельской тундрах, привлекая к сбору материалов местную интеллигенцию. Экспедицией был собран большой и интересный материал (1300 страниц машинописного текста), в котором широко были представлены сказки, загадки и песни. Образцы ненецкого устного народного творчества записывали как в Ненецком национальном округе, так и в Ямало – Ненецком автономном округе участники лингвистических экспедиций Н.М.Терещенко и Л.В.Хомич. В 1948, 1949, 1959 гг. З.Н.Куприянова совершила поездки в Ненецкий национальный округ для собирания и изучения бытования устного народного творчества ненцев. В 1960 году вышла составленная ею хрестоматия по ненецкому фольклору для педагогических училищ национальных округов, куда вошла часть собранного материала, в 1965 году – монография «Эпические песни ненцев».

Ненецкий фольклор

Фольклор – памятник устного народного творчества. В нём отображаются важные для науки сведения о духовной и материальной культуре, общественном устройстве и быте ненецкой народности в далёком прошлом, не засвидетельствованные письменными источниками.

 

Фольклор ненцев - важная составляющая часть культуры самого крупного этноса среди коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Народное творчество ненцев - неотъемлемая часть всемирного культурного фонда - тематически и жанрово богато и разнообразно.

 

Фольклор, по своей сути, – это неоценимый кладезь мудрости, раскрывающий целую эпоху истории народа. Истинным хранителем ненецких эпических песен, на протяжении веков являются представители старшего поколения, которые относятся к фольклору как к драгоценному сокровищу, почитают его как святыню, считая ее частью своей души.

 

Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах.

 

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

 

Фольклорное наследие, сохранившееся до наших времён, поражает своей меткостью и глубокой смысловой нагрузкой. Оно отражает многовековой социально-исторический опыт народа, его меткий ум, а главное с его помощью можно лучше узнать народ.

 

Сказители-это мудрецы и поэты, потому что воспоминания, предания и сказки, заклинания и песни, обычаи и передают они их из поколения в поколение на протяжении столетий.

 

К счастью, и в настоящее время среди ненецкого народа живет еще немало таких мудрецов и знатоков фольклора. Но в силу независящих от нас обстоятельств, их с каждым годом становится все меньше и меньше. И это должно настораживать, ибо то, что не записано, со временем может кануть в Лету, бесследно потеряться, забыться и исчезнуть с лица земли. И на мой взгляд, учителя, работники культуры, средств массовой информации, владеющие своим родным языком, должны сделать все, чтобы молодое поколение не потеряло интереса к кладезю народной мудрости, которая является основой культуры любого народа. Каждый грамотный человек должен сделать все во имя спасения несравненного творчества своего народа.

 

Фольклор это один из видов искусства, в котором сохранились следы очень многих обрядов и обычаев, преданий о происхождении родов, и поэтому сбором фольклора занимались и занимаются многие видные российские и зарубежные ученые. Например, известный русский писатель Б.Житков, путешествуя долгое время по полуострову Ямал, записал множество ненецких легенд-хынабц , которые позже перевел на русский язык и использовал их в своей работе. Б.О.Долгих –крупный советский ученый, этнограф.

В советское время широко развернулось изучение языков и фольклора народностей Крайнего Севера.

Первым советским исследователем самодийских языков был Г.Н.Прокофьев(1897-1942) – научный сотрудник Научной ассоциации Института народов Севера. Он не только занимался изучением ненецкого языка, но и вопросами этнографии и фольклора.

В начале XX века Г.Н.Прокофьев положил начало отечественному изучению и описанию языка и культуры самодийцев. У него были последователи: А.П.Пырерка, Г.Д.Вербов, А.А.Савельев, Н.М.Терещенко. Но из них только А.П.Пырерка –научный сотрудник Института языкознания АН СССР (Ленинград) . Основную часть книг занимают сказки, легенды, приметы, песни. В 30-е годы ученики Г.Н.Прокофьева А.П.Пырерка, Н.М.Терещенко, Г.Д.Вербов собрали образцы устного творчества ненцев, в первую очередь эпического, которое представлялось самым значимым.

В 1946 году Всесоюзное географическое общество организовало специальную фольклорную экспедицию под руководством А.М.Щербаковой. Участники экспедиции работали в течении нескольких месяцев в Ненецком национальном округе в Большеземельской и Малоземельской тундрах. Экспедицией собран большой и интересный материал (1300 страниц машинописи).

 

Образцы ненецкого устного творчества записывали как в Ненецком округе, так и Ямало-Ненецком округе и участники лингвистических экспедиций Н.М.Терещенко и Л.В.Хомич.

 

В 1948, 1949 и 1959 годах З.Н.Куприянова совершила поездки в Малоземельскую тундру для собирания и изучения бытования устного народного творчества ненцев. В 1960 году вышла составленная З.Н.Куприяновой хрестоматия по ненецкому фольклору для педучилищ национальных округов, куда вошла часть собранного материала, а в 1965 году – капитальный труд «Эпические песни ненцев».

 

Сбором фольклора ненцев занимались писатели Севера И.Г. Истомин, И.А. Юганпелик , Л.В. Лапцуй , В. Неркаги, Е.Г.Сусой.

 

Е.Г.Сусой – автор 17 учебников и методических пособий для обучения ненецких школьников, первая женщина-ненка кандидат педагогических наук, создатель музея-квартиры Л.В. Лапцуя, научный консультант и солистка народного ансамбля песни «Ямал», собиратель ненецкого фольклора, автор записей сказок «Ягодка голубика» , «Два Окатэтто» и соавтор сборников «Сказки народов Севера» , «Северные россыпи» , «Ненецкий фольклор» , отразила жизнь ненецкого народа в книге свободной жанровой формы «Из глубины веков» .

Как сюдбабц и ярабц песня жизни её

Глубока и с рожденья крылата,

Ведь не зря отдала она сердце своё

Собиранью сказаний когда-то…

Отдала она сердце ученью ребят,

Языку и фольклору родному.

Как о «солнце поющем» о ней говорят

Те, кому её пенье знакомо.

Стала первой учёною ненкой она,

Как звезда в час бесценный восхода.

И всё звонче в речах её всюду слышна

Вековечная мудрость народа.

[Эльдар Ахадов. Золотые страницы ненецкого народа]

 

Последние годы сбором и исследованием ненецких сказок, эпических песен занимаются Е.Т.Пушкарёва, Н.М.Янгасова и многие другие. Нужно сказать, что сказки в тундре ещё живое явление, доставляющее людям радость.

 



2016-01-02 1722 Обсуждений (0)
История возникновения народного фольклора 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История возникновения народного фольклора

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1722)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)